Автор: Юсупова Асия Айсеевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ОГБПОУ НикТТ
Населённый пункт: р.п. Николаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное
Проектно-исследовательская деятельность с использованием
информационных технологий на уроках истории
Юсупова Асия Айсеевна
ОГБПОУ «Николаевский технологический техникум»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник,
который
будет
жить
и
трудиться
в
грядущем
тысячелетии
в
постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно
действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни. Поэтому
в настоящее время возникла необходимость
организации процесса обучения на основе проектной деятельности с
применением информационных технологий.
Проектная деятельность является в настоящее время одной из
перспективных технологий в образовании.
Для реализации исследовательских проектов организую групповую и
индивидуальную работу студентов. Важной является работа в группах, где
подопечные решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою
точку зрения, слушают
и понимают
точку зрения собеседника, ведут
дискуссию.
Результаты проекта студенты чаще оформляют с помощью
компьютерных технологий.
Исследовательскую деятельность на основе ИКТ использую на
следующих уроках: на 2 курсе на уроке истории по теме «Гражданская война
в России: противоборствующие силы». На реализацию проекта ушло 10 дней.
После того как перед студентами была поставлена проблема: захват
большевиками власти в октябре 1917 года вызвал несогласие различных
общественных сил, что привело к столкновению различных позиций и
появлению альтернативных путей развития. Группа разделилась на три
подгруппы, были определены последовательные шаги реализации проекта,
направленные на поиск доказательств особенностей «своего» движения:
1. Собрать информацию. 2. Оформить презентацию. 3. Подготовить
защиту презентации. 4. Написать эссе: «Если бы «наше» движение одержало
победу в гражданской войне…». 5. Подготовить вопросы противостоящим
силам. Каждая группа результаты поиска оформила в виде презентации и
защиты своего движения. Данный проект можно отнести не только к
исследовательским, но и ролевым, так как студенты выступали от имени
исторических персонажей и реальной социальной силы гражданской войны,
сумели
выстроить
материал
и
защитить
позиции
своего
движения,
прониклись духом той эпохи, используя стихи, песни, плакаты гражданской
войны, используя в первую очередь источники Интернета.
Данная форма занятия возможна и на уроках обществознания. На 1
курсе ролевой проект-исследование был проведен по теме «Стадии в
развитии
общества».
Проект
интегрированный,
групповой.
Цель
–
подготовить как можно более полную характеристику первобытного (1
группа),
аграрного
(2
группа),
индустриального
(3
группа),
постиндустриального общества (4 группа).
Были поставлены задачи:
изготовить
декорации,
костюмы,
представить
небольшой
спектакль,
подготовить слайды для презентации, снять мини- ролики. Результатом
данной работы стал урок – представление выполненной работы. В данном
случае мы с преподавателем информатики были тьюторами: направляли и
оказывали помощь в организации работы с ресурсами Интернета и другими
источниками информации. В ходе осуществления проекта на 2-3 курсах я
выполняю уже роль консультанта деятельности студентов.
Конечно, подготовка к такому уроку со стороны и преподавателя, и
студентов занимает гораздо больше времени, чем к обычному. Но здесь есть
несомненные плюсы – проект с использованием ИКТ позволяет погрузиться
в тему, вызывает интерес, даже некий азарт в получении новой информации.
В
первую очередь он ориентирован на самостоятельную подготовку
студентов
и,
естественно,
результативнее.
Постоянное
использование
исследовательских проектов на уроках невозможно, в первую очередь
необходимо
учитывать
особенности
темы,
возраст
студентов,
их
подготовленность, наличие источников информации. Более полноценное
использование исследовательской деятельности возможно
в курсах по
выбору и во внеурочной деятельности.
ИКТ стараюсь использовать на уроках истории при изучении тем, где
присутствует региональный компонент (краеведение). При этом я ставлю
перед собой следующие задачи: стимулировать познавательный интерес
студентов
к предмету; придать обучению творческий, проблемный,
исследовательский характер; способствовать обновлению содержательной
стороны предмета; развивать самостоятельную деятельность студентов в
процессе обучения.
К, примеру, научно - исследовательская работа Куликовой Мадины и
Юсуповой Динары «Подвиг рядового солдата» открыла для
участниц
проекта неизвестные страницы семейного архива, позволила им взглянуть
по-новому на своего земляка и прадеда, как на героя Великой Отечественной
войны. Это проект – индивидуальный, главной целью которого, я считаю,
сохранение памяти о рядовых участниках войн, внёсших вклад в Победу,
понимании
роли
каждого
солдата,
каждого
поступка,
которые
в
совокупности «ковали» Победу. Исследовательская работа по структуре и
содержанию соответствовала научно-исследовательской работе, что было
оценено на региональном и межрегиональном уровнях – в областном
конкурсе научно – исследовательских работ и на конкурсе научно-
исследовательских
работ
Поволжского
Федерального
округа.
Работа
студенток заняла 2 место. Перед подопечными была поставлена задача –
собрать материал об участнике войны - Мавлютове Тагире Диганшевиче и
воссоздать подвиг рядового участника войны. Поиск материалов вёлся в
архиве министерства обороны, в военных архивах, в базе данных о наградах,
в информационном ресурсе «Подвиг народа». Собранные материалы легли в
основу научно-исследовательской работы. Бесспорно, без использования
информационных ресурсов результаты поисковой работы
были бы не
полными, не точными, не эффективными.
Внедрение современных трендов в учебный процесс, как показывает
практика,
позволяет
интенсифицировать
обучение,
реализовать
идеи
развивающего обучения, увеличить и разнообразить объем самостоятельной
работы. Студенты с интересом применяют ИКТ на уроках, сами включаются
в
подготовку
информационных
материалов
на
цифровой
основе.
Информационные технологии дают дополнительные возможности для
исследовательских
работ,
делая
их
более
полными,
всесторонними,
наглядными и яркими. Как правило, материалы проведенных исследований
используются не только для участия в конкурсах и конференциях, но и для
проведения
внеурочных
мероприятий.
Поэтому
эффективность
использования современных образовательных технологий вполне очевидна.
Литература
1.
Тороп, В.В. Проблема использования информационных технологий в
преподавании предметов социально-гуманитарного цикла/ В.В. Тороп //
Преподавание истории в школе.-2007.-№2.-С.4-9.
2.
Чернобай,
Е.В.
Формирование
мотивации
учителя
истории
к
использованию средств ИКТ//Преподавание истории в школе.-2009.-№9.-
57-59.00