Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории"


Автор: Юсупова Асия Айсеевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ОГБПОУ НикТТ
Населённый пункт: р.п. Николаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектно-исследовательская деятельность с использованием

информационных технологий на уроках истории

Юсупова Асия Айсеевна

ОГБПОУ «Николаевский технологический техникум»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник,

который

будет

жить

и

трудиться

в

грядущем

тысячелетии

в

постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно

действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся

условиям жизни. Поэтому

в настоящее время возникла необходимость

организации процесса обучения на основе проектной деятельности с

применением информационных технологий.

Проектная деятельность является в настоящее время одной из

перспективных технологий в образовании.

Для реализации исследовательских проектов организую групповую и

индивидуальную работу студентов. Важной является работа в группах, где

подопечные решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою

точку зрения, слушают

и понимают

точку зрения собеседника, ведут

дискуссию.

Результаты проекта студенты чаще оформляют с помощью

компьютерных технологий.

Исследовательскую деятельность на основе ИКТ использую на

следующих уроках: на 2 курсе на уроке истории по теме «Гражданская война

в России: противоборствующие силы». На реализацию проекта ушло 10 дней.

После того как перед студентами была поставлена проблема: захват

большевиками власти в октябре 1917 года вызвал несогласие различных

общественных сил, что привело к столкновению различных позиций и

появлению альтернативных путей развития. Группа разделилась на три

подгруппы, были определены последовательные шаги реализации проекта,

направленные на поиск доказательств особенностей «своего» движения:

1. Собрать информацию. 2. Оформить презентацию. 3. Подготовить

защиту презентации. 4. Написать эссе: «Если бы «наше» движение одержало

победу в гражданской войне…». 5. Подготовить вопросы противостоящим

силам. Каждая группа результаты поиска оформила в виде презентации и

защиты своего движения. Данный проект можно отнести не только к

исследовательским, но и ролевым, так как студенты выступали от имени

исторических персонажей и реальной социальной силы гражданской войны,

сумели

выстроить

материал

и

защитить

позиции

своего

движения,

прониклись духом той эпохи, используя стихи, песни, плакаты гражданской

войны, используя в первую очередь источники Интернета.

Данная форма занятия возможна и на уроках обществознания. На 1

курсе ролевой проект-исследование был проведен по теме «Стадии в

развитии

общества».

Проект

интегрированный,

групповой.

Цель

подготовить как можно более полную характеристику первобытного (1

группа),

аграрного

(2

группа),

индустриального

(3

группа),

постиндустриального общества (4 группа).

Были поставлены задачи:

изготовить

декорации,

костюмы,

представить

небольшой

спектакль,

подготовить слайды для презентации, снять мини- ролики. Результатом

данной работы стал урок – представление выполненной работы. В данном

случае мы с преподавателем информатики были тьюторами: направляли и

оказывали помощь в организации работы с ресурсами Интернета и другими

источниками информации. В ходе осуществления проекта на 2-3 курсах я

выполняю уже роль консультанта деятельности студентов.

Конечно, подготовка к такому уроку со стороны и преподавателя, и

студентов занимает гораздо больше времени, чем к обычному. Но здесь есть

несомненные плюсы – проект с использованием ИКТ позволяет погрузиться

в тему, вызывает интерес, даже некий азарт в получении новой информации.

В

первую очередь он ориентирован на самостоятельную подготовку

студентов

и,

естественно,

результативнее.

Постоянное

использование

исследовательских проектов на уроках невозможно, в первую очередь

необходимо

учитывать

особенности

темы,

возраст

студентов,

их

подготовленность, наличие источников информации. Более полноценное

использование исследовательской деятельности возможно

в курсах по

выбору и во внеурочной деятельности.

ИКТ стараюсь использовать на уроках истории при изучении тем, где

присутствует региональный компонент (краеведение). При этом я ставлю

перед собой следующие задачи: стимулировать познавательный интерес

студентов

к предмету; придать обучению творческий, проблемный,

исследовательский характер; способствовать обновлению содержательной

стороны предмета; развивать самостоятельную деятельность студентов в

процессе обучения.

К, примеру, научно - исследовательская работа Куликовой Мадины и

Юсуповой Динары «Подвиг рядового солдата» открыла для

участниц

проекта неизвестные страницы семейного архива, позволила им взглянуть

по-новому на своего земляка и прадеда, как на героя Великой Отечественной

войны. Это проект – индивидуальный, главной целью которого, я считаю,

сохранение памяти о рядовых участниках войн, внёсших вклад в Победу,

понимании

роли

каждого

солдата,

каждого

поступка,

которые

в

совокупности «ковали» Победу. Исследовательская работа по структуре и

содержанию соответствовала научно-исследовательской работе, что было

оценено на региональном и межрегиональном уровнях – в областном

конкурсе научно – исследовательских работ и на конкурсе научно-

исследовательских

работ

Поволжского

Федерального

округа.

Работа

студенток заняла 2 место. Перед подопечными была поставлена задача –

собрать материал об участнике войны - Мавлютове Тагире Диганшевиче и

воссоздать подвиг рядового участника войны. Поиск материалов вёлся в

архиве министерства обороны, в военных архивах, в базе данных о наградах,

в информационном ресурсе «Подвиг народа». Собранные материалы легли в

основу научно-исследовательской работы. Бесспорно, без использования

информационных ресурсов результаты поисковой работы

были бы не

полными, не точными, не эффективными.

Внедрение современных трендов в учебный процесс, как показывает

практика,

позволяет

интенсифицировать

обучение,

реализовать

идеи

развивающего обучения, увеличить и разнообразить объем самостоятельной

работы. Студенты с интересом применяют ИКТ на уроках, сами включаются

в

подготовку

информационных

материалов

на

цифровой

основе.

Информационные технологии дают дополнительные возможности для

исследовательских

работ,

делая

их

более

полными,

всесторонними,

наглядными и яркими. Как правило, материалы проведенных исследований

используются не только для участия в конкурсах и конференциях, но и для

проведения

внеурочных

мероприятий.

Поэтому

эффективность

использования современных образовательных технологий вполне очевидна.

Литература

1.

Тороп, В.В. Проблема использования информационных технологий в

преподавании предметов социально-гуманитарного цикла/ В.В. Тороп //

Преподавание истории в школе.-2007.-№2.-С.4-9.

2.

Чернобай,

Е.В.

Формирование

мотивации

учителя

истории

к

использованию средств ИКТ//Преподавание истории в школе.-2009.-№9.-

57-59.00



В раздел образования