Авторы: Гриднева Лидия Ильинична, Кочергин Анатолий Васильевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ "СТАКС"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Педагогическое общение как основа педагогической деятельности»
Раздел: среднее профессиональное
«Педагогическое общение как основа педагогической деятельности»
Кочергин А.В.
мастер производственного обучения
ОГАПОУ «СТАКС»,
г. Старый Оскол, Белгородской области
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического
процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями
общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в
качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие
уровни педагогического общения.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств)
индивидуальности как учащихся, так и педагогов.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач,
как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ
организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность
обучения и воспитания.
Педагогическое
общение
должно
быть
эмоционально
комфортным
и
личностно
развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть
естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности
помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров
учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать
дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не
язык команд, а язык доверия.
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам.
Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на
нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова
скептик, в какой мере затронет речь легкоранимого ученика, какую оценку она найдет во
взгляде, такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь,
скорректировать ее при общении.
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение
в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма
общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и
учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е.
систему
приемов
(психологических,
мимических,
пантомимических,
речевых,
двигательных и т.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной
задаче и особенностям педагогической ситуации.
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным
процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия
учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-
либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой
комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет
учителю донести до учеников все богатство своего слова. Педагогу при общении надо
учитывать дыхание. В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно
диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно, когда учителю
приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать:
может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие
в дыхательном процессе: верхнее дыхание, грудное дыхание, диафрагмальное дыхание,
диафрагмально - реберное дыхание. Последнее осуществляется за счет изменения объема
в
продольном
и
поперечном
направлениях
вследствие
сокращения
диафрагмы,
межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание
считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
Существуют
специальные
упражнения,
развивающие
и
укрепляющие
диафрагму,
брюшные и межреберные мышцы
Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом,
дикцией, ритмикой.
Особенностями голоса педагога, прежде всего, является сила звука. Сила зависит от
активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого
воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты
определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять.
Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте.
Высота
-
тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в
пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон
– объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном.
Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет
восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной
окраски.
Тембр
-
окраска
звука,
яркость,
а
так
же
его
мягкость,
теплота,
индивидуальность.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая
правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция - ясность и четкость в
произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего
речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо,
голосовые связки.
Ритмика - это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе,
помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя. Скорость речи
зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения.
Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить
быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод
– определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем
более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими
и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических
- безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию.
Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.
Таким образом, настоящий учитель - это всегда коммуникативный лидер, который способен
приковать внимание монологом, организовать диалог и вести его в соответствии с нормами
речевого этикета. Он способен выслушать учащегося и не остаться равнодушным к его
проблемам, делая свои занятия средством их разрешения. Учитель должен уметь выходить из
нестандартных ситуаций общения, знать, какие слова ожидают от него, чтобы вступить в
творческое взаимодействие на основе проявившейся заинтересованности.
Сам учитель должен быть эталоном поведения, и прежде всего - речевого. Учитель тот, за кем
хочется идти, а не тот, кого тащат за собой.
Список использованной литературы
1.
Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
2.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
3.
Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
4.
Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.а