Напоминание

Обеспечение качества заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального образования


Автор: Беляев Владимир Васильевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Населённый пункт: село Дуван Республика Башкорторстан
Наименование материала: доклад
Тема: Обеспечение качества заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж

ДОКЛАД

Тема: Обеспечение качества заочной формы

обучения в учреждениях среднего

профессионального образования

Подготовил преподаватель

Беляев В.В.

Актуальность исследования.

По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает

внимание к качеству профессионального образования как ключевому

фактору успеха этих преобразований, что становится одной из основных

правовых и этических составляющих болонских реформ. Логичным

продолжением Болонского процесса стал Копенгагенский процесс в среднем

(или базовом) профессиональном образовании. Основными задачами

Копенгагенского процесса являются повышение качества образования,

повышение привлекательности базового профессионального образования,

развитие мобильности студентов и выпускников учреждений базового

профессионального образования. В докладе Государственного Совета РФ «О

развитии образования в Российской Федерации» (от 24.03.2006 г.), а также в

Концепции модернизации образования в Российской Федерации отмечается,

что наиболее деформационной проблемой образования является устойчивое

снижение качества российского образования на всех его уровнях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

Проблема качества подготовки специалистов всегда находилась в поле

зрения исследователей проблем профессионального образования, однако

специальные исследования, предметом которых было именно качество

обучения, стали интенсивно проводиться лишь с начала 1990-х гг. Под

качеством заочной формы обучения в учреждениях среднего

профессионального образования мы понимаем соответствие основных

свойств и характеристик, целей, содержания, процесса, условий и

результатов процесса обучения студентов ССУЗа актуальным и

перспективным требованиям государства, работодателей к специалистам

среднего звена, а также потребностям обучающихся и общечеловеческим

нормам морали. Процесс обеспечения качества обучения является

процессом обеспечения соответствующих гарантий того, что полученные в

ходе образовательного процесса результаты учебной деятельности

соответствуют установленным требованиям и утвержденным стандартам.

Процесс обеспечения качества обучения предполагает определенную

структуру, в который можно выделить подготовительный этап, мониторинг,

предварительный анализ, принятие решений, преобразования, оценка

результативности реализации решений. В настоящее время система среднего

профессионального образования располагает достаточно большим опытом

обеспечения качества обучения, который свидетельствует о различном

уровне решения данной проблемы. На сегодняшний день уже значительная

часть российских ВУЗов имеет сертифицированные системы менеджмента

качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9000:2000. Обращаясь

к системе среднего профессионального образования, нужно отметить, что

хотя обеспечение качества обучения не ставилось в ССУЗе в качестве

практической цели, тем не менее, можно говорить о реализации различных

процедур обеспечения качества - в учебно-воспитательном процессе учебных

заведениях данного уровня. Таким образом, обобщая анализ опыта

обеспечения качества обучения в учреждениях среднего профессионального

образования, мы приходим к следующим выводам:

Во-первых, как в нормативной, так и в инновационной практике

техникумов и колледжей данный вопрос представлен недостаточно полно,

фрагментарно. Отсутствует системность и комплексность в обеспечении

качества обучения на всех уровнях управления - от федерального до уровня

ССУЗ и конкретного преподавателя.

Во-вторых, в инновационной практике наработан опыт мониторинга

качества педагогической деятельности преподавателей по основным видам

их деятельности - обучающей и методической. Однако мониторинг качества

профессиональной подготовки специалистов по-прежнему ограничивается

контролем только знаний, умений и навыков. Недостаточное внимание в

исследованиях и опыте уделяется мониторингу личностных качеств

специалиста, его базисных квалификаций. выявление приоритетных аспектов

заочного обучения актуализация нормативно-дидактической базы учебного

процесса заочного одакмнССУЗ закрепление конкретных преподавателей

заочного отделения за определенными специальностями

Мониторинг

выработка комплекса показателей, обеспечивающих

целостное • представление о качестве заочного обучения

обеспечение регулярного и наглядного представления информации об

изменении качества заочного обучения

составление графиков сессий

и расписаний учебных занятий

формирование учебных групп с учетом базовой подготовки студентов-

заочников

Предварительный анализ

обработка результатов всех проведенных процедур

информационное обеспечение

анализа и перспектива дальнейшей работы заочного отделения

систематизация полученной информации в области повышения качества

образовательных услуг

составление первичного отчета по заочному отделению

формулирование предложений по усовершенствованию качества заочного

обучения

В-третьих, наблюдается большой разнобой вариативности в определении

критериев и показателей оценки качества педагогической деятельности,

отсутствие системности и обоснованности их выбора. Основная причина

этого состоит в том, что у практиков нет ясных представлений о структуре

педагогического процесса и его основных составляющих. Важным моментом

развития систем обеспечения качества обучения российских учреждений

системы профессионального образования является необходимость

рассмотрения и анализа опыта зарубежных стран в обеспечении качества

обучения. Стратегия обеспечения качества обучения за рубежом в; наиболее

целостном и последовательном виде воплотилась в целенаправленной

совместной деятельности европейских стран по формированию

общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского

процесса и систем НПО и СПО - в рамках Копенгагенского процесса. За

рубежом преобладает процесс самооценки учебных заведений,

профессиональные либо общественные оценки, направленные на внутренний

анализ и на улучшение их деятельности. Опираясь на проведенный

теоретический анализ педагогической литературы, в рамках проводимого

исследования была предпринята разработка такой педагогической системы,

которая позволила бы с учетом современных реалий обеспечить качество

заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального

образования. Ежегодно ряды специалистов среднего звена пополняются

тысячами выпускников, получивших образование без отрыва от

производства. Такие выпускники - более зрелые специалисты, уже имеющие

опыт трудового — общения в коллективе; знания ими приобретались

целенаправленно, с учетом их практической значимости; у них сложились

определенные навыки самоподготовки, необходимые на всех этапах

трудовой деятельности. Отличительной чертой заочной формы обучения

является меньший объем аудиторных занятий и большой объем

самостоятельной работы, дифференцированный исходный уровень

профессиональной подготовки студентов, опосредованность взаимосвязи

преподавателей и студентов, сессионная форма организации учебных

занятий и др. В заочном обучении есть педагогические проблемы присущие

данной форме: дефицит учебного времени, реализация педагогического

руководства в межсессионный период, обеспечение текущего контроля

знаний, смещение основных функций деятельности педагога по значимости,

подготовка к самообразованию при реализации методов обучения. Изучая

процесс обеспечения качества заочной формы обучения в учреждениях

среднего профессионального образования как сложную многоуровневую

систему, выделяются в ней основные элементы. Разработанная система в

целом соответствует требованиям процессной модели системы менеджмента

качества, принятой в стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-

2001), и представляет собой упорядоченную совокупность рекомендаций,

которые могут применяться для общего руководства в учреждениях среднего

профессионального образования с целью гарантии качества и его улучшения,

не предполагают строгого их исполнения и не должны интерпретироваться

как предписание, не подлежащее изменениям по форме или составу. Система

обеспечения качества заочной формы обучения включает шесть

взаимосвязанных и взаимодействующих групп рекомендаций и требований

(элементов) к различным аспектам деятельности учреждений среднего

профессионального образования, которые отражены в соответствующих

разделах руководства по качеству обучения: деятельность руководства в

системе обеспечения качества, документация системы качества, менеджмент

основных процессов системы обеспечения качества заочного обучения,

менеджмент ресурсов и обеспечивающих процессов, деятельность заочного

отделения ссузов по измерению, анализу и улучшению, информирование

общества. Работа по созданию системы обеспечения качества заочной формы

обучения - это непрерывный процесс, начинающийся с построения в

учреждениях среднего профессионального образования эффективной

контрольно-оценочной системы и системы мониторинга на фоне

постепенного внедрения в сознание кадрового состава философии качества,

наведения порядка, улучшения организации работ, сокращения цикла

освоения новых технологий обучения и контроля. Эффективное управление

процессом обеспечения качества обучения является одним из условий

повышения конкурентоспособности заочного отделения ССУЗа в условиях

рыночной экономики. Особая роль при этом отводится реализации методов

сбора и обработки информации, необходимой для принятия

соответствующих управленческих решений. К таким методам и способам

относятся средства сбора информации (планы интервью, анкеты, тесты и

инструкции для сбора информации и т.д.) и её обработки (статистические

методы исследования). В ходе реализации первого педагогического условия

по разработке методики контроля и управления процессом обеспечения

качества заочной формы обучения необходимо отобрать такие процедуры,

результатом применения которых был бы не только сбор информации, но и

ее анализ с позиций основных направлений, управленческого цикла и

функциональных подсистем.

На основе анализа возможных затруднений и проблем системы

обеспечения качества заочной формы обучения в ССУЗе составлялись

вопросы анкеты, использованной для опроса студентов и преподавателей

заочного отделения Казанского энергетического техникума. По результатам

проведенного анкетирования составляется контрольный листок регистрации

причин изучаемых проблем качества обучения, с помощью которого

определена частота появления той или иной проблемы, что требовалось для

построения причинно-следственной диаграммы. Далее, приняв во внимание

основные категории причин, повторно составляется контрольный листок, в

первой графе которого указываются «большие кости» диаграммы - основные

проблемы деятельности руководства заочного отделения в системе

обеспечения качества. Причинно-следственная диаграмма используется как

аналитический инструмент для отбора факторов, а также помогает выделить

основные недостатки процесса обеспечения качества обучения, поддающиеся

контролю и управлению. Количество данных, характеризующих процесс

обеспечения качества заочной формы обучения, настолько велико, что

воспринять, обработать их и принять правильное решение без

статистической обработки невозможно. Нами использован один из наиболее

простых и доступных методов контроля качества - диаграмма Парето, при

построении которой выявлено, что основными проблемами, возникающими в

процессе обеспечения качества заочной формы обучения в Казанском

энергетическом техникуме (КЭТ), являются материальные и

информационные, которые по своему содержанию очень близки и сводятся,

главным образом, к информационно-техническому обеспечению учебного

процесса. После осуществления всех вышеуказанных шагов составлена

матрица планируемых действий с указанием принятия необходимых мер.

Поэтому, с целью повышения качества обучения, необходимо обратить

особое внимание руководства техникума на возможность разрешения этих

проблем, на основе использованных графостатистических методов.

Реализация второго педагогического условия тесно связана с разработкой и

использованием самоконтроля качества обучения студентов заочного

отделения ссузов в межсессионный период, представляющие собой

совокупность модульной программы и балльной оценки знаний студентов,

которая должна базироваться на прочной учебно-методической базе.

Большинство учебных дисциплин разделены на три - четыре модуля, каждый

из которых включает необходимый теоретический материал (3-6 конкретных

тем курса -теоретическое ядро), примеры решения задач и задания для

самостоятельной работы. За выполнение любого вида работы студенты

претендуют на 1-10 баллов в зависимости от качества ее выполнения и

выставляют их себе в дневнике самооценки качества обучения —

своеобразном «портфолио» учебных достижений, введенным в

экспериментальном режиме в нескольких группах заочного отделения КЭТ.

В этом документе отслеживается не только успеваемость студентов, но и

динамика развития навыков самоконтроля качества обучения студентов,

поскольку итоговую оценку за задания выставляет преподаватель. На

старших курсах к студентам, прочно овладевшим навыками самоконтроля,

применяется лишь самооценка результатов учебной деятельности, в которой

преподаватель не принимает участие. В ходе реализации третьего

педагогического условия разработана и апробирована программа курса

повышения квалификации, предназначенная для подготовки педагогов

ССУЗа по проблемам обеспечения качества обучения. Анализ основных

проблем обеспечения качества обучения позволил выделить 3 основных

раздела курса повышения квалификации, посвященные теоретико-

методологическим основам, изучению отечественного и зарубежного опыта

обеспечения качества заочной формы обучения, а также особенностям

обеспечения качества обучения в ССУЗе. Курс рассчитан на 42 аудиторных

часа, в том числе 32 часа - лекции, 10 часов - практические занятия.

Содержательная деятельность программы курса повышения квалификации

включала в себя комплекс организационных, методических, практических и

др. мероприятий, направленных на изучение проблемы качества обучения в

ССУЗе, системы управления качеством обучения, а также деятельности

педагогов ССУЗа в реализации указанной системы. Опытно-

экспериментальная работа, в ходе которой апробировались педагогические

условия эффективного обеспечения качества заочной формы обучения в

учреждениях среднего профессионального образования, проводилась в

четыре этапа. В эксперименте принимали участие 78 студентов (6 учебных

групп 2-3 года обучения) и 14 преподавателей заочного отделения

Казанского энергетического техникума. Для определения сформированное™

у студентов личностных свойств и способностей, заложенных в общих

требованиях к образованности и подготовленности выпускника, в течение 2-3

недель лабораторно-экзаменационной сессии проводилась диагностика

выделенных свойств личности студентов экспериментальной и контрольной

группах, для чего анализировались результаты освоения модульных единиц в

учебном предмете «Электрооборудование станций» и результаты курсового

проектирования студентов экспериментальной и контрольной групп (рис. 2).

На рисунке наглядно представлено количество студентов освоивших

учебные модули на оценки 4 и 5. Как следует из полученных данных, на

констатирующем этапе студенты экспериментальной и контрольной групп

примерно одинаково осваивали учебную программу. По некоторым модулям

мы видим преобладание положительных оценок у студентов

экспериментальной группы (модули 3, 5, 7, 8), по другим, у студентов

контрольной группы (модули 1, 2, 4, 6). На заключительном этапе ситуация

кардинально меняется и по всем оставшимся модулям студенты

экспериментальной группы набирают большее количество оценок <хорошо»

и «отлично». Такие высокие результаты, на наш взгляд, являются следствием

использования студентами экспериментальной группы дневников

самоконтроля качества обучения, когда каждый студент приобретал умения

объективной оценки результатов своей учебной деятельности.

Для изучения уровня развития системы обеспечения качества заочной

формы обучения в учреждениях среднего профессионального образования

были выявлены показатели, по которым оказалось возможным определить

высокий, средний и низкий уровни развития системы обеспечения качества

заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального

образования. Полученные в ходе самоанализа данные позволяют сделать

вывод о низких результатах системы обеспечения качества обучения в КЭТ

на контрольном этапе практически по всем показателям. При этом на самом

низком уровне развития находилась деятельность заочного отделения ссуза

по измерению, анализу и улучшению и информированию общества, что

требовало осуществления незамедлительных действий. Проведенный на

заключительном этапе опытно-экспериментальной работы самоанализ

уровня развития системы обеспечения качества заочной формы обучения в

КЭТ выявил определенные положительные изменения. При этом наиболее

положительная динамика прослеживается по таким показателям как

осуществление менеджмента основных процессов системы обеспечения

качества заочного обучения и осуществление менеджмента ресурсов и

обеспечивающих процессов.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать

следующие выводы:

1. Обеспечение качества обучения является процессом достижения

соответствующих гарантий того, что полученные в ходе образовательного

процесса результаты учебной деятельности соответствуют установленным

требованиям и утвержденным стандартам. Процесс обеспечения качества

обучения предполагает определенную структуру, в который можно выделить

подготовительный этап, мониторинг, предварительный анализ, принятие

решений, преобразования, оценка результативности реализации решений.

2. В процессе проведения теоретического анализа педагогической

литературы в рамках нашего исследования разработана педагогическая

система, которая позволила с учетом современных реалий обеспечить

качество заочной формы обучения в учреждениях среднего

профессионального образования, что подтверждено результатами

экспериментальной работы.

3. Педагогическими условиями обеспечения качества заочной формы

обучения в учреждениях среднего профессионального образования

выступают: использование графостатистических методов контроля и

управления процессом обеспечения качества заочной формы обучения;

разработка и использование балльно-модульной технологии самоконтроля

качества обучения студентов заочного отделения в межсессионный период;

повышение квалификации преподавателей заочного отделения ССУЗа как

фактор обеспечения качества обучения.

4. Разработанная в исследовании структурно-функциональная модель

обеспечения качества заочной формы обучения в учреждениях среднего

профессионального образования прошла опытно-экспериментальную

проверку на базе Казанского энергетического техникума (2007-2010 гг.).

Результаты, полученные в экспериментальной группе, показали

существенное влияние педагогических условий, разработанных нами, на

эффективность обеспечения качества заочной формы обучения в

учреждениях среднего профессионального образования.

Таким образом, полученные в ходе формирующего эксперимента результаты

подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и позволяют судить об

эффективности предложенной системы обеспечения качества заочной формы

обучения в учреждениях СПО. Однако наше проведенное исследование не

исчерпывает все аспекты рассматриваемой темы. Необходимо продолжить

разработку педагогических технологий, позволяющих наиболее эффективно

осуществлять мониторинг качества заочной формы обучения в учреждениях

среднего профессионального образования. Также существует необходимость,

провести стандартизацию показателей разработанного нами

диагностического комплекса, что, безусловно, может явиться основой для

дальнейших исследований.

Центр тяжести все ощутимее смещается с самого процесса обучения

(учебные программы, академическая успеваемость студентов) на

компетентностный подход с сильной ориентацией на профессиональную и

личностную подготовленность и, в первую очередь, к трудоустройству

выпускников, что и должно быть критерием результата образования. В этих

условиях механизмы обеспечения качества становятся центральной

составляющей подобного управления системой образования «по

результатам». Наконец, акцент на качестве образования преследует цель

достижения ясности, сопоставимости, удобочитаемости дипломов и

степеней, признания, доверия, повышения конкурентоспособности и

противодействия снижению стандартов качества европейского образования.

Управление качеством было частью неформальных саморегулирующихся

механизмов академического сообщества, не связанных с внешней оценкой и

не являющихся предметом специальной ответственности университетов. В

настоящее время большинство европейских стран уже создали формальные

системы и механизмы обеспечения качества и связанные с ними процедуры

аккредитации и внешней отчетности.

Проблемы управления качеством подготовки специалистов среднего

звена рассмотрены в исследованиях сотрудников Института педагогики и

психологии профессионального образования РАО (Г.В. Мухаметзянова, Г.И.

Ибрагимов, Е.А. Корчагин, и др.), которые акцентировали внимание на

концептуальных положениях управления качеством, вопросах качества

образовательных стандартов, оценки качества специальной и практической

подготовки в средней профессиональной школе.

Следует констатировать, что несмотря на уже накопленный багаж научных

знаний в области управления качеством профессионального образования

остались практически не затронутыми вопросы управления качеством

отдельных подсистем образовательного процесса и, в частности, управление

качеством подготовки в учреждении среднего профессионального

образования. Кроме того, среди ряда исследований, посвященных тематике

обеспечения качества обучения в учреждениях среднего профессионального

образования, практически не встречаются работы, направленные на

раскрытие проблем качества заочной формы обучения, имеющей свои

отличительные особенности.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

- между объективно существующей потребностью в наличии эффективной

системы управления качеством подготовки студентов средней

профессиональной школы и реализацией подобной системы;

- наличие в практике среднего профессионального образования значительных

свобод в выборе способов и средств достижения целей, выдвинутых перед

профессиональной школой внешними по отношению к ней системами, с

одной стороны, и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций,

инструментария принятия соответствующих управленческих решений с

другой;

- между необходимостью осуществления мониторинга качества заочного

обучения в средней профессиональной школе и несовершенством оценочных

методик и процедур, отсутствием единой методологии измерений

качественных параметров педагогических процессов.

Разрешение обозначенных противоречий требует выявления комплекса

педагогических условий развития мировоззренческой культуры личности в

системе профессионального образования, что и составляет проблему

исследования: каковы педагогические условия обеспечения качества заочной

формы обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия

обеспечения качества заочной формы обучения в учреждениях среднего

профессионального образования и экспериментально проверить их

эффективность.

Объект исследования: процесс обеспечения качества заочной формы

обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования: педагогические условия обеспечения качества

заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального

образования.

Гипотеза исследования. Обеспечение качества заочной формы обучения в

учреждениях среднего профессионального образования становится

эффективным при реализации следующих условий:

- использовании графостатистических методов контроля и управления

процессом обеспечения качества заочной формы обучения;

- реализации балльно-модульной технологии самоконтроля качества

обучения студентов заочного отделения в межсессионный период;

- повышении квалификации преподавателей заочного отделения ссузов как

фактор обеспечения качества обучения.

Проблема, предмет, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Определить состояние разработанности проблемы качества обучения в

педагогической литературе.

2. Разработать структурно-функциональную модель обеспечения качества

заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального

образования.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить

педагогические условия эффективности обеспечения качества заочной

формы обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных

предположений использовался комплекс следующих методов: теоретические:

анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме

диссертации, сравнение, экстраполяция и классификация, теоретический

анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое

моделирование, ретроспективный анализ собственного педагогического

опыта; эмпирические: опытно-экспериментальная работа, наблюдение,

анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание, рейтинг, беседа,

контент-анализ и другие.

Исследование проводилось на базе Казанского энергетического техникума и

осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) изучалась философская, педагогическая,

психологическая и культурологическая литература, анализировалось

состояние разработанности проблемы в теории и практике, изучались

эффективные методы обеспечения качества заочной формы обучения в

учреждениях среднего профессионального образования. Формулировались и

уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Были

выявлены общие подходы к решению проблемы.

На втором этапе (2007 - 2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная

работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза (педагогические

условия), разрабатывалась и апробировалась модель обеспечения качества

заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального

образования, проводилась апробация педагогических условий, которые

реализуются в процессе обеспечения качества заочной формы обучения в

учреждениях среднего профессионального образования, осуществлялась

первичная обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе (2009 - 2011 гг.) систематизировался и обрабатывался

полученный материал и результаты эксперимента, продолжалось их

обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана

структурно-функциональная модель обеспечения качества заочной формы

обучения в учреждених среднего профессионального образования,

содержащая группы рекомендаций и требований (элементов) к различным

аспектам деятельности учреждений среднего профессионального

образования: планирование, мониторинг, предварительный анализ, принятие

решений, преобразования, оценка результативности реализации решений и

позволяющая осуществить педагогическую деятельность по реализации

системы обеспечения качества заочной формы обучения в ССУЗе;

- на основе графостатистических методов составлена методика контроля и

управления процессом обеспечения качества заочной формы обучения,

предполагающая разработку анкеты и проведение диагностики для сбора

необходимой информации, построение причинно-следственной диаграммы и

диаграммы Парето, стратификацию данных и разработку матрицы

планируемых действий;

- создано методическое обеспечение реализации балльно-модульной

технологии самоконтроля качества обучения студентов заочного отделения в

межсессионный период, предусматривающее модульное построение учебных

программ, а таюке использование студентами дневников самоконтроля,

ориентированных на индивидуальную образовательную траекторию

студентов-заочников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Уточнено понятие «качество заочной формы обучения в учреждениях

среднего профессионального образования», под которым понимается

соответствие основных свойств и характеристик, целей, содержания,

процесса, условий и результатов процесса обучения студентов ССУЗа

актуальным и перспективным требованиям государства, работодателей к

специалистам среднего звена, а таюке потребностям обучающихся и

общечеловеческим нормам морали.

2. Разработана структурно-функциональная модель процесса обеспечения

качества заочной формы обучения в учебных заведениях системы среднего

профессионального образования, которая позволяет определить основные

направления деятельности педагога, соответствующие определенному этапу

и циклу данного процесса.

3. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия: использование

современных графостатистических методов контроля и управления

процессом обеспечения качества; разработка и использование балльно-

модульной технологии самоконтроля качества обучения студентов заочного

отделения в межсессионный период и научно-методическое обеспечение

повышения квалификации преподавателей заочного отделения ССУЗа,

которые позволяют расширить инструментарий проведения педагогических

исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан

учебно-методический комплекс по обеспечению качества заочной формы

обучения в учреждениях среднего профессионального образования,

включающий: программу курса повышения квалификации преподавателей

заочного отделения ССУЗа по проблемам обеспечения качества обучения,

которая может использоваться педагогами заочного отделения, в том числе и

для саморазвития; дневник самоконтроля качества обучения студента,

предусматривающий постепенный переход на самооценку студентом

процесса обучения. Разработанные и апробированные в ходе исследования

диагностические методики (карта индивидуального мониторинга развития

личности студента, бланк экспертной оценки) могут применяться педагогами

для изучения обеспечения качества обучения в ССУЗах различного профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются

его методологической основой, применением комплексной методики

исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам;

ценностно-ориентированным подходом к организации опытно-

экспериментальной работы и её позитивными результатами обеспечения

качества заочной формы обучения в учреждениях среднего

профессионального образования; сопоставимостью качественно-

количественных данных исследования. Апробация и внедрение результатов

исследования осуществлялись на теоретических семинарах кафедры

педагогики и психологии профессионального образования Казанского

государственного энергетического университета (2007-2010 гг.) и

методических объединениях руководителей заочными отделениями ССУЗов

Республики Татарстан (20092010 гг.). Материалы исследования обсуждались

и докладывались на международных и всероссийских научно-практических

конференциях: Международной научно-технической конференции

«Энергетика 2008: инновации, решения, перспективы» (Казань, 2008);

Республиканском научно-практическом семинаре «Вопросы и проблемы

заочной формы обучения в учреждениях среднего профессионального

образования РТ» (Казань, 2008); Международной научно-практической

конференции «Подготовка компетентностного специалиста в условиях

образовательного кластера: модели, технологии, качество» (Казань, 2009);

Межрегиональной научно-практической конференции «Многоуровневая

подготовка компетентностных специалистов в условиях опережающей

стандартизации профессионального образования» (Казань, 2009);

Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная

образовательная среда как фактор развития учебного заведения»

(Альметьевск, 2010); Всероссийской научно-практической конференции

«Современная педагогика: новые вызовы и перспективы развития»

(Чебоксары, 2010); 16 Всероссийской научно-практической конференции

«Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом

образовании» (Екатеринбург, 2010).

Результаты исследования внедрялись в практическую деятельность

педагогов, в консультативную деятельность автора при подготовке

преподавателей к аттестации, а также открытых мероприятиях, проводимых

в Казанском энергетическом техникуме и в других учебных заведениях

республики Татарстан в рамках методического объединения заведующих

заочными отделениями ССУЗов.



В раздел образования