Автор: Томская Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: г. Амурск
Наименование материала: статья
Тема: Защита прав детей в международных семейных конфликтах
Раздел: среднее профессиональное
Статья
Защита прав детей в международных семейных конфликтах.
Давним
давно,
еще
в
древние
времена
у
людей
возникла
необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал
силой, слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника,
желающего отстоять его права на собственность и жизнь. Не так-то быстро
люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое
время в истории царил закон «Око за око, зуб за зуб».
О правах человека как такового начали задумываться в Древней
Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические
преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет.
Вопрос регулирования прав детей в России возник во второй половине 19
века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в
силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и
дальнейшего развития.
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек,
родитель, педагог, обязан знать свои собственные права, права своих детей,
уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей.
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с
детства. Многие философы, мыслители в своих трудах писали о проблеме
защиты детей. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит
особенно остро, так как социально-экономическая ситуация в современном
мире отражается прежде всего на детях.
В современную эпоху глобализации количество смешанных браков
стремительно растет, и как обычные семьи, так и браки трансграничные
иногда распадаются, и всегда в этих случаях возникает проблема общения
обоих родителей с детьми, и не всегда она решается миром. Важно, чтобы в
такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены
помимо
своей
воли,
последствия
принимаемых
родителям
решений
отражаются на ребенке и наносят ему непоправимый вред.
Очень часто в последнее время в СМИ, телевидении извещают об
очередном факте нарушении прав ребенка в семье или в образовательном
учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном
использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно
понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий
право, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не
нарушать. Порой родители не знают Конвенции о правах ребенка, не знают
содержание статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.
У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности
для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны
детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между
родителями, которые являются гражданами или проживают на территории
разных государств, Гаагской конференцией по международному частному
праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах
международного похищения детей от 25 октября 1980 года и Конвенция о
юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в
отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19
октября 1996 года. Минпросвещения России сообщает, что Российская
Федерация является государством - участником обеих многосторонних
международных договоров.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями
родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей. Их
развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии
решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с
семьи
ответственность
за
воспитание
ребенка
и
родители
целиком
полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно
Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности
родителей
по
воспитанию
и
образованию
детей,
подчеркивается
ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное
и нравственное.
Мы взрослые - родители и педагоги не имеем право на ошибку: ведь от
этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь наших детей. При дефиците
любви становится сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс
на любовь.
Хочу процитировать слова писателя А. Лиханова: «Право ребенка на
жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а
ребенок – поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему
эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие. Так на
сколько же мы зрячие? Это не простой вопрос…»
Конвенция 1980 года регулирует вопросы, связанные с незаконным
перемещением детей и их возвращением в государство постоянного места
проживания.
Конвенция 1996 года имеет право более широкую сферу действия, и
помимо механизма возвращения ребенка, также затрагивает вопросы,
касающиеся определения юрисдикции государства, установления места
нахождения несовершеннолетнего на территории иностранного государства,
принятия срочных мер защиты в отношении несовершеннолетних, признания
и
исполнения
решений
иностранных
судов,
предполагает
оказание
гражданам помощи в случаях незаконного перемещения или удержания
детей на территории Российской Федерации или за ее пределами. Помощь
гражданам оказывается также в случаях необходимости обеспечения прав
опеки или доступа к детям.
Конвенция 1980 года и Конвенция 1996 года предусматривает создание на
территории каждого из государств – участников Центральных органов,
являющихся
связующими
звеньями
между
иностранными
правовыми
системами. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 22
декабря 2011 года № 1097 «О центральном органе, отправляющем
обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых
аспектах международного похищения детей» и от 15 ноября 2012 года №
1169 «О центральном органе, исполняющем обязанности, возложенные не
него Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении
и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по
защите детей» на территории РФ функции Центрального органа по принятым
международным обязательствам возложены на Минпросвещения России.
И
хотя
на
сегодняшний
день
в
России
действует
целая
система
административных и судебных органов, в задачи которых входит защита
прав
ребенка,
зачастую
бывает
затруднительно
добиться
защиты
и
восстановления нарушенных прав. Европейский суд может установить факт
нарушения Конвенции, а также присудить заявителю соответствующую
компенсацию и возмещение расходов. А принимая во внимание то, что
ребенок самостоятельно
не
может
«исчерпать внутригосударственные
средства защиты», а законные представители ребенка иногда являются и
нарушителями его прав, вопрос защиты прав детей в практике Европейского
суда по правам человека представляется особенно актуальным. Применение
положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод к детям.
Любите своих детей, защищайте своих детей!
Спасибо за внимание!