Напоминание

Сестринский уход при анемиях


Авторы: Каурова Ольга Владимировна, Ольга Владимировна Каурова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОМК №3 Егорьевский филиал
Населённый пункт: город Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка лекционного занятия
Тема: Сестринский уход при анемиях
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Методическая разработка лекционного занятия

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

процессах

МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях

Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Тема: Сестринский уход при анемиях.

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Базовая подготовка

Преподаватель: Каурова О.В.

2021-2022 учебный год.

Цели занятия

Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений

объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.

Освоение общих и профессиональных компетенций.

Развивающая:

формирование

навыков

самообразования,

самореализации

личности, развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательная:

привитие

умений

и

навыков

учебной

работы

и

коллективного труда. Формирование у студентов целостного миропонимания и

современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов

общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения

к жизни и здоровью человека.

Квалификационные требования:

После изучения материала студенты должны

уметь:

готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять

сестринский

уход

за

пациентом

при

различных

заболеваниях и состояниях;

консультировать

пациента

и

его

окружение

по

применению

лекарственных средств;

осуществлять

реабилитационные

мероприятия

в

пределах

своих

полномочий в условиях первичной медико-санитарной

помощи и

стационара;

осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные

приемы массажа;

проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни

пациента;

осуществлять паллиативную помощь пациентам; вести утвержденную

медицинскую документацию;

знать:

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы

диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской

помощи;

пути введения лекарственных препаратов;

виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского

назначения

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и

качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

и

осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной

деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению

к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,

производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и

спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных

целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять

ему суть вмешательств.

ПК

2.2.

Осуществлять

лечебно-диагностические

вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их

использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Образовательная

технология:

личностно-ориентированное

обучение,

проблемное обучение.

Продолжительность лекционного занятия: 2 часа

Место проведения: кабинет терапии

Оснащение занятия:

Методическое: технологическая карта занятия, КТП, рабочая программа.

Материально-техническое: мультимедийный проектор, презентация по теме.

Междисциплинарные связи:

«Основы латинского языка с медицинской

терминологией», «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии»,

«Фармакология», ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий».

Список литературы для обучающихся:

1. Основная: Учебник: Сестринский уход в терапии. Э.В.Смолева Изд.Феникс.

Ростов-на Дону. 2020 стр. 267-273.

2. Дополнительная:

Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом процессе.

В.Г. Лычев, В.К. Карманов. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2020.

Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной

медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей. 3-е изд.

перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016.

План лекционного занятия:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.

Организационная

часть

(проверка

присутствующих,

готовность

обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).

2.

Начальная мотивация учебной деятельности (сообщение темы, цели

занятия, актуальность проблемы);

3.

Контроль

исходного

уровня

знаний

(анатомо-физиологические

особенности системы крови);

4.

Изучение нового материала (изложение теоретического материала

темы);

5.

Обобщение

и

систематизация

изученного

материала

(выводы

по

основным вопросам темы, закрепление);

6. Домашнее задание

Сестринский уход при анемиях

Анемия

патологическое

состояние,

характеризующееся

снижением

содержания в крови количества эритроцитов и гемоглобина.

По

данным

ВОЗ

критерием

анемии

считают

уменьшение

содержания

гемоглобина у мужчин <130, у женщин <120 г/л.

Необходимо помнить, что анемия это не диагноз, а симптомокомплекс,

встречающийся при многих состояниях и требующий уточнения вызвавшей его

причины.

Классификация:

В зависимости от причины:

1. Дефицитные анемии — угнетение эритропоэза возникает из-за недостатка

веществ, необходимых для образования эритроцитов и гемоглобина.

- железодефицитная анемия;

- В

12

-дефицитная анемия;

- фолиеводефицитная анемия;

- анемия возникающая в результате недостатка белка.

2. Анемии возникающие в результате нарушения функции костного мозга —

гипопластические и апластические анемии.

3. Постгеморрагические анемии — в результате кровопотери.

- острые;

- хронические.

4. Гемолитические анемии — возникающие в результате повышенного

разрушения эритроцитов (гемолиза).

- наследственные гемолитические анемии (сфероцитоз, стоматоцитоз,

эллипсоцитоз, ферментопатии);

- гемоглобинопатии (талассемия, серповидно-клеточная анемия);

-

приобретенные

гемолитические

анемии

(аутоиммунная

анемия,

пароксизмальная ночная гемоглобинурия, в результате механического

разрушения эритроцитов, воздействие гемолитических ядов, переливание

несовместимой крови, массивные ожоги).

В зависимости от уровня цветного показателя:

- гипохромные — цветной показатель <0,8;

- нормохромные — цветной показатель в норме;

- гиперхромные — цветной показатель >1,05.

Клиническая картина анемического синдрома общая для всех видов анемий:

Жалобы-

слабость,

недомогание,

повышенная

утомляемость,

нарушение

работоспособности, тахикардия и одышка при физической нагрузке.

При осмотре — бледность кожи и слизистых, тахикардия, может быть

систолический шум на верхушке.

Железодефицитная анемия

Этиология:

1. Уменьшение потребления железа с пищей (вегетарианство, веганство)

2.

Увеличение

потери

железа

из

организма

(кровотечения

острые

и

хронические)

3. Повышение потребности организма в железе (период беременности и

лактации, инфекции и т.д.)

4. Нарушение всасывания железа в кишечнике (атрофический гастрит,

хронический энтерит, резекция тонкого кишечника и др.)

Специфические клинические проявления: извращение вкуса (потребность есть

мел, зубной порошок, уголь, глину, сырые крупы и др.), пристрастие к

необычным запахам (ацетон, лаки, краски, керосин, выхлопные газы и др.)

При осмотре кроме общих симптомов выявляют: сухость кожи, ангулярный

стоматит, изменения ногтей (ложкообразные с поперечной исчерченностью,

ломкие, истонченные), волос (выпадение, ломкость).

Диагностика:

ОАК — снижение Эр и Hb, цп <0,8, микроцитоз, анизоцитоз, пойкилоцитоз, при

выраженной анемии (острой постгеморрагической) может быть умеренное

повышение ретикулоцитов.

Б/Х — снижение содержания железа в сыворотке крови.

Обязательно

необходимо

выяснить

причину

анемии

поэтому

в

план

обследования обязательно входят ОАМ, исследование ЖКТ (ФГДС,

RRS,

ирригоскопия и при необходимости колоноскопия), рентгенография органов

грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости и почек, для женщин

обязательна консультация гинеколога с проведением УЗИ органов малого таза.

Лечение:

1. Диета — в рационе увеличивают содержание продуктов животного

происхождения (наибольшее содержание железа — печень, красное мясо).

2. Препараты железа — ферроплекс, фенюльс, феррум-лек, мальтофер,

гемостимулин, ферковен. Наиболее оптимальный прием препаратов внутрь,

применяются длительно 1 мес и более под контролем показателей ОАК и

содержания железа в сыворотке крови до нормализации показателей.

3. Дополнительно — витамин В

12,

фолиевая кислота, аскорбиновая кислота

(стимулируют кроветворение и повышают усвоение железа).

4. При возможности лечение заболевания вызвавшего анемию (ликвидация

кровопотери), при невозможности поддерживающая терапия препаратами

железа курсами по 7-10 дней каждый месяц.

В

12

-дефицитная анемия.

Этиология:

1. Снижение содержания витамина В

12

в пище (вегетарианство, веганство)

2.

Нарушение

синтеза

внутреннего

фактора

Кастла

в

желудке

(при

атрофическом гастрите, раке желудка, алкоголизме) — в этом случае

нарушается усвоения витамина В

12.

3. Нарушение всасывания витамина В

12

— хронический энтерит, резекция

тонкого кишечника, резекция желудка.

4. Повышенный расход витамина В

12

— беременность, глистные инвазии,

дисбактериоз.

Специфические клинические проявления: признаки поражения центральной и

периферической нервной системы — жжение кончика языка, зябкость,

онемение

конечностей,

ощущение

«ползания

мурашек»

(парэстезии),

неустойчивость походки, головные боли, периферические невриты, в тяжелых

случаях — изменение личности (психозы), нарушения памяти и ориентации,

нарушение тазовых функций, парезы и параличи.

При

осмотре:

бледность

кожи

и

слизистых

с

желтушным

оттенком,

сглаженность сосочков языка («лакированный» язык), увеличение печени и

небольшое увеличение селезенки, снижение сухожильных рефлексов и др.

неврологические симптомы.

Диагностика:

ОАК — снижение Эр и Hb, цп >1,1, макроцитоз, появление мегалоцитов и

мегалобластов, анизоцитоз, пойкилоцитоз, повышение СОЭ.

Б/Х

повышение

уровня

общего

билирубина

за

счет

несвязанного

билирубина.

Исследование костного мозга — мегалобластический тип кроветворения.

ФГДС — атрофический гастрит.

Исследование желудочной секреции — снижение секреции, ахлоргидрия.

Лечение:

1. Коррекция питания.

2. Витамин

В12

(цианкобаламин) в/м длительно

500-1000

мкг/д, при

невозможности

ликвидировать

причину

анемии

пожизненные

противорецидивные курсы.

Фолиеводефицитная анемия

Этиология: беременность, период лактации, алкоголизм, хронический энтерит,

прием

некоторых

лекарственных

препаратов

(противотуберкулезные,

фенобарбитал, противосудорожные, контрацептивы), у детей находящихся на

вскармливании козьим молоком.

Часто сочетается с В

12

-дефицитом.

Специфических симптомом нет, не характерны неврологические осложнения.

Лечение: прием препарата фолиевой кислоты.

Апластическая и гипопластическая анемия.

Развиваются в результате либо изолированной гипоплазии эритроцитарного

ростка, либо гипоплазии нескольких ростков кроветворения. Могут быть

врожденными и приобретенными (воздействие некоторых лекарственных

средств, химических соединений применяемых в быту, промышленности,

сельском хозяйстве).

Врожденные формы начинаются незаметно постепенно, выявляются в детском

возрасте.

Приобретенные — часто протекают как острое заболевание с выраженной

лихорадкой, геморрагическим синдромом, присоединением инфекции.

Клиническая картина определяется характером поражения костного мозга. При

изолированном поражении эритроцитарного ростка — тяжелая «рефрактерная»

анемия. При поражении мегакариоцитраного ростка — геморрагический

синдром,

обусловленный

снижение

тромбоцитов.

При

поражении

лейкоцитарного ростка (агранулоцитоз) — присоединение тяжелых инфекций,

чаще язвенно-некротическая ангина. Может начинаться с поражения одного из

ростков кроветворения, позже появляются признаки поражения других ростков.

В анализе крови — панцитопения (анемия, лейкопения, тромбоцитопения).

При исследовании костного мозга — гипо- и аплазия одного или нескольких

ростков кроветворения.

Лечение:

1. При резкой лейкопении — изоляция пациента в стерильный бокс.

2. Для стимуляции эритропоэза — эритропоэтин п/к, при неэффективности

переливание Эр-массы.

3. Глюкокортикостероиды — преднизолон в/в в больших дозах.

4. При геморргагическом синдроме — переливание тромбоцитарной массы.

5. При неэффективности консервативной терапии — пересадка костного мозга.

Гемолитические анемии.

Развиваются в результате повышенного разрушения эритроцитов, как правило в

результате снижения срока жизни эритроцитов.

Основные признаки — преходящая желтуха, темная окраска кала, красно-бурый

или черный цвет мочи, спленомегалия.

В ОАК — снижение Эр и Hb, ретикулоцитоз, повышение СОЭ.

Б/Х — повышение общего билирубина за счет непрямого билирубина.

ОАМ — повышенное содержание уробилина, может быть гемоглобинурия.

Наследственный

сфероцитоз

(болезнь

Минковского

Шоффара):

начинается обычно в подростковом или зрелом возрасте. Может протекать

бессимптомно, больные могут вести активный образ жизни, так как анемия

слабо выражена.

Имеет хроническое течение с периодами обострения

(гемолитические

кризы).

Вне

кризов

может

отмечаться

только

легкая

желтушность и изменения в крови.

Гемолитический криз: начинается внезапно, провоцировать может тяжелая

физическая нагрузка, повышение температуры при инфекции, прием некоторых

лекарственных препаратов. Лихорадка, сопровождающаяся тошнотой, рвотой,

боли в животе, боли в пояснице, одышка, нарастающая желтуха, появление

темной мочи, при тяжелом течении явления коллапса. Быстро развивается

анемия,

лейкопения,

тромбоцитопения.

При

хроническом

течение

гемолитической анемии часто присоединяется калькулезный холецистит и во

время криза развивается приступ печеночной колики, обтурационная желтуха.

Тяжелый гемолиз может вызвать развитие острой почечной недостаточности.

Диагностический критерий заболевания — сочетание умеренной анемии,

спленомегалии и желтухи при семейном анамнезе болезни.

В ОАК — помимо признаков анемии наблюдаются эритроциты аномальной

«шаровидной» формы — микросфероцитоз.

Наследственный эллипсоцитоз:

протекает обычно бессимптомно, но у

некоторых признаки гемолиза и умеренной анемии, увеличения селезенки. При

исследовании

крови

эритроциты

аномальной

формы.

Также

протекает

стоматоцитоз. При исследовании выявляются эритроциты формы «вазы».

Серповидно-клеточная

анемия:

особенность

строения

эритроцитов

передается по наследству по рецессивному типу, наиболее распространена в

странах Африки и у выходцев из этих стран. Протекает как хроническое

заболевание с периодами обострения (кризами)В начале приступа характерны

болевые

ощущения

в

ногах (голеностопы,

голени,

коленные суставы),

постепенно усиливаясь боли распространяются на бедра, живот, спину, верхние

конечности и может охватить все тело в течение нескольких минут или часов.

Внезапно возникая, так же внезапно прекращаются. Могут проявляться

регулярно с периодичностью от нескольких недель до нескольких лет. У таких

больных часто развиваются инфаркты селезенки, почек, легких. Типичны

длительно не заживающие язвы на коже голеней. При обострениях усиливаются

анемия, ретикулоцитоз, лейкоцитоз.

Диагностика — «+» проба на серповидность эритроцитов и выявление

патологического гемоглобина (HbS).

Талассемия:

распространена в странах Средней Азии и Азербайджане.

Гетерозиготная форма протекает бессимптомно или с нерезко выраженным

гемолизом. Единственным признаком могут быть «мишеневидные» эритроциты

и патологический гемоглобин. Гомозиготная форма проявляется в детстве.

Отмечается увеличение головы, резко выраженные скулы, западение носа,

грязно-желтый цвет кожи, увеличение печени и селезенки, увеличение сердца,

отеки п/к жировой клетчатки. Имеет тяжелое течение с неблагоприятным

исходом.

Анемия — микроцитарная, гипохромная, «мишеневидные» эритроциты и

фетальный гемоглобин..

Аутоиммунная гемолитическая анемия: характеризуется выработкой АТ к

собственным

эритроцитам.

Различают

идиопатическую

гемолитическую

анемию (причина не известна) и симптоматическую (при системной красной

волчанке, злокачественных опухолях, хроническом лимфолейкозе, гепатите,

неспецифическом

язвенном

колите,

ревматоидном

артрите,

миастении,

тиреотоксикозе и др.). АТ могут быть тепловые и холодовые.

Аутоиммунная гемолитическая анемия с тепловыми АТ: протекает в виде

гемолитических кризов, которые провоцируются инфекцией, стрессом или

возникают без видимых причин.

Аутоиммунная

гемолитическая

анемия

с

холодовыми

АТ:

болеют

преимущественно в пожилом возрасте. Характерна медленно нарастающая

анемия и легкая желтушность кожи. Пребывание на холоде приводит к

развитию акроцианоза, болевых ощущений в пальцах, кистях, стопах (синдром

Рейно), может быть «холодовая» крапивница. После чего развивается гемолиз

(криз).

Гемолиз

продолжается

в

течение

2-4

недель

и

заканчивается

самопроизвольно. Характерный признак — аутоаглютинация эритроцитов во

время взятия крови из вены сразу же после поступления в шприц.

Диагностический признак — «+» проба Кумбса (обнаружение аутоантител на

поверхности эритроцитов).

Лечение:

При хронически протекающих гемолитических анемиях с не резко выраженной

анемией лечения не требуется. При ярко выраженной анемии положительный

эффект

оказывает

спленэктомия.

Пациенты

должны

избегать

тяжелых

физических и эмоциональных нагрузок, соблюдать режим труда и отдыха,

осторожно относиться к приему незнакомых лекарственных препаратов.

Гемолитический криз:

- глюкокортикоиды — преднизолон в больших дозах (стабилизирует мембрану

эритроцитов, уменьшает гемолиз, противошоковое действие)

- в/в 10000 ЕД гепарина (улучшение микроциркуляции, профилактика

тромбозов и инфарктов органов)

- натрия гидрокарбонат в/в капельно (ощелачивание мочи, профилактика ОПН)

- с этой же целью после стабилизации АД — фуросемид в/в.

- витаминотерапия (В

2

, А, Е)

- симптоматическая терапия.

Примерный план сестринских вмешательств при анемии

1. Проблемы:

настоящие — слабость, головокружение, быстрая утомляемость, одышка,

сердцебиение, желание есть древесный уголь;

потенциальная — боль в области сердца;

приоритетная — слабость.

2. Цель:

краткосрочная — пациентка отметит уменьшение слабости к концу

недели лечения;

долгосрочная — пациентка отметит отсутствие слабости к моменту

выписки.

План

Мотивация

Обеспечить соблюдение

предписанного врачом двигательного

режима, щадящую диету

Для эффективного лечения

Обеспечить соблюдение кварцевания,

проветривания (3 раза по 30 мин),

проведение влажной уборки с

дезинфицирующим средством

Для предупреждения

внутрибольничной инфекции

Своевременное и правильное

выполнение врачебных назначений

Для эффективного лечения

Обеспечить проветривание палаты,

прогулки на воздухе

Для лучшей оксигенации крови и

стимуляции кроветворения,

повышения аппетита

Наблюдение за внешним видом,

состоянием пациентки, пульсом, АД,

ЧДД

Для ранней диагностики осложнений

со стороны сердечно-сосудистой

системы

Провести беседу с пациенткой и ее

родственниками о дополнительном

питании (мясные продукты)

Для эффективного лечения

заболевания, восполнения дефицита

железа в организме

Контроль деятельности кишечника

Предупреждение запоров при приеме

препаратов железа

Уход за полостью рта при приеме

препаратов железа и соляной кислоты

Для предупреждения разрушения

зубов при использовании препаратов

железа и соляной кислоты

Оценка: пациентка отмечает уменьшение слабости, соблюдает назначенную

диету и режим, знает правила приема лекарств. Цель достигнута.



В раздел образования