Автор: Филатов Владимир Валентинович
Должность: преподаватель ,МДК
Учебное заведение: ГБПО "Московский автомобильно−дорожный колледж им. А.А.Николаева"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебный материал по МДК 01.01 "Техническая эксплуатация автомобильных дорог""
Тема: Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
Раздел: среднее профессиональное
Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных
дорог
Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
Автомобильные дороги общего пользования представляют собой комплекс
инженерных
дорожных
сооружений,
предназначенных
для
обеспечения
круглогодичного, непрерывного, комфортного, удобного и безопасного движения
автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.
Автомобильные дороги должны быть обустроены объектами сервиса и
оборудованы средствами технического регулирования и обеспечения безопасности
движения согласно требованиям действующих стандартов, норм и правил.
Дорожные сооружения, входящие в состав автомобильной дороги, - это ее
основные конструктивные элементы: земляное полотно и дорожная одежда,
искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.),
защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные
заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог
от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог
(остановочные площадки и автопавильоны для пассажиров, площадки отдыха,
специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).
Элементы дороги, ее состояние и свойства имеют большое количество параметров,
характеристик и показателей.
Параметр- это величина, характеризующая какое-либо основное свойство дороги,
процесса. Например, ширина проезжей части, радиус кривой в плане и т.д.
Характеристика- понятие, близкое к понятию параметра. Означает описание
характерных,
отличительных
качеств
предмета
или
явления.
Например,
шероховатость дорожного покрытия.
Показатель- величина или оценка, по которой можно сравнивать и судить о
количественных или качественных достоинствах предмета или явления.
Критерий- количественный или порядковый показатель, выражающий предельную
меру оцениваемого параметра или характеристики при выборе принимаемого
решения. Другими словами, это мерило оценки или суждения.
Показателями технического уровня и эксплуатационного состояния могут
быть абсолютные значения параметров и характеристик дорог или коэффициенты,
т.е. относительные величины. В абсолютной форме эти показатели хорошо
раскрывают физическую сущность оцениваемых параметров, но затрудняют
сравнительную оценку. В относительной форме сразу можно сделать вывод о
соответствии того или иного параметра установленным требованиям.
Различают
технико-эксплуатационные
качества
или
характеристики
дороги,
транспортно-эксплуатационное
состояние
и
транспортно-эксплутационные
показатели
дороги,
а
также
технико-экономические
показатели
работы
автомобильного транспорта на данной дороге.
Технические и технико-эксплуатационные качества или характеристики
автомобильной дороги (ТЭК АД и ТЭХ АД)- это характеристики надежности и
работоспособности дороги как искусственного сооружения и его технического
состояния в процессе эксплуатации. К ним относятся прочность дорожной одежды,
ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного
полотна, показатели наличия инженерного оборудования и обустройства (знаков,
ограждений, автобусных остановок, автозаправочных станций, мотелей) и т.д.
В относительной форме технические параметры и характеристики оценивают
системой относительных коэффициентов - показатели прочности, ровности,
сцепных качеств и т.д.
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД)-
это комплекс фактических параметров и характеристик технического уровня и
эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих
ее потребительские свойства.
Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги (ТЭП АД)-
это показатели свойств дороги как транспортного сооружения и ее потребительских
свойств,
то
есть
тех
свойств,
которыми
должна
обладать
дорога,
чтобы
удовлетворять запросы пользователей, потребителей дорожных услуг.
К
транспортно-эксплуатационным
показателям
относят:
обеспеченную
дорогой скорость, удобство и безопасность движения, пропускную способность и
уровень загрузки дороги движением, допустимую осевую нагрузку и общую массу
автомобилей, эргономические, эстетические и экологические свойства дороги и др.
Главным транспортно-эксплуатационным показателем является обеспеченная
дорогой
скорость
движения,
которая
может
быть
оценена
коэффициентом
обеспеченности расчетной скорости.
Эксплуатационный
коэффициент
обеспеченности
расчетной
скорости
-
отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового
автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или
взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (V
ф.mах
), к расчетной
скорости для данной категории дороги и рельефа местности (V
pacч
):
В благоприятных условиях погоды (отсутствие дождя, снегопада, метели, гололеда,
сильного ветра, пыльной бури, тумана) дорога должна обеспечивать величину К
рс.э
1.
В
неблагоприятных
погодно-климатических
условиях
допускается
снижение
обеспечиваемой скорости, но не более чем на 25 % в осенне-весеннее и зимнее
время (К
рс.э
0,75) и, как исключение, не более чем на 50 % во время сильных дождей,
туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, а также гололеда, метели и сильных
снегопадов (К
рс.э
0,75).
Коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение (V
ф.mах
) к базовой
расчетной скорости
За базовую расчетную скорость принята скорость
Тогда
В
практических
расчетах
рекомендуется
пользоваться
коэффициентом
обеспеченности расчетной скорости. Соотношение указанных коэффициентов
определяют по формулам:
Потребительские
свойства
дороги
-
совокупность
ее
транспортно-
эксплуатационных показателей, непосредственно влияющих на эффективность и
безопасность
работы
автомобильного
транспорта,
отражающих
интересы
пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским
свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность
и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением;
способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения
осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая
безопасность, эстетические и другие свойства. Транспортно-эксплуатационные
показатели дороги зависят, в первую очередь, от ее технических и технико-
эксплуатационных характеристик.
Транспортно-эксплуатационные показатели и потребительские свойства дорог
не являются стабильными. Они изменяются в годовом и более длительном периоде.
Характер
сезонного
внутригодового
изменения
зависит
в
основном
от
климатических условий. В более длительном периоде, в процессе службы дороги
эксплуатационные показатели изменяются в зависимости от состояния дороги,
прочности покрытия и слоев одежды, водно-теплового режима дороги. Все
эксплуатационные
показатели
в
процессе
эксплуатации
ухудшаются,
если
своевременно не принимать мер по содержанию и ремонту дороги.
Технико-экономические показатели дороги - это технико-экономические
показатели совместной работы автомобильного транспорта и данной дороги. К ним
относят:
среднюю
скорость
транспортного
потока,
производительность
автомобилей, расход топлива и износ шин, себестоимость перевозок, количество
дорожно-транспортных происшествий на дороге и т.д.
Технико-экономические
показатели
зависят
от
транспортно-
эксплуатационных показателей дороги и от технико-эксплуатационных показателей
работы автомобилей. Таким образом, технико-экономические показатели дороги, по
существу, характеризуют эффективность функционирования системы «дорожные
условия - транспортные потоки». Исходя из этого применение средней скорости
транспортного потока в качестве транспортно-эксплуатационного показателя дороги
можно считать условным, поскольку интенсивность и состав транспортного потока
могут оказывать на среднюю скорость большее влияние, чем собственно качества
дороги. Показатель обеспеченной скорости очищен от этого влияния. В дорожных
экономических расчетах технико-экономические показатели работы автомобильного
транспорта на данной дороге принимают за технико-экономические показатели
дороги.
Важное значение имеют показатели оснащенности дорог сооружениями
автосервиса для обслуживания проезжающих и предоставления им необходимых
удобств (наличие и степень совершенства мотелей, гостиниц, кемпингов, площадок
отдыха, пунктов питания и медицинского обслуживания, СТО, АЗС и других зданий
и сооружений для обслуживания движения).
В последнее время предложен ряд показателей для оценки эргономических
качеств дороги (психофизиологическое восприятие дороги водителем, уровень
шума и вибрации, отражающая способность покрытий, эстетичность), а также для
оценки
экологических
качеств
дороги
(уровень
загрязнения
придорожного
пространства выбросами отработанных газов, запыленность и засоление почвы и
грунтовых вод и др.).
Любая автомобильная дорога нужна не сама по себе, она нужна пользователям
дорог, потребителям дорожных услуг, к которым относятся как физические лица
(водители,
владельцы
автомобилей,
пассажиры),
так
и
юридические
лица
(автотранспортные и производственные организации и предприятия, учреждения
обслуживания, социально-культурной и других сфер). Все они в той или иной мере
оплачивают дорожные услуги, и их интересы обслуживает дорожная сеть.
Состояние дорог может оцениваться по различным показателям, различными
методами и приборами. Главное, чтобы эта оценка была направлена на учет
интересов
пользователей
дорог,
потребителей
дорожных
услуг,
чтобы
по
результатам этой оценки были назначены и реализованы мероприятия по
сохранению
и
повышению
транспортно-эксплуатационного
состояния
дорог,
позволяющие снизить транспортные расходы пользователей, сократить время на
поездки и перевозку грузов, повысить безопасность и удобство движения.