Автор: Цыганова Екатерина Николаевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Дорожно-транспортный техникум"
Населённый пункт: п. Панковка Новгородский район
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование мотивации обучающихся в овладении компетенций профессиональной деятельности в современном мире.
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональная деятельность преподавателя специальных дисциплин для
формирования мотивации обучающихся в овладении компетенций
профессиональной деятельности в современном мире.
Цыганова Е.Н.
Преподаватель специальных дисциплин
ОГА ПОУ «Дорожно-транспортный техникум»
п. Панковка
В 21 веке побеждает тот, кто обладает настоящими,
качественными знаниями,
потому что если не приобрести знаний сегодня,
то завтра можно остаться без работы.
Н.А.Назарбаев
О
человеке,
в
совершенстве,
владеющем
своей
профессией,
уважительно говорят: он педагог и мастер!
Так называют преподавателей специальных дисциплин и мастеров
производственного обучения. Работая в этой должности, хорошо понимаем
содержание этой исключительно ответственной, многоплановой и, я бы
сказала, универсальной работы. Постепенно по крупице накапливая опыт,
который со временем превратился в определенную систему работы.
Роль
преподавателя
специальных
дисциплин
и
мастера
производственного обучения в подготовке молодого рабочего, а особенно
конкурентноспособных специалистов очень велика и многогранна. От нас
сегодня требуется не только профессиональные навыки, но и высокая
педагогическая культура.
Успешно,
подчеркиваю,
успешно
работать
преподавателем
специальных дисциплин и мастером производственного обучения сможет
только тот, кто имеет к этому призвание, кто хорошо владеет своей основной
профессией, достаточно образован, кто знаком с педагогикой и методикой
обучения, кто постоянно повышает свой деловой уровень, кто любит детей и
переживает за их судьбу, кто может служить для своих воспитанников
хорошим примером, кто знает и разделяет интересы молодежи, внимателен и
заботлив, справедлив и беспредельно требователен, и особенно к себе, кто
имеет жизненный опыт и умеет критически оценивать свои успехи и неудачи
в работе.
Руководством техникума и преподавательским составом проделывается
большая работа по обеспечению учебного процесса необходимой учебной
литературой по всем специальностям и учебно-методической документации;
оснащение
материальной
базы
техникума;
кабинеты
и
лабораторно-
технические
мастерские,
которые
оснащены
современным
специализированным оборудованием; компьютерные классы с выходом в
интернет.
Деятельность
педагогов
направлена
на
совершенствование
образовательного процесса на основе использования ИКТ, модульной и
проектной
технологии.
Это
позволяет
значительно
расширить
рамки
традиционного
учебно-воспитательного процесса и
направить
его
на
максимальное развитие профессиональных компетенций студента.
Как
уже
было
сказано,
важнейшей
задачей
технического
и
профессионального
образования
является
подготовка
высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Известно, что ни один специалист не может осуществлять деятельность без
специальной
подготовки,
и
чтобы
успешно
работать
в
условиях
современного производства, квалифицированному специалисту необходимо
обладать прочными знаниями и умениями.
Над
решением
данной
задачи
преподавателями
специальных
дисциплин и мастерами производственного обучения проводится большая
творческая работа. Большой вклад в обучение и воспитание студентов вносят
преподаватели общеобразовательных предметов.
Первые шаги для подготовки профессиональной компетентности у студентов
техникума и выход на высококвалифицированного специалиста:
Центр тяжести смещается с формированием знаний, умений, навыков на
формирование развитой профессиональной деятельности в соответствии с
потребностями производства. Формами и методами обучения, которые
используются при этом, являются практико-ориентированные формы и
методы профессиональной подготовки;
Необходимость сохранения преемственности закрепления студентов в
цехах и отделах по видам деятельности, установленными государственными
стандартами технического и профессионального образования;
К моменту завершения практического обучения на предприятии
студентам обеспечиваются возможности повышения рабочего разряда,
приобретения
смежных
или
новых
профессий
в
рамках
перечня
классификатора рабочих и инженерно-технических квалификаций;
Обеспечение тесного делового сотрудничества руководителей практики от
техникума с руководителями цеха в вопросах организации труда, его оплаты,
дисциплины и соблюдения режима внутреннего распорядка, как в цехе, так и
в
техникуме;
принятие
оперативных
мер
устранения
возникающих
трудностей.
Делегирование
части
ответственности
за
уровень
квалификации
студентов на выпуске предприятию, в процессе прохождения практического
обучения, дало свои результаты 100% трудоустройство.
О высоком уровне профессиональных компетенциях выпускников
свидетельствуют
результаты
государственных
экзаменов
и
защиты
дипломных проектов, успешное обучение в вузах, положительные отзывы с
мест работы выпускников.
Для того, чтобы у наших студентов формировались основополагающие
фундаментальные знания, способствующие в будущем достижение более
высокого уровня профессиональной компетентности, нами преподавателями
специальных дисциплин и мастерами производственного обучения была
разработана подготовка кадров с профессиональными компетенциями на
основе интеграции и передовых технологий, т.е. совместное проведение
уроков
с
мастерами
производственного
обучения
в
мастерских
и
преподавателями общеобразовательных дисциплин.
Продуктивность
интеграции
достигается
при
условии
качества
взаимоотношений
образовательных,
производственных
мастерских
техникума и самого базового производства.
Для этого педагогический состав разработали структуру:
Проведение интегрированных уроков с общеобразовательными предметами и
мастерами производственного обучения;
Связь техникума с базовым предприятием.
Исходя из всего сказанного моя цель – показать возможности
интеграции при изучении специальных дисциплин с общеобразовательными
предметами,
производственными
мастерскими,
то,
что
развивает
профессиональную компетенцию у студентов.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель
которого может быть направлена на рассмотрение и решение какой-либо
пограничной
проблемы,
позволяющий
добиться
целостного,
синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично
сочетающий в себе методы целостного, синтезированного восприятия
студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы
различных наук, имеющий практическую направленность.
Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала,
способствует развитию мышления, повышает интерес к предмету, влияют на
повышение качества знаний, формирование умений использовать учебную
литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей
знаний.
Заключительный этап повышения профессиональных компетенций –
это совместная работа базового предприятия (АЗФ) и нашего колледжа
черной металлургии, где проходит подготовка высококвалифицированных
рабочих кадров, воспитание активных, конкурентноспособных специалистов.
И в заключении из всего изложенного можно сделать вывод.
Результатом
совместной
плодотворной
деятельности
педагогического
коллектива удалось добиться признания высокого профессионального уровня
наших студентов. Это участие в региональных конкурсах профессионального
мастерства WorldSkills и завоевание призовых мест.