Напоминание

Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни среди детей старшего школьного возраста


Авторы: Платоненко Елена Витальевна, Петрова Юлия Александровна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни среди детей старшего школьного возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни среди

детей старшего школьного возраста

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного

общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для

обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию

здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики

в области социальной сферы. Пропаганда ЗОЖ является одной из основных

задач медицинских работников в деле укрепления здоровья пациентов. В

настоящее время в этом направлении акцент делается на повышении роли

медицинской сестры в формировании здорового образа жизни детского

населения.

Медицинская сестра должна предоставлять максимально полную

информацию о различных аспектах здоровья, помогать детям и их родителям в

формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и

здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих

сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Цель исследования – изучение роли медицинской сестры в обучении детей

старшего школьного возраста принципам здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1.

Изучение литературы по теме.

2.

Выяснение уровня информированности старшеклассников о здоровом

образе жизни.

3.

Разработка и реализация памяток и рекомендаций для детей старшего

школьного возраста, направленные на улучшение и сохранение здорового

образа жизни.

Гипотеза: деятельность медицинской сестры по обучению детей старшего

школьного

возраста

принципам

здорового

образа

жизни

способствует

повышению уровня их информированности по данной теме.

Объект исследования: здоровый образ жизни детей старшего школьного

возраста.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в обучении детей старшего

школьного возраста здоровому образу жизни.

Для комплексной работы медицинской сестры по обучению детей старшего

школьного

возраста

принципам

здорового

образа

жизни

необходимо

своевременное выявление знаний школьников о факторах риска, учитываемых

при формировании комплекса профилактических мероприятий, для сохранения

и укрепления их здоровья.

С целью определения уровня информированности старшеклассников о

принципах здорового образа жизни, выявления индивидуального образа жизни

подростков и их отношения к своему здоровью

нами было проведено

анкетирование учащихся МБОУ «СОШ № 2». Было опрошено 50 школьников в

возрасте 15-17 лет.

Результаты анкетирования:

1

1.

Ваш возраст.

Возраст респондентов распределился следующим образом:

половине опрашиваемых – 15 лет, остальным 16 – 17 лет.

Рис. 1. Возраст респондентов.

2.

Какие вредные привычки у Вас имеются?

Данная диаграмма показывает, что у подростков уже развивается тяготение

к вредным привычкам, а это говорит о возможности развития различных

заболеваний и неадекватного поведения подростков.

Среди вредных привычек, имеющихся у большинства респондентов,

преобладают чрезмерное увлечение компьютером и телефоном, а также куре-

ние.

Рис. 2. Наличие у респондентов вредных привычек.

3.Соблюдаете ли вы режим дня?

Выяснилось, что 70% соблюдают, а 30% подростков не соблюдают режим

дня. Для подростков соблюдение режима дня имеет особое значение.

Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации

функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными

физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьёзным

отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

2

Собл

юда

ют

70%

Не

соблю

дают

30%

Рис.3. Соблюдение режима дня.

4.Соблюдаете ли Вы принципы правильного питания?

10% опрашиваемых не придерживаются принципов правильного питания,

40% иногда употребляют вредные продукты.

Рис. 4.Соблюдение принципов правильного питания.

5. Занимаетесь ли Вы внешкольной физкультурой?

30% учащихся ответили - нет, а 70% ответили - да.

да

70%

нет

30%

Рис. 5. Внешкольные занятия физкультурой.

6. Соблюдаете ли Вы режим сна?

3

Только 50% респондентов соблюдают режим сна.

Рис. 6. Соблюдение режима сна.

7.Как много времени Вы проводите за компьютером в день?

60% подростков проводят за компьютером более 2 - х часов.

Рис. 7. Количество времени, проводимое у компьютера.

8.Делаете ли Вы перерывы при работе с компьютером и телефоном?

30 % не делают перерывов при работе с гаджетами.

Рис. 8. Наличие перерывов при работе с компьютером и телефоном.

9.Известно ли Вам о принципах безопасного секса?

20% респондентов хотели бы узнать больше о принципах безопасного сек-

са.

4

Рис. 9. Знания о принципах безопасного секса.

10. Что Вам мешает вести здоровый образ жизни?

На вопрос о причинах, мешающих вести здоровый образ жизни, старше-

классники назвали учебную нагрузку, лень, чрезмерное увлечение гаджетами, а

также подражание друзьям, курящим и употребляющим алкоголь.

Рис. 10. Причины, мешающие респондентам вести здоровый образ

жизни.

Детальный анализ результатов социологического исследования отношения

к здоровому образу жизни выявил ряд следующих закономерностей: среди

вредных привычек, имеющихся у большинства респондентов преобладают

чрезмерное увлечение компьютером и телефоном, а также курение; 30% под-

ростков не соблюдают режим дня; 10% опрашиваемых не придерживаются

принципов правильного питания, 40% иногда употребляют вредные продукты;

30% учащихся не занимаются физкультурой вне школы; только 50% респонден-

тов соблюдают режим сна; 60% подростков проводят за компьютером более 2 -

х часов, не делая перерывов в работе.

Соответственно, значительная часть старшеклассников нуждается в

проведении профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни.

Третьим этапом нашей работы стала разработка мероприятий,

направленных на проведение просветительской работы по вопросам здорового

образа жизни детей старшего школьного возраста. Совместно с фельдшером

средней образовательной школы и медицинскими специалистами детской

5

поликлиники была разработана программа мероприятий, направленная на

формирование здорового образа жизни подростков.

Для повышения уровня знаний старшеклассников о принципах здорового

образа жизни нами были проведены беседы и индивидуальные консультации по

профилактике вредных привычек у подростков.

Школьники могли задать интересующие их вопросы, касающиеся

здорового образа жизни. Для лучшего усвоения информации беседы и

консультации сопровождались раздачей памяток на темы:

- «Вопросы рационального питания».

- «Вредные привычки и их профилактика».

- «Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа

жизни».

- «Забота о репродуктивном здоровье».

- «Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика».

В разработанную нами программу, направленную на формирование

здорового образа жизни, входят следующие направления работы:

рациональный режим учебы и отдыха;

оптимальная и систематическая физическая активность;

эффективное, научно обоснованное закаливание;

нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;

комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

вред и польза самолечения;

пропаганда вредных для здоровья причин - алкоголизма, курения,

наркомании, токсикомании;

формирование правильных представлений у подростков о половом

созревании, знание и мер профилактики СПИДа;

обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и

правилам личной гигиены.

Для обучения подростков принципам формирования здорового образа

жизни, необходимо тесное взаимодействие школы, службы здравоохранения и

родителей. Только в этом случае подобные программы могут быть эффективны.

После проведенных мероприятий нами был проведен повторный опрос.

Результаты повторного опроса

6

Рис. 11. Результаты повторного опроса.

Таким образом, из сравнительной диаграммы мы видим, что после

проведения просветительской программы наличие вредных привычек у

подростков сократилось, а это значит, повысилась мотивация подростков к

здоровому образу жизни.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

1.

Проанализировав источники информации, мы заключили, что актуальность

проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетия в нашей стране

наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья у детей и подростков,

что свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к

существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и

социальных функций.

2. По результатам анкетирования мы отметили, что не все респонденты в

полном объеме знают и используют все принципы здорового образа жизни:

большинство

имеют

вредные

привычки,

половина

респондентов

не

придерживается принципов правильного питания, многие старшеклассники не

понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, 30% не

соблюдают режим.

3. Роль медицинской сестры в обучении детей старшего школьного возраста

принципам здорового образа жизни заключается в повышении знаний по

данной

теме

и формировании

мотивации

родителей

и

школьников

к

проведению профилактических мероприятий.

При условии систематической

обучающей деятельности медицинской сестры возможно формирование у

подростков осознания необходимости ведения здорового образа жизни.

7



В раздел образования