Авторы: Каурова Ольга Владимировна, Ольга Владимировна Каурова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОМК №3 Егорьевский филиал
Населённый пункт: город Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка лекционного занятия
Тема: Сестринский уход при анемиях
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3
имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
Методическая разработка лекционного занятия
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах
МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях
Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.
Тема: Сестринский уход при анемиях.
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Базовая подготовка
Преподаватель: Каурова О.В.
2021-2022 учебный год.
Цели занятия
Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений
объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.
Освоение общих и профессиональных компетенций.
Развивающая:
формирование
навыков
самообразования,
самореализации
личности, развитие речи, мышления, памяти.
Воспитательная:
привитие
умений
и
навыков
учебной
работы
и
коллективного труда. Формирование у студентов целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов
общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения
к жизни и здоровью человека.
Квалификационные требования:
После изучения материала студенты должны
уметь:
–
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
–
осуществлять
сестринский
уход
за
пациентом
при
различных
заболеваниях и состояниях;
–
консультировать
пациента
и
его
окружение
по
применению
лекарственных средств;
–
осуществлять
реабилитационные
мероприятия
в
пределах
своих
полномочий в условиях первичной медико-санитарной
помощи и
стационара;
–
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
–
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные
приемы массажа;
–
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни
пациента;
–
осуществлять паллиативную помощь пациентам; вести утвержденную
медицинскую документацию;
знать:
–
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы
диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской
помощи;
–
пути введения лекарственных препаратов;
–
виды, формы и методы реабилитации;
–
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского
назначения
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
и
осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению
к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств.
ПК
2.2.
Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Образовательная
технология:
личностно-ориентированное
обучение,
проблемное обучение.
Продолжительность лекционного занятия: 2 часа
Место проведения: кабинет терапии
Оснащение занятия:
Методическое: технологическая карта занятия, КТП, рабочая программа.
Материально-техническое: мультимедийный проектор, презентация по теме.
Междисциплинарные связи:
«Основы латинского языка с медицинской
терминологией», «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии»,
«Фармакология», ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий».
Список литературы для обучающихся:
1. Основная: Учебник: Сестринский уход в терапии. Э.В.Смолева Изд.Феникс.
Ростов-на Дону. 2020 стр. 267-273.
2. Дополнительная:
Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом процессе.
В.Г. Лычев, В.К. Карманов. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2020.
Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной
медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий
Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей. 3-е изд.
перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016.
План лекционного занятия:
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1.
Организационная
часть
(проверка
присутствующих,
готовность
обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
2.
Начальная мотивация учебной деятельности (сообщение темы, цели
занятия, актуальность проблемы);
3.
Контроль
исходного
уровня
знаний
(анатомо-физиологические
особенности системы крови);
4.
Изучение нового материала (изложение теоретического материала
темы);
5.
Обобщение
и
систематизация
изученного
материала
(выводы
по
основным вопросам темы, закрепление);
6. Домашнее задание
Сестринский уход при анемиях
Анемия
—
патологическое
состояние,
характеризующееся
снижением
содержания в крови количества эритроцитов и гемоглобина.
По
данным
ВОЗ
критерием
анемии
считают
уменьшение
содержания
гемоглобина у мужчин <130, у женщин <120 г/л.
Необходимо помнить, что анемия это не диагноз, а симптомокомплекс,
встречающийся при многих состояниях и требующий уточнения вызвавшей его
причины.
Классификация:
В зависимости от причины:
1. Дефицитные анемии — угнетение эритропоэза возникает из-за недостатка
веществ, необходимых для образования эритроцитов и гемоглобина.
- железодефицитная анемия;
- В
12
-дефицитная анемия;
- фолиеводефицитная анемия;
- анемия возникающая в результате недостатка белка.
2. Анемии возникающие в результате нарушения функции костного мозга —
гипопластические и апластические анемии.
3. Постгеморрагические анемии — в результате кровопотери.
- острые;
- хронические.
4. Гемолитические анемии — возникающие в результате повышенного
разрушения эритроцитов (гемолиза).
- наследственные гемолитические анемии (сфероцитоз, стоматоцитоз,
эллипсоцитоз, ферментопатии);
- гемоглобинопатии (талассемия, серповидно-клеточная анемия);
-
приобретенные
гемолитические
анемии
(аутоиммунная
анемия,
пароксизмальная ночная гемоглобинурия, в результате механического
разрушения эритроцитов, воздействие гемолитических ядов, переливание
несовместимой крови, массивные ожоги).
В зависимости от уровня цветного показателя:
- гипохромные — цветной показатель <0,8;
- нормохромные — цветной показатель в норме;
- гиперхромные — цветной показатель >1,05.
Клиническая картина анемического синдрома общая для всех видов анемий:
Жалобы-
слабость,
недомогание,
повышенная
утомляемость,
нарушение
работоспособности, тахикардия и одышка при физической нагрузке.
При осмотре — бледность кожи и слизистых, тахикардия, может быть
систолический шум на верхушке.
Железодефицитная анемия
Этиология:
1. Уменьшение потребления железа с пищей (вегетарианство, веганство)
2.
Увеличение
потери
железа
из
организма
(кровотечения
острые
и
хронические)
3. Повышение потребности организма в железе (период беременности и
лактации, инфекции и т.д.)
4. Нарушение всасывания железа в кишечнике (атрофический гастрит,
хронический энтерит, резекция тонкого кишечника и др.)
Специфические клинические проявления: извращение вкуса (потребность есть
мел, зубной порошок, уголь, глину, сырые крупы и др.), пристрастие к
необычным запахам (ацетон, лаки, краски, керосин, выхлопные газы и др.)
При осмотре кроме общих симптомов выявляют: сухость кожи, ангулярный
стоматит, изменения ногтей (ложкообразные с поперечной исчерченностью,
ломкие, истонченные), волос (выпадение, ломкость).
Диагностика:
ОАК — снижение Эр и Hb, цп <0,8, микроцитоз, анизоцитоз, пойкилоцитоз, при
выраженной анемии (острой постгеморрагической) может быть умеренное
повышение ретикулоцитов.
Б/Х — снижение содержания железа в сыворотке крови.
Обязательно
необходимо
выяснить
причину
анемии
поэтому
в
план
обследования обязательно входят ОАМ, исследование ЖКТ (ФГДС,
RRS,
ирригоскопия и при необходимости колоноскопия), рентгенография органов
грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости и почек, для женщин
обязательна консультация гинеколога с проведением УЗИ органов малого таза.
Лечение:
1. Диета — в рационе увеличивают содержание продуктов животного
происхождения (наибольшее содержание железа — печень, красное мясо).
2. Препараты железа — ферроплекс, фенюльс, феррум-лек, мальтофер,
гемостимулин, ферковен. Наиболее оптимальный прием препаратов внутрь,
применяются длительно 1 мес и более под контролем показателей ОАК и
содержания железа в сыворотке крови до нормализации показателей.
3. Дополнительно — витамин В
12,
фолиевая кислота, аскорбиновая кислота
(стимулируют кроветворение и повышают усвоение железа).
4. При возможности лечение заболевания вызвавшего анемию (ликвидация
кровопотери), при невозможности поддерживающая терапия препаратами
железа курсами по 7-10 дней каждый месяц.
В
12
-дефицитная анемия.
Этиология:
1. Снижение содержания витамина В
12
в пище (вегетарианство, веганство)
2.
Нарушение
синтеза
внутреннего
фактора
Кастла
в
желудке
(при
атрофическом гастрите, раке желудка, алкоголизме) — в этом случае
нарушается усвоения витамина В
12.
3. Нарушение всасывания витамина В
12
— хронический энтерит, резекция
тонкого кишечника, резекция желудка.
4. Повышенный расход витамина В
12
— беременность, глистные инвазии,
дисбактериоз.
Специфические клинические проявления: признаки поражения центральной и
периферической нервной системы — жжение кончика языка, зябкость,
онемение
конечностей,
ощущение
«ползания
мурашек»
(парэстезии),
неустойчивость походки, головные боли, периферические невриты, в тяжелых
случаях — изменение личности (психозы), нарушения памяти и ориентации,
нарушение тазовых функций, парезы и параличи.
При
осмотре:
бледность
кожи
и
слизистых
с
желтушным
оттенком,
сглаженность сосочков языка («лакированный» язык), увеличение печени и
небольшое увеличение селезенки, снижение сухожильных рефлексов и др.
неврологические симптомы.
Диагностика:
ОАК — снижение Эр и Hb, цп >1,1, макроцитоз, появление мегалоцитов и
мегалобластов, анизоцитоз, пойкилоцитоз, повышение СОЭ.
Б/Х
—
повышение
уровня
общего
билирубина
за
счет
несвязанного
билирубина.
Исследование костного мозга — мегалобластический тип кроветворения.
ФГДС — атрофический гастрит.
Исследование желудочной секреции — снижение секреции, ахлоргидрия.
Лечение:
1. Коррекция питания.
2. Витамин
В12
(цианкобаламин) в/м длительно
500-1000
мкг/д, при
невозможности
ликвидировать
причину
анемии
—
пожизненные
противорецидивные курсы.
Фолиеводефицитная анемия
Этиология: беременность, период лактации, алкоголизм, хронический энтерит,
прием
некоторых
лекарственных
препаратов
(противотуберкулезные,
фенобарбитал, противосудорожные, контрацептивы), у детей находящихся на
вскармливании козьим молоком.
Часто сочетается с В
12
-дефицитом.
Специфических симптомом нет, не характерны неврологические осложнения.
Лечение: прием препарата фолиевой кислоты.
Апластическая и гипопластическая анемия.
Развиваются в результате либо изолированной гипоплазии эритроцитарного
ростка, либо гипоплазии нескольких ростков кроветворения. Могут быть
врожденными и приобретенными (воздействие некоторых лекарственных
средств, химических соединений применяемых в быту, промышленности,
сельском хозяйстве).
Врожденные формы начинаются незаметно постепенно, выявляются в детском
возрасте.
Приобретенные — часто протекают как острое заболевание с выраженной
лихорадкой, геморрагическим синдромом, присоединением инфекции.
Клиническая картина определяется характером поражения костного мозга. При
изолированном поражении эритроцитарного ростка — тяжелая «рефрактерная»
анемия. При поражении мегакариоцитраного ростка — геморрагический
синдром,
обусловленный
снижение
тромбоцитов.
При
поражении
лейкоцитарного ростка (агранулоцитоз) — присоединение тяжелых инфекций,
чаще язвенно-некротическая ангина. Может начинаться с поражения одного из
ростков кроветворения, позже появляются признаки поражения других ростков.
В анализе крови — панцитопения (анемия, лейкопения, тромбоцитопения).
При исследовании костного мозга — гипо- и аплазия одного или нескольких
ростков кроветворения.
Лечение:
1. При резкой лейкопении — изоляция пациента в стерильный бокс.
2. Для стимуляции эритропоэза — эритропоэтин п/к, при неэффективности
переливание Эр-массы.
3. Глюкокортикостероиды — преднизолон в/в в больших дозах.
4. При геморргагическом синдроме — переливание тромбоцитарной массы.
5. При неэффективности консервативной терапии — пересадка костного мозга.
Гемолитические анемии.
Развиваются в результате повышенного разрушения эритроцитов, как правило в
результате снижения срока жизни эритроцитов.
Основные признаки — преходящая желтуха, темная окраска кала, красно-бурый
или черный цвет мочи, спленомегалия.
В ОАК — снижение Эр и Hb, ретикулоцитоз, повышение СОЭ.
Б/Х — повышение общего билирубина за счет непрямого билирубина.
ОАМ — повышенное содержание уробилина, может быть гемоглобинурия.
Наследственный
сфероцитоз
(болезнь
Минковского
—
Шоффара):
начинается обычно в подростковом или зрелом возрасте. Может протекать
бессимптомно, больные могут вести активный образ жизни, так как анемия
слабо выражена.
Имеет хроническое течение с периодами обострения
(гемолитические
кризы).
Вне
кризов
может
отмечаться
только
легкая
желтушность и изменения в крови.
Гемолитический криз: начинается внезапно, провоцировать может тяжелая
физическая нагрузка, повышение температуры при инфекции, прием некоторых
лекарственных препаратов. Лихорадка, сопровождающаяся тошнотой, рвотой,
боли в животе, боли в пояснице, одышка, нарастающая желтуха, появление
темной мочи, при тяжелом течении явления коллапса. Быстро развивается
анемия,
лейкопения,
тромбоцитопения.
При
хроническом
течение
гемолитической анемии часто присоединяется калькулезный холецистит и во
время криза развивается приступ печеночной колики, обтурационная желтуха.
Тяжелый гемолиз может вызвать развитие острой почечной недостаточности.
Диагностический критерий заболевания — сочетание умеренной анемии,
спленомегалии и желтухи при семейном анамнезе болезни.
В ОАК — помимо признаков анемии наблюдаются эритроциты аномальной
«шаровидной» формы — микросфероцитоз.
Наследственный эллипсоцитоз:
протекает обычно бессимптомно, но у
некоторых признаки гемолиза и умеренной анемии, увеличения селезенки. При
исследовании
крови
эритроциты
аномальной
формы.
Также
протекает
стоматоцитоз. При исследовании выявляются эритроциты формы «вазы».
Серповидно-клеточная
анемия:
особенность
строения
эритроцитов
передается по наследству по рецессивному типу, наиболее распространена в
странах Африки и у выходцев из этих стран. Протекает как хроническое
заболевание с периодами обострения (кризами)В начале приступа характерны
болевые
ощущения
в
ногах (голеностопы,
голени,
коленные суставы),
постепенно усиливаясь боли распространяются на бедра, живот, спину, верхние
конечности и может охватить все тело в течение нескольких минут или часов.
Внезапно возникая, так же внезапно прекращаются. Могут проявляться
регулярно с периодичностью от нескольких недель до нескольких лет. У таких
больных часто развиваются инфаркты селезенки, почек, легких. Типичны
длительно не заживающие язвы на коже голеней. При обострениях усиливаются
анемия, ретикулоцитоз, лейкоцитоз.
Диагностика — «+» проба на серповидность эритроцитов и выявление
патологического гемоглобина (HbS).
Талассемия:
распространена в странах Средней Азии и Азербайджане.
Гетерозиготная форма протекает бессимптомно или с нерезко выраженным
гемолизом. Единственным признаком могут быть «мишеневидные» эритроциты
и патологический гемоглобин. Гомозиготная форма проявляется в детстве.
Отмечается увеличение головы, резко выраженные скулы, западение носа,
грязно-желтый цвет кожи, увеличение печени и селезенки, увеличение сердца,
отеки п/к жировой клетчатки. Имеет тяжелое течение с неблагоприятным
исходом.
Анемия — микроцитарная, гипохромная, «мишеневидные» эритроциты и
фетальный гемоглобин..
Аутоиммунная гемолитическая анемия: характеризуется выработкой АТ к
собственным
эритроцитам.
Различают
идиопатическую
гемолитическую
анемию (причина не известна) и симптоматическую (при системной красной
волчанке, злокачественных опухолях, хроническом лимфолейкозе, гепатите,
неспецифическом
язвенном
колите,
ревматоидном
артрите,
миастении,
тиреотоксикозе и др.). АТ могут быть тепловые и холодовые.
Аутоиммунная гемолитическая анемия с тепловыми АТ: протекает в виде
гемолитических кризов, которые провоцируются инфекцией, стрессом или
возникают без видимых причин.
Аутоиммунная
гемолитическая
анемия
с
холодовыми
АТ:
болеют
преимущественно в пожилом возрасте. Характерна медленно нарастающая
анемия и легкая желтушность кожи. Пребывание на холоде приводит к
развитию акроцианоза, болевых ощущений в пальцах, кистях, стопах (синдром
Рейно), может быть «холодовая» крапивница. После чего развивается гемолиз
(криз).
Гемолиз
продолжается
в
течение
2-4
недель
и
заканчивается
самопроизвольно. Характерный признак — аутоаглютинация эритроцитов во
время взятия крови из вены сразу же после поступления в шприц.
Диагностический признак — «+» проба Кумбса (обнаружение аутоантител на
поверхности эритроцитов).
Лечение:
При хронически протекающих гемолитических анемиях с не резко выраженной
анемией лечения не требуется. При ярко выраженной анемии положительный
эффект
оказывает
спленэктомия.
Пациенты
должны
избегать
тяжелых
физических и эмоциональных нагрузок, соблюдать режим труда и отдыха,
осторожно относиться к приему незнакомых лекарственных препаратов.
Гемолитический криз:
- глюкокортикоиды — преднизолон в больших дозах (стабилизирует мембрану
эритроцитов, уменьшает гемолиз, противошоковое действие)
- в/в 10000 ЕД гепарина (улучшение микроциркуляции, профилактика
тромбозов и инфарктов органов)
- натрия гидрокарбонат в/в капельно (ощелачивание мочи, профилактика ОПН)
- с этой же целью после стабилизации АД — фуросемид в/в.
- витаминотерапия (В
2
, А, Е)
- симптоматическая терапия.
Примерный план сестринских вмешательств при анемии
1. Проблемы:
•
настоящие — слабость, головокружение, быстрая утомляемость, одышка,
сердцебиение, желание есть древесный уголь;
•
потенциальная — боль в области сердца;
•
приоритетная — слабость.
2. Цель:
•
краткосрочная — пациентка отметит уменьшение слабости к концу
недели лечения;
•
долгосрочная — пациентка отметит отсутствие слабости к моменту
выписки.
План
Мотивация
Обеспечить соблюдение
предписанного врачом двигательного
режима, щадящую диету
Для эффективного лечения
Обеспечить соблюдение кварцевания,
проветривания (3 раза по 30 мин),
проведение влажной уборки с
дезинфицирующим средством
Для предупреждения
внутрибольничной инфекции
Своевременное и правильное
выполнение врачебных назначений
Для эффективного лечения
Обеспечить проветривание палаты,
прогулки на воздухе
Для лучшей оксигенации крови и
стимуляции кроветворения,
повышения аппетита
Наблюдение за внешним видом,
состоянием пациентки, пульсом, АД,
ЧДД
Для ранней диагностики осложнений
со стороны сердечно-сосудистой
системы
Провести беседу с пациенткой и ее
родственниками о дополнительном
питании (мясные продукты)
Для эффективного лечения
заболевания, восполнения дефицита
железа в организме
Контроль деятельности кишечника
Предупреждение запоров при приеме
препаратов железа
Уход за полостью рта при приеме
препаратов железа и соляной кислоты
Для предупреждения разрушения
зубов при использовании препаратов
железа и соляной кислоты
Оценка: пациентка отмечает уменьшение слабости, соблюдает назначенную
диету и режим, знает правила приема лекарств. Цель достигнута.