Автор: Храмова Гульназ Илгизовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ "Елабужское медицинское училище"
Населённый пункт: г. Елабуга
Наименование материала: доклад
Тема: Формы организации учебной работы школьников на уроках истории
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Елабужское медицинское училище»
РЕФЕРАТ
на тему:
Формы организации учебной работы школьников на уроках истории
Работу выполнила:
преподаватель истории и обществознания
ГАПОУ «Елабужское медицинское
училище»
Храмова Гульназ Илгизовна
2021
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Фронтальная форма организации учебной деятельности на уроках
истории…………………………………………………………………………..5-8
Глава
2.Индивидуальная
форма
организации
работы
учащихся
на
уроке……………………………………………………………………………9-10
Глава 3.Групповая форма организации учебной работы учащихся……..11-13
Заключение ………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………..15-16
2
Введение
Особенность
федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования – их деятельностный характер, который
ставит главной задачей развитие личности ученика. Новые требования,
предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе ориентируют ее,
прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно
адаптирующейся
в
быстро
меняющихся
социально-
экономических,
политических, жизненных условиях.
Современное
образование
отказывается
от
традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;
формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Для
того,
чтобы
знания
обучающихся
были
результатом
их
собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять,
развивать их познавательную деятельность. Перед учителем стоит серьезная
проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную
деятельность
на
уроке,
так
как
личность
развивается
в
процессе
деятельности.
Актуальность изучаемой темы заключается в том, что использование
на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой,
коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в
образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не
только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных
навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно
говорить о возможности каждого ученика школы освоить образовательный
стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.
Цель
исследования: изучить
способы
более
эффективной,
качественной организации учебного процесса.
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков
разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной
деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной
3
практике
приняты
в
основном
три
таких
формы
—
фронтальная,
индивидуальная и групповая.
Задачи исследования:
1.выяснить, что представляет собой каждая из перечисленных форм
организации учебной работы учащихся на уроке.
2. выявить достоинства и недостатки каждой из организационных
форм.
3. выяснить как сочетать между собой эти формы работы учащихся в
конкретной педагогической деятельности учителя.
Поставленные задачи попытаемся решить в рамках данной работы.
4
Глава 1. Фронтальная форма организации учебной деятельности
на уроках истории
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся
называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все
ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу,
всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.
По способу реализации можно выделить основные виды фронтальной
работы:
1. Фронтальный опрос. Предполагает устный ответ конкретного ученика, его
версия решения учебной задачи, данной всему классному коллективу. При
реализации фронтального опроса учащиеся наиболее включены в учебный
процесс, потому как постоянно находятся в готовности отвечать. Данный
вид, на наш взгляд, требует больше внимательности учащихся, активизирует
все
познавательные
и
учебные
процессы,
поэтому
является
самым
результативным в вопросе развития универсальных учебных действий.
2.
Фронтальная
проверка
выполнения
письменного
задания.
Принципиальное различие с первым видом – учащимся дается больше
времени на обдумывание ответа (письменная работа подразумевает большие
временные затраты), к тому же подключается визуальная память и
записанные ответы остаются в виде конспекта. Данный вид более комфортен
для учащегося, и, по сравнению с первым типом дает возможность немного
расслабиться, вследствие чего происходит смена акцентов развития тех или
иных УУД.
3. Лекция с элементами беседы. Данный вид предполагает школьную
лекцию, в которой, для поддержания внимания, а также рефлексии степени
понимания и первичного усвоения учителем среди повествования задаются
вопросы классу, на которые отвечает конкретный ученик (непосредственный
принцип фронтальной работы). Вопросы могут актуализировать раннее
пройденный
материал,
синхронизировать
курсы
(сравнивать
курс
Отечественной и зарубежной истории), касаться только что услышанного
5
материала или же давать пищу для размышления и опережающее задание.
Данный
вид
предполагает
перекладывание
ведущей
роли
на
уроке
непосредственно на учителя. Учащиеся получают возможность стать
слушателями лекциями (достаточно пассивная роль) с редкими включениями
в активную или интерактивную работу класса .
Таким образом, стоит отметить высокую роль учитель в процессе
реализации фронтальной работы, потому как она требует от педагога умения
организовать работу всего класса одновременно, позволить проявить себя
каждому ученику (в идеале) или же большей части (что чаще всего видим на
практике). Фронтальная работа, на наш взгляд, при верной реализации
учителем,
является уникальным сочетанием коллективной работы (весь
класс выполняет одно задание) и индивидуальной (учитель держит в поле
зрения
каждого
ученика,
корректирует
работу,
стараясь
учитывать
особенности учащихся).
Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с
учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа,
вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это
способствует установлению особенно доверительных отношений и общения
между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в
детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и
находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать
устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. От
учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу
мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать
учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать
всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести
необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных
возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать
обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины.
Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их
6
возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке
позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями,
знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать
их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту.
Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации
работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь
коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать
определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их
индивидуальных
особенностей.
Все
это
несомненные
достоинства
фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот
почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной
работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в
работе современной школы.
Фронтальная
форма
учебной
работы
имеет
ряд
существенных
недостатков. Ученики с низкими учебными возможностями работают
медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со
стороны
учителя,
больше
времени
на
выполнение
заданий,
больше
различных
упражнений,
чем
ученикам
с
высокими
учебными
возможностями.
Сильные
же
ученики
нуждаются
не
в
увеличении
количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового,
творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников
и усвоению знаний на более высоком уровне.
Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности
учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации
учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении
нового материала и его закрепления, наиболее эффективна фронтальная
форма организации урока, а вот применение полученных знаний в
измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя
индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально,
однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого
7
ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания
различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать
на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
8
Глава 2. Индивидуальная форма организации работы учащихся на
уроке
Индивидуальная форма организации предполагает, что каждый ученик
получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него
подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В качестве таких заданий может быть:
* работа с учебником по истории, другой учебной и научной
литературой,
разнообразными
источниками
(справочники,
словари,
энциклопедии, хрестоматии и т.д.);
* работа с исторической картой, генеалогическим древом;
*
написание
сочинений,
рефератов,
докладов
по
историческим
личностям и событиям;
* проведение всевозможных индивидуальных заданий по карточкам и
т.д.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах
урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых
знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и
навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для
овладения исследовательским методом и т.д.
Для
слабоуспевающих
учащихся
необходимо
составлять
такую
систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задачи,
подлежащие
решению
на
основе
изучения
образца;
различные
алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить
определенную задачу — различные теоретические сведения, поясняющие
теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить
на
ряд
вопросов,
а
также
всевозможные
требования
сравнивать,
сопоставлять, классифицировать, обобщать и т.п.
Такая
организация
учебной
работы
учащихся
на
уроке
дает
возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей,
собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и
9
получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт
познавательной
деятельности,
формировать
у
себя
потребности
в
самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации
учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.
Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток.
Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности,
настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной
работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление
передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.
Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя
сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с
такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.
10
Глава 3.Групповая форма организации учебной работы учащихся
Групповая
форма
организации
учебной
деятельности
учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах
одного класса.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
1.класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных
учебных задач;
2. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным
руководством лидера группы или учителя;
3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
4.состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные
возможности каждого члена группы. Величина групп различна. Она
колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он
меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть
работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической
цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д. Работа в парах дает
ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом
озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков
высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссии.
2
.
Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации
обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.
При
такой организации обучения учитель руководит работой каждого
ученика опосредованно через задачи, которыми он стимулирует деятельность
группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет,
защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения.
11
Главные итоги такого обсуждения записываются всеми присутствующими
на занятии.
3.Дифференцированное-групповая форма
предусматривает
организацию
работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задачи
дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.
4.Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в
постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики
работают над единственной задачей.
5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной
работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть
общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в
группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
При групповой работе учение превращается из индивидуальной
деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден
научиться
договариваться,
поступаясь
своими
личными
интересами,
конструктивно и быстро разрешать конфликты. Постепенно учащийся
привыкает
ощущать
классное
сообщество
частью
своего
мира,
он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Особенно
эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий по
истории, т. к. только при совместном обсуждении можно найти решение
проблемы.
Групповая
работа
требует
от учащегося
учитывать
большее
количество факторов. Он должен приспособиться к темпу работы других
членов группы, должен правильно понимать их, ясно формулировать свои
мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными группой. Все это
способствует процессу саморегулирования. При подведении итогов каждый
может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради
своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок.
Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки
каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные
12
ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности
при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать,
что учение — это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс
познания, который включает в себя и неверные решения.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на
уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы
как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании
положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том,
что эта форма организации учебной работы идеальна.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее
существенными являются: трудности комплектования групп и организации
работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно
разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь
его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а
сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке —
фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы
учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Ее нельзя
универсализировать и противопоставлять другим формам.
13
Заключение
Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои
специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг
друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности,
квалификация учителя - всё это влияет на выбор той или иной формы
организации
деятельности
учащихся.
Сочетание
различных
форм
многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна
форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает
одновременно и формы работы входят одна в другую. Как показывает опыт и
множество экспериментов, проведённых различными педагогами, сочетание
форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания
простых к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета.
Для
определения
оптимального
варианта
организации
деятельности
необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной
деятельности различных групп учащихся.
Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от
этапа в процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом,
выявили некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору
оптимального сочетания форм работы учеников на уроке.
Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому,
планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы
усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.
14
Список использованной литературы
1. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в
школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр
«Поматур», 2001.- 250с.
2. Бордовская М. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. Для Вузов – СПБ.:
Питер, 2000. - 304с. ( Учебник нового века).
3.
Векслер
К.
Г.,
Филиппова
Н.
Ф.
Творчески
работающий
учитель//Специалист, 1998.- №12. - 10с.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в
современной России: Справочно - метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово
- учебная книга», 2002. - 135с.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в
школе.- М., 1999. - 121с.
6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории
в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.
7. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное
образование, 2001. - 128с.
8. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.-
130 с.
9. Иоффе А. Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание
истории в школе, 2005.- №7.- 25с.
10. Карпова М. В., Интегрированные уроки истории//Преподавание
истории в школе, 2004.- №5, 18с.
11. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В.
А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.:
Издательский центр «Академия», 2002.-184с.
12. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос»,
1998,-ч.1.- 253с.
15
13. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории:
Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений: в 2ч.- М.: Гуманит. Изд.
Центр «Владос», 2002.- ч.1.- 191с.
14. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М.,
2000. – 240с.
15. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация
учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003.-№1.- 16-
22с.
16