Напоминание

Дидактический материал для занятий по русскому языку и культуре речи


Автор: Рехвиашвили Лариса Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГГБПОУ ГТМАУ
Населённый пункт: Город Георгиевск Ставропольский край
Наименование материала: Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи
Тема: Дидактический материал для занятий по русскому языку и культуре речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рабочая тетрадь

по русскому языку и культуре речи

Составитель: Рехвиашвили Лариса Александровна, преподаватель

высшей категории ГБПОУ ГТМАУ, Почётный работник СПО

АННОТАЦИЯ

Данная рабочая тетрадь содержит дидактический материал по всем

разделам, изучаемым в рамках предмета «Русский язык культура речи» и

дает возможность повторения, закрепления изученного на теоретических

занятиях, а также служит для преподавателя средством контроля усвоения

студентами конкретных тем.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Фонетика. Орфоэпия.

II.

Язык и речь.

III.

Понятие о функциональных стилях речи.

IV.

Стилистические ресурсы русского языка.

V.

Словообразовательные ресурсы русского языка.

VI.

Стилистические ресурсы грамматики.

VII.

Изобразительно-выразительные средства языка.

I. Фонетика. Орфоэпия.

Контрольные вопросы и задания по теме «Гласные звуки».

1.

Какова физическая природа звука?

2.

Что такое звук с точки зрения фонетики?

3.

В чем состоит особенность образования гласных звуков?

4.

Какая позиция для гласного звука является сильной, а какая - слабой?

5.

Каков характер русского ударения?

6.

Что такое фонема? Чем она отличается от звука?

7.

Что такое редукция?

8.

В чем разница между качественной и количественной редукцией?

9.

Какие гласные звуки подвергаются только количественной редукции?

10.

Затранскрибируйте слова и найдите в них фонемы: юбки, упростить,

часовой.

11.

Затранскрибируйте слова и укажите в них качественную и

количественную редукцию: упряжка, подводник.

12.

Затранскрибируйте слова в соответствии с нормами орфоэпии:

ягнёнок, колокольный.

Контрольные вопросы и задания по теме «Согласные звуки»

1.

В чем особенности образования согласных звуков?

2.

Из чего могут состоять согласные звуки? На какие группы по звучности

они делятся?

3.

Что такое место образования согласного звука?

4.

Что такое способ образования согласного звука?

5.

Затранскрибируйте слова и найдите в них позиционные

изменения согласных звуков?

молотьба

косьба

сказки

юг

лётчик

подъезжать

снег

листик

Контрольные вопросы и задания по теме «Актуальное членение

предложения»

1.

Перечислите условия внятности и логической выразительности речи.

2.

Что предполагает синтаксическое членение предложения?

3.

Как делит предложение актуальное членение предложения?

4.

Что такое речевое звено?

5.

Чем является организующий центр с точки зрения актуального членения

предложения?

6.

Как оформляется рема в устной речи?

7.

Что такое логическое ударение? Каков его характер?

8.

Как оформляется рема в письменной речи?

9.

Может ли быть в пределах одного предложения две или более рем?

10.

Подчеркните в каждой стихотворной строке ремы и поставьте паузы.

B.C. Высоцкий «Антисемиты»

АНТИСЕМИТЫ

Зачем мне считаться шпаной и бандитом —

Не лучше ль податься мне в антисемиты:

На их стороне хоть и нету законов, —

Поддержка и энтузиазм миллионов.

Решил я — и значит, кому-то быть битым.

Но надо ж узнать, кто такие семиты, —

А вдруг это очень приличные люди,

А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!

Но друг и учитель — алкаш в бакалее —

Сказал, что семиты — простые евреи.

Да это ж такое везение, братцы, —

Теперь я спокоен — чего мне бояться!

Я долго крепился, ведь благоговейно

Всегда относился к Альберту Эйнштейну.

Народ мне простит, но спрошу я невольно:

Куда отнести мне Абрама Линкольна?

Средь них — пострадавший от Сталина Каплер,

Средь них — уважаемый мной Чарли Чаплин,

Мой друг Рабинович и жертвы фашизма,

И даже основоположник марксизма.

Но тот же алкаш мне сказал после дельца,

Что пьют они кровь христианских младенцев:

И как-то в пивной мне ребята сказали,

Что очень давно они Бога распяли!

Им кровушки надо

:

— они по запарке

Замучили, гады, слона в зоопарке!

Украли, я знаю, они у народа

Весь хлеб урожая минувшего года!

По Курской, Казанской железной дороге

Построили дачи — живут там как боги...

На всё я готов — на разбой и насилье, —

И бью я жидов — и спасаю Россию!

Оценка________________

Преподаватель_______________( Л.А. Рехвиашвили)

II.

Язык и речь.

Контрольные вопросы и задания по теме «Языки речь».

1.

Что такое язык?

2.

Дайте несколько определений речи.

3.

Дайте сравнительную характеристику устной и письменной форме речи.

4.

Какими формами представлен современный русский язык?

5.

Почему литературная речь является ведущей формой существования

языка?

Оценка __________________________

Преподаватель ____________________

(JI.A. Рехвиашвили)

III.

Понятие о функциональных стилях речи.

Контрольные вопросы и задания по теме «Понятие о функциональных

стилях речи».

1.

Что называют языковыми средствами?

2.

Что такое стилистические средства языка?

3.

Дайте определение понятию «языковая норма?

4.

Чем стилистическая норма отличается от языковой нормы?

5.

Назовите основные функции языка.

6.

Что такое функциональный стиль речи?

7.

Чем противопоставлен разговорный стиль книжным стилем?

8.

Определите стиль каждого текста и докажите свою точку зрения.

1)

Одной из наиболее устойчивых форм языческих святилищ небольшого

размера были сооружения правильной круглой формы, обычно с двумя

концентрическими валами. Мы уже видели такие святилища на примере

круглых болотных городищ. Большая часть городища — святилища

находилась

под

открытым

небом,

очень

часто

на

них

находились

расположенные по кругу постройки, предназначенные, по все вероятности,

для ритуальных пиров, для потребления жертвенной пищи - «требища».

Кроме круглых городищ-святилищ, существовали и мысовые, но они,

очевидно, тоже покрывались термином «храмы».

2)

Уважаемые господа!

Благодарим за Ваше письмо от 20.01.2014 г. и сообщаем, что мы

принимаем все условия Вашего предложения, кроме сроков исполнения. В этой

связи мы хотели бы пригласить Вашего представителя, уполномоченного

вести переговоры, чтобы обсудить с ним вопрос о сроках непосредственно

при встрече. В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о

возможности приезда к нам Вашего представителя.

С уважением (подпись)

3)

Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как

две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через

изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на

вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах

кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.

Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею.

И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально

шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени.

Оценка __________________________

Преподаватель ____________________

(JI.A. Рехвиашвили)

IV.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Контрольные вопросы и задания по теме «Стилистические ресурсы

русского языка».

1.

Докажите, что слово «лексика» многозначно.

2.Что значит слово «полисемия»?

3.

Что является причиной появления многозначных слов?

4.

Где употребляются омонимы? (Дайте определение омонимии)

5.

Почему

нельзя

смешивать

паронимы?

(дайте

определение

парономазии) Найдите в предложениях явление парономазии и исправьте

ошибки.

Репетицию решили произвести утром.

Раскопки кургана разрешили провести ученым-археологам.

Он щёлкнул щиколоткой калитки.

Верней клади ступень ноги.

В этой кассе можно оплатить и за газ.

6.

Почему синонимы называют главным лексическим богатством языка?

(Дайте определение синонимии)

7.

С какой целью употребляют в речи антонимы? (Дайте определение

антонимии)

8.

Какие слова относятся к лексике общеупотребительной.

9.

Что называют лексикой ограниченного употребления?

10.

Что такое лексикография?

11.

Подберите к выделенным словам синонимы.

Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но

опрятную обитель.

В вашем заведении высокий посетитель вкусил хлеба.

И стезёю благодатною Русь вперед помчится вольная.

Я вам, тятенька, во всю жизнь свою ни в одном слове не перечил.

12.

Укажите устаревшие слова в отрывке из повести

А.К. Толстого «Князь серебряный».

Князь хотел отвечать, но царь не дал ему времени.

-

Раб лукавый! — произнес он грозно и по жилам присутствующих

пробежал холод, - раб лукавый! Я приблизил тебя ко престолу моему; я

возвеличил тебя и осыпал милостями; а ты что учинил? Ты в смрадном

сердце

своем,

аки

аспид,

задумал

погубить

меня,

царя

твоего,

и

чернокнижием хотел извести меня, и затем должно быть, ты в опричнину

просился? Что есть опричнина? - продолжал Иоанн, озираясь кругом и

возвышая голос, дабы весь народ мог услышать его, - Я, аки господин

винограда, поставлен господом Богом над народом моим возделывати

виноград мой. Бояре же мои, и Дума, и советники, не захотели помогать мне

и замыслили погубить меня; тогда взял я от них виноград мой и отдал другим

деятелям. И се есть опричнина! Званные мною на пир не пришли, и я послал на

торжища и на сходища путей и повелел призывать елицех, какие обретутся.

И се опять есть опричнина!

13.

Приведите из предыдущего текста примеры историзмов и архаизмов.

14.

Определите

уместность

использования

иноязычной

лексики.

Исправьте предложения, производя, где нужно, синонимические замены.

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя

Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

Эффективность режима экономии во многом зависит от того,

насколько лимитируются финансовые расходы.

На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела

полное фиаско.

Идентичное решение было принято студентами второй группы.

В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

16.

Найдите в данных предложениях и подчеркните слова, чуждые по

стилю данному контексту.

Через несколько дней молодой медик гулял с девушкой по сильно

пересеченной местности на берегу моря.

Сто

процентов

неизрасходованных

ресурсов

ласки

и

нежности

переведены на текущий счет неожиданно попавшего в милость персонального

пенсионера.

Я встретился с молодой женщиной... Подкатываю к ней с правого

траверза и барабаню по-матросски:» Позвольте покрейсировать вместе с

вами.»

17.

В данных предложениях фразеологизмы замените синонимичными

оборотами или словами.

В поте лица зарабатывали они свой хлеб.

Во веки веков будем помнить мы подвиг народа в Великой Отечественной

войне.

Я встретил его с поднятым забралом.

Ноги можно протянуть, сидя на твоей диете.

Крестьяне-бунтовщики

договорились

пустить

красного

петуха

помещику.

Оценка __________________________

Преподаватель ____________________

(JI.A. Рехвиашвили)

V.

Словообразовательные ресурсы русского языка.

Контрольные, вопросы и задания по теме «Словообразовательные ресурсы

русского языка»

1.

Почему части слова называются значимыми?

2.

Какая часть слова называется «основой»?

3.

Какое значение заключается в основе?

4.

Какое значение заключается в окончании?

5.

Какая основа называется «непроизводной»?

6.

Какая основа называется «производящей»?

7.

Что меняется в слове в процессе словообразования и что в процессе

формообразования?

8.

Найдите и обозначьте омонимичные корни в парных словосочетаниях.

горный воздух - горелый пень

примирить друзей — замирать от страха

косовица хлебов - прикосновение руки

голубая лагуна — прилагать усилия

выдернул гвоздь - задернул штору

грязная макулатура — обмакнул в воду

9.

Определите стилистическую окраску выделенных слов, объясните в них

роль суффиксов.

Гетры серые носила, шоколад «Миньон» жрала, с юнкерьём гулять

ходила — с солдатьём теперь пошла?

Любопытный старикан ...да!

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую!

И надоем я вам ужасно: всё говорю и говорю, болтушка - скажете.

10.

Обозначьте в словах образующие основы:баскетболистка,

придорожный, подоконник, бегающий.

11.

Запишите слова в два столбика:1) с основой производной и 2) с основой

непроизводной: столами, выходные, просители, туфли, выход, принесли,

лагуна, диван, сидя, лающий.

VI.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГРАММАТИКИ.

Контрольные вопросы и задания по теме: «Стилистические

ресурсы грамматики».

1.

Постройте предложения из данных слов.

В,сверкнуть, небо, яркий, звездочка.

Мести, дорога, по, поземка.

Студенты, должен, уметь, компьютер, на, работать.

Улетающий, птицы, на, собираться, юг, стаи, в.

2.

Раскрыть скобы, поставив слова в нужном падеже с предлогом и без

предлога.

Благодаря

(друг),

согласно

(распоряжение),

вопрос

(желание),

вернуться (дом), уехать (Кавказ), приехать (Кавказ).

3.

Замените

сложноподчиненные

предложения

с

придаточными

обстоятельственными простыми предложениями с обособленными

обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (Где это

возможно).

Когда звонок прозвенел, студенты разошлись по аудиториям.

Как только пошел дождь, он намочил стог, смётанный ребятами.

Когда ледокол продвигался между сплошными льдами, он оставлял после себя

широкий след.

4.

Найдите и исправьте в данных предложениях ошибки.

Кофе было очень крепкое.

Остроносый туфель выглядывал из -под широких

брюк.

Электричество отключили, а свечей не было.

Брат был больной ангиной.

Более лучший результат был показан нашими спортсменами на последних

соревнованиях.

Студенты успешно выполнили заданное на предыдущем занятии задание.

Мать с утра полоскает белье на реке.

В сочинении ученика было много дефекта.

На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера.

Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в

своих лесах, кравших дрова.

Гороно разослало инструкцию в школы города.

Они много говорили за свою жизнь.

5.

Выразите данную мысль разными способами.

простым предложением с обособленным обстоятельством;

сложным предложением с придаточным обстоятельственным;

сложносочиненным предложением.

Журавли с шумом поднялись в воздух и поплыли вдоль с печальными

криками.

VII.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЯЗЫКА.

Контрольные вопросы и задания по теме «Изобразительно выразительные

средства языка».

1.

Дайте определение «тропа»:

2.

Подчеркните эпитеты.

Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде

невежества убийственный позор.

К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь,

прямо в гостиную.

В атаку стальными рядами мы поступью твердой идём.

А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер.

Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметёт.

3.

Подчеркните сравнения.

Он бежал быстрее, чем лошадь.

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и

густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист

и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи

слышат радость в смелом крике птицы.

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.

4.

Найдите метафоры.

Закатилось солнце русской поэзии (о Пушкине).

Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток.

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

Над садами высоко и медленно плавал коршун.

Всё в нем дышало счастливою веселостью здоровья, дышало молодостью...

Приручением животных люди занимались ещё на заре человеческой

культуры.

Гуляет ветер, порхает снег.

Парадом, развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному

фронту.

Тихо дремлет река.

5.

Определите, на чём основана метонимия.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!

Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.

Но тих был наш бивак открытый.

Перо его местию дышит.

Плачь, русская земля! Но и гордись.

А в двери — бушлаты, шинели, тулупы.

Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

6.

Определите перифразы, в скобках указывая, кто имеется в виду.

Царь зверей издал устрашающий рык.

Автор «Горя от ума» прежде всего был искусным дипломатом.

Легендарной была судьба автора «Ромео и Джульетты».

Жители поднебесной празднуют новый год не в январе.

В стране восходящего солнца очень сильны общественные традиции.

Лидер КПРФ обратился к профсоюзам с новыми инициативами.

7.

Найдите в данных предложениях оксюморон.

Люблю я пышное природы увяданье.

«Живой труп» - одно из лучших произведений Льва Николаевича

Толстого.

Иногда он слегка на меня опирался, и я чувствовал высушенную

алкоголем лёгкую тяжесть его тела.

Очень часто сложная простота его рассуждений убеждала всех.

8.

Найдите и укажите различные стилистические фигуры в приведенных

ниже предложениях.

1.

Мелькают мимо будки, бабы, мальчики, лавки, фонари, дворцы,

сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики,

бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на

воротах...

2.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

3.

Цветы, любовь, деревья, праздность, поле! Я предан вам душой.

4.

Нет, я хотел... быть может, вы ... я думал, что уж барону время

умирать.

5.

Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей.

6.

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

7.

Ведь он друг был мне.

8.

Изумительный наш народ!

9.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник

горюет.

10.

Вместо хлеба - камень, вместо поучения — колотушка.

11.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и

угасал, и светился, и уходил куда - то в бесконечность.

Оценка __________________________

Преподаватель ____________________

(JI.A. Рехвиашвили)

ЛИТЕРАТУРА

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к

ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений

сред. проф. образования. — М., 2014.

Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень):

учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.

Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень):

учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.

Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.

образования. — М., 2014.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература.

Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.,

1989

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., «Высшая

школа», 1977

Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980

Русский язык: Энциклопедия. М., 1997



В раздел образования