Напоминание

Применение нестандартных уроков на специальных дисциплинах


Авторы: Газиянц Екатерина Сергеевна, Виниченко Ольга Николаевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"
Населённый пункт: город Кропоткин
Наименование материала: статья
Тема: Применение нестандартных уроков на специальных дисциплинах
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад

«Нетрадиционные уроки на специальных дисциплинах

по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Виниченко О.Н., Газиянц Е.С.

В

современном

образовательном

процессе

основной

организационной

формой

передачи

знаний,

умений,

навыков

является

урок.

Урок

может

проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме

учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения.

Однако, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы

оживления процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут

активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к занятиям и, вместе с

тем, обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.

Такими

формами

могут

стать

занимательные

разновидности

уроков,

авторские – нетрадиционные уроки (нестандартные, оригинальные) занятия.

Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и

приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности

педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых

приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Признаки нетрадиционного занятия:

- несет элементы нового, изменяются внешние рамки;

- кроме программного используется и внепрограммный материал;

-

организуется

коллективная

деятельность

обучающихся

в

сочетании

с

индивидуальной;

- проводится в нетрадиционном месте или привычный учебный кабинет

оригинально оформляется;

-

в

процессе

занятия

используется

музыка,

видео,

информационные

компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

-

дает

возможность

обучающимся

раскрыться

по-новому,

помогает

ориентироваться в атмосфере творческого поиска;

- требует серьезной предварительной подготовки.

Взгляды преподавателей на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в

них

прогресс

педагогической

мысли,

а

другие

считают

их

вынужденным

отступлением под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих

серьезно трудиться. Для примирения двух спорящих сторон хочется сказать, что,

конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционные встречи педагогов

и учащихся не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой

обучения

и

воспитания,

но

разнообразить

учебный

процесс

нестандартными

занятиями

необходимо,

т.к.

они

помогут

активизировать

мыслительную

деятельность

учащихся,

развить

их

творческие

способности,

повысить

мотивированность к учению.

Существует много форм нетрадиционных уроков, которые условно можно

подразделить на следующие виды:

1) уроки – экскурсии;

2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой)) (например, уроки –

суды);

3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

4) бинарные уроки;

5) уроки – исследования;

6) уроки взаимообучения учащихся;

7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);

8) уроки – семинары.

Приведем

пример

использования

нетрадиционной

формы

урока

викторины

на

специальных

дисциплинах

по

профессии

43.01.09

«Повар,

кондитер».

Викторина

- игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные

вопросы из различных областей знания.

Викторины

в

основном

отличаются

друг

от

друга

правилами,

определяющими

очерёдность

хода,

тип

и

сложность

вопроса,

порядок

определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

При проведении викторин могут быть использованы следующие варианты

заданий:

- Представление команд «Визитная карточка»;

- «Блиц – турнир»;

- «Что лишнее?»;

- «К чему относится?»;

- «Игра в случайность»;

- «Экспресс – опрос»;

- Конкурс «Эрудит»;

- «Конкурс капитанов».

Обязательным элементом каждого урока, в том числе и нетрадиционного,

является

рефлексия

-

самоанализ

деятельности

и

ее

результатов.

Именно

рефлексия

лежит

в

основе

таких

мыслительных

процессов,

как

понимание,

сравнение, сопоставление, целеполагание, планирование, контроль, самооценка.

Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты

деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные

результаты и т.п.

Рефлексия помогает обучающимся сформулировать полученные результаты,

определить

цели

дальнейшей

работы,

скорректировать

свой

образовательный

путь.

При проведении рефлексии применяются различные методы: обсуждаются

впечатления,

проводится

«работа

над

ошибками»,

определяются

наиболее

«сильные»

и

«слабые»

звенья

нестандартного

урока-викторины.

Наиболее

простым

и

доступным

для

учащихся

приемом

является

предложение

ориентировочных

вопросов.

Например:

Каковы

ваши

главные

результаты

сегодняшней деятельности на уроке? Какие задания оказались для вас наиболее

трудными?

Ценность методики заключается в том, что нестандартные уроки делают

занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и

последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие

творческих способностей, развивают логическое мышление.

Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна

мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного

урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкнут к таким

необычным способам работы и потеряют к ней интерес.

Был проведен анализ уровня удовлетворенности обучающихся 2 курса по

профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» занятиями в форме нестандартных уроков-

викторин методом анкетирования.

Проведенный опрос показал, что большая часть обучающихся (65%) считает

нетрадиционные

уроки-викторины

очень

интересными,

30%

обучающихся

-

интересными, 5% обучающихся отметили, что данный вид работы для них хоть и

интересен, но сложен по выполнению (диаграмма 1).

65,00%

30,00%

5,00%

Очень интересно

Интересно

Интересно, но сложно

Диаграмма 1. Уровень интереса обучающихся

к нестандартным урокам-викторинам, %

Таким

образом,

проведение

нетрадиционных

уроков-викторин

на

специальных дисциплинах по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» позволяет

активизировать

познавательную

и

мыслительную

деятельность

обучающихся,

повышает интерес к изучаемому материалу, развивает творческие способности

обучающихся.



В раздел образования