Автор: Максудов Сергей Шавкатович
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеховский техникум"
Населённый пункт: Чехов, Московская область
Наименование материала: План-сценарий
Тема: План-сценарий в соответствии ФГОС по обществознанию "Человек, индивид, личность"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской об-
ласти «Чеховский техникум»
Город Чехов, Московской области
Структурное подразделение №3
Сценарий урока
по обществознанию
с учащимися первого курса
по теме:
«Человек, индивид, личность»
Преподаватель :
Максудов С. Ш.
2017 год
Дата проведения: ___________
Место проведения: кабинет №18
Участники: студенты 73 группы
Преподаватель: Максудов С. Ш.
Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”
Задачи:
Образовательные:
Дать характеристику понятиям человек, индивид, личность;
Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.
Развивающие:
Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения предложен-
ного материала
Воспитательные:
Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности, умение найти индивидуальных
подход к людям.
План.
Человек, подходы к его изучению.
Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
Личность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: ИТ, метод проблемного обучения
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Основные понятия: человек, индивид, личность
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания по предыдущей теме.
- краткий письменный опрос по пройденной теме «Общение».
3. Вводная беседа
- объявление темы урока;
- постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотно-
шение биологических и социальных условий для развития личности, разобраться в основных при-
знаках, отличающих индивида и личность.
4. Презентация «Человек, индивид, личность».
Слайд № 1. Преподаватель. Сегодня мы рассмотрим тему «Человек, индивид, личность», поста-
раемся подробно разобрать эти понятия.
Слайд № 2. Делая выводы по пройденным материалам, можно сделать краткое заключение, что
●ЧЕЛОВЕК – это целостное биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду дру-
гих организмов (представитель вида Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого
общества.
Слайд № 3. В изучении человека существуют два подхода: ●ИЗВНЕ и ●ИЗНУТРИ
Подход «ИЗВНЕ», где человек изучается в основном как индивид.
По Цицерону в переводе с греческого слово «атом» означает неделимый (частица вещества микро-
скопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем
его свойств). В латыни слово «неделимый» переводится как «индивид».
Слайд № 4. Индивид – человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т.е.
единичный представитель человеческого рода.
Индивид – это определение, имеющее несколько значений. В частности, оно подразумевает какого-
либо отдельного представителя человеческого рода, независимо от его личных качеств и опыта.
Таким образом, индивид – это не всегда личность. Он может не располагать необходимыми знани-
ями, опытом, навыками. С другой стороны, иногда индивид рассматривается наравне с личностью.
Ведь с точки зрения юриспруденции, личность – это любой человек, даже новорожденный.
2
Каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его лич-
ностное формирование.
Например Петр I как индивид был высоким человеком, а Наполеон был низкорослым, но как лич-
ности они имели много схожего.
Слайд № 5. Подход «ИЗНУТРИ», - это способ изучения человека как личность.
Личность — ●это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и
●включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной дея-
тельности и общения.
Т. о. социальные свойства представлены в личности лишь в тех проявлениях, которые значимы для
социальной жизни.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими каче-
ствами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет одно-
значного ответа.
Слайд № 6. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций , ролей и
развития самосознания.
На схеме показаны этапы формирования личности. Где-то приблизительно к 2,5 - 3 годам появ-
ляются первые признаки личности, когда человек начинает себя обозначать от первого лица, очень
кратким, но глубоким по смыслу словом «Я».
Слайд № 7. В социологии выделяются такие виды личности, как ●нормативная (базисная) и
●модальная.
Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип
личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода иде-
альный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой со-
циальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими
цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существу-
ют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — ра-
бочий и т.д.
Слайд № 8. Модальная личность - это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и
большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной
территории и в данный момент времени.
Слайд № 9. В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение
маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей
прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, ис-
пытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-
либо социальной группе для стабилизации своего положения.
Слайд № 10. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как: в первую
очередь это ●наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств
внешности, здоровья, психики и т.д. ●©воспитание - процесс целенаправленного воздействия на
человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек
испытывает со стороны родителей, учителей, друзей. Немаловажный фактор формирования лично-
сти — ●социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит
или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него.
Слайд № 11. Но возможна ситуация, когда, несмотря на благоприятные условия, процесс развития
личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для
формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом
человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться, только если человек сам ста-
вит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения. Не последнюю роль в становле-
нии личности играют способности человека.
Способности - это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успеш-
но приобретать знания, умения и навыки.
Талант - это ярко выраженная способность. Способность и талант — врожденные качества. Но
если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача
3
родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от
самого человека.
Гений - это талантливый человек, постоянно развивающий свои способности и достигший высо-
ких результатов в своей деятельности. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории,
были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления ин-
дивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым само-
сознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести от -
ветственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в
некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой
воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Слайд № 12. Становление личности происходит в ходе социализации.
Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и
накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продол-
жается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость
и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее, существуют те при-
знаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. 14. В зави-
симости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет
●начальную социализацию, период зрелости и старости — ●продолженную. На человека в про-
цессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализа -
ции), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
5. Рефлексия (продукты собственной активности и их переосмысление).
А. Работа с таблицей на экране:
Давайте разберем основные признаки, характеризующие индивида и личность.
Итак, к вашему вниманию перечень признаков обозначенных в таблице (таблица прилагается), те,
которые характеризуют индивида, мы разместим с левой стороны схемы, а те которые характеризу-
ют личность - справой стороны.
Б. Кроссворд в стихах на тему «Личность» .
(кроссворд прилагается).
А сейчас лирическая пауза. Мы будем разгадывать кроссворд в стихах. Прошу отвечать с места,
предварительно подняв руку.
1. Она во всем почти что побеждает,
Боязнь и трусость презирает.
Во всем смекалка и умелость.
Мы называем ее ….. (смелость)
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать совет,
Особое вниманье уделяют,
Значит, завоевал... (авторитет)
3. Во всех делах самоотдача
Шумиха, слава ничего не значат.
Литература, сцена, зодчество…
И это слово означает …. (творчество)
4. Она обязательна во всех делах,
Ей верят просто на словах
Воспитанность, а не наследственность,
Это чувство назвали ……… (ответствен-
ность)
5. В горячее сердце стрела
От лука Амура вошла
И хлынуло пламя, не кровь
Оно пробудило ….. (любовь)
6. Жить можно обманом, стать порока рабом,
Зло считать для удобства добром.
Но для многих людей то не новость
Что победит это зло только … «Совесть»
7. Все льнут к ней взрослые и дети,
Добрее нет ее на свете.
В душе тепло и красота,
Это не злость, а – (доброта)
8. Всегда бывает счастлив тот,
Кто все планирует вперед,
Чтоб обойти любую «мель»,
Пред собой он ставит ... (цель)
4
В. Кроссворды по пройденным темам.
Ребята, немного умственно поразмявши на четверостишиях, преступим к разгадыванию кроссвор-
дов по пройденным темам. Для этого предлагаю разделиться на 2 команды, по 3 человека в каж-
дой. Задание выполняется по нормативному времени в пределах 5 минут. У кого будет выше ре-
зультат, та команда будет победительницей.
Примерные вопросы:
1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?
3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотноше-
ние? Приведите примеры.
4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?
7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем состоит взаимосвязь целенаправ-
ленного и стихийного воспитания?
ВЫВОДЫ:
1. Существует триединство понятий, определяющее сущность человека: индивид, индивидуаль-
ность, личность.
2. Каждое понятие характеризует определенный этап в развитии человека.
3. Самым сложным процессом является процесс формирования личности.
4. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влияние конкретно-
го общества и его культуры.
5. Не всякий человек является личностью.
6. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации
6. Подведение итогов.
Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотно-
шение биологических и социальных условий для развития личности.
7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.
8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.
Домашнее задание:
1. Прочитать § 6, написать эссе на тему “Индивидами рождаются, личностью становятся».
2. Выучить термины, подготовить сообщение о положительных и отрицательных факторах влияю-
щих на человека
5