Авторы: Платоненко Елена Витальевна, Петрова Юлия Александровна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни среди детей старшего школьного возраста
Раздел: среднее профессиональное
Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни среди
детей старшего школьного возраста
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного
общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для
обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию
здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики
в области социальной сферы. Пропаганда ЗОЖ является одной из основных
задач медицинских работников в деле укрепления здоровья пациентов. В
настоящее время в этом направлении акцент делается на повышении роли
медицинской сестры в формировании здорового образа жизни детского
населения.
Медицинская сестра должна предоставлять максимально полную
информацию о различных аспектах здоровья, помогать детям и их родителям в
формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и
здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих
сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.
Цель исследования – изучение роли медицинской сестры в обучении детей
старшего школьного возраста принципам здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1.
Изучение литературы по теме.
2.
Выяснение уровня информированности старшеклассников о здоровом
образе жизни.
3.
Разработка и реализация памяток и рекомендаций для детей старшего
школьного возраста, направленные на улучшение и сохранение здорового
образа жизни.
Гипотеза: деятельность медицинской сестры по обучению детей старшего
школьного
возраста
принципам
здорового
образа
жизни
способствует
повышению уровня их информированности по данной теме.
Объект исследования: здоровый образ жизни детей старшего школьного
возраста.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в обучении детей старшего
школьного возраста здоровому образу жизни.
Для комплексной работы медицинской сестры по обучению детей старшего
школьного
возраста
принципам
здорового
образа
жизни
необходимо
своевременное выявление знаний школьников о факторах риска, учитываемых
при формировании комплекса профилактических мероприятий, для сохранения
и укрепления их здоровья.
С целью определения уровня информированности старшеклассников о
принципах здорового образа жизни, выявления индивидуального образа жизни
подростков и их отношения к своему здоровью
нами было проведено
анкетирование учащихся МБОУ «СОШ № 2». Было опрошено 50 школьников в
возрасте 15-17 лет.
Результаты анкетирования:
1
1.
Ваш возраст.
Возраст респондентов распределился следующим образом:
половине опрашиваемых – 15 лет, остальным 16 – 17 лет.
Рис. 1. Возраст респондентов.
2.
Какие вредные привычки у Вас имеются?
Данная диаграмма показывает, что у подростков уже развивается тяготение
к вредным привычкам, а это говорит о возможности развития различных
заболеваний и неадекватного поведения подростков.
Среди вредных привычек, имеющихся у большинства респондентов,
преобладают чрезмерное увлечение компьютером и телефоном, а также куре-
ние.
Рис. 2. Наличие у респондентов вредных привычек.
3.Соблюдаете ли вы режим дня?
Выяснилось, что 70% соблюдают, а 30% подростков не соблюдают режим
дня. Для подростков соблюдение режима дня имеет особое значение.
Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации
функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными
физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьёзным
отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
2
Собл
юда
ют
70%
Не
соблю
дают
30%
Рис.3. Соблюдение режима дня.
4.Соблюдаете ли Вы принципы правильного питания?
10% опрашиваемых не придерживаются принципов правильного питания,
40% иногда употребляют вредные продукты.
Рис. 4.Соблюдение принципов правильного питания.
5. Занимаетесь ли Вы внешкольной физкультурой?
30% учащихся ответили - нет, а 70% ответили - да.
да
70%
нет
30%
Рис. 5. Внешкольные занятия физкультурой.
6. Соблюдаете ли Вы режим сна?
3
Только 50% респондентов соблюдают режим сна.
Рис. 6. Соблюдение режима сна.
7.Как много времени Вы проводите за компьютером в день?
60% подростков проводят за компьютером более 2 - х часов.
Рис. 7. Количество времени, проводимое у компьютера.
8.Делаете ли Вы перерывы при работе с компьютером и телефоном?
30 % не делают перерывов при работе с гаджетами.
Рис. 8. Наличие перерывов при работе с компьютером и телефоном.
9.Известно ли Вам о принципах безопасного секса?
20% респондентов хотели бы узнать больше о принципах безопасного сек-
са.
4
Рис. 9. Знания о принципах безопасного секса.
10. Что Вам мешает вести здоровый образ жизни?
На вопрос о причинах, мешающих вести здоровый образ жизни, старше-
классники назвали учебную нагрузку, лень, чрезмерное увлечение гаджетами, а
также подражание друзьям, курящим и употребляющим алкоголь.
Рис. 10. Причины, мешающие респондентам вести здоровый образ
жизни.
Детальный анализ результатов социологического исследования отношения
к здоровому образу жизни выявил ряд следующих закономерностей: среди
вредных привычек, имеющихся у большинства респондентов преобладают
чрезмерное увлечение компьютером и телефоном, а также курение; 30% под-
ростков не соблюдают режим дня; 10% опрашиваемых не придерживаются
принципов правильного питания, 40% иногда употребляют вредные продукты;
30% учащихся не занимаются физкультурой вне школы; только 50% респонден-
тов соблюдают режим сна; 60% подростков проводят за компьютером более 2 -
х часов, не делая перерывов в работе.
Соответственно, значительная часть старшеклассников нуждается в
проведении профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни.
Третьим этапом нашей работы стала разработка мероприятий,
направленных на проведение просветительской работы по вопросам здорового
образа жизни детей старшего школьного возраста. Совместно с фельдшером
средней образовательной школы и медицинскими специалистами детской
5
поликлиники была разработана программа мероприятий, направленная на
формирование здорового образа жизни подростков.
Для повышения уровня знаний старшеклассников о принципах здорового
образа жизни нами были проведены беседы и индивидуальные консультации по
профилактике вредных привычек у подростков.
Школьники могли задать интересующие их вопросы, касающиеся
здорового образа жизни. Для лучшего усвоения информации беседы и
консультации сопровождались раздачей памяток на темы:
- «Вопросы рационального питания».
- «Вредные привычки и их профилактика».
- «Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа
жизни».
- «Забота о репродуктивном здоровье».
- «Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика».
В разработанную нами программу, направленную на формирование
здорового образа жизни, входят следующие направления работы:
рациональный режим учебы и отдыха;
оптимальная и систематическая физическая активность;
эффективное, научно обоснованное закаливание;
нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;
вред и польза самолечения;
пропаганда вредных для здоровья причин - алкоголизма, курения,
наркомании, токсикомании;
формирование правильных представлений у подростков о половом
созревании, знание и мер профилактики СПИДа;
обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и
правилам личной гигиены.
Для обучения подростков принципам формирования здорового образа
жизни, необходимо тесное взаимодействие школы, службы здравоохранения и
родителей. Только в этом случае подобные программы могут быть эффективны.
После проведенных мероприятий нами был проведен повторный опрос.
Результаты повторного опроса
6
Рис. 11. Результаты повторного опроса.
Таким образом, из сравнительной диаграммы мы видим, что после
проведения просветительской программы наличие вредных привычек у
подростков сократилось, а это значит, повысилась мотивация подростков к
здоровому образу жизни.
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1.
Проанализировав источники информации, мы заключили, что актуальность
проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетия в нашей стране
наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья у детей и подростков,
что свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к
существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и
социальных функций.
2. По результатам анкетирования мы отметили, что не все респонденты в
полном объеме знают и используют все принципы здорового образа жизни:
большинство
имеют
вредные
привычки,
половина
респондентов
не
придерживается принципов правильного питания, многие старшеклассники не
понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, 30% не
соблюдают режим.
3. Роль медицинской сестры в обучении детей старшего школьного возраста
принципам здорового образа жизни заключается в повышении знаний по
данной
теме
и формировании
мотивации
родителей
и
школьников
к
проведению профилактических мероприятий.
При условии систематической
обучающей деятельности медицинской сестры возможно формирование у
подростков осознания необходимости ведения здорового образа жизни.
7