Автор: Королёва Елена Сергеевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства
Населённый пункт: Нижегородская область Ковернинский район п.Ковернино
Наименование материала: Статья
Тема: Практико-ориентированный подход в обучении профессии «Управляющий сельской усадьбой»
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и
предпринимательства»
УПЦ «Ковернино»
Мастер производственного обучения
Королева Е.С.
Тема: Практико-ориентированный подход в обучении
профессии «Управляющий сельской усадьбой»
Основополагающей проблемой плохой профессиональной компетентности
молодых специалистов и их неспособности конкурировать на рынке труда,
является отсутствие реального опыта выполнения поставленных задач в
планируемой сфере деятельности, как профессионального работника.
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студентами
образовательной
программы
с
целью
формирования
профессиональной
компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное
сочетание
фундаментального
общего
образования
и
профессионально-
прикладной подготовки.
Практика является обязательным разделом в освоении профессии
«Управляющий сельской усадьбой». Она представляет собой вид учебной
деятельности,
направленной
на
формирование,
закрепление,
развитие
практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик
студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций
по профессии «Управляющий сельской усадьбой»
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения,
способствующих формированию у студентов значимых для будущей
профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и
навыков, обеспечивающих качественное выполнение профессиональных
обязанностей по профессии.
3. Создание в техникуме инновационных форм профессиональной занятости
студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-
производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при
изучении
учебных
дисциплин
с
целью
формирования
у
студента
мотивированности
и
осознанной
необходимости
приобретения
профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в
техникуме.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение
знаний, практико-ориентированное обучение направлено на приобретение
студентом опыта практической деятельности, который выступает как
готовность студента к определённым действиям и операциям на основе
имеющихся знаний, умений и навыков. Исходя из этого, практику
необходимо
сделать
непрерывной,
желательно
на
одном
и
том
же
предприятии или на другом предприятии той же отрасли.
Мастер производственного обучения выступает в роли наставника, передавая
свой опыт и профессионализм. С первых дней практического обучения
студенту необходим алгоритм действий при выполнении практических
заданий, это могут быть специально разработанные технологические карты, а
также другие методические материалы. Мастер контролирует выполнение
заданий дает советы, учит анализировать, разбирает ситуации которые могут
возникнуть в процессе профессиональной деятельности студента.
Необходимо давать возможность студентам проявлять самостоятельность в
решении практических задач, чтобы прочувствовать ответственность за
порученное им дело и в будущем проявить свой профессионализм.
Наибольший эффект можно получить при использовании современных
компьютерных образовательных технологий, подразумевающих совместное
обучение и творчество студента и преподавателя при изучении учебных
дисциплин, выполнении курсовых проектов (работ), при выполнении учебно-
исследовательских и научно-исследовательских работ:
- совместная работа педагога и студента;
- методическое сопровождение студента;
- студент выполняет задание в контенте ресурса;
- педагог контролирует выполнение задания;
- обобщение выполненной работы в отчете.
В результате должна складываться производственно-творческая цепочка по
решению конкретной проблемы:
Преподаватель → профессионал → студент-исполнитель → конкретный
результат
Сущность практико-ориентированного обучения состоит в создании для
студентов таких условий, чтобы они могли погрузиться в профессиональную
сферу, реализовать себя творчески и проявить свою самостоятельность.
Особенность
практико-ориентированного
подхода
заключается
в
формировании
фундаментальной
научной
базы
знаний
у
студентов
параллельно
с
получением
компетенций.
Использование
практико-
ориентированного подхода в обучении необходимо для эффективного
формирования грамотных конкурентоспособных выпускников.