Автор: Савкив Наталья Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Нижегородский индустриальный колледж
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические указания для выполнения практических работ по математике
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение
«Нижегородский индустриальный колледж»
Методические указания
по выполнению практических занятий
по учебной дисциплине
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
Специальность 13.01.14 Техническая эксплуатация и обслуживание
механического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2020г.
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной
дисциплине ЕН.01 Математика разработаны для методического обеспечения
учебной программы в плане реализации государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки студентов 2курса по
Специальность
13.01.14 Техническая эксплуатация и обслуживание
механического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Методические указания предназначены для оказания помощи
обучающимся при выполнении практических занятий. В соответствии с
учебным
планом,
программой
по
дисциплине
ЕН.01
Математика
предусмотрено проведение практических занятий в объеме 32 часов.
Дидактические цели практических занятий
.
Ведущей
дидактической
целью
практических
занятий
является
формирование
практических
умений,
необходимых
в
последующей
деятельности, как учебной, так и профессиональной. Практические занятия
проводятся с целью закрепления теоретических знаний и приобретения
необходимых практических умений.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических
занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические
знания,
вырабатывается
способность
и
готовность
использовать
теоретические
знания
на
практике,
развиваются
интеллектуальные умения. В связи с этим, задачами проведения
практических занятий являются:
–
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
–
использование
полученных
знаний
при
выполнение
профессиональных работ;
–
развитие у обучающих интеллектуальных и аналитических умений;
–
выработка
при
решении
поставленных
задач
таких
профессионально
значимых
качеств,
как
самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
В
процессе
подготовки
и
выполнении
практических
занятий
обучающиеся укрепляют знания по учебной дисциплине ЕН.01 Математика.
Учет и оценка выполненных практических занятий.
За
выполнение
практических
занятий
преподаватель
выставляет
каждому
обучающемуся
оценки.
Оценка
за
практическое
занятие
выставляется
с
учетом
текущих
наблюдений
преподавателя
за
обучающимися в процессе выполнения работы и качества предоставленного
отчета.
За выполнение практических занятий работ преподаватель имеет право
выставить обучающемуся следующие оценки: «5» (отлично), «4» (хорошо),
«3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
Примерные критерии выставления оценок:
Оценка
Полнота,
системность,
прочность знаний
Обобщенность знаний
Действенность
знаний
Отлично
Применение
полученных знаний
полное, в системе,
допускаются
единичные
несущественные
ошибки.
Выделение существенных
признаков изученного с
помощью
операций
анализа
и
синтеза;
свободное
оперирование
известными
фактами
и
сведениями
с
использованием сведений
из других предметов.
Самостоятельное
и
уверенное
применение знаний
в
практической
деятельности.
Хорошо
Применение
полученных знаний
полное, в системе,
допускаются
отдельные
несущественные
ошибки.
Выделение существенных
признаков изученного с
помощью
операций
анализа
и
синтеза;
свободное
оперирование
известными
фактами
и
сведениями,
в
которых
могут
быть
отдельные
несущественные ошибки.
Самостоятельное
применение знаний
в
практической
деятельности.
Удовлетвор
ительно
Применение
полученных знаний
в
соответствии
с
требованиями
программы,
допускаются
отдельные
существенные
ошибки.
Выделение существенных
признаков изученного с
помощью
операций
анализа
и
синтеза;
формулировка выводов и
обобщений,
в
которых
могут
быть
отдельные
ошибки
и
небольшие
затруднения.
Недостаточная
самостоятельность
при
применении
знаний
в
практической
деятельности.
Неудовлетво
ри-тельно
Применение
полученных знаний
неполное,
бессистемное,
допускается
большое множество
существенных
ошибок.
Неумение
выделить
существенные признаки в
изученном
материале,
делать
обобщения
и
выводы.
Неумение
применять знания в
практической
деятельности,
студент
не
может
самостоятельно
выполнить задание.
Оценки
за
выполненные
практические
занятия
выставляются
преподавателем в журнал учебных занятий. Оценки за выполненные
практические занятия учитываются как показатели текущей успеваемости
обучающихся. В случае невыполнения обучающимся практических занятий в
полном объеме, он не может быть допущен до промежуточной аттестации.
Практическое занятие № 1
Тема: «Производная»
Цели практического занятия:
-
обобщение,
систематизация,
углубление,
закрепление
полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задания
Обучающийся должен уметь:
Применять производную при решении задач.
Обучающийся должен знать:
- формулы нахождения производной, применение производной к решению
прикладных задач.
Основные сведения.
1.Найдите производные следующих функций:
Y =
, Y=
, Y=
, Y=
, Y=
.
2.Решите задачу.
Точка движется прямолинейно по закону s=6t-
.В какой момент времени
скорость точки окажется равной нулю?
3.Решите задачу.
Изменение силы тока I в зависимости от времени t дано уравнением t=
-5t
(I- в амперах, t-в секундах). Найдите скорость изменения силы тока в конце
10-ой секунды.
4. Решите задачу.
Закон изменения температуры T тела в зависимости от времени t , то есть
задан уравнением T =0,2
. С какой скоростью нагревается это тело в момент
времени t=10?
Практическое занятие №2
Тема: «Численное дифференцирование»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающийся должен уметь:
Находить дифференциал функции:
Обучающийся должен знать:
- формулы нахождения дифференциала, находить абсолютную и
относительную погрешности.
Основные сведения.
1.Найдите дифференциалы функций:
Y=(
-2), Y=
– 1, Y=
, Y=
+b), Y=
;
2.Найдите относительную погрешность при вычислении длины окружности,
если r=50cм,
3.Найдите приближенное значение корней:
1,012,
,
Практическая работа №3
Тема: «Вычисление интегралов»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающийся должен уметь:
Показать различные способы определения интегралов:
Обучающийся должен знать:
- формулы нахождения интеграла, геометрическое приложение
неопределенного интеграла.
Основные сведения.
1.Найдите следующие интегралы:
dx,
-x+3) dx,
dx,
dx
dx,
,
,
dx,
dx,
,
-5) dx,
2.Решите задачу.
Найдите уравнение кривой, проходящей через точку А (-1;3), если угловой
коэффициент касательной в каждой точке кривой равен утроенному квадрату
абсциссы точки касания.
3.Решите задачу.
Найдите уравнение кривой, проходящей через точку М(1;4), если угловой
коэффициент касательной к кривой в каждой ее точке равен 3
Практическое занятие № 4.
Тема: «Обыкновенные дифференциальные уравнения»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающийся должен уметь:
- решать обыкновенные дифференциальные уравнения.
Обучающийся должен знать:
- формулы нахождения интеграла;
-способы решения обыкновенных дифференциальных уравнений.
Основные сведения.
1.Найдите общее решение дифференциального уравнения:
1.
dx = 3
dx,
=
, (1+y) dx = (x-1) dy.
2.
xy dx = (1-
)dy,
=
.
2.Составьте дифференциальное уравнение, решив задачи:
1.Задача.
Температура воздуха равна
. Тело охлаждается за 40 мин. От 80
до 30
. Какую температуру будет иметь тело через 30 минут после
первоначального измерения?
2.Задача.
Радий распадается со скоростью, пропорциональной начальному ее
количеству. Через сколько лет распадется половина начального его
количества? Принять к=0,00044 (единица измерения времени – год).
Практическое занятие №5.
Тема: «Метод Эйлера»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающийся должен уметь:
- решать задачу Коши Методом Эйлера.
Обучающийся должен знать:
- Метод Эйлера;
-Задачу Коши.
Основные сведения.
1.Найдите частное решение уравнения:
dy + y
dx = dx, если y=1 при x=0
2.Найдите общее решение уравнений:
= 2
, если y = и
= 1 при x=0.
Решите уравнение:
- 8
+16y = 0
Практическое занятие №6.
Тема: «Ряды».
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающийся должен уметь:
- определять сходимость рядов,
-раскладывать функции в ряд Тейлора и Маклорена.
Обучающийся должен знать:
- ряд Тейлора;
- ряд Маклорена.
- необходимый признак сходимости числового ряда;
- достаточный признак сходимости числового ряда с положительными
членами.
Основные сведения.
1.Исследуйте на сходимость ряды:
1.1+2+4+8+…+
+…
2 .
+
+
+
+…+
+ …
3. 1 +
+
+
+…+
+…
4.
=
,
5.
+
+
+
+…+
Практическое занятие №7
Тема: «Вероятность события»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающий должен уметь:
-решать задачи на вычисление вероятности.
Обучающийся должен знать:
- основы теории вероятностей,
- сложение и умножение вероятностей.
Основные сведения.
1.Решите задачи.
1.В высшей лиге чемпионата страны по футболу 16 команд. Борьба идет на
золотые, серебряные и бронзовые медали. Сколькими способами медали могут
быть распределены между командами?
2.Сколькими способами можно разместить 12 лиц за столом , на котором
расставлено 12 приборов?
3. В классе 10 учебных предметов и 5 разных уроков в день.
Сколькими способами могут быть распределены уроки в один день?
Практическое занятие №8
Тема: «Случайная величина»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающий должен уметь:
-строить закон и функцию распределения случайной величины..
Обучающийся должен знать:
- функцию распределения случайной величины,
- виды случайной величины.
Основные сведения.
1.Решите задачи:
1.Из урны, в которой находятся 12 белых и 8 черных шаров, вынимают
наудачу два шара. Какова вероятность того, что оба шара окажутся
черными?
2.В партии из 18 деталей находятся 4 бракованных. Наугад выбирают 5
деталей. Найти вероятность того, что из этих 5 деталей две окажутся
бракованными.
3.В коробке имеются 30 лотерейных билетов, из которых 26 пустых. Наугад
вынимают одновременно 4 билета. Найдите вероятность того, что из 4
билетов два окажутся выигрышными.
Практическое занятие №9
Тема: «Числовые характеристики случайной величины»
Цели практического занятия:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний;
- обеспечение необходимого уровня навыков, необходимых для применения в
практической деятельности.
В процессе выполнения задании
Обучающий должен уметь:
-вычислять математическое ожидание;
-вычислять дисперсию случайной величины;
- вычислять среднее квадратичное отклонение случайной величины.
Обучающийся должен знать:
- закон распределения случайной величины;
- свойства математического ожидания;
- свойство дисперсии.
Основные сведения.
1.Решите задачи.
1.Найти математическое ожидание случайной величины Х – числа
угаданных номеров в лотереи 6 из 49.
2.По многим статистическим данным известно, что вероятность рождения
мальчика равна 0,515. Составить закон распределения случайной величины Х –
числа мальчиков в семье, имеющей четверых детей. Найти математическое
ожидание и дисперсию этой случайной величины.
3.На экзамене студент получил n=4 задачи. Вероятность решить правильно
каждую задачу p=0,8. Составить закон распределения и построить интегральную
функцию распределения случайной величины Х – числа правильно решенных
задач.
Содержание отчета обучающегося.
1.
Тема и цель работы.
2.
Изложение основной сути выполнения
практического занятия в соответствии с заданиями.