Автор: Комарова Ольга Вячеславовна
Должность: Преподаватель, зав. отделением
Учебное заведение: ГАПОУ СО Каменск-Уральский радиотехнический техникум
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Организации самостоятельной работы
студентов среднего профессионального образования
Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которую студент
совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в
группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле),
руководствуясь
сформированными
ранее
представлениями
о
порядке
и
правильности выполнения действий.
Под
самостоятельной
учебной
работой
следует
понимать
любую
организованную
преподавателем
(мастером
производственного
обучения)
активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной
дидактической цели в специально отведённое для этого время.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с
одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой
дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей
познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при
выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит
его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к
углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения,
которое:
-в
каждой
конкретной
ситуации
усвоения
соответствует
конкретной
дидактической цели и задаче;
-формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, умений и
практического опыта для решения определённых познавательных задач на
каждом этапе его движения от незнания к знанию;
-вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное
систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться
в
потоке
научной
и
общественной
информации
при
решении
новых
познавательных и профессиональных задач
-является важнейшим орудием педагогического руководства и управления
самостоятельной
познавательной
деятельностью
обучающегося
в
процессе
профессионального обучения.
Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм
учебного процесса и является его существенной частью.
Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность
студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по
заданию преподавателя, но без непосредственного его участия.
Ядро самостоятельной работы, исходный момент ее конструирования -
проблемная задача (задание):
- обусловливает весь процесс самостоятельной работы;
- предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению
проблемы;
-определяет
содержание
обязательной
подготовки
к
самостоятельному
выполнению учебных и профессиональных действий.
Цели самостоятельной работы:
-систематизация
и
закрепление
полученных
теоретических
знаний
и
практических умений;
-углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности
и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:
-позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале;
-позволяет студенту вырабатывать свои убеждения и взгляды;
-позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу,
целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в
распределении времени.
А также у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении
знаний, вырабатываются умения
работы с литературой, приемы и методы
общения с людьми для достижения поставленной цели.
Правильная
организация
самостоятельной
работы
имеет
огромное
образовательное и воспитательное значение. В монографии П.И. Пидкасистого
выделено пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и
преобразующее воспроизводство информации. Второй уровень - самостоятельная
работа по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа
(составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).Четвертый уровень -
самостоятельная
эвристическая
работа.
Пятый
уровень
-
творческая
(исследовательская, опытническая) работа. Каждый из этих уровней объективно
существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание
студенту уровнем выше, чем он способен выполнить - это в лучшем случае
напрасно потерять время на учебном занятии.
Классификация самостоятельной работы по характеру учебной деятельности:
-выполнение (изготовление): лабораторных работ,
операций, приемов;
чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала,
макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных
заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных
конспектов и др.;
-составление, формулировка: 1)задач, примеров; 2)кроссвордов, ребусов,
загадок; 3)докладов, рефератов, сообщений, разработок; 4)рецензий, отзывов,
выводов;
5)формул,
зависимостей,
характеристик;
6)таблиц,
графиков;
7)контрольных вопросов, заданий и т.д.;
-анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий,
методов и способов работы (производство);
итогов
работы,
операций,
действий, их качества и эффективности и др.;
- изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала;
наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ,
счетной и компьютерной техники и др.
Далее приведены виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы,
которые автор применяет в своей практической деятельности:
1)Для овладения знаниями:
-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
-составление плана текста; графическое изображение структуры текста;
-конспектирование текста;
-выписка из текста;
-работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными
документами;
-учебно-исследовательская работа;
-использование аудио- видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.
2)Для закрепления и систематизации знаний:
-работа с конспектом лекции (обработка текста);
-составление
плана
и
тезисов
ответа;
составление
таблицы
для
систематизации учебного материала;
-ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка (аннотирование,
рецензирование и др.);
-подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов;
тестирование и др.
3)Для формирования умений:
-Решение задач и упражнений по образцу
-Решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем;
выполнение
расчетно-графических
работ;
решение
ситуационных
производственных задач; подготовка курсовых и дипломных проектов; опытно-
экспериментальная работа; упражнения на тренажере и др.
Организация самостоятельной работой студентов СПО осуществляется через
инструктаж по выполнению задания, где обязательно педагогам проговаривается:
-Цель задания;
-Его содержание;
-Сроки выполнения; ориентировочный
объем работы;
-Основные требования к результатам работы;
-Критерии оценки.