Напоминание

«Мотивация обучающихся - условие повышения качества образования»


Автор: Стальмакова Светлана Саввельевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ ШСХК
Населённый пункт: Красноярский край, пгт.Шушенское
Наименование материала: статья
Тема: «Мотивация обучающихся - условие повышения качества образования»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Мотивация обучающихся - условие повышения качества

образования»

В данной статье рассматриваются приемы и способы педагогической

деятельности, необходимые для формирования мотивации учения у

обучающихся

школы

и

способствующие

повышению

качества

образования.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивация

учения, ситуация успеха.

Российский и советский педагог – экспериментатор Станислав

Теофилович Шацкий пишет, что ученье без препятствий, без трудностей

вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы переживания

положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления

трудностей.

Стремление самого ученика к познанию является необходимым

условием успешного формирования умений. Создавая на своих уроках

положительную мотивацию к выполнению умственных и практических

действий мотивирую каждого ученика на стремление к познанию. Основой

планирования способов включения, учащихся в урок является создание

мотивации их работы. Интерес, а также радость от проделанной работы на

уроке, от сделанных открытий своих возможностей, все это помогает

создать мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.

Для устной работы в начале урока предлагаю упражнения с решением,

в которых допущены «любимыми» ошибки учеников. Учащиеся довольно

редко проверяют свои решения, а тем более своего одноклассника.

Сообщая учащемуся, что это его собственное решение и что в нем есть

возможная ошибка, позволяет заинтересовать всех учащихся класса,

которые стремятся найти эту ошибку и рассматривают разные варианты,

допуская в свою очередь и другие ошибки. Разбор всех возникших ошибок

позволяет отработать их в ходе устной работы. Учащиеся мгновенно

включаются в работу. Например, в 7 классе при изучении алгебры можно

предложить следующие задания:

тема

пример

Формулы сокращенного умножения.

1.

2.

3.

Свойства

степени

с

натуральным

показателем.

1.

2.

3.

Решение линейных уравнений.

Разложение многочлена на множители.

1.

2.

В ходе устной работы применяю упражнения, в которых использую

нематематическую информацию. Эти полезные и интересные сведения из

различных

областей

наук

позволяют

стимулировать

мыслительную

деятельность учащихся.

Например, в 5 классе можно предложить следующие задачи:

1.

Сколько раз в день прилетают родители к птенцам, пока их

вскармливают?

Королек, горихвостка, поползень – 400 раз в день, что в 20 раз

больше, чем стриж, и на 100 раз меньше мухоловки.

2.

Дуб живет до 2000лет, что в 5 раз превосходит предельный

возраст лиственницы и простой ели. Ель «колючая» живет на 400

лет дольше простой и на 300 лет дольше кедра. Максимальный

возраст сосны остистой превышает возраст кедра в 9 раз. Сколько

живут деревья?

А также использую разнообразные формы подачи условия: таблицы,

схемы, блок-схемы и т.д.

Например, при решении текстовых задач с помощью уравнения предлагаю

записать все данные задачи в таблицу и составить математическую модель.

Задача. Расстояние между городами мотоциклист проехал за 0,8 ч, а

велосипедист – за 4 часа. Скорость велосипедиста на 48

км/ч меньше

скорости мотоциклиста. Найдите скорости каждого из них.

скорость, V (км/ч)

время, t (ч)

расстояние, S(км)

Велосипедист

х

4

Мотоциклист

х+48

0,8

0,8(х+48)

Получаем уравнение: 4х=0,8(х+48)

Для того, чтобы создать ситуацию успеха, стараюсь убедить ребят, что

данное задание доступна каждому учащемуся в классе, что решение его

простое и «красивое». Следующие моменты, используемые мною на уроке,

быстро включают учащихся в работу:

1)

чертеж, подготовленный заранее на доске, его простота;

2)

условие задачи, которое легко воспринимается;

3)

коллективное обсуждение задания;

4)

четкое понимание последовательности действий.

Коллективное обсуждение позволяет снять страх у учащихся перед

заданием

и

быстро

найти

решение.

Это

форма

работы

создает

положительный настрой на всю дальнейшую деятельность ребят на уроке.

Когда ученик видит, как просто и «красиво» решается задача, он более

уверен в своих силах.

Чтобы наиболее эффективно организовать интеллектуальную работу

учащихся я предлагаю им включаться в простую, доступную деятельность

– рассмотреть картинки (диаграммы, графики, таблицы) и ответить на ряд

вопросов.

Например,

ребятам

предлагается

рассмотреть

композиции

русского

художника. И ответить на вопрос: «С помощью каких геометрических

фигур они выполнены?»

А чтобы узнать фамилию художника нужно выполнить следующие задания:

ИЙ = 28; ВА =40; СК = 30; СНЕ = 22; КАН = 6; ЦО = 5; ДИН = 44; В = 52

Эта коллективная форма работы позволяет показать ребятам, что не

страшно ошибаться при ответе на вопросы учителя. Данная форма работы

позволяет

сильным

и

средним

учащимся

проявить

свою

наблюдательность, а слабых успокоить, как бы говоря им: «Постарайся

вглядеться

в

картинку,

это

ты

умеешь».

Данное

задание

носит

исследовательский характер и позволяет ученику после разбора увидеть,

что он может выполнить его самостоятельно. Учитель тут играет роль

режиссёра.

Известно, что далеко не у каждого учащегося сформирована

способность выполнить задание на виду у всего класса. Некоторые очень

волнуются от общего к ним внимания, и ни о какой деятельности не может

быть

и

речи.

Поэтому

можно

использовать

две

рабочие

доски,

индивидуальные

задания.

Если

учащийся

испытывает

страх

перед

заданием, то вызываю двух учащихся для совместного решения.

В процессе выполнения заданий осуществляется смена видов

деятельности, что способствует предупреждению или снятию утомления.

Как

раз

этому

способствует

применение

на

урока

различных

дидактических игр и игровых элементов.

Составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход

урока, забочусь и о комфортном психологическом состоянии учащихся.

Интерес и радость у ребенка от выполненного задания – это и есть

критерий успешной работы на уроке. Сочетания учебных, воспитательных

и развивающих целей на уроках и во внеурочное время реализуется

потенциал математики как предмета.

Литература

1.

Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /

авт.-сост. Н.Е.Кордина - Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 111с.

2.

Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - 4-е изд.,

стереотип. - М.: Вентана - Граф, 2019. - 272с.: ил. - (Российский

учебник).

3.

Математика: 5 класс: учебник/ А.Г.Мерзляк,

В.Б.Полонский,

М.С.Якир; под ред. В.Е.Подольского. - 6-е изд., стереотип. - М.:

Вентана - Граф, 2020. - 304 с.: ил. - (Российский учебник).



В раздел образования