Напоминание

Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог


Автор: Филатов Владимир Валентинович
Должность: преподаватель ,МДК
Учебное заведение: ГБПО "Московский автомобильно−дорожный колледж им. А.А.Николаева"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебный материал по МДК 01.01 "Техническая эксплуатация автомобильных дорог""
Тема: Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных

дорог

Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог

Автомобильные дороги общего пользования представляют собой комплекс

инженерных

дорожных

сооружений,

предназначенных

для

обеспечения

круглогодичного, непрерывного, комфортного, удобного и безопасного движения

автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Автомобильные дороги должны быть обустроены объектами сервиса и

оборудованы средствами технического регулирования и обеспечения безопасности

движения согласно требованиям действующих стандартов, норм и правил.

Дорожные сооружения, входящие в состав автомобильной дороги, - это ее

основные конструктивные элементы: земляное полотно и дорожная одежда,

искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.),

защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные

заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог

от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог

(остановочные площадки и автопавильоны для пассажиров, площадки отдыха,

специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).

Элементы дороги, ее состояние и свойства имеют большое количество параметров,

характеристик и показателей.

Параметр- это величина, характеризующая какое-либо основное свойство дороги,

процесса. Например, ширина проезжей части, радиус кривой в плане и т.д.

Характеристика- понятие, близкое к понятию параметра. Означает описание

характерных,

отличительных

качеств

предмета

или

явления.

Например,

шероховатость дорожного покрытия.

Показатель- величина или оценка, по которой можно сравнивать и судить о

количественных или качественных достоинствах предмета или явления.

Критерий- количественный или порядковый показатель, выражающий предельную

меру оцениваемого параметра или характеристики при выборе принимаемого

решения. Другими словами, это мерило оценки или суждения.

Показателями технического уровня и эксплуатационного состояния могут

быть абсолютные значения параметров и характеристик дорог или коэффициенты,

т.е. относительные величины. В абсолютной форме эти показатели хорошо

раскрывают физическую сущность оцениваемых параметров, но затрудняют

сравнительную оценку. В относительной форме сразу можно сделать вывод о

соответствии того или иного параметра установленным требованиям.

Различают

технико-эксплуатационные

качества

или

характеристики

дороги,

транспортно-эксплуатационное

состояние

и

транспортно-эксплутационные

показатели

дороги,

а

также

технико-экономические

показатели

работы

автомобильного транспорта на данной дороге.

Технические и технико-эксплуатационные качества или характеристики

автомобильной дороги (ТЭК АД и ТЭХ АД)- это характеристики надежности и

работоспособности дороги как искусственного сооружения и его технического

состояния в процессе эксплуатации. К ним относятся прочность дорожной одежды,

ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного

полотна, показатели наличия инженерного оборудования и обустройства (знаков,

ограждений, автобусных остановок, автозаправочных станций, мотелей) и т.д.

В относительной форме технические параметры и характеристики оценивают

системой относительных коэффициентов - показатели прочности, ровности,

сцепных качеств и т.д.

Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД)-

это комплекс фактических параметров и характеристик технического уровня и

эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих

ее потребительские свойства.

Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги (ТЭП АД)-

это показатели свойств дороги как транспортного сооружения и ее потребительских

свойств,

то

есть

тех

свойств,

которыми

должна

обладать

дорога,

чтобы

удовлетворять запросы пользователей, потребителей дорожных услуг.

К

транспортно-эксплуатационным

показателям

относят:

обеспеченную

дорогой скорость, удобство и безопасность движения, пропускную способность и

уровень загрузки дороги движением, допустимую осевую нагрузку и общую массу

автомобилей, эргономические, эстетические и экологические свойства дороги и др.

Главным транспортно-эксплуатационным показателем является обеспеченная

дорогой

скорость

движения,

которая

может

быть

оценена

коэффициентом

обеспеченности расчетной скорости.

Эксплуатационный

коэффициент

обеспеченности

расчетной

скорости

-

отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового

автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или

взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (V

ф.mах

), к расчетной

скорости для данной категории дороги и рельефа местности (V

pacч

):

В благоприятных условиях погоды (отсутствие дождя, снегопада, метели, гололеда,

сильного ветра, пыльной бури, тумана) дорога должна обеспечивать величину К

рс.э

1.

В

неблагоприятных

погодно-климатических

условиях

допускается

снижение

обеспечиваемой скорости, но не более чем на 25 % в осенне-весеннее и зимнее

время (К

рс.э

0,75) и, как исключение, не более чем на 50 % во время сильных дождей,

туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, а также гололеда, метели и сильных

снегопадов (К

рс.э

0,75).

Коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение (V

ф.mах

) к базовой

расчетной скорости

За базовую расчетную скорость принята скорость

Тогда

В

практических

расчетах

рекомендуется

пользоваться

коэффициентом

обеспеченности расчетной скорости. Соотношение указанных коэффициентов

определяют по формулам:

Потребительские

свойства

дороги

-

совокупность

ее

транспортно-

эксплуатационных показателей, непосредственно влияющих на эффективность и

безопасность

работы

автомобильного

транспорта,

отражающих

интересы

пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским

свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность

и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением;

способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения

осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая

безопасность, эстетические и другие свойства. Транспортно-эксплуатационные

показатели дороги зависят, в первую очередь, от ее технических и технико-

эксплуатационных характеристик.

Транспортно-эксплуатационные показатели и потребительские свойства дорог

не являются стабильными. Они изменяются в годовом и более длительном периоде.

Характер

сезонного

внутригодового

изменения

зависит

в

основном

от

климатических условий. В более длительном периоде, в процессе службы дороги

эксплуатационные показатели изменяются в зависимости от состояния дороги,

прочности покрытия и слоев одежды, водно-теплового режима дороги. Все

эксплуатационные

показатели

в

процессе

эксплуатации

ухудшаются,

если

своевременно не принимать мер по содержанию и ремонту дороги.

Технико-экономические показатели дороги - это технико-экономические

показатели совместной работы автомобильного транспорта и данной дороги. К ним

относят:

среднюю

скорость

транспортного

потока,

производительность

автомобилей, расход топлива и износ шин, себестоимость перевозок, количество

дорожно-транспортных происшествий на дороге и т.д.

Технико-экономические

показатели

зависят

от

транспортно-

эксплуатационных показателей дороги и от технико-эксплуатационных показателей

работы автомобилей. Таким образом, технико-экономические показатели дороги, по

существу, характеризуют эффективность функционирования системы «дорожные

условия - транспортные потоки». Исходя из этого применение средней скорости

транспортного потока в качестве транспортно-эксплуатационного показателя дороги

можно считать условным, поскольку интенсивность и состав транспортного потока

могут оказывать на среднюю скорость большее влияние, чем собственно качества

дороги. Показатель обеспеченной скорости очищен от этого влияния. В дорожных

экономических расчетах технико-экономические показатели работы автомобильного

транспорта на данной дороге принимают за технико-экономические показатели

дороги.

Важное значение имеют показатели оснащенности дорог сооружениями

автосервиса для обслуживания проезжающих и предоставления им необходимых

удобств (наличие и степень совершенства мотелей, гостиниц, кемпингов, площадок

отдыха, пунктов питания и медицинского обслуживания, СТО, АЗС и других зданий

и сооружений для обслуживания движения).

В последнее время предложен ряд показателей для оценки эргономических

качеств дороги (психофизиологическое восприятие дороги водителем, уровень

шума и вибрации, отражающая способность покрытий, эстетичность), а также для

оценки

экологических

качеств

дороги

(уровень

загрязнения

придорожного

пространства выбросами отработанных газов, запыленность и засоление почвы и

грунтовых вод и др.).

Любая автомобильная дорога нужна не сама по себе, она нужна пользователям

дорог, потребителям дорожных услуг, к которым относятся как физические лица

(водители,

владельцы

автомобилей,

пассажиры),

так

и

юридические

лица

(автотранспортные и производственные организации и предприятия, учреждения

обслуживания, социально-культурной и других сфер). Все они в той или иной мере

оплачивают дорожные услуги, и их интересы обслуживает дорожная сеть.

Состояние дорог может оцениваться по различным показателям, различными

методами и приборами. Главное, чтобы эта оценка была направлена на учет

интересов

пользователей

дорог,

потребителей

дорожных

услуг,

чтобы

по

результатам этой оценки были назначены и реализованы мероприятия по

сохранению

и

повышению

транспортно-эксплуатационного

состояния

дорог,

позволяющие снизить транспортные расходы пользователей, сократить время на

поездки и перевозку грузов, повысить безопасность и удобство движения.



В раздел образования