Напоминание

Конкурс аналитиков


Автор: Писанко Марина Александровна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: Прасковейский агро-технологический техникум
Населённый пункт: село Прасковея, Буденновский район, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конкурс аналитиков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образо

-

вательное

учреждение

«

»

Прасковейский агро

технологический техникум

Конкурс

аналитиков

Преподаватель: Писанко М.А.

Прасковея, 2021

ЭТАП 1

РАЗМИНКА

Командам предлагается назвать поочередно приемы анализа финансово-

хозяйственной деятельности, относящиеся сначала к статистическим прие-

мам, далее к общеэкономическим, в заключении – к математическим прие-

мам.

Побеждает команда, которая назовет наибольшее количество приемов.

Приемы, которые должны назвать команды:

1.

Статистические приемы

-

метод группировок;

-

средние величины;

-

абсолютные величины;

-

относительные величины;

-

индексный метод;

-

анализ рядов динамики.

2.

Общеэкономические приемы:

-

сравнение;

-

графический;

-

балансовой увязки;

-

цепных подставок;

-

арифметических разниц;

-

графического представления анализируемой информации

3.

Математические приемы:

-

матричные;

-

линейное программирование;

-

теория игр;

-

теория массового обслуживания

ЭТАП 2

«ЗАМОРОЧКИ В КОНВЕРТЕ»

Команды получают конверты с заданиями. Всего 4 задания для каждой

команды.

Конверт № 1

1.

Опознайте объекты анализа производства и продажи продукции:

а) объем производства;

б) показатели эффективности использования основных фондов;

в) качество продукции;

г) показатели ритмичности производства;

д) показатели трудовых ресурсов.

2.

Проведите анализ динамики и структуры источников капитала.

Источник

капитала

Наличие средств, тыс. руб.

Структура средств, %

на на-

чало

года

на ко-

нец

года

изменение

на на-

чало

года

на ко-

нец

года

изменение

Собствен-

ный капитал

31500

41600

+10100

70

64

- 6

Заемный

капитал

13500

23400

+9900

30

36

+6

Итого

45000

65000

+20000

100

100

-

3. Расшифруйте следующую модель факторной системы розничного то-

варооборота: Р = З

1

+

П

З

2

- В

n

4.

Впишите пропущенные слова:

При увеличении товарооборота __________ масса валового дохода, а

изменение

структуры

товарооборота

оказывает

влияние

на

__________ ___________ ______________.

Конверт № 2

1.

Установите, относится ли к анализу трудовых ресурсов:

а) анализ эффективности использования рабочего времени;

б) определение среднесписочной численности;

в) планирование средств на оплату труда;

г) выявление резервов роста производительности труда

2.

Проведите анализ валового дохода по следующим данным:

Показатели

План

Факт

Отклонение от

плана (+,-)

Товарооборот,

тыс. руб.

8000

8200

+200

Сумма

валового

дохода, тыс. руб.

720

799

+99

Уровень валового

дохода, %

9

9,5

+0,5

3.

Расшифруйте формулу балансовой увязки показателей розничного то-

варооборота

З

1

+ Н +П = Р + В + Е + У + З

2

4.

Впишите пропущенные слова

Размером снижения (или повышения) уровня издержек обращения назы-

вается _________

_____________

уровня издержек обращения от

____________.

Ответы (конверт №1)

1.

а; г.

2.

Из данных таблицы видно, что размер источников капитала увеличился

на конец года по сравнению с началом года на 20 000 тыс. руб. Уве-

личился как собственный, так и заемный капитал. Основной удельный

вес в источниках формирования активов занимает собственный капи-

тал, хотя за отчетный период его доля снизилась на 6%, а заемного со-

ответственно увеличилась.

3.

Р – товарооборот

З

1

– запасы товаров на начало рассматриваемого периода;

П – поступление товаров;

З

2

– запасы товаров на конец рассматриваемого периода;

В

n

– прочее выбытие товаров.

4.

При увеличении товарооборота возрастает масса валового дохода, а из-

менение структуры товарооборота оказывает влияние на уровень вало-

вого дохода.

Ответы (конверт № 2)

1.

а; г.

2.

На данном торговом предприятии сумма валового дохода увеличилась

по сравнению с планом на 59 тыс. руб. Рост товарооборота на 200 тыс.

руб. увеличил валовой доход на 18 тыс. руб. Уровень валового дохода

увеличился на 0,5 %, что привело к повышению валового дохода на 41

тыс. руб. В результате влияния этих двух факторов валовой доход уве-

личился на 59 тыс. руб.

3.

З

1

– товарные запасы на начало планируемого периода;

Н – торговая надбавка;

Р – реализация (продажа) товаров;

В – выбытие товаров;

Е – естественная убыль;

У – уценка товаров;

З

2

- товарные запасы на конец периода.

4. Размером снижения (или повышения) уровня издержек обращения на-

зывается отклонение относительного уровня издержек обращения от плано-

вого (предыдущего).

ЭТАП 3

ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ

Команды задают друг другу вопросы.

Вопросы заранее подготавливаются командами и обсуждаются с преподава-

телем.

Вопросы команды № 1

Вопросы команды № 2

1. Когда предприятие, действующее в

условиях постоянно меняющейся ры-

ночной среды, может быть уверено,

что его позиции достаточно прочные.

(Если постоянно будет проводить

анализ рыночной ситуации, анализ

конкурентов, т.е. анализ внешней

среды)

1.Проводился

анализ

изменения

объема реализации продукции за по-

следние 3 года. Продукция оценива-

лась по действующим ценам каждого

года. Можно ли считать результаты

анализа верными? (Нет, так как

объем может быть увеличен за счет

роста цен. Нужно оценивать в сопо-

ставимых ценах)

2. При проведении анализа валового

сбора винограда в хозяйстве названы

основные причины его уменьшения:

снижение урожайности и сокращение

площади. Какие допущены ошибки в

данном выводе. (Это не причины, а

факторы)

2. При проведении анализа коммерче-

ской деятельности предприятия были

изучены основные показатели ее ха-

рактеризующие.

Какие

это

могут

быть показатели?

(Объем товарооборота,

издержки

обращения, товарные запасы)

3.Результаты какой оценки служат

визитной карточкой, рекламой, досье,

позволяющими определить перего-

ворную позицию предприятия при

контактах с представителями других

компаний,

различных

партнерских

групп. (Оценка финансового состоя-

ния, устойчивости и деловой актив-

ности)

3.В чем состоит сущность управления

дебиторской задолженностью?

(Управление такой задолженностью

состоит в выработке и реализации

политики ценообразования, инвести-

ций и кредита, направленной на

ускоренное востребование долгов и

снижение риска неплатежей)

4. Что позволяют оценить показатели

рентабельности?

(Результаты дея-

тельности

предприятия

в

целом,

дают

возможность

сравнивать

между собой альтернативные вари-

анты использованных ресурсов и те-

4.По

каким

направлениям

осуще-

ствляется

анализ

финансовых

ре-

зультатов? (По двум направлениям:

анализ поступления средств и их рас-

ходования)

кущих затрат с точки их эффектив-

ности)

5.Почему анализ наличия, источни-

ков

формирования

и

размещения

капитала

имеет

исключительно

большое значение? (т.к. забота об

обеспечении бизнеса необходимыми

финансовыми

ресурсами

является

ключевым моментом в деятельности

любого предприятия)

5. Что характеризует соотношение

дебиторской и кредиторской задол-

женности?

(Финансовую

устойчи-

вость фирмы и эффективность фи-

нансового менеджмента)

6. Какое название имеет форма № 1

отчетности, используемой для анали-

за финансового состояния предприя-

тия (Бухгалтерский баланс)

6. Укажите номер формы отчетности,

используемой для анализа «Отчеты о

прибылях и убытках» (форма № 2)

ЭТАП 4

СОРЕВНОВАНИЕ ЛИДЕРОВ КОМАНД

Команда № 1

Команда № 2

1. Увеличилась прибыль от реализа-

ции продукции. Что на это могло по-

влиять? (Рост выручки, снижение се-

бестоимости)

1.

Ускорилась

товарооборачивае-

мость. Что на это могло повлиять?

(Рост выручки, повышение спроса,

снижение размера товарных запа-

сов)

2. В составе каких товарных запасов

товары непрерывно реализуются и

пополняются? (В составе товарных

запасов текущего хранения)

2. Какое соотношение роста балансо-

вой прибыли и объемов реализации

свидетельствует

об

относительном

снижении издержек производства и

обращения? (Темп роста балансовой

прибыли должен опережать темпы

роста объемов реализации)

3. За отчетный год план по выпуску

готовой продукции перевыполнен на

5,3%, а по реализации недовыполнен

на 3,2%. О чем это свидетельствует?

3. Как Вы оцените состояние товар-

ных запасов, если обнаружены сверх-

нормативные запасы? (Отрицатель-

ное явление, т.к. при их наличии уве-

Фонд заработной платы

Среднегодовая заработная

плата

Среднесписочная численность

работников

Среднегодовая

зарплата одного

работника

Средняя продолжительность

рабочего дня

Среднечасовая

зарплата одного

работника

Количество отработанных дней

одним работником за год

(О росте остатков не реализованной

продукции)

личиваются

потери

товаров,

за-

медляется товарооборачиваемость,

возрастают расходы, связанные с ис-

пользованием кредита банка и т.п.)

4. Составление структурно-логических моделей:

модель факторного анализа фонда за-

работной платы.

модель факторного анализа произво-

дительности труда.

Рис. 1 Структурно-логическая модель факторного анализа фонда

заработной платы

Среднегодовая выработка

одного работника

Удельный вес рабочих в общей численности персонала

Среднегодовая выработка одного рабочего

Количество отработанных дней одним рабочим за год

Среднегодовая выработка одного рабочего

Средняя

продолжительность

рабочего дня

Среднечасовая

выработка рабочего

Рис. 2 Структурно-логическая модель факторного анализа

производительности труда

В перерыве между геймами (пятым и шестым) проводится соревнова-

ние между болельщиками, которые должны перечислить резервы роста

розничного товарооборота и ответить на вопросы

Примерный перечень резервов роста розничного товарооборота:

-

проведение маркетинговых исследований, направленных на изуче-

ние спроса на конкретные товары;

-

обеспечение завоза товаров в торговые точки по количеству и каче-

ству в соответствии со спросом населения;

-

недопущение перебоев в торговле товарами повседневного спроса и

достаточного ассортимента;

-

установление режима работы магазинов с учетом местных условий,

исходя из создания удобств для покупателей;

-

организация сервисного обслуживания покупателей;

-

организация выставок;

-

реклама продукции;

-

фирменная торговля….. и т.д.

ЭТАП 5

Вопросы болельщикам

Укажите приемы анализа, используемые в конкретном случае

Команда № 1

Команда № 2

1.Повышение цен на товары в сред-

нем составило 30% (Индексный ме-

тод)

1.Рост

урожайности

зерновых

по

сравнению с планом на 2 ц позволил

дополнительно собрать зерна в коли-

честве 400 ц, а за счет расширения

посевов на 5 га сверхплана получено

200ц зерна. (Элиминирование).

2.Установлены оптимальные вариан-

ты сочетания ассортимента продук-

ции. (ЭММ).

2.

Проведена проверка соответствия

средств хозяйства источникам их об-

разования (Балансовая увязка).

3.Темп роста товарооборота составил

106,6% (Относительные величины).

3.Изучена зависимость между произ-

водительностью труда и квалифика-

цией рабочих. Результаты показали,

что связь тесная, прямая. (Корреляци-

онный анализ).

4.При анализе объема реализации

продукции по предприятию учитыва-

лись особенности каждого канала

сбыта. (Детализация)

4.В

целях

облегчения

восприятия

сравнения

отдельных

показателей

при обсуждении итогов работы ис-

пользуют…… (Графический метод)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Этапы

Критерии оценки

№ 1 «Разминка»

За каждый названный прием анализа команда

зарабатывает по одному баллу

№ 2 «Заморочки в конвер-

те»

За каждое правильно выполненное задание ко-

манда получает по одному баллу

№ 3 «Ты мне – я тебе»

1 балл за каждый ответ без ошибки

№ 4 «Соревнование лиде-

ров команд»

За правильный ответ на один вопрос – 1 балл

Правильно

составленная

структурно-логиче-

ская модель – 2 балла

№ 5 Соревнование между

болельщиками

За каждый названный резерв – 1 балл

За правильный ответ на вопрос – 1 балл



В раздел образования