Напоминание

Фонд оценочных средств


Автор: Наумова Надежда Михайловна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГАПОУ КО "КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине «Общая психология» по специальности: 34.02.01«Сестринское дело»
Тема: Фонд оценочных средств
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

«Общая психология»

по специальности: 34.02.01«Сестринское дело»

В

процессе

изучения

дисциплины

у

обучающегося

должны

быть

сформированы следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и

качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять

повышение своей квалификации

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям

народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к

природе, обществу и человеку.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать

профессиональными

компетенциями,

соответствующими

основным

видам

профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему

суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя

с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их

использования.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его

окружению.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи

на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Умение

1.

Применять

техники

и

приемы

эффективного

общения

в

профессиональной деятельности;

Умение

2.

Использовать

приемы

саморегуляции

поведения

в

процессе

межличностного общения:

Умение 3. Эффективно работать в команде;

Умение 4. Общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной

деятельности;

Умение 5. Использовать вербальные и невербальные средства общения в

психотерапевтических целях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Знание 1. Основные задачи и методы психологии;

Знание 2. Основные направления психологии;

Знание 3. Структуру личности;

Знание 4.Функции и средства общения;

Знание 5. Закономерности общения;

Знание 6. Приемы психологической саморегуляции;

Знание 7. Основы делового общения;

Знание 8. Взаимосвязь общения и деятельности.

Знание 9. Особенности психических процессов у здорового человека;

Знание 10. Пути социальной адаптации и мотивации личности

Результаты

обучения

(усвоенные

знания,

освоенные

умения)

ПК, ОК

Наименование

темы

Уровень

освоения

темы

Наименование контрольно-

оценочного средства

Текущий

контроль

Промежуточная

аттестация

1

2

3

4

5

6

Знания 1,2

Умения 2

ОК2

ОК10

История

психологии

2

Вопросы для

устного

опроса, Темы

для докладов

Устный опрос

Доклады

Знания 9,

ОК1

ОК2

Патология

познавательных

процессов

2,3

Вопросы для

устного и

письменного

опроса по

теме

Тест по теме

Устный или

письменный

опрос

Тестирование

по теме

Знания 6,8

Умения 2

ОК3

Принципы

работы с

негативными

эмоциями и

чувствами

2,3

Вопросы для

устного и

письменного

опроса по

теме

Темы для

рефератов

Устный или

письменный

опрос

Реферат,

Сообщение по

реферату.

Знания 6,8

Умения 2

ОК6

Влияние

стрессовых

ситуаций на

здоровье

человека

2

Темы для

презентаций

Презентация

Знания 8,10,

Умения 3,4,5

ОК3

ОК4

ПК1.1

ПК2.7

Особенности

ухода за

пациентами

разного

возраста

2,3

Практическое

занятие –

решение

задач

Решение задач,

выполнение

практических

заданий

Оценочные средства, используемые для текущего и промежуточного

контроля успеваемости студентов

Тема 1. « История психологии»

Вопросы для устного опроса по теме

1. Этапы развития психологии.

2. Общая характеристика психологических знаний в античности.

3. Учение Платона о душе.

4.Учение Аристотеля о душе и ее функциях.

5.Основные достижения античных медиков в исследовании мозга и органов

чувств.

6. В. Вундт и становление экспериментальной психологии

7.Обшая характеристика кризиса психологии 20 века.

8.Развитие отечественной психологии в 60-80 годы.

9.Современное состояние зарубежной психологии.

10. Современное состояние отечественной психологии.

Критерии и шкала оценивания опроса

Содержание, логичность и доказательность изложения в ответах обучающихся

на контрольные вопросы демонстрируют степень усвоения темы.

«Отлично» – студент показывает глубокое и всестороннее знание вопроса.

«Хорошо» – студент твердо знает вопрос.

«Удовлетворительно» –

студент ответил на вопрос не в полном объеме.

«Неудовлетворительно» – студент не усвоил содержания учебной дисциплины.

2.Темы докладов по 1 занятию

1. Становление представлений о психологической реальности в античности и

средневековье.

2. Взгляды Аристотеля на проблему психического в трактате «О душе».

3. Платон о душе.

4. Психологические воззрения Б. Спинозы.

5. Учение о душе В. Лейбница.

6. Учение Р. Декарта о сознании.

7. Становление естественно-научной парадигмы в психологии.

8. Методология и практика психологического эксперимента.

9. Психологические взгляды М. В. Ломоносова.

10. Психологические взгляды русских философов конца XIX – начала XX века.

11. Вклад И.М. Сеченова в становлении и развитии отечественной психологии.

12. Значение работ И.П.Павлова для психологии.

13. Научные школы в психологии.

14. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в

психологии.

15. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн о кризисе в психологии.

16. Гуманистическая парадигма в психологии.

17. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

18. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

19. Вклад Аристотеля в развитие психологии.

20. Этапы в развитии психологии

Критерии и шкала оценивания доклада

«Отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию доклада:

тема

раскрыта

полностью,

сформулированы

выводы,

выдержан

объём,

соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на

дополнительные вопросы.

«Хорошо» – основные требования к докладу выполнены, но при этом

допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала;

отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём

доклада; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при

защите даны неполные ответы.

«Удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований

к оформлению доклада. В частности: тема освещена лишь частично; допущены

фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы;

отсутствует вывод.

«Неудовлетворительно» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается

существенное непонимание проблемы либо работа студентом не представлена.

Тема 2. Патология познавательных процессов.

Вопросы для устного или письменного опроса.

1. Что такое ощущение?

2. Отличие ощущений от восприятия.

3. Виды ощущений

4. Закономерности ощущений.

5. Виды восприятия

6. Характеристики восприятия

7. Процессы мышления.

8. Виды и свойства внимания.

9. Характеристика памяти.

10.

Причины возникновения патологии познавательных процессов.

Проверочный тест

1. Расстройство процессов письма:

а) дислалия;

б) дисграфия;

в) дизартрия

2. Ощущение и восприятие связанно с:

а) познанием окружающего мира;

б) с эмоциями;

в) болью

3. Отказ от речи, желание молчать, не отвечать на вопросы:

а) аутизм;

б) мутизм;

в) анартрия

4. Извращение волевой активности:

а) парамнезии;

б) парастезии;

в) парабулии

5.Ошибки, обманы памяти:

а) полистезии;

б) парабулии;

в) парамнезии

6.

Нарушение

воли,

характеризующееся

собиранием

вещей,

не

представляющих ценности со свалки и складирование их дома:

а) синдром плюшкина;

б) корсаковский синдром;

в) синдром деперсонализации

7. Индукция и дедукция относятся к:

а) понятиям;

б) умозаключениям;

в) суждениям

8. Застывание больных в определенной позе:

а) каталепсия;

б) кататонический синдром;

в) апраксия

9. Навязчивое стремление к запоям:

а) дипсомания;

б) дромомания;

в) логомания

10. Основоположник общей психологии:

а) Кречмер;

б) Аристотель;

в) Гиппократ

11. Ощущение, восприятие, память, мышление, речь- проявление:

а) познавательных процессов;

б) эмоциональных процессов;

в) волевых процессов.

12. К дистантным ощущениям относят:

а) зрение, слух;

б) тактильные;

в) обонятельные.

13. Воспроизведение в сознании человека целостного образа со всеми

его свойствами и качествами:

а) память;

б) ощущение;

в) восприятие.

14. Определенная направленность психической деятельности, сознания

человека на избирательное восприятие предметов и объектов:

а) мышление;

б) воображение;

в) внимание.

15. Объем кратковременной памяти составляет:

а) 5+-3;

б) 7+-2;

в) 4+-6.

16. Нарушение сознания, характеризующееся полным его выключением:

а) кома;

б) делирий;

в) обморок.

17.

Отражение

отдельных

свойств

предметов,

непосредственно

воздействующих на органы чувств:

а) восприятие,

б)мышление,

в) ощущение.

18.

Нарушение

сознания,

характеризующееся

погружением

в

мир

фантастических переживаний и грез. Пациенты помнят фантастические

переживания, реальность нет:

а) онейроид;

б) сопор;

в) состояние транса.

19. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие- либо отрезки

времени:

а) аменция;

б) агнозия;

в) амнезия.

20.

Нарушение

внимания,

характеризующееся

повышенной

отвлекаемостью и расстройством устойчивости:

а) рассеянность;

б) невнимательность;

в) персеверация.

21.

Мыслительная

операция,

при

которой

происходит

мысленное

расчленение целого на части:

а) анализ;

б) синтез;

в) сравнение.

22. Нарушение речи, характеризующееся поражением речевых зон коры

больших полушарий, затруднение правильного подбора слов и звуков речи:

а) анартрия;

б) афазия;

в) дислалия.

23. Легкая смена настроения от несколько грустного к повышенному без

какого- нибудь значительного повода:

а) эмоциональная лабильность;

б) апатия;

в) дисфория.

24. Данный конкретный человек со всей совокупностью его отношений, его

психических и физиологических реакций, своеобразие которых определяет

его сознание и самопознание:

а) индивид;

б) личность;

в) индивидуальность.

25. Полное безразличие к себе, своему внешнему виду, состоянию:

а) апатия;

б) депрессия;

в) абулия.

26. Навязчивое стремление к поджогам

а) пиромания;

б) дромомания;

в) копромания.

27. Автоматическая подчиняемость больных:

а) ступор;

б) каталепсия;

в) агнозия.

28. Стремление делать все наперекор другим:

а) негативизм;

б) мутизм;

в) аутизм.

29. Система специальных мероприятий, имеющих задачи сохранения и

укрепления психического здоровья человека:

а) психогигиена;

б) психопрофилактика;

в) психгении.

30.Расстройство воспроизведения, к которым относят такие нарушения как

псевдореминисценции и конфабуляции:

а) агнозии;

б) парамнезии;

в) криптомнезии.

Критерии и шкала оценивания теста

«Отлично» - 86-100% вопросов теста выполнены без ошибок и недочетов;

«Хорошо» - 71-85% вопросов теста выполнены без ошибок и недочетов;

«Удовлетворительно» - 56-70% вопросов теста выполнены без ошибок и

недочетов.

«Неудовлетворительно» - 0-55%.

Тема 3. Принципы работы с негативными эмоциями и чувствами.

Вопросы

1. Чем отличаются эмоции от чувств?

2. Классификация эмоций.

3. Что такое настроение? От чего оно зависит?

4. Характеристика эмоций.

5. Что такое стресс и фрустрация?

6. Что такое психологическая саморегуляция?

7. Какие бывают нарушения эмоциональной сферы человека?

8. Как ухаживать за пациентами с эмоциональными нарушениями

9. Можно ли управлять эмоциями?

10.

Последствия негативных эмоций и чувств для здоровья.

11.

Профилактика стрессовых состояний.

Темы рефератов

1. Разрушительные эмоции.

2. Способы преодоления отрицательных эмоций

3. Методы контроля над своими эмоциями.

4. Способы регулирования настроения.

5. Как управлять эмоциями.

6. Влияние эмоций на поведение и здоровье.

7. Психотерапия

8. Эмоции и чувства

9. Приемы саморегуляции.

10.

Теория стресса.

Критерии и шкала оценивания реферата

«Отлично» ставится на самостоятельно написанный реферат по теме;

умение излагать материал последовательно и грамотно, делать необходимые

обобщения и выводы.

«Хорошо» ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на

оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в изложении

допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание реферата; допущены

один-два недочета при освещении основного содержания темы, исправленные по

замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух недочетов при

освещении

второстепенных

вопросов,

которые

легко

исправляются

по

замечанию преподавателя. В реферате может быть недостаточно полно

развернута аргументация.

«Удовлетворительно» ставится, если: не раскрыто основное содержание

учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или

наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении

понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после

нескольких замечаний преподавателя; нарушена логика в изложении материала,

нет необходимых обобщений и выводов; реферат является плагиатом других

рефератов более чем на 90 %.

Тема 4: Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.

Темы презентаций

1. Стресс и здоровье

2. Эустресс и дистресс

3. Приемы психической саморегуляции

4. Психология стресса

5. Как справится со стрессом?

6. Теория стресса.

Критерии оценки по презентации.

Отметка «отлично» ставится, если презентация полностью соответствует

требованиям

по

оформлению

и

содержанию,

а

именно:

единый

стиль

оформления всей презентации; использование не более трех базовых цветов на

слайде; даны интересные дискуссионные материалы; грамотно используется

научная лексика; графическая информация соответствует заданной теме;

презентация не перегружена анимацией; студент ориентируется в докладе и

презентации; студент отвечает на все заданные вопросы; презентация состоит из

10-15 слайдов; слайды не перегружены тестом; текст легко читаем; присутствует

логический переход в докладе.

Отметка «хорошо» ставится, если в презентации присутствует некоторые

недочеты, а именно: студент ориентируется в презентации и докладе, но

затрудняется

в

ответах

на

вопросы;

дизайн

презентации

соответствует

требованиям;

шрифт

читаем;

логическая

последовательность

текста;

присутствует перегруженность текстом на слайде;

Отметка «удовлетворительно», если студент недостаточно раскрыл тему;

студент плохо ориентируется в презентации и докладе, не может ответить на

поставленные вопросы; случайный дизайн презентации; каждый слайд своего

цвета; слайды перегружены анимацией; параметры шрифта недостаточно

хорошо подобраны, могут мешать восприятию; графика мало соответствует

содержанию.

Отметка «неудовлетворительно», если студент использовал не свою

презентацию; студент не ориентируется в презентации и докладе, не может

ответить на заданные вопросы; текст презентации перегружен анимацией;

каждый слайд имеет свой дизайн; слайды перегружены текстом, который не

читаем.

Тема 5. Особенности ухода за пациентами разного возраста.

Решить ситуационные задачи.

1 ситуация.

Мальчик П. 3 года месяц лежит в больнице. Его состояние нестабильно.

Он плаксив, плохо идет на контакт, боится процедур. Мама с ним лежать не

может. Как объяснить такое эмоциональное состояние ребенка? Чем помочь?

2 ситуация.

На приеме пациент М. 14 лет с сахарным диабетом. Привела мама. Мама

жалуется, что сын не следит за диетой, не измеряет вовремя уровень сахара,

потом чувствует себя плохо и не ходит в школу. М. считает, что у него все

хорошо и мама преувеличивает. Как убедить подростка внимательнее относится

к своему здоровью?

3 ситуация.

Младенец 3 месяца раскричался на приеме у врача. Мама считает, что ему

сделали неприятно, грубо осмотрели холодными руками. Как успокоить

младенца и маму?

4 ситуация

Предприниматель К. 40 лет с жалобами на сердечные боли, требует от врача

назначить лечение, отказываясь от обследования. Ему нужен быстрый результат,

нет времени ложиться в стационар, у него много работы. Как убедить пациента,

что обследование необходимо?

5 ситуация.

Пенсионерка З. 82 года плачет на приеме. Жалуется, что ей некому помочь,

родственники ее бросили. Лечение артериальной гипертензии эффекта не дает,

пациентка забывает принимать лекарства. Просит положить ее в больницу.

Показаний для госпитализации нет. Как успокоить пациентку?

Оценка ситуаций

Критерии оценки. Оценка «5» Студент показывает глубокие знания по теме,

использует

научную

терминологию,

стилистически

грамотно,

логически

правильно излагает ответ; способен самостоятельно и творчески находить

решения сложных проблем в нестандартной ситуации; владеет навыками

анализа и самоанализа, умеет делать обоснованные выводы, обобщать. Оценка

«4» Студент показывает хорошие знания по теме, использует научную

терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагает ответ;

способен

самостоятельно

и

творчески

решать

сложные

проблемы

в

нестандартной ситуации; владеет навыками анализа и самоанализа, умеет делать

выводы, но не умеет их обосновать. Оценка «3» Студент показывает затруднения

в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,

способность самостоятельно применять типовые решения при объяснении

конкретных явлений, слабо владеет навыками анализа и самоанализа, не умеет

делать выводы и обобщения. Оценка «2» Студент показывает затруднения в

применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,

неспособен самостоятельно применять типовые решения при объяснении

конкретных явлений, не владеет навыками анализа и самоанализа, не умеет

делать выводы и обобщения

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в

стационаре.

Основными

условиями

эффективности

профессионального

общения

медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания,

интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо

знать

особенности

психологического

отражения

своего

состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по

отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

– отсутствие осознания болезни в целом;

– неумение формулировать жалобы;

– сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

– восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих

мероприятий;

– усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

– чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от

родителей.

Деонтологическая тактика – эмоциональное теплое отношение, от-

влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с

уговорами, профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

– преобладание психологической доминанты возраста – «притязание на

взрослость»;

– бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;

– пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая

тактика

общение

с

учетом

возрастных

психологических

особенностей,

опоры

на

самостоятельность,

взрослость

подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста.

Необходимо,

прежде

всего,

познать

личность

пациента

и

ее

индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на

взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика

ориентация на трудовую и социальную

реабилитацию,

выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ,

проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-

мнительных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

– психологическая доминанта возраста – «уходящая жизнь», «приближение

смерти»;

– чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

– возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов,

повышенная

обидчивость,

ранимость,

снижение

возможности

самообслуживания;

– интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению

и выздоровлению.

Деонтологическая

тактика

поддержание

у

пациента

ощущения

собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное

отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на

двигательную активность; мотивация на выздоровление.



В раздел образования