Авторы: Петрова Юлия Александровна, Платоненко Елена Витальевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль медицинской сестры в проведении профилактики острых респираторных заболеваний среди детей дошкольного возраста"
Раздел: среднее профессиональное
Роль медицинской сестры в проведении профилактики острых респираторных
заболеваний среди детей дошкольного возраста
По данным ВОЗ, каждый взрослый в течение года в среднем два раза болеет гриппом
или другими ОРЗ, школьник - три раза, ребенок дошкольного возраста - шесть раз. На
основании федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание
современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» ожидается снижение
детской заболеваемости. Любой недуг лучше предупредить, нежели лечить. А в отношении
детей такой подход должен быть приоритетным. Детские болезни случаются часто,
переживаются тяжело и могут вызвать ряд осложнений. Поэтому следует заранее подумать о
профилактике ОРЗ у детей.
Учитывая актуальность темы, нами была определена цель исследования - оценить роль
медицинской сестры в профилактике острых респираторных заболеваний у детей. Для
достижения цели, сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать основные принципы профилактики инфекционных заболеваний в
детском дошкольном учреждении № 54 «Золушка».
2. Провести беседу двукратно с сотрудниками и родителями детей детского сада № 54
«Золушка» для выявления уровня информированности по поводу острых респираторных
заболеваний и их профилактике.
3. Повысить уровень знаний по профилактике острых респираторных заболеваний у
родителей воспитанников и сотрудников детского сада № 54 «Золушка».
4. Подвести итоги работы.
В процессе подготовки к нашей работе медицинской сестрой детского сада № 54
«Золушка»
была предоставлена документация, включающая принципы, на которые
опирается детское учреждение при непосредственном участии медсестры во время
профилактики инфекционных заболеваний. Данные принципы были нами проанализированы
и дополнены уточняющими практическими фактами со слов медицинской сестры и
заведующей детского сада.
Восполнив объем знаний по теме ОРЗ на основе изученного материала, сопоставив
различные точки зрения медицинских учёных, под руководством медицинской сестры
детского сада № 54 «Золушка», мы подготовили ряд вопросов для беседы с родителями
детей группы и сотрудниками данного учреждения. Нами были опрошены 30 родителей
воспитанников детского сада средней группы. Количество сотрудников составило - 20
человек.
На вопрос, касающийся толкования термина ОРЗ и его симптомов 80% опрошенных
родителей смогли дать верный ответ. 65% на вопрос о том, как можно заболеть ОРЗ,
ответили, что ОРЗ в большинстве случаев передается воздушно-капельным путем. Вопрос об
осложнениях после перенесенного ОРЗ родителями воспринялся достаточно встревожено и
из полученных ответов - 60% были высказаны – верно. Только 50 % респондентов в
утвердительной форме смогли ответить на вопрос, касающийся профилактических действий.
Остальные 50 % данному вопросу не уделяют достаточного внимания. При ответе на вопрос:
«Знаете Вы, как правильно полоскать горло и промывать нос?» - 60 % родителей дали
правильный ответ, а 40% были не точны, при ответе на данный вопрос. При ответе на
вопрос: «Какие действия Вы предпринимаете при заболевании ребёнка ОРЗ?» - родители
ответили следующее: «Вызвать врача, а до его прихода, обеспечить прием противовирусных
препаратов, оказание первой помощи при лихорадке и не заниматься самолечением».
Воспитателям детского сада № 54 «Золушка» были заданы аналогичные вопросы. Их
ответы показали достаточно высокий уровень в процессе беседы на тему: «ОРЗ и его
профилактика».
В процессе беседы с респондентами на тему: «ОРЗ и его профилактика», нами был
подобран теоретический материал на данную тему и представлен в форме тезисов, как
информационный источник. В помощь была разработана памятка, включающая в себя ряд
действий, направленных на профилактику ОРЗ у детей. Она была распространена среди
родителей детей детского сада. Данная работа позволила повысить уровень знаний в
теоретических аспектах, а так же усвоить значимость функции родителей в совместной
работе с воспитателями и медсестрой детского сада № 54 по проведению профилактики ОРЗ
не только в пределах детского учреждения, но и в домашних условиях.
Спустя три недели мы, исходя из полученных данных, под руководством медицинской
сестры провели повторную беседу только с родителями воспитанников группы «Золушка».
Данная работа показала, что пробелы в знаниях родителей восполнены.
Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать, что при повторной беседе с
родителями, их уровень знаний в профилактике ОРЗ и теоретических аспектах значительно
возрос, и мы надеемся, что внимание к здоровью ребенка и профилактике инфекционного
заболевания со стороны взрослого будет уделяться в большей мере.
Подведя итог нашей работы, мы пришли к выводам:
1. Основные принципы профилактики инфекционных заболеваний в детском дошкольном
учреждении № 54 «Золушка» проводятся в полном объеме.
2. Проведя анкетирование с сотрудниками и родителями детей детского сада № 54
«Золушка» отмечено, что уровень информированности по вопросам профилактики ОРЗ у
родителей недостаточный.
3. Уровень знаний родителей по вопросам профилактики ОРЗ повысился после проведенной
работы: беседы, распространение памяток.
Таким образом, с полной уверенностью можно утверждать, что в ходе
исследовательской работы под руководством медицинской сестры дошкольного учреждения,
наблюдающийся дефицит знаний у родителей воспитанников детского сада № 54 «Золушка»
в профилактике ОРЗ восполнен и в дальнейшем, при совместной работе: медсестер,
воспитателей и родителей, уровень заболеваемости у детей дошкольного возраста снизится.