Авторы: Газиянц Екатерина Сергеевна, Виниченко Ольга Николаевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"
Населённый пункт: город Кропоткин
Наименование материала: статья
Тема: Применение нестандартных уроков на специальных дисциплинах
Раздел: среднее профессиональное
Доклад
«Нетрадиционные уроки на специальных дисциплинах
по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Виниченко О.Н., Газиянц Е.С.
В
современном
образовательном
процессе
основной
организационной
формой
передачи
знаний,
умений,
навыков
является
урок.
Урок
может
проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме
учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения.
Однако, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы
оживления процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут
активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к занятиям и, вместе с
тем, обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Такими
формами
могут
стать
занимательные
разновидности
уроков,
авторские – нетрадиционные уроки (нестандартные, оригинальные) занятия.
Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и
приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности
педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых
приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
- несет элементы нового, изменяются внешние рамки;
- кроме программного используется и внепрограммный материал;
-
организуется
коллективная
деятельность
обучающихся
в
сочетании
с
индивидуальной;
- проводится в нетрадиционном месте или привычный учебный кабинет
оригинально оформляется;
-
в
процессе
занятия
используется
музыка,
видео,
информационные
компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
-
дает
возможность
обучающимся
раскрыться
по-новому,
помогает
ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
- требует серьезной предварительной подготовки.
Взгляды преподавателей на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в
них
прогресс
педагогической
мысли,
а
другие
считают
их
вынужденным
отступлением под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих
серьезно трудиться. Для примирения двух спорящих сторон хочется сказать, что,
конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционные встречи педагогов
и учащихся не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой
обучения
и
воспитания,
но
разнообразить
учебный
процесс
нестандартными
занятиями
необходимо,
т.к.
они
помогут
активизировать
мыслительную
деятельность
учащихся,
развить
их
творческие
способности,
повысить
мотивированность к учению.
Существует много форм нетрадиционных уроков, которые условно можно
подразделить на следующие виды:
1) уроки – экскурсии;
2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой)) (например, уроки –
суды);
3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
4) бинарные уроки;
5) уроки – исследования;
6) уроки взаимообучения учащихся;
7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);
8) уроки – семинары.
Приведем
пример
использования
нетрадиционной
формы
урока
–
викторины
на
специальных
дисциплинах
по
профессии
43.01.09
«Повар,
кондитер».
Викторина
- игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные
вопросы из различных областей знания.
Викторины
в
основном
отличаются
друг
от
друга
правилами,
определяющими
очерёдность
хода,
тип
и
сложность
вопроса,
порядок
определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.
При проведении викторин могут быть использованы следующие варианты
заданий:
- Представление команд «Визитная карточка»;
- «Блиц – турнир»;
- «Что лишнее?»;
- «К чему относится?»;
- «Игра в случайность»;
- «Экспресс – опрос»;
- Конкурс «Эрудит»;
- «Конкурс капитанов».
Обязательным элементом каждого урока, в том числе и нетрадиционного,
является
рефлексия
-
самоанализ
деятельности
и
ее
результатов.
Именно
рефлексия
лежит
в
основе
таких
мыслительных
процессов,
как
понимание,
сравнение, сопоставление, целеполагание, планирование, контроль, самооценка.
Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты
деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные
результаты и т.п.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать полученные результаты,
определить
цели
дальнейшей
работы,
скорректировать
свой
образовательный
путь.
При проведении рефлексии применяются различные методы: обсуждаются
впечатления,
проводится
«работа
над
ошибками»,
определяются
наиболее
«сильные»
и
«слабые»
звенья
нестандартного
урока-викторины.
Наиболее
простым
и
доступным
для
учащихся
приемом
является
предложение
ориентировочных
вопросов.
Например:
Каковы
ваши
главные
результаты
сегодняшней деятельности на уроке? Какие задания оказались для вас наиболее
трудными?
Ценность методики заключается в том, что нестандартные уроки делают
занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и
последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие
творческих способностей, развивают логическое мышление.
Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна
мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного
урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкнут к таким
необычным способам работы и потеряют к ней интерес.
Был проведен анализ уровня удовлетворенности обучающихся 2 курса по
профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» занятиями в форме нестандартных уроков-
викторин методом анкетирования.
Проведенный опрос показал, что большая часть обучающихся (65%) считает
нетрадиционные
уроки-викторины
очень
интересными,
30%
обучающихся
-
интересными, 5% обучающихся отметили, что данный вид работы для них хоть и
интересен, но сложен по выполнению (диаграмма 1).
65,00%
30,00%
5,00%
Очень интересно
Интересно
Интересно, но сложно
Диаграмма 1. Уровень интереса обучающихся
к нестандартным урокам-викторинам, %
Таким
образом,
проведение
нетрадиционных
уроков-викторин
на
специальных дисциплинах по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» позволяет
активизировать
познавательную
и
мыслительную
деятельность
обучающихся,
повышает интерес к изучаемому материалу, развивает творческие способности
обучающихся.