Напоминание

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»


Автор: Светлана Михайловна Казак
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СРМК
Населённый пункт: .г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в

условиях реализации ФГОС»

Преподаватель общественных дисциплин Казак С.М.

Согласно

ФГОС

нового

поколения,

системно-деятельностный

подход

является основным в формировании универсальных учебных действий.

Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода

является проектная деятельность. Ее использование на уроках и во

внеурочное

время

предполагает,

что

обучающимся

предлагаются

практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений,

исследований), для того чтобы они могли развивать свои способности и

пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается

предоставление обучающимся возможности работать самостоятельно, быть

активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять,

принимать решения и осуществлять их.

В современном образовании проектная технология прочно заняла свои

позиции в учебном

процессе. Образовательный проект рассматривается

сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая

деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы,

способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Учебные

программы

всех

общеобразовательных

дисциплин

средне-

специального образования ориентированы на данный вид деятельности.

Аттестация обучающихся 1 курса предусматривает защиту проекта как

обязательную

деятельность.

Таким

образом,

проектная

деятельность

становится все более актуальной в современной педагогике.

Что же такое метод проектов?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности

обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов

ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся

личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный

продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения,

обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под

контролем преподавателя.

Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в

методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

1)

Проблема (постановка

проблемы,

компоненты

которой

требуют

решения).

2)

Проектирование (планирование деятельности).

3)

Поиск

информации (сбор,

систематизация,

структурирование

информации).

4)

Продукт (изготовление, оформление продукта).

5)

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также

самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все

рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные

отчеты и другое.

Стадии работы над проектом

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

- подготовка (формулирование темы и целей проекта);

- планирование (определение источников информации, формы отчета,

распределение обязанностей в группе и т.п.);

- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

- оформление результатов и выводов;

-

представление или отчет;

- оценка результатов и процесса.

Этапы организации работы над проектом

1.

Подготовительный

- планирование работы над проектом:

- перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных

путей разрешения основных вопросов;

- обсуждение выбранных обучающимися тем проектов;

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы обучающихся и

самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели и задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы,

средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных

знаний и опыта обучающихся;

- обмен информацией с другими лицами (одногрупниками, учителями,

родителями, консультантами и т. д.);

- интерпретация данных;

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3.

Этап обобщения

(этап структурирования полученной информации и

интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения

итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной

презентации и т. д.).

4.

Презентация

полученных

результатов

(этап

анализа

исследовательской деятельности обучающихся):

-

осмысление

полученных

данных

и

способов

достижения

результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над

проектом.

Классификация видов проектов

1. Классификация проектов по количеству участников:

- индивидуальные

- парные

- групповые

2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:

Виды проектов

Сущность проекта

Представление результатов

1.Исследовательский

Имеет структуру,

приближенную к научным

исследованиям по истории

и обществознанию.

Включает обоснование

актуальности избранной

темы, определение

проблемы, предмета,

объекта, целей, задач

исследования, его

методов.

Письменное

оформление,

формулировка

выводов

и

обозначение

проблем

на

дальнейшую перспективу.

Примерные темы:

- «17 октября 1905 г.:

Манифест или Конституция»;

-

«Отношение

немецкого

народа к Сталинграду: вчера и

сегодня»;

- «Возрождение казачества:

история и перспективы»;

-

«Роль

местного

самоуправления

в

развитии

области, города»;

-«Демографические проблемы

региона».

-

Повседневная

жизнь

блокадного Ленинграда.

-

Развитие

культуры

в

блокадном Ленинграде.

2.Информационный

Направлен на обучение

обучающихся добывать и

Публикация в СМИ статей,

например, об истории родного

анализировать

информацию. Такой

проект может

интегрироваться в более

крупный проект.

Обучающиеся изучают и

используют различные

методы получения

информации (анализ

литературы, СМИ, баз

данных, в том числе и

электронных, методы

анкетирования,

интервьюирования), ее

обработка (анализ,

обобщение, сопоставление

и т. д.)

.

края (в годы Вов-факты, что

летом и осенью 1942 г.

решалась судьба страны).

Размещение в сети Интернет

информации об истории и

жизни школы.

Анализ данных

социологического опроса,

например: «Считаете ли вы

необходимым

благоустройство родного

города? Какие объекты вы

считаете первоочередными?»

Сравнительно-

сопоставительный анализ,

например: «Политика Ивана

Грозного и И.В. Сталина:

сравнительная

характеристика» и др.

3. Ролевой (игровой)

имитируют

социальные или

деловые отношения

4. Творческий –

нацелен на результат

в жанрах

художественного

творчества

5.Практико-

ориентированный -

предполагают

подготовку

общественно

значимых

результатов проекта:

закона, письма к

администрации

города, района,

словаря, анкеты для

социологического

опроса и т.д.).

3. Классификация проектов по продолжительности;

- Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Пример.Тема «Семья как малая социальная группа» (обществознание)

Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая

могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В

процессе работы на занятии обучающие выдвигают проблемы, продумывают

способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце занятия

представляют их.

Тема «Россия в период правления Ивана Грозного» (история). Проект

«Создание слайдов».

1)

В группе обсуждается план , последовательность «слайдов».

2)

Обучающиеся

работают

индивидуально

или

в

парах,

создавая

несколько «слайдов».

3)

«Слайды» соединяют, вместе придумывают заголовок и иллюстрацию

для титульного слайда.

4)

Презентация групповых проектов — «премьера» презентации.

2.

Краткосрочные проекты требуют выделения времени на протяжении

4-6 занятий.

Пример. Тема

«Формирование

крепостного

гнета

в

России».

Проект

«Учебник истории пишем сами».

В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы

изучаемой темы. Преподаватель формулирует тему, проблему и объясняет

задание. Обучающиеся делятся на группы и на протяжении нескольких

занятий пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу,

различные источники.

Обучающиеся должны:

- сформулировать заголовок и план каждого параграфа;

- написать небольшой авторский текст;

- раскрыть событийно-хронологический ряд;

- отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет»,

задания к тексту и т. д.;

- придумать иллюстрации.

В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной

темы.

- Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы

или

индивидуально

в

течение

нескольких

месяцев

во

внеурочной

деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои

права», создание фильма «История моей семьи, моего края, города» и др.

-

Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще

всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ.

Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все

зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В

процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным

местам района, города.

Работа предполагает:

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим

местам района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью

привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей.

4.

Классификация

проектов

по

комплексности

(по

предметно-

содержательной области):

- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или

одной области знания.

- межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под

руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

-надпредметные (социальные) проекты.

Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».

Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о

земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).

Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник

для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и

литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной

войны» (история и география).

Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

- данные социологического опроса;

-

бизнес-план

(«Фирмы

в

экономике»,

«Правовые

основы

предпринимательской деятельности»);

- электронное учебное пособие;

- рукописный учебник истории;

- исторический журнал;

- законопроект («Законотворческая инициатива»);

- ролевая игра;

- письмо в…прошлое (письмо участнику ВОВ);

- статья;

- мультимедийный продукт;

- сравнительно-сопоставительный анализ;

- сценарий;

- видеофильм;

- видеоклип;

- социальная реклама;

- стенгазета;

- разработанный маршрут экскурсии;

- справочник;

- интернет-список;

- учебный web-сайт;

- игра;

- путеводитель и др.

Роль преподавателя в проектной деятельности

Преподаватель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем

общей культуры, творческими способностями. Он является инициатором

интересных

начинаний,

но

при

этом

не

лишает

обучающихся

самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый

участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!».

Преподаватель берет на себя тьютерские функции:

- разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

-

инициирует

рождение

и

развитие

проекта,

поддерживает

«огонь»

любознательности у обучающихся;

- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с

обучающимся «проживает» его проект);

- помогает обучающемуся осуществлять самостоятельное исследование;

- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов

преодоления

возникающих

трудностей

путем

косвенных,

наводящих

вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

- он координатор всего группового процесса;

- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов

выполненного проекта.

На протяжении последних лет технология проектного обучения стала

активно осваиваться преподавателями нашего колледжа. Анализируя опыт

использования метода проектов на занятиях истории и обществознания,

необходимо отметить тот факт, что преподаватели общественных дисциплин

данный вид деятельности использовали постоянно в своей работе. Проекты

используются достаточно давно и активно и во внеаудиторной деятельности

обучающихся в нашем колледже при подготовке к ежегодным студенческим

научно-практическим конференциям «Юность. Наука. Культура», «Первые

шаги в науку», в участии в городских, краевых, всероссийских и

международных конкурсах.

В своей педагогической практике проектный метод, я особенно активно

использую на занятиях истории на 2 курсе, при изучении курса «История

мира в послевоенный период» - годы «холодной войны». На вводном занятии

при обсуждении «дорожной карты» изучения дисциплины, обучающимся в

обязательном

порядке

я

рекомендую

подготовить

групповые

информационные, творческие проекты. Мною разработана

тематика

проектов, требования и план деятельности.

Групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при

выполнении заданий. Группа, как правило, состоит из 4-5 человек, внутри

которой определяются обязанности участников и определяется координатор

деятельности. Состав группы формируется по интересам, оговариваются

сроки выполнения работы. В период подготовки проекта я контролирую этот

процесс, направляю деятельность через координатора.

Данная проектная деятельность повышает мотивацию обучающихся в

получении дополнительных знаний, воспитывает чувство ответственности,

коллективизма, самодисциплины, развивает исследовательские и творческие

способности. Результатами данной работы являются: красочно оформленные

презентации и эмоциональная защита. Особое внимание я обращаю на

придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыков

обучающихся

самим

находить

и

формулировать

проблемы,

делать

теоретические обобщения.

Деятельность обучающихся приобретает характер научно-исследовательской

работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по

организации проектной деятельности можно отметить то, что в данном

методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и

развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным,

но он имеет большие преимущества:

- развивает интеллект обучающегося, его умение планировать и отслеживать

последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять

их в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которая

предполагает

владение

определенными

умениями:

анализа,

синтеза,

мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- позволяет обучить умению получать знания через свою деятельность.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать

и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в

проблему, переживание «ситуации успеха». Обучающийся делает открытие

в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип

связи обучения с жизнью.

Главный результат – компетентность обучающихся в области истории и

обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе

проектной деятельности.

Такая форма обучения

способствует более

глубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего России,

ведет к формированию собственных оценок, развитию критического

мышления.

Немало этот метод дает и мне как преподавателю. Это и возможность

творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и

взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать

различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным,

более интересным и поэтому более эффективным.



В раздел образования