Напоминание

Секреты успешных публичных выступлений


Автор: Дусматова Альфия Самсутдиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский медицинский колледж"
Населённый пункт: с. Аргаяш, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Секреты успешных публичных выступлений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Альфия Самсутдиновна Дусматова, преподаватель Анатомии

Челябинская область, с. Аргаяш

Аргаяшский филиал

ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж»

«Секреты успешных публичных выступлений».

Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном

контакте с другими людьми. Работа педагога направлена не только на

формирование личности обучающегося, выработку определенных правил

поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не

только психологическими, специальными знаниями подачи материала по

своему предмету, но также и навыками публичного выступления.

Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к

семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам,

родительским собраниям. Для того чтобы выступление было понятным для

аудитории, педагог обязан знать технику ораторской речи, требования к

подготовки к речи, структуру публичного выступления.

Данными рекомендациями могут воспользоваться и студенты при

подготовке к защите ВКР, при выступлениях на конференциях и т.д.

При подготовке к публичному выступлению можно выделить следующие

этапы:

1.Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)

2.Подготовка (внешний вид, репетиция, запасной план)

3.Знакомство с помещением

Подготовка к выступлению

Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как

больше никто не запомнит.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное

время.

Обратите внимание на оформление (иллюстрации, таблицы, графики)

Структура выступления: (вступление (цель, задачи), основная часть,

резюме или выводы (концовка)

Конспект (подготовьте доклад, маркером выделите основные мысли – их

вы можете представить в презентации)

Внешний вид

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому

большое значение имеет одежда докладчика.

По

словам

Горбанева

М.А.,

универсальное

правило

успешного

публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что говорит

докладчик,

и тем,

как он выглядит.

В

официальных

случаях

лучше

использовать контрастные цвета в одежде, которые помогут сформировать

положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного

выступления. [5] Как отмечает Блинов И.Я. в своей монографии «Культура

речи», лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые

качества хороших ораторских манер - непринужденность, воодушевление,

уверенность

и

дружеский

тон.

В

правильной

позе

сочетаются

непринужденность осанки и легкость движений. Улыбайтесь! Выходите перед

слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады

находиться перед ними.[4]

Вначале сделайте каркас «скелет» будущего выступления

Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего

это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

Выделите главную идею вашей речи.

Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных

частей.

Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы

присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.

Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна

включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив скелет, начинайте наращивать на нем «мускулы»

Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые

используете в процессе выступления.

Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного

закрепления информации.

Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к

аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать

— это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на

обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия

вашего материала.

Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и

окончанию.

Главный ваш контролер-время!

Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только

ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами

(обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает

слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и

доступных фраз

Есть ряд психологических приемов , помогающих преодолеть страх

выступления:

пара глотков холодной воды;

спровоцированное зевание;

перенос веса тела с пятки на носок и обратно;

серия глубоких вдохов-выдохов;

движения челюстью, массаж скул;

растирание ладоней;

быстрый шаг, гимнастика;

выбор максимально удобной позы;

напевание любимой мелодии.

Речь:

Излучайте уверенность в себе, уважайте слушателей, относитесь к ним

доброжелательно независимо от возраста, пола, социального статуса.

Слушатели сначала воспринимают оратора по внешности и манере

поведения, и только потом оценивают то, что он говорит (это нормально,

в обычной жизни мы тоже сначала оцениваем внешность собеседника).

Излагайте информацию простым и доступным языком, образно,

эмоционально, не используя лишних деталей. Ваша речь должна быть

понятна аудитории (например, не следует употреблять

узкоспециализированные термины, если вы выступаете перед

неподготовленными слушателями). Слушатели обязательно оценят, если

вы расскажете о сложных научных проблемах простым и понятным

языком.

Не используйте лишние слова, слова-паразиты («так сказать», «значит»,

«ну», «как бы»), жаргонные и вульгарные выражения (они могут вызвать

у слушателей раздражение, насмешку или иронию). Темп речи должен

быть таким, чтобы слушатели понимали, о чем вы говорите. Излишняя

торопливость обычно вызвана робостью оратора, смысл быстро

сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за

мыслью оратора.

Слишком медленная, не эмоциональная речь, напротив, показывает

безразличие оратора к выступлению, а слушателям трудно улавливать

смысл сказанного. (темп речи)

Ваша речь должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие

зрительные образы. По-возможности следует избегать безликих,

шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора

образности и экспрессии, тем лучше ее воспринимает (и запоминает)

слушатель.

В каждом выступлении есть нечто помимо слов,- и это нечто имеет

значение. Это отпечаток индивидуальности. Жизненная сила, живость и

энтузиазм являются наиболее важными из тех качеств, которые в первую

очередь должны быть привиты ораторам и преподавателям в области

публичных выступлений.

Успешное публичное выступление — несколько секретов:

Прежде чем выйти на сцену, следует обратить внимание на осанку:

Спина должна быть прямая, подбородок смотрит вверх, плечи расправлены.

Заметьте, что уверенные в себе люди всегда имеют правильную осанку, а

сутулость, опущение плеч говорит о слабом волевом характере, неуверенности

и склонности к депрессии, такой тип оратора не вызовет доверия аудитории .

Двигайтесь уверенно, не семените, в ваших движениях не должно быть ничего

суетливого. Повернитесь к аудитории, окиньте скользящим взглядом весь зал

от первого ряда до последнего, слева направо. Подарите своё персональное

внимание как можно большему количеству людей. Так вы наладите зрительный

контакт. Обязательно улыбнитесь, сделайте это максимально искренно, чтобы

установить позитивный настрой и завоевать симпатию слушателей.

Для ораторов существует понятие «основная стойка», то есть то положение, в

котором вы будете пребывать во время выступления, и если будете двигаться

во время выступления, то не забывайте возвращаться в это положение.

Основная стойка оратора - это главная стойка оратора, с которой надо начинать

речь и проводить большую часть времени на сцене.

Разберем основную стойку:

1.

Ноги должны быть на ширине плеч, ни шире, ни уже. Тянем себя за

макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос.

Позвоночник распрямляется, осанка прямая.

2. Вес тела переносим на 60 % на переднюю ногу. Появляется легкий

наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед,

но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам

удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям.

3. Руки вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на

публику. Учтите, что руки вдоль корпуса только вначале, пока вы еще не

начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее

поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать

свои мысли.

4. Подбородок чуть выше линии горизонта.

5. Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» -

готовность к улыбке, полуулыбка.

Для того чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории,

необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не

таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре.

Не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу.

Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым,

чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на

общение с вами. Пауза также вам поможет за несколько секунд изучить

пространство вокруг вас, определить, как вы его будете использовать.

Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую

паузу он умеет держать.

Во время выступление необходимо двигаться по сцене, залу. Не стойте

памятником перед аудиторией, старайтесь перемещаться небольшими

шагами по сцене. Когда озвучите главную мысль своего выступления -

можно приблизиться к слушателям, дабы подчеркнуть важность

информации; задавая вопрос аудитории, отойдите немного назад, так вы

снизите психологическое давление в этот момент. Все это поможет вам

«оживить» своё выступление, сделает его более динамичным.

Выступающие чаще всего задают такие вопросы: « Что делать с

руками?», «Как их правильно держать?»

Определим базовые положения рук выступающего:

1. Руки спокойно висят вдоль тела.

2. Руки домиком на уровне живота.

3. Руки с переплетенными пальцами (на уровне живота).

4. Одна ладонь лежит на другой (тоже на уровне живота).

Одним из важных структурных элементов выступающего является

мимика и жесты. Мимика и жесты сопровождают мысль оратора,

наглядно её демонстрируют, проясняют подтекст сказанного.

Мимика отображает настроение того, кто говорит, его отношение к

предмету обсуждения. Сопровождение речи соответствующими

движениями мышц лица определяет искренность того, кто говорит,

уровень заинтересованности смыслом сказанного. Мимика сопровождает

и дополняет вербальную речь.

Получить наиболее целостное представление об ораторе и в немалой

степени определяют успех его выступления - жесты. Жесты могут быть

отрытыми и закрытыми.

Открытые жесты – это раскрытие рук ладонями вверх, это жест

искренности и открытости. Использование открытой жестикуляции

способствует налаживанию контакта с аудиторией, создание

доверительных отношений и формирование предпосылок для

дальнейшего общения. А если мысленно обнять зал, к которому вы

обращаетесь с речью, то эффект от выступления будет более выражен:

найти общий язык и выстроить отношения с залом, побывавшим в ваших

воображаемых объятиях будет гораздо легче.

Конечно, не стоит в течение всей речи протягивать к слушателям руки

ладонями вперед – это уже будет выглядеть наигранно. Учитесь

импровизировать. Не забывайте, что главное, это гармония ваших жестов,

тона и речи, так вы будете выглядеть естественно и органично.

Самые лучшие жесты — на уровне груди. Они создают ощущение силы,

спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к телу,

волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности.

Тренируйтесь перед зеркалом. Можете записывать свои выступления на

камеру, это поможет оценить себя со стороны, проанализировать

использованные жесты, предопределить жесты для систематической

отработки.

Что же такое закрытые жесты? Закрытые жесты — это все движения

кулаков, манипуляции руками по направлению к себе и ладонями,

«спрятанными» от зрителей. Индира Ганди верно заметила, что

рукопожатие невозможно, если руки сжаты в кулак.

Итак, для использования правильной жестикуляции во время публичных

выступлений определим правила:

Симметрия:

Жестикулировать следует двумя руками, так как если человек

жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится

неестественно.

Широта:

Не бойтесь использовать широкие жесты во время выступления. Это

поможет вам подчеркнуть весомость информации, предстать перед

аудиторией открытым человеком, уверенным в себе. Не забывайте

отрывать локти от боков, чтобы не было никакой скованности и

зажатости в ваших жестах.

Законченность:

Свободно жестикулируйте во время выступления и, если рождается

новый жест, предоставьте ему шанс на существование, не прерывайте

этот процесс. Жесты, которых надо избегать во время публичных

выступлений или жесты – паразиты:

1. Оратор выходит, и становятся в позу с руками за спиной.

Создаётся впечатление, будто человек что-то прячет за спиной. Такие

жесты говорят о том, что выступающий закрыт, скован. Руки за спиной

подсознательно ассоциируются с опасностью.

2. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в

позе Наполеона.Такой жест продемонстрирует аудитории надменность,

превосходство оратора над слушателями.

3. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса: «поза

футболиста».

В такой позе читается закрытость. К тому же, только ленивый не спросит

себя, что же он там защищает.

4. Руки в карманах.

Такая поза выглядит откровенно вульгарно и аудитории является грубым

нарушением этикета, после которого докладчик просто не воспринимается

серьезно публикой.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-

нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с

аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в

памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Таким образом, осмысленное применение психологических приёмов

поможет выступающему добиться успеха в публичных выступлениях, и стать

не просто докладчиком, комментатором презентаций, а блестящим оратором.

Список использованной литературы

1.Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2010, - 157 с.

2.Андреев Ф.И. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2009, - 10 стр.

3.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение /О.А. Баева. - М.: Логос,

2000. - 257 с.

4.Блинов И.Я, Культура речи/ И.Я. Блинов. - М.: Наука, 2006. - 206 с.

5.Горбанев М.А. Правила публичной речи/ М.А. Горбанев. - М.: Флинта: Наука,

2008 - 134 с.

6.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи/ С.Ф. Иванова. - М.: просвещение -

2007.- 215 с.

7.Иствуд А. Я вас слушаю/ А. Иствуд.- М.: Гнозис, 2009. - 108с.

8.Кони А.Ф. Советы лектора/ А.Ф. Кони.- М.: Гнозис, 2009. - 201 с.

9.Кузин Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие/ Ф.А. Кузин. - 6-е

изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с

10.Любишин А.В. Культура деловой речи/ А.В. Любишин. - М. : Наука, 2003. -

274с.



В раздел образования