Напоминание

- Фонд оценочных средств по дисциплине Экологические основы природопользования для специальностей: 13.02.11.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Автор: Иванова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТО Тюменский колледж производственных и социальных технологий
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: - Фонд оценочных средств по дисциплине Экологические основы природопользования для специальностей: 13.02.11.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Тема: - Фонд оценочных средств по дисциплине Экологические основы природопользования для специальностей: 13.02.11.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тюменский колледж производственных и социальных технологий»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

____________Л.В. Арсенина

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине

ЕН. 02 Экологические основы природопользования

Специальность:

13.02.11

Техническая

эксплуатация

и

обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Группы: ЭЛ-18-1, ЭЛ-18-2

Преподаватель ___________ Иванова Н.А.

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

«Естественные науки»

Протокол № __ от «___» ______ 2021 г.

Председатель ПЦК ________ О.В.Токарева

СОГЛАСОВАНО

с учебно-методическим отделом

____________/ ___________________________

1 Область применения

Фонд оценочных средств (ФОС), предназначен для проверки результатов

освоения дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования

программы подготовки специалистов среднего

звена

(ППССЗ)

по

специальности

13.02.11

Техническая

эксплуатация

и

обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

ФОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной

аттестации

в

форме зачета в рамках 7 семестра на базе основного общего

образования.

ФОС позволяет оценивать уровень знаний и умений по дисциплине,

определенных по ФГОС СПО по соответствующей ППССЗ.

2 Критерии выставления оценок

Устный

ответ обучающегося

оценивается

на

зачете

после

подготовки ответа и классифицируется в соответствии с таблицами:

2.1 Критерии оценки теоретического вопроса

Оценка

Качество ответа на устные вопросы

Зачтено

Обучающийся знает ни менее 60% материала, грамотно и по

существу излагает его, не допуская существенных неточностей. В

ответе могут быть допущены неточности или незначительные

ошибки,

исправленные

обучающимися

в

ходе

ответа

на

дополнительные вопросы преподавателя

Не зачтено

У обучающегося имеются определённые представления об

изученном

материале,

но

большая

часть

программного

материала им не усвоена.

2.2 Критерии оценки практического задания

Оценка

Содержание

Зачтено

Задание выполнено полностью или сделаны наиболее важные

его компоненты. Последовательность выполнения заданий не

нарушена. При выполнении заданий не допущено ошибок,

имеются неточности

Не зачтено

Обучающийся не знает значительной части программного

материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с

большими затруднениями выполняет задания практической

части

3 Контрольно-оценочные материалы, необходимые для оценки

знаний и умений

3.1 Перечень теоретических вопросов

1.Расскажите про особенности взаимодействия общества и природы.

2.Перечислите основные принципы взаимодействия живых организмов и

среды их обитания.

3.Расскажите об основных условиях устойчивого развития экосистем и

возможных причинах возникновения экологического кризиса.

4.Сформулируйте

понятие

биосферы

и

опишите

ее

структуру.

Проанализируйте устойчивость экосистем и биосферы в целом.

5.Охарактеризуйте закон ноосферы (по Вернадскому В.Н.).Перечислите

основные предпосылки возникновения ноосферы.

6.Перечислите и дайте краткую характеристику глобальных проблем

экологии.

7.Классифицируйте

природные

ресурсы

с

точки

зрения

проблемы

использования

и

воспроизводства.

Оцените

эту

проблему.

Назовите

государственную стратегию в разработке и использовании природных ресурсов.

8.Охарактеризуйте природоресурсный потенциал Российской Федерации.

9.Перечислите

основные

источники

техногенного

воздействия

на

окружающую среду.

10.Проанализируйте экологические, эстетические и этические причины,

побуждающие человека охранять природу.

11.Расскажите

об

основных

принципах

и

методах

рационального

природопользования.

12.Назовите основные виды мониторинга окружающей среды.

13.Перечислите и дайте краткую характеристику основных источников

загрязнения окружающей среды.

14.Приведите основные принципы размещения производств различного

типа.

15.Расскажите про шумовое загрязнение окружающей среды.

16.Расскажите про электромагнитное загрязнение окружающей среды.

17.Расскажите про тепловое загрязнение окружающей среды.

18.Расскажите про радиоактивное загрязнение окружающей среды.

19.Опишите

основные

способы

ликвидации

последствий

заражения

токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

20.Перечислите и дайте краткую характеристику основных групп отходов,

их источники и масштабы образования.

21.Раскройте

понятие

экологического

кризиса.

Приведите

примеры

состояния окружающей среды, иллюстрирующие экологический кризис.

22.Перечислите и дайте краткую характеристику региональных проблем

экологии.

23.Охарактеризуйте

основные

этапы

формирования

российского

законодательства.

24.Перечислите

основные

принципы

и

правила

международного

сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

25.Расскажите о роли международных организаций в охране природы.

26.Расскажите

про

охраняемые

природные

территории

Тюменской

области.

27.Дайте

общую

характеристику

Федерального

закона

“Об

охране

окружающей среды”.

28.Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

29.Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

30.Приведите классификацию федеральных органов власти, отвечающих

за рациональное природопользование.

3.2Перечень практических заданий

1.Установите соответствие между характеристикой организма и его

принадлежностью к функциональной группе.

Характеристика организмов:

А) синтезируют органические вещества из неорганических;

Б) используют готовые органические вещества;

В) используют неорганические вещества почвы;

Г) растительноядные и плотоядные животные;

Д) аккумулируют солнечную энергию;

Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную

пищу.

Продуценты

Консументы

2.Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к

определенной функциональной группе. Впишите в таблицу.

Организмы:

А) клевер красный;

Б) хламидомонада;

В) бактерия гниения;

Г) береза;

Д) ламинария;

Е) почвенная бактерия.

Продуценты

Редуценты

3.Установите соответствие между группой растений и животных пруда и

их ролью в экосистеме пруда.

Растения и животные пруда:

А) прибрежная растительность;

Б) рыбы;

В) личинки земноводных;

Г) фитопланктон;

Д) растения дна;

Е) моллюски.

Продуценты

Консументы

4. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем

экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу:

растения, орёл-змееяд, лягушка, микроскопический гриб, жук.

Продуценты

Организм

Консумент 1 порядка

Консумент 2 порядка

Консумент 3 порядка

Редуцент

5.Установите последовательность расположения экосистем с учетом

повышения их стабильности:

- еловый лес;

- смешанный лес;

- березовая роща;

- дубрава.

Прокомментируйте, получившуюся последовательность.

6. Установите последовательность расположения организмов, составьте

цепь питания: чайка, окунь, мальки рыб, водоросль, хищная птица.

7. Установите последовательность групп организмов в порядке

уменьшения их численности в экосистеме в соответствии с правилами

экологической пирамиды:

- растительноядные насекомые

- хищные насекомые

- хищные млекопитающие

- травянистые растения

- насекомоядные млекопитающие

Прокомментируйте, получившуюся последовательность.

8.Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат

такие

слова:

«Природа поставила

себе задачей

перехватывать

на

лету

притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую

форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору

организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет». Ответьте на

следующие вопросы. О каких организмах идет речь в высказываниях Майера?

Какова биосферная функция этих организмов?

9.При входе в один из американских зоопарков под огромным зеркалом

написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех

живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил)

целые виды... Загубил природу - среду жизни». Ответьте на следующие вопросы.

О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?

10.Фауна

Австралии

совершенно

не

знала

многих

широко

распространенных на других континентах видов животных. Привыкшие к

молочным продуктам англичане поспешили завезти на тучные пастбища своей

новой родины коров. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять

растительность, голая, лишенная защиты растений почва подверглась эрозии. И

это погубило почти миллион гектаров плодородной земли! Ответьте на

следующие вопросы. Почему это случилось? Как можно было исправить

подобную ситуацию?

11. Ответьте на следующие вопросы. Как правильнее пахать землю на

холме – вдоль или поперек склона? Почему?

12.Наверное, у молодого поколения вызывает улыбку привязанность

бабушек и дедушек к старым вещам, пусть немодным, но очень крепким и

удобным. С точки зрения обеспечения устойчивого развития, их консервативный

подход

более

«экологичен».

Какую

опасность

представляет

«общество

потребления» с экологической точки зрения?

13.Весной

многие

люди

жгут

пожухлую

прошлогоднюю

траву,

обосновывая свои действия тем, что свежая трава после этого будет лучше расти.

Экологи, напротив, утверждают, что этого делать нельзя. Объясните позицию

экологов.

14.Сель - опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой

поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки

могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами. Почему

сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах

низкая? Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних

животных, вероятность возникновения селей очень высока?

15.В России на протяжении веков заготавливали ивовые прутья, бересту,

березовый сок, березовые веники, кору ивы, лыко с липы, живицу (смолу сосны).

Какой вред природе наносят эти промыслы. Укажите степень вреда природе,

наносимого промыслами. Распределите промыслы по степени причиняемого

вреда

16.Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке

убывания их экологической безопасности:

- гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,

- ГЭС на горных реках,

- атомные электростанции (АЭС),

- солнечные станции,

- теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле,

- ТЭС на природном газе,

- ТЭС на торфе,

- ТЭС на мазуте,

- приливно - отливные электростанции,

- ветряные электростанции.

17.В настоящее время переработкой радиоактивных отходов занимается не

только Россия, но и другие страны мира. Говоря современным языком, это

хороший бизнес. Правительства принимают соответствующие решения на

основе тщательного анализа разных факторов (геологических, технологических

др.). Оправдана ли борьба против ввоза в страну для переработки отработанного

ядерного топлива? Противники этого считают, что переработка чужого «мусора»

отрицательно скажется на экологической ситуации и здоровье граждан.

Сторонники же считают, что экономические выгоды создадут возможность для

улучшения качества жизни людей, позволят направить средства на развитие

здравоохранения. Скорее всего, истина лежит посередине, и для разумного

решения надо учитывать все точки зрения. А каким будет ваше мнение?

18.Япония – страна, отличающаяся консерватизмов служащих. Недавно

японское правительство начало активную пропаганду «свободного» стиля

одежды в офисе. Служащих призывают летом ходить на работу в рубашках без

пиджаков. Чем можно объяснить такое внимание правительства к имиджу

служащих?

19.В 1804 г. известный французский ученый Жан - Батист Ламарк

высказал весьма пессимистическое суждение о том, «… что назначение человека

как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав

Земной шар непригодным для обитания». Согласны ли вы с данным

высказыванием? Ответ обоснуйте.

20.Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только

зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему.

21.Объясните,

почему

экологи

считают,

что

сбор

металлолома

и

макулатуры - это важное природоохранное мероприятие.

22.Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения

будет ли эта смесь почвой? Объясните ответ.

23.Объясните, почему ученые - экологи считают, что люди, экономно

расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально

охраняют природу.

24.Учитывая экологические и экономические последствия, собранный на

дорогах города снег дорожные службы вывозят и выгружают в специально

вырытый котлован. Почему нельзя вывозить снег на поле, в лес, сбрасывать в

реку или озеро? Ответ обоснуйте.

25.Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном

нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны.

Почему загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

Объясните ответ.

26.Объясните,

почему

в

крупных

городах

главные

автомобильные

магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению

основных ветров.

27.Озеро находится в сельской местности. Промышленных предприятий

вокруг нет. Можем ли мы быть уверены, что вода этого озера не содержит

вредных веществ? Объясните ответ.

28.Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить

дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т.д.).

Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если

деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Объясните, почему

в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы.

29.Океан

-

обширная

саморегулирующаяся

система,

удаленная

от

населенных территорий. Почему бы в таком случае не использовать его для

захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов?

Объясните свою точку зрения: принимаете вы это предложение или отвергаете

его.

30.Поясните смысл высказывания: «Один человек оставляет в лесу след,

сотня - тропу, тысяча - пустыню».



В раздел образования