Напоминание

Организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования


Автор: Комарова Ольга Вячеславовна
Должность: Преподаватель, зав. отделением
Учебное заведение: ГАПОУ СО Каменск-Уральский радиотехнический техникум
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организации самостоятельной работы

студентов среднего профессионального образования

Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которую студент

совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в

группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле),

руководствуясь

сформированными

ранее

представлениями

о

порядке

и

правильности выполнения действий.

Под

самостоятельной

учебной

работой

следует

понимать

любую

организованную

преподавателем

(мастером

производственного

обучения)

активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной

дидактической цели в специально отведённое для этого время.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с

одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой

дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей

познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при

выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит

его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к

углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения,

которое:

каждой

конкретной

ситуации

усвоения

соответствует

конкретной

дидактической цели и задаче;

-формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, умений и

практического опыта для решения определённых познавательных задач на

каждом этапе его движения от незнания к знанию;

-вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное

систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться

в

потоке

научной

и

общественной

информации

при

решении

новых

познавательных и профессиональных задач

-является важнейшим орудием педагогического руководства и управления

самостоятельной

познавательной

деятельностью

обучающегося

в

процессе

профессионального обучения.

Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм

учебного процесса и является его существенной частью.

Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность

студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по

заданию преподавателя, но без непосредственного его участия.

Ядро самостоятельной работы, исходный момент ее конструирования -

проблемная задача (задание):

- обусловливает весь процесс самостоятельной работы;

- предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению

проблемы;

-определяет

содержание

обязательной

подготовки

к

самостоятельному

выполнению учебных и профессиональных действий.

Цели самостоятельной работы:

-систематизация

и

закрепление

полученных

теоретических

знаний

и

практических умений;

-углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную

документацию и специальную литературу;

-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности

и организованности;

-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации;

-развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:

-позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале;

-позволяет студенту вырабатывать свои убеждения и взгляды;

-позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу,

целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в

распределении времени.

А также у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении

знаний, вырабатываются умения

работы с литературой, приемы и методы

общения с людьми для достижения поставленной цели.

Правильная

организация

самостоятельной

работы

имеет

огромное

образовательное и воспитательное значение. В монографии П.И. Пидкасистого

выделено пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и

преобразующее воспроизводство информации. Второй уровень - самостоятельная

работа по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа

(составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).Четвертый уровень -

самостоятельная

эвристическая

работа.

Пятый

уровень

-

творческая

(исследовательская, опытническая) работа. Каждый из этих уровней объективно

существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание

студенту уровнем выше, чем он способен выполнить - это в лучшем случае

напрасно потерять время на учебном занятии.

Классификация самостоятельной работы по характеру учебной деятельности:

-выполнение (изготовление): лабораторных работ,

операций, приемов;

чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала,

макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных

заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных

конспектов и др.;

-составление, формулировка: 1)задач, примеров; 2)кроссвордов, ребусов,

загадок; 3)докладов, рефератов, сообщений, разработок; 4)рецензий, отзывов,

выводов;

5)формул,

зависимостей,

характеристик;

6)таблиц,

графиков;

7)контрольных вопросов, заданий и т.д.;

-анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий,

методов и способов работы (производство);

итогов

работы,

операций,

действий, их качества и эффективности и др.;

- изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала;

наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ,

счетной и компьютерной техники и др.

Далее приведены виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы,

которые автор применяет в своей практической деятельности:

1)Для овладения знаниями:

-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

-составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

-конспектирование текста;

-выписка из текста;

-работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными

документами;

-учебно-исследовательская работа;

-использование аудио- видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.

2)Для закрепления и систематизации знаний:

-работа с конспектом лекции (обработка текста);

-составление

плана

и

тезисов

ответа;

составление

таблицы

для

систематизации учебного материала;

-ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка (аннотирование,

рецензирование и др.);

-подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов;

тестирование и др.

3)Для формирования умений:

-Решение задач и упражнений по образцу

-Решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем;

выполнение

расчетно-графических

работ;

решение

ситуационных

производственных задач; подготовка курсовых и дипломных проектов; опытно-

экспериментальная работа; упражнения на тренажере и др.

Организация самостоятельной работой студентов СПО осуществляется через

инструктаж по выполнению задания, где обязательно педагогам проговаривается:

-Цель задания;

-Его содержание;

-Сроки выполнения; ориентировочный

объем работы;

-Основные требования к результатам работы;

-Критерии оценки.



В раздел образования