Напоминание

"Рейтинго-накопительная система оценивания результатов обучения на занятиях иностранного языка"


Автор: Хадаковская Татьяна Дмитриевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГПОУ "Топкинский технический техникум"
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Рейтинго-накопительная система оценивания результатов обучения на занятиях иностранного языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 1», г. Топки

Выступление на тему

«Рейтинго-накопительная система

оценивания результатов обучения»

Выполнила: Хадаковская Т.Д,

учитель английского языка

Топки, 2017 г.

Одной

из

важнейших

составляющих

образовательного

процесса

является система оценки качества знаний учащихся. Традиционная школьная

система

бальных

оценок

не

всегда

отражает

качественное

изменение

учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного

процесса.

С

недавних

пор в процесс образования была введена новая система

контроля

и

оценки

знаний

система

рейтингового

контроля.

Этот

вид

контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же

стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних

специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в

порядке

эксперимента.

Необходимость

внедрения

рейтинговой

системы

оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я.

Касимов,

А.В.

Левин,

В.И.

Огорелков,

А.Ф.

Сафонов

и

др.

Проблемой

рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А.

Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать

н а

п р а к т и ке

зд о р о в ь е с б е р е г а ю щ и е

т е х н о л о г и и ,

т а к и е

к а к

дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное

обучение,

ситуативное

обучение,

игровые

технологии,

педагогику

сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать

максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести

учебную

деятельность

учащихся

из

необходимости

во

внутреннюю

потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями

осуществлять

выбор

учеником

возможных

вариантов

и

форм

овладения

дисциплиной,

позволяет

преподавателю

расширить

общение,

лучше

ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их

особенности.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы

контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины, очевидны,

так

как

они

позволяют

значительно

повысить

эффективность,

как

деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации

интерес

учащихся

к

конкретной

теме

урока,

а,

следовательно,

и

к

и н о с т р а н н о м у

я з ы к у

в

ц е л о м .

Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при

э т о м

ко н т р о л и р у е т с я

п р е п од а в ат е л е м

и

о д н о к л а с с н и к а м и .

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в

человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой

форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное,

б о л е з н е н н о й

с т р е с с о в о й

р е а к ц и и .

В-четвертых,

развиваются

элементы

творчества

и

самоанализа,

включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной

м о т и в а ц и е й

у ч а щ и х с я .

В-пятых, учащиеся более свободно общаются на иностранном языке, не

б о я с ь

п о л у ч и т ь

о т р и ц а т е л ь н у ю

о т м е т к у .

Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Рейтинговая

система

система

накопительного

типа,

в

которой

индивидуальный

коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов

з а н я т и й

и

в а р и а н т о в

к о н т р о л я .

Рейтинг

это

индивидуальный

суммарный

индекс

ученика,

устанавливаемый

на

каждом

этапе

текущего,

рубежного

и

итогового

контроля.

Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно

исправить,

применяя

технологию

рейтинговой

системы

оценки

качества

знаний.

Недостатки традиционной школьной системы

балльных оценок

Рейтинговая система контроля и оценки

знаний позволяет

отсутствие весовой доли оценок (за ответ на

вопрос или как результат итоговой

контрольной работы, оценка может быть

выставлена за доказательство теоремы или

трудной задачи, а, может быть, и за ответ

довольно простой)

дифференцировать значимости оценок,

полученных учеником за выполнение

различных видов работы (самостоятельная

работа, контрольная работа, текущая,

тренинг, домашняя, творческая и др.);

недостаточное стимулирование активной

работы учащихся. Практически не

учитывается внепрограммная учебная работа

(участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.).

Учащимся не предоставляется право выбора

времени, формы ответа

корректировать свою работу, исходя из

анализа этой динамики не только учителю, но

и ученику, тем самым, ставя его в позицию

субъекта учебного процесса;

незначительный объём контролируемого

учебного материала у каждого ученика.

Иногда оценка за четверть ставится по

одному-двум ответам

определить уровень математической

подготовки каждого ученика на каждом

этапе учебного процесса;

негуманность системы. Ученик не всегда

может претендовать на высшую оценку,

отвечать, когда хочет, когда готов

планировать и прогнозировать диапазон

уровня знаний, соотнося возможности

каждого ученика с образовательным

стандартом математического образования;

узкий диапазон школьных оценок, например

четверки, могут быть разными (близкими к

«3» или к «5»);

большая субъективность оценки,

расплывчатость её критериев. Отсутствие

самооценки

повысить объективность оценки знаний,

динамики учебного математического

образования ученика не только в течение

учебного года, но и за всё время обучения в

школе;

Немаловажно, что рейтинговая система оценивания открытая, и ученики

могут

сопоставить

результаты

своей

деятельности

с

результатами

своих

одноклассников, могут увидеть «недочеты» в своей работе и скорректировать

с в о ю

р а б о т у

в

с л е д у ю щ е й

ч е т в е р т и .

Рейтинговая

система

обеспечивает

систематическую,

максимально

мотивированную

работу

не

только учащихся,

но

и

у ч и т е л я .

Введение рейтинговой системы

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в

том,

чтобы

создать

условия

для

мотивации

самостоятельности

учащихся

средствами современной и систематической оценки результатов их работы в

с о о т в е т с т в и и

с

р е а л ь н ы м и

д о с т и ж е н и я м и .

Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со

стадии

подготовки

к

введению

рейтинговой

системы,

когда

учитель

и

учащийся

заключают

договор

о

взаимных

обязательствах.

Рейтинговая

система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки

учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме различных

т е х н о л о г и й .

Виды работы

Количество баллов

Стартовый контроль

5-20 баллов

Посещение уроков

0,5 балла за урок

Ведение тетради

До 10 баллов

Работа на уроке

До 10 баллов

Выполнение карточек

До 10 баллов

Реферат

5-20 баллов

Исследовательская работа

До 40 баллов

Творческий проект

5-20 баллов

Контрольная работа

До 20 баллов

Выполнение домашнего задания

5 баллов

Выполнение викторины

10- 20 баллов

Участие во внеклассных предметных

мероприятиях

20-40 баллов

Участие в олимпиадах и конкурсах

20-50 баллов

Выполняя

какое-либо

задание,

ученик

зарабатывает

определённое

количество

баллов

(фишек),

в

зависимости

от

типа

задания

и

от

правильности его выполнения:

Звезда – 10 баллов

Треугольник – 5 баллов

Квадрат – минус 10 баллов

За

урок

ученик

может

набрать

25,5

баллов

максимум.

Оценка

«5»

выставляется, если ученик набрал 22балла. Оценка «4» выставляется, если

ученик набрал 20-16 баллов. Оценка «3» выставляется, если ученик набрал

1 5

б а л л о в .

В оценку за урок входят следующие критерии: посещение уроков, работа

на

уроке,

выполнение

карточки,

выполнение

домашнего

задания.

Если на уроке не предполагается использование карточек, то ученик должен

набрать 13,5- 14,5 баллов на «5», где получает 0,5 балла за посещение, за

работу на уроке 9-10 баллов, за выполнение домашнего задания-5 баллов.

Оценка «4» выставляется, если ученик набрал 11,5-12,5 баллов, где 0,5 за

посещение, 7-8 за работу на уроке, 4 за выполнение домашнего задания.

Оценка «3» выставляется, если ученик набрал 8,5-10,5 баллов, где 0,5 за

посещение

урока,

5-7

за

работу

на

уроке,

3

за

выполнение

домашнего

задания.

Предусмотрено

также

начисление

штрафных

баллов,

что

позволяет

осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения

школьника к образованию:

П р о п у с к

у р о к а

п о

неуважительной причине

-20 баллов

О п о з д а н и е

н а

у р о к

п о

неуважительной причине

-10 баллов

Нарушение

дисциплины

на

уроке

-10 баллов

Если ученик заработал бонусные баллы, он может использовать их на аукционе в

конце четверти и «приобрести» льготы на следующую четверть.

Один раз в неделю не выполнить домашнее задание

+1 балл за контрольную работу

+1 балл за самостоятельную работу

Помощь учителя во время выполнения контрольной работы

Помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы

Право пользоваться словарем

+5 баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок

Один раз в месяц не выполнить домашнее задание

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное

увеличение

временных

затрат

учителя

на

подготовку

к урокам

и

на

дополнительные занятия.



В раздел образования