Автор: Писанко Марина Александровна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: Прасковейский агро-технологический техникум
Населённый пункт: село Прасковея, Буденновский район, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Викторина по учебной дисциплине Экономика организации"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образо
-
вательное
учреждение
«
–
»
Прасковейский агро
технологический техникум
Методическая разработка
Викторина
по учебной дисциплине
Экономика организации
:
Преподаватель Пи
-
.
.
санко М А
2021
.
г
Экономическая викторина является одной из эффективных форм про-
фессионально-направленной деятельности преподавателя экономики. Викто-
рину лучше провести как заключительный урок – повторение в конце изуче-
ния дисциплины, или какой-либо темы.
Особенности урока-викторины по сравнению с традиционным уроком-повто-
рением заключаются в том, что эта форма работы преподавателя с группой:
является игровой формой контроля знаний и способностей;
пробуждает и активизирует интерес студентов к экономике;
развивает творческую мыслительную деятельность;
развивает коммуникативные качества будущих специалистов;
развивает умение доказывать свою точку зрения;
развивает любознательность;
учит сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, предсказывать,
объяснять, что является первыми шагами профессионально-направлен-
ной деятельности будущего техника-коммерсанта;
способствует личностному развитию, выработке таких качеств лично-
сти, как конкурентоспособность, желание победить;
способствует выработке способности к психологической совместимо-
сти в группе (команде), творческому контакту с членами команды, кол-
лективизму;
развивает такие качества ума, как гибкость (нахождение необычного
способа решения из известных), критичность (оценивание себя), креа-
тивность (нахождение неизвестного способа решения);
развивает продуктивный тип мышления и др.
Мною применяется наиболее оптимальная процедура проведения викто-
рины.
Группа делится на три (или более) команды, которые формируются по же-
ланию, выбираются капитаны команд. Кроме сценария, отдельного списка
правильных ответов ведущие (двое) должны иметь заранее заготовленный
комплект отдельных билетов с вопросами викторины, которые раскладыва-
ются на столе ведущего в произвольном порядке (как на экзамене). Далее
капитан команды №1 выходит к столу, вытаскивает любой билет, зачитывает
его вслух. Все студенты ищут ответ, хотя этот билет предназначен первой ко-
манде. На обдумывание ответа дается 1 минута. В викторину включена одна
задача, на решение которой отводится 10 мин. Решение задачи предлагается
командам одновременно. Финансовый результат от реализации продукции
определяется по одним и тем же видам продукции всеми командами, но с
учетом различных исходных данных. Оценивается быстрота решения задачи
и ее правильное выполнение. За задачу каждая команда получает очки в со-
ответствии с оценкой, полученной при ее проверке и с учетом скорости ре-
шения. Таким образом, в процессе игры каждая команда накапливает билеты
с вопросами и задачами, на которые она правильно ответила и решила. Далее
капитан команды № 1, посовещавшись с членами своей команды, дает свой
ответ. Если ответ правильный, билет остается в команде. Если ответ невер-
ный, дается возможность второй команде дать правильный ответ. Если вто-
рая команда ответила верно, билет из первой команды передается во вторую.
И так далее. Далее капитан команды №2 подходит к столу, вытягивает билет
с вопросом для своей команды и зачитывает его громко вслух. Процедура по-
вторяется. В конце игры каждая команда подсчитывает билеты – очки. Вы-
игравшая команда награждается.
Мною викторина была проведена на семинарском занятии по теме «При-
быль и рентабельность как основные показатели эффективности произ-
водства в современных условиях».
Билеты викторины
Билет № 1
Естественным условием функционирования предприятия выступает ограни-
ченность ресурсов. Касается ли это условие финансовых ресурсов.
Билет № 2
Назовите источники формирования финансовых ресурсов.
Билет № 3
Если выручка превышает затраты, о чем свидетельствует финансовый ре-
зультат.
Билет № 4
Как определяется прибыль от реализации продукции?
Билет № 5
Когда затраты превышают выручку, то предприятие (организация), получает
убыток. О чем это может свидетельствовать?
Билет № 6
Что представляет собой валовая прибыль?
Билет № 7
Что вы отнесете к внереализационным доходам?
Билет № 8
Когда предприятие (организация) может реализовать непосредственную цель
своего производства – получение прибыли?
Билет № 9
Если предприятие (организация) получила выручку за произведенную и реа-
лизованную продукцию, означает ли это получение прибыли?
Билет № 10
Почему в условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте
прибыли?
Билет № 11
Какая часть прибыли служит источником роста благосостояния работников
предприятия?
Билет № 12
Каким образом амортизационные отчисления являются внутренним источни-
ком финансовых ресурсов?
Билет № 13
Определите финансовый результат от реализации продукции по следующим
данным:
Наименование
продукции
Цена
1 ц,
руб.
Количество
реализованной
продукции, ц
Себестоимость
Прибыль(+), убы-
ток (-)
1 ц,
руб.
всей про-
дукции,
тыс. руб.
на
1ц.,
руб.
на всю про-
дукцию,
тыс. руб.
Пшеница
1200
5000
992
Плоды
7240
200
4000
Виноград
6000
300
3200
Прирост жи-
вой массы:
КРС
50050
100
67034
свиней
33044
50
45517
Молоко
6578
600
5148
ИТОГО
Билет № 14
Определите, правильно ли рассчитан финансовый результат от реализации
продукции по следующим данным:
Наименова-
ние продук-
ции
Цена
1ц.,
руб.
Себесто-
имость
1ц, руб.
Количе-
ство реа-
лизован-
ной про-
дукции, ц
Выручка
от реали-
зации,
тыс. руб.
Себестоимость
реализованной
продукции,
тыс. руб.
Прибыль
(+), убыток
(-) от реа-
лизации
продукции,
тыс. руб.
Пшеница
1200
992
5000
Плоды
7240
4000
200
Виноград
6000
3200
300
Прирост жи-
вой массы:
КРС
50050
67034
100
свиней
33044
45517
50
Молоко
6578
5148
600
ИТОГО
Билет № 15
Определите финансовый результат от реализации продукции по следующим
данным:
Наименование
продукции
Количество
реализованной
продукции, ц
Цена
1ц.,
руб.
Выручка от
реализации,
тыс. руб.
Себестоимость
реализованной
продукции,
тыс. руб.
Прибыль (+),
убыток (-),
руб.
1
2
3
4
5
6
Пшеница
5000
1200
4960
Плоды
200
7240
800
Продолжение таблицы
1
2
3
4
5
6
Виноград
300
6000
960
Прирост
жи-
вой массы:
КРС
100
50050
6703
свиней
50
33044
2276
Молоко
600
1148
3089
ИТОГО
Билет № 16
Как вы думаете, может ли абсолютная масса прибыли свидетельствовать о
достигнутой эффективности?
Билет № 17
Как вы считаете, должно ли государство выделять дотации сельхозтоваро-
производителям на убыточную животноводческую продукцию?
Билет № 18
Одно предприятие получило прибыль в размере 15 млн. руб. за отчетный пе-
риод, а другое 75 млн. руб. Можно ли утверждать, что другое предприятие
работает более эффективно?
Билет № 19
Какие основные факторы влияют на прибыль?
Билет № 20
Назовите основные пути увеличения прибыли на предприятии (в организа-
ции).
Билет № 21
Как государство стимулирует направления прибыли на капитальные вложе-
ния производственного назначения и строительство жилья?
Билет № 22
Как определить рентабельность по отдельным видам продукции?
Билет № 23
Уровень рентабельности производства винограда в отчетном году в СПК со-
ставил 35,5%. Прокомментируйте эту цифру.
Билет № 24
Назовите наиболее предпочтительные показатели рентабельности для оценки
эффективности деятельности предприятия.
ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ВИКТОРИНЫ
№
билета
Ответ
1
Да, потому, что существует ограниченность всех ресурсов по отноше-
нию к возможности их использования.
2
Внутренние – образуются за счет собственных и приравненных к ним
средств и связаны с результатами хозяйствования
Внешние поступления ресурсов на предприятие извне.
3
О получении прибыли
4
Прибыль (П) = В (выручка без НДС, акцизов) – ПС (полная себестои-
мость)
5
Предприятие (организация) может быть в критическом финансовом со-
стоянии, не исключающим банкротство.
6
Валовая прибыль представляет собой общий объем прибыли предприя-
тия от всех видов деятельности.
7
Доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям
и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, пени, штра-
фы, неустойки.
8
Реализация данной цели возможна только в том случае, если предприя-
тие (организация) производит продукцию (работы, услуги), которые по
своим потребительским свойствам соответствуют потребностям обще-
ства.
9
Нет. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопо-
ставить с затратами на производство и реализацию.
10
Так как она является источником роста производства, следовательно, и
роста благосостояния работников предприятия.
11
Часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и платежей
в бюджет, т.е. чистая прибыль
12
Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции,
а затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на
расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником фор-
мирования фонда накопления
13-15
Приведены ниже данной таблицы*
16
Нет, т.к. она характеризует только достигнутый эффект
17
Да, так как иначе эту продукцию крупные предприятия не будут произ-
водить.
18
Нет, т.к. прибыль зависит от размеров предприятия, масштабов его дея-
тельности. Необходимо размер прибыли сопоставить с затратами.
19
Объем и структура продаж, цена реализации, себестоимость продукции.
20
Увеличение выпуска и улучшения качества продукции, снижение ее се-
бестоимости, расширение рынка продаж, реализация на более выгодных
рынках сбыта, диверсификация производства.
21
Посредством предоставления налоговых льгот
22
При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль
от реализации данного вида продукции делится на себестоимость реали-
зованной продукции, и полученный результат умножается на 100%
23
Это значит, что в расчете на 100 руб. затрат на производство винограда
получено 35,5 руб. прибыли
24
1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издер-
жек)
2. Рентабельность продаж
3. Рентабельность капитала
*ЗАДАНИЯ 13-15
ЗАДАНИЕ 13
Наименование
продукции
Цена
1 ц,
руб.
Количество
реализованной
продукции, ц
Себестоимость
Прибыль(+), убыток (-)
1 ц,
руб.
всей про-
дукции,
тыс. руб.
на 1ц.,
руб.
на всю продук-
цию, тыс. руб.
Пшеница
1200
5000
992
4960
208
1040
Плоды
7240
200
4000
800
3240
648
Виноград
6000
300
3200
960
2800
840
Прирост
живой
массы:
КРС
50050
100
67034
6703
-16984
-1698
свиней
33044
50
45517
2276
-12473
-624
Молоко
6578
600
5148
3089
1430
858
ИТОГО
х
х
х
18788
х
1064
ЗАДАНИЕ 14
Наименование
продукции
Цена
1ц.,
руб.
Себесто-
имость
1ц, руб.
Количе-
ство реа-
лизован-
ной про-
дукции, ц
Выручка
от реали-
зации,
тыс. руб.
Себестоимость
реализованной
продукции,
тыс. руб.
Прибыль (+),
убыток (-) от ре-
ализации про-
дукции, тыс. руб.
Пшеница
1200
992
5000
6000
4960
1040
Плоды
7240
4000
200
1448
800
648
Виноград
6000
3200
300
1800
960
840
Прирост
живой
массы:
КРС
50050
67034
100
5005
6703
-1698
свиней
33044
45517
50
1652
2276
-624
Молоко
6578
5148
600
3947
3089
858
ИТОГО
х
х
х
19852
18788
1064
ЗАДАНИЕ 15
Наименование
продукции
Количество
реализованной
продукции, ц
Цена
1ц.,
руб.
Выручка от
реализации,
тыс. руб.
Себестоимость
реализованной
продукции,
тыс. руб.
Прибыль (+),
убыток (-), руб.
1
2
3
4
5
6
Пшеница
5000
1200
6000
4960
1040
Плоды
200
7240
1448
800
648
Виноград
300
6000
1800
960
840
Прирост
живой
массы:
КРС
100
50050
5005
6703
-1698
свиней
50
33044
1652
2276
-624
Молоко
600
1148
3947
3089
858
ИТОГО
х
х
19852
18788
1064