Напоминание

Обзорный анализ лирики Б. Л. Пастернака


Автор: Повелайтес Наталия Геннадьевна
Должность: Преподаватель отделения гуманитарных, социально-экономических и общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: БПОУ "Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова" Минкультуры Чувашии
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Обзорный анализ лирики Б. Л. Пастернака
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Наталия Повелайтес,

преподаватель БПОУ "Чебоксарское музыкальное училище

им. Ф. П. Павлова" Минкультуры Чувашии

Обзорный анализ лирики Б. Л. Пастернака

Лирика Б. Л. Пастернака пронизана особым видением мира, тонкой философичностью,

музыкальностью слога, многообразием тем и мотивов, индивидуальными чертами,

характерными для его поэзии. Пастернак начинает свою творческую деятельность в эпоху

Серебряного века и исследует модернистские формы поэтики в своей лирике. Его имя

некоторое время относилось числу футуристов, но поэзия автора была близка и символистам.

За необычайной метафоричностью образов его стихи скрывают глубинные смыслы вопросов

предназначения творческой силы, любви, природы и человеческого существования.

Всю лирику, как и творчество Пастернака, можно условно разделить на периоды:

1.

Раннее творчество.

В 1913 г. выходит первая книга стихов Пастернака “Близнец в тучах”. У автора была

особенность переосмысливать и переписывать свои произведения, поэтому некоторые стихи

из этого сборника были переизданы в 1928 г.

Раннее творчество поэта находится под ощутимым влиянием лирики А. Блока, благодаря

чему стихотворения сборника насыщены символистскими образами. В 1914 г. Пастернак

примкнул к футуристическому сообществу “Центрифуга”. Это событие также оказало

воздействие на его творчество, в особенности в ритмической организации стиха.

В 1916 г. выходит вторая книга автора - “Поверх барьеров”. В ней выражается идея

преодоления барьеров между непримиримыми силами бытия: прошлого и будущего, жизни и

творчества, цивилизации и природы. Стилистика написания стихотворений этого периода

относится к кубофутуризму.

Основной замысел: окружающий мир окутан сакральной тайной. Он мистичен в своих

образах и проявлениях, которые символизируют вечность, неизменность потока течения

жизни, бессмертность мира.

В стихотворениях данного периода преобладают пейзажи в синтезе с религиозными

сюжетами и философскими размышлениями.

2.

Стихи из сборника «Сестра моя — жизнь».

Второй этап творчества Б. Л. Пастернака относится к периоду создания сборника «Сестра

моя — жизнь», который был опубликован в 1922 г. По мнению самого автора именно это

событие стало становлением его как поэта, которое он характеризовал как “поэтическое

рождение”. В книге отражены авторское видение революции, тема любви, а также обращение

к романтическому творчеству М.Ю. Лермонтова.

Стихи сборника транслируют мысль, что вселенная есть поэзия. В поэтических образах он

описывает стихию революции, где она выступает как противопоставление естественного

голоса природы и внутреннего голоса человека, дает определение силам творчества и любви.

Чувства лирического героя воодушевляющие, проникнутые надеждой и устремлением в

будущее, размышлением о дальнейшей жизни и ее потаенных смыслах. Они вторят

настроениям природы и концентрируются на них. Природа выступает источником поэзии,

диктует поэту ощущения и эмоции.

3.

Поэзия 1930-х годов.

В 1934 г. в свет выходит книга Б.Л. Пастернака под символичным названием “Второе

рождение”. В нее вошли стихотворения начала 30-х годов. В этот период поэт переживает

личную драму, связанную с разрывом с первой женой, но в то же время, ощущает мир по-

новому, как “второе рождение”, с чем связаны его отношения с З. Нейгауз, второй супругой.

Лирический герой данного цикла стихотворений переосмысливает свое предназначение в

контексте всемирного замысла, вновь открывает для себя многогранность любви,

философски осмысливает ее, воспринимает жизненные потрясения как открытия для чего-то

нового и важного.

4.

Поэзия 1940-1950-х годов.

В 1943 г. Б.Л. Пастернак издает сборник “На ранних поездах”, который составляют стихи

зрелой лирики поэта. В них отчетливо прослеживается главная мысль нового творческого

этапа автора - подлинного художника определяет скромность. Лирический герой

произведений этого периода является человеком искусства, который постоянно пребывает в

поисках себя, своего самовыражения и предопределения. Его фокус сконцентрирован на

познании мира творчества и источников его вдохновения.

На этом же этапе формируется замысел романа “Доктор Живаго”, стихотворения к которому

начинаются постепенно появляться в печати. Поэт “отказывается” от их авторства не столько

с целью, чтобы подчеркнуть реалистичность главного героя романа, сколько выразить

индивидуальную близость убеждений и мироощущения Юрия Живаго со своим. Все стихи из

романа автобиографичны. Они являются доминантой в творчестве поэта. В них

прослеживается отношение автора практически ко всем сферам человеческой жизни, а также

к ее чувственному миру.

Мотивы и лейтмотивы

Поэзия Б. Л. Пастернака заметно эволюционирует от начала творческого пути автора до его

завершения. Все мотивы его лирики сконцентрированы на философском восприятии мира.

Особенно чутко он ощущает процессы в глубинах своей души, связанные с творческими

исканиями и их воплощениями.

На раннем этапе лирика поэта отзывается на данную тему мотивами стихийности,

олицетворением творческой силы с силами природы, а уже в более позднем периоде она

сопровождается мотивами сакральности и части человеческого естества.

Символизм: звезды — образ вечности, метель — безудержная стихия смерти и разрушения

(позднее — образ революции), сад — образное внутреннее состояние лирического героя,

весна— символ любви, пробуждения чувственности, женского начала.

Темы лирики

Тема любви

Тема любви в стихотворения Б.Л. Пастернака многогранна и биографична. Источником

вдохновения таких стихотворений для него являлись возлюбленные женщины, с которыми

поэт на определенных этапах жизни состоял в отношениях. Первой его музой стала супруга

Е. Лурье, образ которой отчетливо прослеживается в любовной лирике автора раннего

периода. Семейная жизнь супругов оказалась обремененной и две страстные натуры пришли

к разрыву отношений. В этот момент Пастернак увлекся З. Нейгауз, ставшей впоследствие

его второй женой. Именно она стала главной женщиной в жизни поэта. Большое множество

лирических произведений автор посвящает именно ей. В возрасте 56 лет Пастернак

влюбляется в О. Ивинскую. Она стала последним увлечением поэта, к которой он испытывал

особый трепет.

Каждая женщина в жизни поэта оставила свой след в его творчестве. Образ возлюбленной

для Пастернака всегда безукоризнен, чист. Женщина для него является объектом

безоговорочной любви и восхищения:

“Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен”.

Тема Родины

Россия в стихах Б. Л. Пастернака предстает в многообразии образов. Она для него

олицетворяет и народ в своей непосредственности, и таинственную природу с

«неповторимыми чертами», и избранницу особой участи, отражающую сложные судьбы

поколений:

“Сквозь прошлого перипетии

И годы войн, и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя.

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся, слесаря.

Как правило, тема Родины затрагивается автором косвенно через метафорические и

символистские образы. На протяжении долгих творческих лет поэта она меняется,

трансформируется. Своего апогея в развитии тема достигает в романе «Доктор Живаго». С

образом России в нем сопрягается образ революции, скрытый за символикой стихии.

Революция не мыслится автором как отдельная сила, она - часть страны, его родины. В

стихотворениях зрелой лирики меняется и отношение поэта к этому образу. Оно становится

все более безучастным и абстрагированным, что связано и с личными взглядами поэта.

Тема творчества

Тема поэтического творчества - одна из ведущих в лирике Б.Л. Пастернака. На протяжении

всей его поэтической жизни она неизменно присутствует в его произведениях. Сама природа

творчества, момент ее зарождения сильно волновали поэта. Он будто исследует ее в своей

лирике, подобно ученому-философу. Он старается познать все ее сферы и обосновать с точки

зрения мирового устройства, окутывает ее мотивами священности. Творчество, по мнению

Пастернака, необходимо постичь, подобно тому, как религиозный человек достигает

просветления. Оно стихийно, спонтанно и требует от творца открытости души, его

чувственности.

Творческая сила искусства приравнивается Пастернаком к творческой силе природы. Для

него она выступает творцом. Придерживаясь этой идее автор часто сопоставляет их, более

того, олицетворяет их друг другу, что создает впечатление неделимости этих понятий.

Свое же творчество лирик сравнивает с “садом”, который он стремится облагородить:

“Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты”.

Тема природы

Природе поэт уделяет особое внимание в своем творчестве. Чаще всего она является темой

второстепенной, но несет очень значимую функцию: она способствует раскрытию тем

творчества и предопределения жизни, а также создает контраст противопоставления

бесконечности и вечности мира недолгому пребыванию в нем человека. Поэтому природа в

стихотворения Пастернака сакральна. Она передает настроения и чувства лирического героя,

оживляет и окрашивает стихотворение, насыщает его метафорически.

Красота окружающего мира воспевается автором. Он восхищается ей и принимает как

данность своего человеческого бытия, не спорит с ней, не осуждает. Природа Пастернака

способна на мгновение дать человеку бессмертие, почувствовать его причастность к основам

мироздания:

“И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болей и эпидемий и смерти освобождены”.

Библиография:

1. Гаспаров М.Л., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: опыт

комментария. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. 143 с.

2. Жолковский А. Поэтика Пастернака. [Электронный ресурс]

3. Замятин Д. Внутренняя география пространства. Геономика любви в книге Бориса

Пастернака «Сестра — моя жизнь». [Электронный ресурс]



В раздел образования