Авторы: Филиппова Евгения Сергеевна, Дамбаева Надежда Павловна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Закаменский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: Закаменск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Память поколений
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки РБ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Закаменский агропромышленный техникум»
Открытое занятие
ТЕМА: «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
по общеобразовательной учебной дисциплине «История»
для студентов очного обучения по специальности 38.02.01 «Экономика и
бухгалтерский учет».
Преподаватель истории: Филиппова Евгения Сергеевн
а
г. Закаменск
2021г.
Эпиграф: «Не только уберечь всех родившихся людей от излишних
страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке все
человеческое…» Академик А.Д. Сахаров.
(Слайд)
Актуальность темы:
Осознать, понять корни тех явлений, которые
обрушились страшной неизбежной волной на нашу страну в период
сталинского
режима.
Для
того,
чтобы
жить
в
демократической
и
независимой, свободной и открытой стране, нужно не допустить повторения
репрессий, тех страшных страниц истории, событий, отголоски которых
возникают и в наши дни.
Цели
урока:
- Актуализация исторических событий, связанных с «культом личности» в
аспекте современности, переосмысление прошлого. Познакомить учащихся
с
трагическими
страницами
истории,
сталинскими
репрессиями.
Сформировать представление о характере и специфике репрессий в Бурятии
и в Закаменском районе.
- Раскрыть последствия репрессий: как не допустить повторения этих
страшных событий.
- Способствовать формированию и развитию умений: понимать и видеть
актуальность этой проблемы, воспринимать исторические события как
личностно значимые, уметь анализировать и делать выводы, рассуждать и
воспитывать толерантное отношение к чужому мнению
- Пробудить интерес к истории своего родного края, своей родины.
- Воспитывать у учащихся чувства ответственности за судьбу своего народа,
своей страны, неприятие насильственных методов решения проблем.
Задачи:
- Раскрыть понятие – политических репрессий.
- « В будущее через прошлое» - уроки прошлого для наших современников.
Опережающее домашнее задание:
- исследовательская работа по местному краеведческому материалу;
- поисковая работа студентов основанная на архивных материалах.
Место проведения:
Межпоселенческая центральная библиотека им. М.
Самбуева.
Форма проведения: в виде устного журнала
Оборудование: Мультимедийное оборудование. Краеведческий материал
(журналы, статьи, альбомы, архивные документы).
План урока:
1. Стихотворение – Пушкарева Ангелина
2. Историческая справка
3. Обсуждение преподавателя со студентами по данной теме «Репрессии и
Культ Личности»
4. Обсуждение преподавателя со студентами по данной теме «Жертвы
Репрессий»
5. Сообщения студентов
6. Вывод
7. Минута молчания.
Начало урока: Пушкарева Ангелина
За гремучую доблесть грядущих веков
За высокое племя людей,
Я лишился и чаши на пире отцов.
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век – волкодав.
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в руках
Жаркой шубы сибирских степей…
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе:
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до сосны достает.
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Преподаватель: В
эти
дни
все
мировое
сообщество
отмечает
знаменательную дату – День памяти жертв политических репрессий.
Историческая справка
Что такое репрессии?
Репрессии – от латинского «подавление» - это карательные мероприятия,
наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему – либо,
исходящая от государственных органов власти.
В ХХ веке наиболее
жестокую и бесчеловечную форму они приняли в трех странах: Германии,
Италии, России. В этих странах характерной чертой правящей партии и
лидера, является стремление подчинить всех воле одного человека. Любые
несогласия
с
политикой
и
идеологией
рассматривались
как
антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания. В
Германии и Италии, репрессировали, т. е. расправлялись с теми, чье
мнение не совпадало с мнениями вождя. В Германии – А. Гитлер, в Италии -
Б. Муссолини, в СССР – И. Сталин. В Германии немецкий нацизм,
провозглашавший
арийскую
расу
высшей,
призванной
осуществлять
руководство над другими народами, которые объявлялись неполноценными.
Адольф Гитлер отличался от большинства политических деятелей - он был
фанатиком своей идеи – величия германской нации и не останавливается ни
перед чем, обрек миллионы людей на гибель, уничтожил их в концлагерях.
Бенито
Муссолини
–
глава
правительства
Италии,
возглавил
ядро
фашистского движения в Италии. Иосиф Виссарионович Сталин лидер
правящей партии России, укреплял свою власть, служили террор и
репрессии.
Репрессии и Культ Личности
Преподаватель: Кто становился жертвами политических репрессий и
связан ли культ личности с репрессиями?
Обсуждения (ответы учеников):
1. Система, созданная лидером и правящей партией расправляется с
людьми, которые противостояли и были против данной системы, это была
расправа с инакомыслием в любых ее проявлениях.
2. Причина проведения репрессий, конечно в первую очередь желание
уничтожить ненужных «враждебных» людей в обществе, чтобы никто не
смог помешать проведению политики и укреплению власти.
3. Политические репрессии возможны, когда возникают условия для их
проведения – это, в первую очередь, власть одного сильного и амбициозного
человека, который пытается установить и укрепить свою власть любой
ценой, не соблюдая моральные нормы, несоблюдение прав и свободы человек,
уничтожение духовных ценностей, массовые убийства без суда и следствия,
уничтожения в человеке личности и индивидуальности.
4. Репрессии возможны, когда устанавливается режим правления одной
партии и лидера, который позиционирует себя « вождем народа». При
тоталитаризме государство регулирует и контролирует все сферы жизни
человек, через цензуру, слежку, доносы, т.е. устанавливается «Культ
личности».
Преподаватель: Политическая грамотность народных масс в это время была
очень низкой: крестьяне, которые получили землю, были согласны на все,
чтобы удержать эту землю. Сталин воспринимался как "великий вождь", т.е.
как царь. Идея массовых репрессий вызрела после XVII съезда ЦК КПСС,
когда против Сталина проголосовало 300 человек, что показывает, что в
партии были не безумные люди, а опытные руководители. Но для Сталина
важно было удержать власть, физически расправляясь с врагами. Поэтому
это голосование подписало смертный приговор всем проголосовавшим
против.
Жертвы политических репрессий
Преподаватель: Кто мог стать жертвой и зачем были уничтожены
тысячи людей, которых Сталин даже не знал?
1. Массовые репрессии - закономерный итог сталинской политики.
Уничтожались люди с яркой гражданской позицией, талантливые, цвет
нации, те, кто подвергали сомнению политику правящей партии, выступали
против политики носители высокой человеческой духовности - ведь душа и
духовность – это лучшее в человеке и народе. Духовность противостоит
любой тирании, любому распаду
2. Сталинщина
-
эпоха
гнусных,
кровавых
злодеяний,
политический
бандитизм, обращенный в государственную политику" "Сталинщина по
своим последствиям оказалась губительнее мировых воин. Была создана
империя насилия, убийства, расправы над человечеством. Гулаг, депортация
народов, коллективизация
3.
Машина
убийства
и
расправы была
направлена:
на
научную
интеллигенцию и военную и политическую элиту, зажиточных крестьян,
национальные меньшинства, духовенство. Первая массовая категория –
люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной
безопасности (ВЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ–КГБ) и приговоренные судебными
или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к
смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к
ссылке. По различным предварительным оценкам, за период с 1921 по 1985
г. в эту категорию попадает от 5 до 5,5 миллиона человек.
4. Вторая массовая категория репрессированных по политическим
мотивам – крестьяне, административно высланные с места жительства в
ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930–1933 гг.,
по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5
миллиона человек. Меньшая часть из них были арестованы и приговорены
к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спец
поселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и
Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же
областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие
города
и
на
индустриальные
стройки,
спасаясь
от
репрессий,
коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской
аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9
миллионов человек.
5.
Третья
массовая
категория
жертв
политических
репрессий
–
народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в
Сибирь,
Среднюю
Азию
и
Казахстан.
Наиболее
масштабными
эти
административные депортации были во время войны, в 1941–1945 гг. Одних
выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы,
немцы,
греки,
венгры,
итальянцы,
румыны),
других
обвиняли
в
сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки,
народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую
армию» составило до 2,5 миллиона человек. (Слайд таблица)
Национальность
Год
депортации
Количество
высланных
Корейцы
1937–1938
172 000
Немцы
1941–1942
905 000
Финны,
румыны,
другие
национальности союзных с Германией
государств
1941–1942
400 000
Калмыки
1943–1944
101 000
Карачаевцы
1943
70 000
Чеченцы и ингуши
1944
485 000
Балкарцы
1944
37 000
Крымские татары
1944
191 000
Турки-месхетинцы
и
другие
народности Закавказья
1944
100 000
Итого:
2.
461 000
В цифрах (Слайд)
С Соловецких островов было только два побега. Из 84 тысяч человек
погибло 43 тысячи человек.
На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 млн. человек, из них
погибло 950 тыс. человек.
Официально опубликованные итоги кампании только 1937-1938гг: 1 344 923
арестованных, 681 692 расстрелянных.
Известный
историк
Р.Конквест
называет
другие
числа:
12-14
млн.
арестованных, не менее 1млн. расстрелянных;
Комиссия ЦК (1962 г.) и того больше: 19 млн. арестованных, не менее 7 млн.
расстрелянных.
Преподаватель: А теперь давайте дадим возможность нашим студентам
рассказать краткую историю репрессий в Бурятии
Репрессии в Бурятии (Сообщение)
Не менее жестокими губительными были репрессии в Бурятии. Были
сфабрикованы дела так называемой «контрреволюционной панмонгольской,
вредительской организации». По этому делу в феврале 1938 года было
арестовано 2026 участников организации. Им приписывалась попытка
отторжения
Бурятии то СССР и создание
Великого Монгольского
государства под протекторатом Японии.
Одним из главных в этом
обвинении был секретарь Бурятского обкома ВКП (б) Михей Николаевич
Ербанов, арестованный 21 сентября 1937 года. Закрытое судебное заседание
длилось всего 15 минут. Он был приговорен к расстрелу.
Солбоной Туяа (Сообщение)
(настоящее имя - Петр Никифорович Дамбинов; р.1890) – бурятский
писатель, публицист. Окончил сельхоз училище. Был учителем. Представлял
бурят в Иркутском земстве. Возглавлял в Чите Бурятское автономное
управление в составе Дальневосточной республики. Писал стихи на русском
языке
(сборник
«Цветостепь»,
1922),
а
затем
на
бурятском.
Был
репрессирован; реабилитирован посмертно.
Многие произведения народного поэта безвозвратно утрачены, но осталась
книжечка «Цветостепь»,
которую
современники называли
«одной из
ласточек национальной весны одного из национальных меньшинств России».
Стихи его настигают душу внезапно. Они, как ветер, как зелень и синева,
возникли из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью...
В национальной литературе Солбоной Туяа навечно остался тем, кто
первым связал традиции - восточную и западную, азиатскую и европейскую,
бурятскую
и
русскую.
Мы
должны
воздать
должное
за
кипучую,
неутомимую работу на благо народа, которому он отдал весь жар души и
саму жизнь… Поэт живёт в нашей памяти, в своих стихах, в том светлом и
радостном настроении, которое они дарят нам.
В обстановке, создавшейся вокруг него, поэт понимал, что фактически
обречен. И хотя на допросах, подчиняясь требованию несправедливого
следствия, писал «саморазоблачение», в одном из последних стихотворений
выразил свое кредо:
Моя совесть чиста
…Я приехал сюда для работы,
Чтоб народу родному служить
Чтоб в минуты жестокой невзгоды
Испытанье его разделить!
Я считал своим долгом священным
В трудный час за народ свой страдать…
И ему, что во мне драгоценно,
Я решил неизменно отдать
Я в родимом улусе – Заглике
Своих братьев оставил, сестер…
И живы-ли они, иль убиты –
Я не знаю, не знаю с тех пор!
И по ним я скучаю, тоскую,
Ноет сердце порою по ним;
Но считаю в минуту такую
Смело биться с врагом я лихим
Моя совесть чиста пред народом,
Я был честен всегда перед ним
Был с народом в минуты невзгоды –
До конца буду с ним, только с ним!
Репрессии лам (Сообщение)
Самый сильный удар нанесли по дацанам. Данные статистики
свидетельствуют о том, что если в 1916 году в Бурятии лам насчитывалось
11276 человек, так 1935 году осталось 1271. В целом, за годы репрессий
сняли сан 5283 ламы, ушли в улусы 1419, репрессировано 1864 ламы. В
постановлении
Восточносибирского
крайкома
1936
года
давались
рекомендации о методах сокращения ламаистского духовенства:
1.
Привлекать лам для работы в дорожном строительстве
2.
Выселить
за
пределы
республики
(по
мотивам
обвинения
в
антисоветской деятельности)
3.
Лишить избирательного права
4.
Увольнять с работы в колхозах и совхозах.
Преподаватель. Борьба с религией в 30-е годы коснулись и Закаменского
района.
Со второй половины 20-х годов начались карательные меры против
религии. После национализации дацанов в 1926 году в 1930-1931 годах в
Закамне были закрыты два дацана и один дуган, в них было запрещено
проводить богослужения. С этого времени начались репрессивные процессы
против лиц буддийского духовенства. В начале 30-х годов в Закаменском
аймаке были созданы следственные дела по отношению лам и крестьянства.
Одним из таких примеров жизнь и судьба ламы Жигжитова Доржи
Ешеевича, родившегося в 1898 году в местности Мэлэ. У него был брат -
Шираб, который тоже был ламой. Они учились в Цеже-Бургалтайском
дацане. Доржи был гэбшэ. Во время первой волны репрессий в начале ЗО-х
годов, Доржи вместе с женой и двумя детьми сбежал в Монголию, но им там
не дали жить и силой вернули на Родину. Их арестовали в конце зимы 1938
года во время репрессий. По словам дочери, Жигжитовой Марии Доржиевны,
ее отца арестовали ночью, связали руки и ноги, закинули в открытую
грузовую машину и привезли в Улан-Удэ. По пути не делали остановку. Они
сидели в «белой» тюрьме в Улан-Удэ (сейчас колония №1 СИЗО). Каждый
день их водили на допрос, предъявляя обвинения в борьбе против советской
власти. Если арестанты отказывались подписать обвинения, то их запирали в
камеру, где человек мог находиться в вертикальном положении. После таких
пыток люди подписывали любое обвинение. Через некоторое время Доржи
Ешеевича отправили в Красноярск на лесоповал на каторжные работы, куда
были сосланы люди со всех концов России. Там Доржи Ешеевич получил
травму правого плеча. Из-за этой травмы рука начала засыхать. После 10-
летней ссылки его отпустили домой на 10 дней, затем отправили в
Хоринский леспромхоз. Через 5 лет его отпустили домой навсегда. Это
произошло в 1956 году.
Вот такая нелегкая и ужасная доля досталась ламе Жигжитову Доржи и его
семье. Умер он в 1981 году в Мыле.
Преподаватель: Мы видим на ярких примерах результаты губительной и
страшной политика тех времен. Уничтожали цвет нации, людей с яркой
жизненной позицией, которые всегда помогли стать на защиту слабых.
Преподаватель: Что делают люди в современном мире для того, чтобы не
было таких страшных явлений как «Культ личности», репрессии,
тоталитаризм?
- Построение правового и гражданского государства, в основу которого
входят, в первую очередь, свобода и жизнь человека, право на достойную
жизнь, право на защиту своим государством, свобода вероисповедания и
выбора религии, независимо от национальности, свободу слова и выбора
жизненного пути, свободу печати и проведения собраний, право на
образование и достойную оплату труда, право растить своих детей в
свободном
демократическом
обществе,
неприкосновенность
частной
собственности, демократичный суд, отсутствие смертной казни;
- Все эти права и свободы прописаны в мировых документах, защищающих
права человека;
- Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году.
Преподаватель: Дополнение
- Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году;
- Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый в
1966 году;
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод,
принятая 1953 году.
Вывод: 30 октября – отмечается как великий скорбный день по всей планете
-
День
памяти жертв политический
репрессий.
Эта памятная дата
установлена не государством, а самими узниками политических лагерей.
Решение Верховного Совета России от 18. 10. 1991 года, внесшее его в
государственный календарь, только придало ему официальный характер.
Преподаватель:
Прошу
всех
встать
и
почтить
Память
жертв
политических репрессий Минутой молчания!