Напоминание

"Празднично-обрядовая культура тувинского народа и его отражение в национальном танцевальном искусстве"


Автор: Ховалыг Шораана Сарыг-Ооловна
Должность: Преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: ГБНОУ
Населённый пункт: г. Кызыл
Наименование материала: Доклад
Тема: "Празднично-обрядовая культура тувинского народа и его отражение в национальном танцевальном искусстве"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство культуры Республики Тыва

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Республиканская основная общеобразовательная музыкально-

художественная школа-интернат им. Р.Д. Кенденбиля»

Доклад на тему:

«Празднично-обрядовая культура тувинского народа и его

отражение в национальном танцевальном искусстве»

Составитель: Ховалыг

Шораана Сарыг-ооловна

Введение

3

Тува - уникальный регион Центральной Азии, отличающаяся многообразием

культурных традиций и вызывающий огромный интерес у отечественных и

зарубежных

исследователей.

Будучи

древнейшими

кочевниками

азиатских

степей, тувинцы донесли до наших дней архаичную культуру и мировоззрение, а

также самобытные традиции. Культура тувинского этноса характеризуется

выраженным

национальным

своеобразием,

широким

набором

уникальных

элементов и форм, к которым относится празднично-обрядовая культура. Её

сбором и осмыслением занимается не одно поколение историков, этнографов,

искусствоведов, социологов, культурологов.

Актуальность исследования

состоит в том, что в настоящее время

наблюдается

тенденция

возрождения

и

трансляции

празднично-обрядовой

культуры. Танцевальная культура тувинского этноса вобрала в себя легенды и

предания, народные игры, обряды и праздники, самобытную музыку, наскальные

рисунки и искусство камнерезов. Поэтому изучение традиционной танцевальной

культуры тувинцев представляет большой интерес для исследователя.

Степень

разработанности.

Несмотря

на

обширные

исторические,

искусствоведческие,

культурологические,

социологические,

этнографические

исследования,

очень

мало

внимания

в

работах

исследователей

уделено

традиционной танцевальной культуре.

О ламаистских, буддийских праздниках, проводившихся в Туве, научных

исследований мало. Исключение составляет небольшая по объему, но очень

содержательная статья В.П. Дьяконовой «Цам – у тувинцев». Автор приводит

описание ламаистских праздников в 2-х хурээ – монастырях у восточных и

южных тувинцев.

Объектом исследования

является традиционная культура тувинского

народа. Предметом исследования является отражение празднично-обрядовой

культуры тувинцев в танцевальном искусстве народа.

4

Целью исследования является выявление влияния празднично-обрядовой

культуры

на

неповторимое

своеобразие

танцевальной

культуры.

Отсюда

основными задачами исследования являются:

1.

выявление танцевально-игровых форм в празднично-обрядовой

культуре тувинцев;

2.

выявление основных тенденций развития культуры и искусства

Тувы;

3.

выявление

основных

этапов

становления

хореографического

искусства;

4.

рассмотрение основных тенденций трансформации празднично-

обрядовой культуры народа в творчестве известных хореографов Тувы.

Гипотеза исследования состоит в утверждении факта, что традиционное

танцевальное искусство тувинцев отражает всю празднично-обрядовую культуру

народа, накопленный тысячелетиями.

Методологической основой исследования

являются труды известных

ученых этнографов, хореографов и искусствоведов М.Б. Кенин-Лопсана, В.П.

Дьяконовой, М.А. Дэвлет, А.К. Кужугет, М.Л. Жорницкой, Н.Л. Жуковской, А.Г.

Лукиной, О.Б. Буксиковой, Д.В. Дугаржапова, В.Ц. Найдаковой и др.

Основными методами

являются сравнительно-сопоставительный, метод

анализа и синтеза, описательный и др.

Новизна исследования состоит в самой теме исследования, она связана с

постановкой проблемы.

Практическая значимость исследования основные выводы могут быть

использованы

в

теоретических

и

творческих

работах

балетмейстеров,

руководителей хореографических коллективов.

Глава I. Празднично-обрядовая культура тувинцев, связанные с ней

народные игры и танцы.

1.1. Шагаа - тувинский Новый год

5

Традиционные праздники – это календарные общенародные и семейно-

бытовые праздники. Важнейшим общенародным праздником тувинцев является

Шагаа. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни,

отмечали многие народы Востока: китайцы, вьетнамцы, тибетцы, монголы,

буряты, алтайцы, тувинцы и другие. В некоторых странах он и сейчас является

официальным праздником и проводится ежегодно по лунному календарю в

первой половине февраля.

Шагаа - тувинский Новый год. Это самый значительный праздник народа, в

честь благополучного исхода зимы и является своеобразной встрече весны.

«Хоть молодых спроси, хоть старика - нет радостнее праздника Шагаа; -

писал народный поэт Сергей Пюрбю.*

Дети ожидали праздник с особым нетерпением. Они по диску видимой части

Луны считали оставшиеся до Шагаа дни. Эти дни быстро проходили в

праздничных хлопотах и играх, поэтому январь называли «детским», «небольшим

месяцем счета детей».

Рассмотрим этот праздник, используя традиционную культуру тувинского

народа.

Для счета времени использовали деревянный календарь, например, луч…

Когда короче становился день – тень поднималась. День возрастал – тень

отпускалась. По зарубкам определяли день Шагаа. При этом грубая ошибка

исключалась вследствие постоянного положения юрты (она была ориентирована

входом на восток или на юго-восток).

1.2. НААДЫМ – праздник животноводов.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-

либо выдающегося события. День игр и развлечений.

История Наадыма насчитывает многие тысячелетия, хотя в Туве он начал

праздноваться лишь в начале 20 века. Само слово «Надом» (тув. наадым)

монгольского происхождения и означает «празднество», «состязание», «игрища»

[Календарные обычаи и обряды. 1989. - с.273]. Н.Л. Жуковская вычленила в

6

эволюции Надома несколько пластов. Самый ранний, по ее мнению, этап –

родовое жертвоприношение в честь духа – хозяина местности и предков рода,

которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие

молочных

продуктов,

сопровождавшееся

праздничным

гулянием,

играми,

спортивными состязаниями. Функциональная направленность Надома на данном

этапе сводилась к демонстрации единения членов рода друг с другом, а также с

охраняющими родовую территорию духами умерших предков и духами –

хозяевами местности.

Второй этап связан с процессом феодализации общества. Сохраняя свое

первоначальное значение, Надом приобрел дополнительную функцию военного

смотра, это был своего рода отбор воинов для дружин ханов и нойонов.

Третий этап в эволюции Надома Н. Л. Жуковская связывает с вхождением

Монголии в состав Цинского Китая. В сентябре 1778 года по приказу императора

Канси Надом объявлен религиозным праздником в честь главы монгольского

ламаизма Богдо-гэгэна. Центральной его частью в этот период было совершение

церемонии даншиг-вручения даров Богдо-гэгэну от всех князей и хошунов

Халхии.

И, наконец, четвертый этап в истории Надома начался с 1921 года. С этого

момента он был приурочен ко Дню победы Народной революции 11 июля и

получил новую, соответствующую политическим, социальным и культурным

условиям, окраску*.

На наш взгляд, перечисленные пласты в эволюции Надома выглядят вполне

убедительно, поэтому в дальнейшем мы будем опираться на эти выводы.

Мы же, рассматривая тувинский вариант Наадыма, остановимся на его

традиционной стороне, так как именно она оказалась самой устойчивой и

выдержала испытание временем.

1.3. Молодежный праздник – Ойтулааш.

В молодежный праздник Ойтулааш входит множество игр и развлечений

молодежи. Ойтулааш – не только и не столько тайные встречи … проявление

7

свободы добрачных половых отношений, а традиционная молодежная игра, в

которой определяются взаимные отношения молодежи [Самбу. - 1974.с.51].

Игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В зависимости

от той или иной ситуации человек играет ту или иную роль. Ролевое начало

является

одним

из

важных

признаков

любой

игры.

Элементы

игры,

перевоплощения, театрализации характерны для обрядовой практики целого ряда

народов. Через игру передавалась сущность персонажа - сверхъестественного

существа, мифического животного, первопредка, его характерные движения,

пластика.

Игра- это свободная деятельность, она не диктуется необходимостью. Это

выход

за

рамки

повседневной

жизни.

Игра

носит

незаинтересованный,

неутилитарный характер имеет свой хронотоп и свои правила. Нарушители

1.4. Буддийская мистерия « Цам» - как культово-религиозный обряд в

Туве.

Ламаистские обряды и праздники, приуроченные к народной обрядности

годового цикла, как бы обратили традиционную культуру, не меняя её сути. Все

календарные праздники тувинцев можно разделить на две категории. К первой

относятся те, которые связанные с мотивами благополучия семьи и рода: Наадым,

Ойтулааш,

Дук

дою

(праздник

шерсти).

Вторую

категорию

составляют

праздники: Шагаа, Майдар, Цам. В них в основном преобладал мистический,

эзотерический элемент.

Одним из наиболее театрализованных и красочных обрядов богослужения

был «цам-хурал». Слово «цам» - монгольского произношения соответствующего

тибетского слова «чам», что в переводе означает танец, или танец богов. «Цам» –

буддийская мистерия, представляющая собой священные танцы и пантомимы в

масках, исполняемые священниками при ламаистских монастырях первоначально

возникшего в Тибете и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма.

В Бурятии «цам» исполнялся до начала 1930 гг., в Монголии последний раз

исполнялся в 1937 г, в Туве ламаистская мистерия совершалась с конца XVIII в.

8

до нач. XX вв., но не во всех монастырях , а исключительно в крупных с большим

количеством

лам

и

хуураков

(учеников):

Самагалдайском,

Эрзинском,

Тоджинском и в Центральных Верхнечаданских, и Нижнечаданских монастырях.

По

свидетельству

выдающегося

знатока

буддизма

профессора

А.М.

Позднева, грозная мистерия «цам» устраивался «в знак того, чтобы, явив врагам

добродетели ясное присутствие на земле божества, отвратить всех этих

злонамеренных существ от последователей веры Будды».

Известный востоковед Б.Я. Владимирцов писал, что «содержание цама

заключается в представлении грозных божеств и гениев – покровителей буддизма,

а также в изображении их борьбы за буддийскую церковь. Цам, хотя и

театральное представление, - зрелище, предназначенное для всех, для толпы, но,

тем не менее, это священный, религиозный обряд, мистерия, ставящая себе целью

не то что поучать зрителей, напоминая им невечности всего сущего и о разных

таинственных силах, то покровительствующих, то враждебных буддизму, но и

войти в особое мистическое единение с этими силами и через то водворить в

округе радость и счастье».

Совершались они в разных монастырях в различное время, как правило,

ежегодно в тот день, который впервые в данном монастыре было введено

служение, обычно устраивался в середине лета (июнь-июль), раз в год.

Подготовка начинается заранее, полтора, два месяцев вперед: приводятся в

порядок

костюмы

и

маски,

настраиваются

экзотические

инструменты,

выбираются исполнители и актёры. Во время репетиции священных танцев,

пожилые много раз танцевавшие в данном обряде священники, передавали свой

опыт молодым, физически сильным и выносливым ламам, имеющих знания в

тантрической мистике. Новичков обучали в начале по одному, показывали

отдельно каждое движение и соответствующее этому по словесному формулу

(заклинание), затем объединяли в группу, и наконец, когда наступает момент

когда все участники выходили в монастырскую ограду и там репетировали всё

представление

в

целом

под

звуки

ламаистского

оркестра.

Танцующие

9

репетировали в начале без масок, которые надевались позднее, когда исполнители

уже свободно двигались, изучив и запомнив рисунок своих танцев. «Пляски

состояли из тяжёлых и неловких скачков с одной ноги на другую, то из

подпрыгивания обеими ногами; немало также бывают, вертятся кругом и

приседают». Танцы большинства персонажей были чрезвычайно медленны и

довольно однообразны. Некоторые участники цама исполняли танец более живо;

танцевальные движения были у них легкими и быстрыми, отдельные персонажи

кружились в вихре бешеной пляски.

1.5. Оваа – дагыыры - традиционный летний обряд и связанные с ним

пластические элементы

Обрядность

это

фиксированная

форма

(постоянно

повторяющихся

образцов поведения человека), а обычаи – это вторичные по отношению к

обрядности правила поведения.

Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения творческих

действий, от которых, по представлениям тувинцев, зависит вся последующая

жизнь участников.

В тувинской обрядовой культуре можно выделить две группы жизненно

важных обрядов: семейно- бытовые обряды (баш кыргыыры и куда), и культовые

обряды (камлание шамана, оваа дагыыры).

В течение многих веков из года в год тувинцы производили коллективные

моления, от которых зависело их представлениям благополучие. Жизнь ими

воспринималось единым, бесконечным потоком, состоящим из двух частей зимы

(осени) – период смерти – и лета (весны) – периода жизни. После зимы следовало

обратиться к духам за помощью на новый год.

Весенние и летние обряды и праздники как бы увеличивали, удлиняли

счастливый для людей теплый период, быстрее забывалось тяжелая, холодная

зима. Ощущением радости было наполнено наступление весны. Насчитывалось

более десяти таких обрядов и праздников, и объединены они были общим

названием дагылга.

10



В раздел образования