Автор: Стальмакова Светлана Саввельевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ ШСХК
Населённый пункт: Красноярский край, пгт.Шушенское
Наименование материала: статья
Тема: «Мотивация обучающихся - условие повышения качества образования»
Раздел: среднее профессиональное
«Мотивация обучающихся - условие повышения качества
образования»
В данной статье рассматриваются приемы и способы педагогической
деятельности, необходимые для формирования мотивации учения у
обучающихся
школы
и
способствующие
повышению
качества
образования.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивация
учения, ситуация успеха.
Российский и советский педагог – экспериментатор Станислав
Теофилович Шацкий пишет, что ученье без препятствий, без трудностей
вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы переживания
положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления
трудностей.
Стремление самого ученика к познанию является необходимым
условием успешного формирования умений. Создавая на своих уроках
положительную мотивацию к выполнению умственных и практических
действий мотивирую каждого ученика на стремление к познанию. Основой
планирования способов включения, учащихся в урок является создание
мотивации их работы. Интерес, а также радость от проделанной работы на
уроке, от сделанных открытий своих возможностей, все это помогает
создать мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.
Для устной работы в начале урока предлагаю упражнения с решением,
в которых допущены «любимыми» ошибки учеников. Учащиеся довольно
редко проверяют свои решения, а тем более своего одноклассника.
Сообщая учащемуся, что это его собственное решение и что в нем есть
возможная ошибка, позволяет заинтересовать всех учащихся класса,
которые стремятся найти эту ошибку и рассматривают разные варианты,
допуская в свою очередь и другие ошибки. Разбор всех возникших ошибок
позволяет отработать их в ходе устной работы. Учащиеся мгновенно
включаются в работу. Например, в 7 классе при изучении алгебры можно
предложить следующие задания:
тема
пример
Формулы сокращенного умножения.
1.
2.
3.
Свойства
степени
с
натуральным
показателем.
1.
2.
3.
Решение линейных уравнений.
Разложение многочлена на множители.
1.
2.
В ходе устной работы применяю упражнения, в которых использую
нематематическую информацию. Эти полезные и интересные сведения из
различных
областей
наук
позволяют
стимулировать
мыслительную
деятельность учащихся.
Например, в 5 классе можно предложить следующие задачи:
1.
Сколько раз в день прилетают родители к птенцам, пока их
вскармливают?
Королек, горихвостка, поползень – 400 раз в день, что в 20 раз
больше, чем стриж, и на 100 раз меньше мухоловки.
2.
Дуб живет до 2000лет, что в 5 раз превосходит предельный
возраст лиственницы и простой ели. Ель «колючая» живет на 400
лет дольше простой и на 300 лет дольше кедра. Максимальный
возраст сосны остистой превышает возраст кедра в 9 раз. Сколько
живут деревья?
А также использую разнообразные формы подачи условия: таблицы,
схемы, блок-схемы и т.д.
Например, при решении текстовых задач с помощью уравнения предлагаю
записать все данные задачи в таблицу и составить математическую модель.
Задача. Расстояние между городами мотоциклист проехал за 0,8 ч, а
велосипедист – за 4 часа. Скорость велосипедиста на 48
км/ч меньше
скорости мотоциклиста. Найдите скорости каждого из них.
скорость, V (км/ч)
время, t (ч)
расстояние, S(км)
Велосипедист
х
4
4х
Мотоциклист
х+48
0,8
0,8(х+48)
Получаем уравнение: 4х=0,8(х+48)
Для того, чтобы создать ситуацию успеха, стараюсь убедить ребят, что
данное задание доступна каждому учащемуся в классе, что решение его
простое и «красивое». Следующие моменты, используемые мною на уроке,
быстро включают учащихся в работу:
1)
чертеж, подготовленный заранее на доске, его простота;
2)
условие задачи, которое легко воспринимается;
3)
коллективное обсуждение задания;
4)
четкое понимание последовательности действий.
Коллективное обсуждение позволяет снять страх у учащихся перед
заданием
и
быстро
найти
решение.
Это
форма
работы
создает
положительный настрой на всю дальнейшую деятельность ребят на уроке.
Когда ученик видит, как просто и «красиво» решается задача, он более
уверен в своих силах.
Чтобы наиболее эффективно организовать интеллектуальную работу
учащихся я предлагаю им включаться в простую, доступную деятельность
– рассмотреть картинки (диаграммы, графики, таблицы) и ответить на ряд
вопросов.
Например,
ребятам
предлагается
рассмотреть
композиции
русского
художника. И ответить на вопрос: «С помощью каких геометрических
фигур они выполнены?»
А чтобы узнать фамилию художника нужно выполнить следующие задания:
ИЙ = 28; ВА =40; СК = 30; СНЕ = 22; КАН = 6; ЦО = 5; ДИН = 44; В = 52
Эта коллективная форма работы позволяет показать ребятам, что не
страшно ошибаться при ответе на вопросы учителя. Данная форма работы
позволяет
сильным
и
средним
учащимся
проявить
свою
наблюдательность, а слабых успокоить, как бы говоря им: «Постарайся
вглядеться
в
картинку,
это
ты
умеешь».
Данное
задание
носит
исследовательский характер и позволяет ученику после разбора увидеть,
что он может выполнить его самостоятельно. Учитель тут играет роль
режиссёра.
Известно, что далеко не у каждого учащегося сформирована
способность выполнить задание на виду у всего класса. Некоторые очень
волнуются от общего к ним внимания, и ни о какой деятельности не может
быть
и
речи.
Поэтому
можно
использовать
две
рабочие
доски,
индивидуальные
задания.
Если
учащийся
испытывает
страх
перед
заданием, то вызываю двух учащихся для совместного решения.
В процессе выполнения заданий осуществляется смена видов
деятельности, что способствует предупреждению или снятию утомления.
Как
раз
этому
способствует
применение
на
урока
различных
дидактических игр и игровых элементов.
Составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход
урока, забочусь и о комфортном психологическом состоянии учащихся.
Интерес и радость у ребенка от выполненного задания – это и есть
критерий успешной работы на уроке. Сочетания учебных, воспитательных
и развивающих целей на уроках и во внеурочное время реализуется
потенциал математики как предмета.
Литература
1.
Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /
авт.-сост. Н.Е.Кордина - Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 111с.
2.
Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - 4-е изд.,
стереотип. - М.: Вентана - Граф, 2019. - 272с.: ил. - (Российский
учебник).
3.
Математика: 5 класс: учебник/ А.Г.Мерзляк,
В.Б.Полонский,
М.С.Якир; под ред. В.Е.Подольского. - 6-е изд., стереотип. - М.:
Вентана - Граф, 2020. - 304 с.: ил. - (Российский учебник).