Автор: Любященко Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Березовский филиал
Населённый пункт: Красноярский край, пгт. Березовка
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа дополнительного образования "Мировая художественная культура""
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
БЕРЕЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ»
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
Зам. директора по УВР
Директор «Емельяновского
дорожно-
строительного техникума
___________А.В.Захаров
__________М.В.Задуева
__________________В.П. Калачев
«__»____________2021г.
«__»_____________2021г.
«__»_____________________2021г
Программа кружка
«Мировая художественная культура».
2021-2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
.............................................................................................3
Тематический план
…....................................................................................................5
Содержание программы
……....................................................................................7
Условия реализации программы
......................................................................15
Библиографический список
……………………………………………………..15
Приложение1
…………………………………………………………………………… 18
Приложение 2
……………………………………………………………………………19
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования Мировая художественная культура
является частью дополнительного образования студентов в учреждениях
среднего профессионального образования (далее - СПО). Образовательная
программа Мировая художественная культура, реализуемая в Березовском
филиале краевого автономного профессионального образовательного
учреждения «Емельяновский дорожно-строительный техникум», разработана
на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного
образования детей и примерной программе по мировой художественной
культуре (составитель Г.И.Данилова.) одобренной и утвержденной
Министерством образования РФ, в соответствии с законом «Об образовании»
и в соответствии с:
•
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Концепцией развития дополнительного образования в Российской
Федерации до 2020;
•
Постановлениям Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидимиалогтческие требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
•
Муниципальных правовых актов, Устава, Лицензии на
образовательную деятельность, нормативных документов и локальных актов
КГАПОУ ЕДСТ.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
•
развитие
чувств,
эмоций,
образно-ассоциативного
мышления
и
художественно-творческих способностей;
•
воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
потребности
в
освоении ценностей мировой культуры;
•
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной
культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного
творчества в отечественной и зарубежной культуре;
•
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать
их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
использование
приобретенных
знаний
и
умений
для
расширения
кругозора, формирования собственной культурной среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с
требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного)
общего образования базового уровня.
3
Содержание программы систематизирует знания о культуре и искусстве,
полученные обучающимися на уроках изобразительного искусства, музыки,
литературы, истории в основной школе, а также формирует целостное
представление о логике развития мировой художественной культуры в
исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида.
Изучение
мировой
художественной
культуры
направлено
на
воспитание у обучающихся художественно-эстетического вкуса, развитие
толерантного отношения к миру, иным культурным традициям, понимание
поведенческой мотивации представителей различных культур. При этом
восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой
культуры
позволяет
более
качественно
оценить
ее,
уникальность
и
значимость, способствует самоидентификации обучающихся.
Программа следует логике исторической линейности – от культуры
первобытности до постмодернизма XX века и построена на принципах
выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.
В
контексте
каждого
исторического
стиля
предусматривается
знакомство с музыкой, театральным искусством, что позволяет обучающимся
более масштабно осознать характерные черты эпохи и культурных ареалов,
прочувствовать атмосферу времени.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся общей
культуры,
мировоззрения,
базовых
компетентностей,
на
решение
воспитательных и развивающих задач дополнительного образования.
Содержание
программы
направлено
на
развитие
навыков:
самостоятельно осваивать текст, сопоставлять и оценивать феномены
культуры,
устанавливать
между
ними
несложные
связи,
определять
собственное отношение к произведениям искусства. Формирование у
обучающихся отношения к искусству как к творческой самореализации
индивидуальности позволит наполнить дополнительные занятия по мировой
художественной культуре личностным смыслом.
Программа содержит тематический план, отражающий количество
часов, выделяемое на изучение Мировая художественная культура при
овладении студентами дополнительного образования. Резерв времени – 5
часов – по 1 часу направлен на изучение разделов: Раннее христианское
искусство,
Художественная
культура
средних
веков,
Художественная
культура 17 века, Художественная культура 18 века, Художественная
культура конца 19 – 20 веков. Раздел Новое искусство – включен в раздел
Художественная культура эпохи Возрождения.
Для реализации программы используются разнообразные формы
работы: проведение викторин, краеведческо-экскурсионные мероприятия
(экскурсии)
4
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа,
включающая выполнение докладов, презентаций; использование Интернет –
ресурсов для знакомства с работами крупнейших мастеров различных эпох;
подготовка
к
викторинам,
краеведческо-экскурсионным
мероприятиям
(экскурсии)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
П/п
Наименование темы
Кол-во
часов
В том числе
Теоретические
Практические
1
Введение
4
4
2
1.Художественная культура
первобытного мира
4
4
2.Художественная культура Древнего мира
3
Тема 2.1. Месопотамия
4
4
4
Тема 2.2. Древний Египет
6
4
2
5
Тема 2.3. Древняя Америка
4
4
3. Художественная культура Востока
6
Тема 3.1. Древняя Индия
6
6
7
Тема 3.2. Древний Китай
6
6
8
Тема 3.3. Древняя Япония
6
6
4. Античная культура
9
Тема 4.1. Крито-микенская культура
4
4
10
Тема 4.2. Древняя Греция
6
6
11
Тема 4.3. Древний Рим
6
6
12
5. Раннехристианское искусство
6
6
13
6. Художественная культура Средних
веков
6
6
Тема 6.1. Византия
14
Тема 6.2. Древняя Русь
6
6
15
Тема 6.3. Западная Европа
6
6
7. Арабо-мусульманская культура
16
8. Художественная культура эпохи
Возрождения
10
10
5
17
Тема 8.1. Возрождение в Италии
6
6
Тема 8.2. Северное Возрождение
18
9. Художественная культура XVII века
19
Тема 9.1. Барокко
6
6
20
Тема 9.2. Классицизм
6
6
10. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века
21
Тема 10.1. Рококо
6
6
22
Тема 10.2 Неоклассицизм, Ампир
6
6
23
Тема 10.3. Романтизм
6
6
11. Художественная культура второй половины XIX века
24
Тема 11.1 Реализм
6
6
25
Тема 11.2. Импрессионизм, символизм,
постимпрессионизм
6
6
12. Художественная культура конца XIX – XX веков
26
Тема 12.1. Модерн
2
2
27
Тема 12.2. Модернизм
4
4
28
Тема 12.3. Синтез в искусстве ХХ века
4
4
29
Тема 12.4. Постмодернизм
4
4
30
Искусство кино
8
8
31
Разбор заданий, подготовка и участие в
викторине по МХК Посещение музеев.
20
20
6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение Понятие «художественная культура». Основные виды духовной
деятельности людей. Искусство как один из способов познания окружающего
мира. Пространственные и временные виды искусства. Художественный
образ – основное средство отражения чувственного познания мира.
Художественная культура первобытного мира
Миф – основа ранних
представлений о мире. Космогонические мифы. Формирование вертикальной
и горизонтальной космических моделей мира. Древние образы: мировое
древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической традиции.
Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд
плодородия – воспроизведение первичного мифа. «Великий выход» – ритуал
воскрешения египетского бога растительности Осириса. «Великий идол»
(«Тируппавей»)
–
индуистский
обряд
воздействия
на
плодородие
и
процветание
природы.
Славянские
земледельческие
обряды.
Святки.
Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Зарождение искусства.
Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать,
человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко.
Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме.
Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхенджа.
7
Художественная культура Древнего мира
Месопотамия. Архитектура
Месопотамии
как
отражение
мифов.
Монументализм
и
красочность
культовых сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич
и скульптурный рельеф – основные средства внешнего и внутреннего декора
дворцов и общественных сооружений. Тронный зал Южного дворца царя
Навуходоносора в Вавилоне, Зал приемов во дворце царя Ашшурнасирпала II
в Кальху, парадные ворота дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине, Ворота
Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой
природы – специфика м есопотамского изобразительного искусства.Древний
Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре
некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в
Карнаке
(Фивы).
Погребальные
камеры
в
Долине
царей.
Предметы
дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в
Долине царей.
Древняя Америка. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой
архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз
храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в
Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Художественная культура Востока
Древняя Индия. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и
божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского
рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм
– мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности
индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья
Махадева в Кхаджурахо. Древний Китай. Гармония инь и ян – основа
китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица
Чанлань – образец дворцовой застройки. Садово-парковое искусство.
Древняя Япония. Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище
Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады –
8
сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.
Типы японских садов. Античная культура Крито-микенская культура. Крито-
микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и
окружающего мира. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя
Агамемнона в Микенах. Древняя Греция. Эстетика равновесия сил – основа
греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и
богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон –
образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической,
эстетической
программы
афинского
Акрополя.
Греческий
рельеф
–
пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Эволюция
греческого рельефа от архаики до высокой классики. Метопы храма Афины в
Селинунте. Метопы храма Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз
Парфенона в Афинах. Греческая скульптура – художественное воплощение
мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики
до поздней классики.
Куросы и коры. Статуя Диадумена – образец геометрического стиля
Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота
поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в
эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм
скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон,
Ника Самофракийская. Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и
рок в древнегреческом театре. Миф об Атридах. Эсхил. «Орестея». Софокл.
«Электра». Еврипид. «Электра». Древний Рим. Архитектура как зеркало
величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры.
Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза
греческих и римских строительных идеалов. Архитектура, декор, мебель
римского дома. Дом Веттиев в Помпеях. Вилла Армерина на Сицилии.
Скульптурный
портрет.
Раннехристианское
искусство
Типы
раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей
Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-
9
Мария
Маджоре
в
Риме.
Христианская
символика..
Художественная
культура Средних веков. Византия. Византийский стиль в архитектуре.
Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель
Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестовокупольного
византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства
Церкви
земной
и
небесной.
Церковь
Санта-Мария
дель
Аммеральо
(Марторана) в Палермо.
Древняя Русь.
Стилистическое многообразие древнерусских крестово-
купольных
храмов
(киевская,
владимиро-суздальская,
новгородская,
московская школы). Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского
собора Московского Кремля. Шатровый храм как образный синтез храма-
кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в
селе Коломенском. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св.
Софии в Константинополе. Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и
святых в творчестве Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей
Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения. Высокий
русский иконостас – символ становления Церкви воинствующей и связи
Ветхого и Нового Заветов. Знаменный распев. Орнаментальность русского
искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного
искусства – синтез византийских и национальных традиций.
Западная Европа. «Каролингское Возрождение». Архитектура и декор
дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика
Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение
жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре
романских монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь
Санкт-Иоханн в Мюстере. Готический храм – образ мира. Архитектура,
скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового Заветов. Собор Нотр-
Дам в Шартре. Григорианский хорал. Эволюция стилистических черт
10
Средневековья в интерьере замков (мебель, шпалеры, изделия прикладного
искусства).
Арабомусульманская культура.
Образ мусульманского рая в архитектуре
и орнаментальном декоре мечетей и мавзолеев.
Купольная
мечеть
Куббат-ас-Сахра
в
Иерусалиме.
Колонная
мечеть
Омейядов в Дамаске.
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Образ мусульманского рая в архитектуре и
декоре дворцов. Альгамбра в Гранаде. Персидская миниатюра.
Художественная культура эпохи Возрождения.
Возрождение в Италии Зарождение гуманистического мировоззрения в
Италии. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто.
Фресковый цикл в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи.
Раннее Возрождение во Флоренции. Новое пространственно-временное
восприятие мира. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов» в
капелле
дворца
Медичи—Риккарди.
Воплощение
ренессансной
идеи
«идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Ренессансный
реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со
статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во
Флоренции. Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во
Флоренции.
Рельеф
«Пир
Ирода»
в
Сиене.
Высокое
Возрождение.
Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства.
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы).
Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав
христианских
и
языческих
представлений
о
красоте.
«Сикстинская
Мадонна». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца.
Статуя Давида. Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх
и
Ариадна»,
«Св.
Себастьян»,
«Пастух
и
нимфа».
Музыка
эпохи
Возрождения.
Роль
полифонии
в
развитии
светских
и
культовых
музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни
11
да Палестрина. Карло Джезуальдо.
Северное Возрождение. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви
Св. Бавона в Генте. Специфика Северного Возрождения. Смеховой характер
Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва
Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».
Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры
из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина
«Четыре
апостола».
Светский
характер
французского
Ренессанса.
Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как
отражение новой эстетики. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия
человеческих страстей.
Художественная культура XVII века
Барокко. Стили и направления в
искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его
отражение в искусстве. Лоренцо Бернини. Архитектурные ансамбли Рима.
Специфика
русского
барокко.
Франческо
Бартоломео
Растрелли.
Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе.
Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой
стиль» Питера Пауэла Рубенса. Микеланджело Караваджо. «Обращение
апостола
Павла». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Пир Валтасара». Диего Веласкес.
«Христос в доме Марфы». Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди.
Сoncerto grosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах.
Классицизм.
«Большой
королевский
стиль»
Людовика
XIV
–
сплав
классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в
оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны).
Классицизм
в
изобразительном
искусстве
Франции.
Никола
Пуссен.
«Триумф
Флоры».
Театр
французского
классицизма.
Пьер
Корнель.
«Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера
12
Художественная культура XVIII –первой половины XIX века
Рококо.
«Галантные
празднества»
Антуана
Ватто.
Интерьер
рококо.
Живописные пасторали Франсуа Буше.
Неоклассизизм. Ампир. Эстетика Просвещения в музыке. Йозеф Гайдн.
Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен. Михаил Иванович Глинка.
Эстетика
Просвещения
в
архитектуре.
Неоклассицизм
и
ампир
в
архитектурных ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль.
Площадь Людовика XV в Париже. Карл Иванович Росси. Площадь Искусств
в Петербурге. Интерьеры классицизма и ампира. Жак Анж Габриэль. Малый
Трианон в Версале. Карл Иванович Росси. Белый зал Михайловского дворца
в Петербурге. Эстетика Просвещения в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва
Горациев». Франсиско Гойя. «Капричос». Классицистические каноны в
русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний
день Помпеи».
Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Национальные
школы. Франц Шуберт. Рихард Вагнер. Гектор Берлиоз. Иоганнес Брамс.
Живопись
романтизма.
Ее
роль
в
оформлении
жилого
интерьера.
Величественное в немецкой пейзажной живописи. Каспар Давид Фридрих.
«Меловые скалы на острове Рюген».
Художественная культура второй половины XIX века
Реализм. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в
Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма.
Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий
Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Русская пейзажная живопись.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели». Исаак Ильич Левитан.
«Над вечным покоем». Национальный стиль «la russe» в культовой и
гражданской
архитектуре.
Альфред
Александрович
Парланд.
Церковь
Воскресения («Спас-на-крови») в Петербурге. Николай Иванович Поздеев.
Дом Игумнова в Москве. Стиль бидермайер в оформлении европейских
13
интерьеров. Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка».
Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского. Обращение к
русскому обряду как проявление народности в музыке Николая Андреевича
Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке Александра Порфирьевича
Бородина.
Лирико-психологическое
начало
в
музыке
Петра
Ильича
Чайковского.
Импрессионизм,
символизм,
постимпрессионизм.
Основные
черты
импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Осенний день в Аржантее».
Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале».
Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. Эстетика «fin de siecle». Роман
Шарля Мари Гюисманса «Наоборот». Символизм в живописи. Гюстав Моро.
«Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы».
Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Радующиеся».
Художественная культура конца XIX – XX веков
Модерн. Знаковое выражение стиля. Единство художественного образа –
кредо стиля модерн. Антонио Гауди. Дом Батло в Барселоне. Федор
Осипович Шехтель. Особняк А. В. Морозова в Москве. Мифотворчество –
характерная черта русского модерна в живописи. Михаил Александрович
Врубель.
«Фауст».
Триптих.
Русский
модерн
в
музыке.
Александр
Николаевич Скрябин.
Модернизм. Художественные течения модернизма в живописи. Новое
видение красоты: агрессия цвета в фовизме Анри Матисса; деформация форм
в кубизме Пабло Пикассо; отказ от изобразительности в абстракционизме
Василия Васильевича Кандинского; иррационализм подсознательного в
сюрреализме Сальвадора Дали. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм
Шарля
Эдуара
Ле
Корбюзье.
Вилла
Савой
в
Пуасси.
Советский
конструктивизм
Владимира
Евграфовича
Татлина.
Башня
III
Интернационала. «Органическая» архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом
над
водопадом»
в
Бер-Ране.
Модернизм
в
музыке.
Стилистическая
14
разнородность музыки XX века. Додекафония Антона фон Веберна. «Новая
простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Философская музыка Дмитрия
Дмитриевича Шостаковича. Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке.
Стиль Ар Деко в архитектуре и декоре.
Синтез в искусстве ХХ века. Театральная культура: режиссерский театр
Константина
Сергеевича
Станиславского
и
Владимира
Ивановича
Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по
пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта
Брехта.
«Добрый
человек
из
Сычуани».
Условный
театр
Всеволода
Эмильевича Мейерхольда. Спектакль по пьесе Николая Васильевича Гоголя
«Ревизор». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец
«Потемкин». Роберто Росселлини. «Рим – вечный город».
Постмодернизм. Постмодернистское мировосприятие – возвращение к
мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы
синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо
Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500».
Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий
Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». Архитектура и интерьер
постмодернизма.
Искусство кино Рождение кино. Киноискусство-синтез других искусств.
Составная часть искусства экрана. Первая демонстрация фильма в Париже.
«Оптический театр» Эмиля Рейно. Разница между кино и литературой. Виды
кино. Музыка в кино. Кинематографические школы. Советское и Российское
кино.
Разбор заданий, подготовка и участие в викторине по МХК Посещение
музеев.
Викторина по МХК. Посещение музеев.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровые условия.
Любященко Наталья Владимировна – преподаватель Березовского филиала
краевого
государственного
автономного
профессионального
15
образовательного
учреждения
Емельяновский
дорожно-строительный
техникум», высшей квалификационной категории, стаж -12 лет.
Материально-технические условия
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Мировой художественной культуры.
Средства обучения учебного кабинета:
демонстрационные
пособия:
репродукции
произведений
художников, скульпторов, архитекторов.
Виртуальные музеи мира.
Технические средства обучения: слайд-проектор, компьютер, проекционный
экран, музыкальные колонки.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Ученические столы;
2. Стулья ученические;
3.Классная доска;
3. Шкафы для хранений пособий;
4. Стол для компьютера.
3. Финансовое
обеспечение
(кроме
оплаты
труда
преподавателя)
осуществляется за счет привлекаемых спонсорских средств. Посещение
театров,
музеев
осуществляется
за
счет
пособия
на
культурно-
просветительские цели.
Библиографический список.
1.
Тайны пирамид. Нац. географическое общество, 2016
2.
Египет: в поисках затерянных гробниц. Нац. географическое общество,
2016
3.
Пирамида: за гранью воображения. Нац. географическое общество,
2016
4.
В поисках финикийцев. Нац. географическое общество, 2016
5.
Затерянное королевство Тибета. Нац. географическое общество, 2016
6.
Затерянные города инков. Нац. географическое общество, 2016
7.
Леонардо да Винчи. ВВС.2008
8.
Санцио Рафаэль. Украина.2008
9.
Частная жизнь шедевра. Медиа Альянс.2016.
10. Микеланджело Буонарроти. Мега видео.2016
11. Величайшие
шедевры
мировой
культуры.
Дюрер.
Лазер
Видео
Мультимедиа.2016
12. Величайшие шедевры мировой культуры. Брейгель. Лазер Видео
Мультимедиа.2016
13. Винсент Ван Гог. Мега видео.2016
16
14. ВВС. Великие мастера. П. Пикассо. Мега видео.1997.
15. ВВС. Великие мастера. Мега видео.1999.
16. ВВС. Великие мастера. Иеронимус Босх. Мега видео. 1981
17. ВВС. Великие мастера. Роден. Мега видео.1986
18. ВВС. Великие мастера. Леонардо. Мега видео. 1981
19. CD Иллюстрированный энциклопедический словарь. 1998.
Основные источники:
1.
Данилова Г.И. мировая Художественная культура. От истоков до 17
века. 10 кл. базовый уровень.- М.: дрофа, 2011.-366с.: ил.
2.
Данилова Г.И. мировая Художественная культура. От до 17 века до
современности. 11 кл. базовый уровень.- М.: дрофа, 2010.-366с.: ил.
3.
Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Ск ульптура. Архитектура.
Современная версия. М., ЭКСМО, 2004.
4.
Ильина Т.В. Русское искусство ХVII века. М., «Высшая школа», 2001.
5.
Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до
начала третьего тысячелетия. Учебник, 5-е изд., М., Юрайт, 2011.
6.
Энциклопедия
для
детей.
Т.7.
Искусство.
Ч.
1.
Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших
времен до эпохи Возрождения.- 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д.
Аксенова. – М.: Аванта+, 2002.
Дополнительные источники:
1.
Андреева О.И. Мировая художественная культура. Ростов –на-Дону,
2005.
2.
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств в 2-х томах. – М., 2002.
3.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999. Зарецкая
Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2000.
4.
Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XX века.
М., 2000.
5.
Л.А. Левина, Л.К. Белопухов. Истоки европейской культуры. М., 1996.
6.
Всеобщая история искусств. В 6 тт. М., 1956-66
7.
История культуры: Энциклопедия/Г. Вейс. – М.: Эксмо2002. – 960с.
8.
Искусство: Энциклопедия знаний/А. Голосовский. – М.: АСТ.Астель,
2001. – 304с.
9.
Искусство Древней Руси: Учебное пособие/ Л.Д. Любимов. – М,:
ОООАстель, 2004.- 256с.
10.
Искусство Древнего мира: Учебное пособие/ Л.Д.Любимов.- М.:
ОООАстель, 2002 - 234с.
17
Приложение 1
Список обучающихся, посещающих
кружок в 2021-2022 году
1.
Владимиров Кирилл Алексеевич
2.
Михалев Иван Сергеевич
3.
Мурыгин Кирилл Петрович
4.
Ней Александр Олегович
5.
Першинов Никита Игоревич
6.
Распутько Иван Александрович
7.
Семенов Владислав Геннадьевич
8.
Семенов Роман Андреевич
9.
Сидоркин Роман Дмитриевич
10.Скворцов Александр Вячеславович
11.Толщин Федор Сергеевич
12.Хайрутдинов Роман Владимирович
13.Цисляк Александр Иванович
14.Ширкин Егор Владимирович
15.Григорьев Александр Александрович
16.Саразев Яткар Дмитриевич
18
Приложение 2
Расписание занятий
Вторник 14.00-16.00
Четверг 14.00-16.00
19