Авторы: Каргопольцева Елена Анатольевна, Зайцева Вера Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин, преподаватель спецыдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Поволжский государственный колледж
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: ПРОСТЫЕ 5 ШАГОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОЧЕГО МЕСТА
Раздел: среднее профессиональное
ПРОСТЫЕ 5 ШАГОВ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОЧЕГО МЕСТА
Авторы: преподаватели ГБПОУ ПГК
Зайцева Вера Александровна,
Каргопольцева Елена Анатольевна
Мы предлагаем вам новую методику 5S из инструментов, набирающего сейчас
все большую популярность бережливого производства.
Предлагаемая методика очень проста в использовании, но в то же время поз-
воляет добиться очень быстрых и ощутимых результатов, как например:
1. Оборудовать удобное рабочее место;
2. Организовать эффективное хранение основных документов и инструментов;
3. Значительно сократить время на поиски документов;
4. Сократить запасы материалов и канцелярских товаров;
5. Более эффективное использование рабочего времени.
Методика 5 S — это 5 несложных шагов, которые позволят правильно органи-
зовать любое рабочее место от уборщицы до генерального директора.
А также, если освоить эти шаги, то можно и дома навести идеальный порядок, что-
бы больше не тратить время на поиск документов или вещей,
предлагаем рассмотреть, как организовать рабочее место администратора гостини-
цы, основной функцией которого является прием и размещение гостей, консульта-
ция посетителей.
Шаг 1 – «Сортировка и устранение ненужного»
Мы пришли к выводу, что сначала необходимо определить основные функции
каждой зоны.
Правильное рабочее место должно быть организовано так, чтобы сотрудник,
находясь на нем, мог легко и быстро выполнять необходимые функции.
2
Затем мы стали разбираться, что помогает, а что мешает, осуществлению
функций на каждом рабочем месте. В то же время опирались на следующие момен-
ты:
1. Осмотрели: полы, проходы, поверхности рабочих столов, лестницы, углы за
столами и оборудованием, внутренние ящики, шкафы и кладовые;
2. Стали определять лишнюю мебель: стулья, столы, тележки, стеллажи,
картотеки, прочее;
3. Определили ненужное оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры,
телефоны, копиры, шредеры, калькуляторы, провода, прочее оборудование;
4. Проверили стены и стенды: что есть на стенах и помогает ли это для выпол-
нения функции, актуальна ли имеющаяся на стендах информация, на сколько часто
используется информация на стендах;
5. Определили наличие избыточных (лишних) устаревших: бумаги, папок,
журналов, прочей документации;
6. Проанализировали наличие личных вещей: сумки, фотографии, продукты,
косметика, одежда, обувь, документы, иное.
На все, что не подходило к нашим функциям, повесили красные ярлыки и со-
брали их отдельно. После этого разделения, мы «почистили» рабочую зону. Многое
сдали в отдел АХС.
3
Мы провели работу по схеме:
Категория
Возможность действия
Устаревшее
-продать
-хранить до списания
-уничтожить
Неисправное
-возвратить поставщику
-уничтожить
Мусор/отходы
-сдать на переработку
-уничтожить
Ненужные в этой зоне
-переместить в надлежащее место
Используемые один раз в день
-носить с собой
-хранить на месте использования
Используемые один раз в неделю
-хранить поблизости от места исполь-
зования
Используемые реже, чем раз в месяц
-хранить там, где к предмету есть до-
ступ и где его легко найти
Редко используемые, которые следу-
ет оставить
-хранить подальше, обеспечить визу-
альный контроль и возможность ис-
пользования при необходимости
Редко используемые
-хранить подальше, обеспечить визу-
альный контроль и возможность ис-
пользования при необходимости
-отказаться от использования предме-
та, если это дешевле
Применение неизвестно
-при невозможности определить об-
ласть применения-переместить в дру-
гой отдел, совместно отнести к одной
из категории
Вывод - главным исходом первого шага является изъятие лишнего и ненужно-
го, список оборудования для одного рабочего места. Мы решили подготовитьуни-
фицированный список оборудования рабочего места, и он имеет следующий вид.
4
№ п/п
Наименование
Количество
1.Мебель
1.1
Стойка ресепшен
1
1.2
Стул
1
2. Оргтехника
2.1
Персональный компьютер(монитор- 1шт, си-
стемный блок- 1 шт,клавиатура-1 шт, мышь- 1
шт),
принтер, сканер, факс, телефон
1
3. Программное обеспечение
3.1
MS office стандартный пакет
1
3.2
1C предприятие Отель
4. Канцелярские товары
4.1
Канцелярский набор:
-ручка шариковая (синяя)2 шт.
-ручка шариковая(красная)2 шт.
-маркер (красный)1 шт.
-маркер (зеленый)1 шт.
-карандаш простой 1 шт.
-ножницы 1 шт.
-линейка 1 шт.
-ластик 1 шт.
-корректирующая жидкость 1 шт.
-скотч прозрачный, ширина 1 см. 1шт.
-листы(формат А4)1упаковка
1 шт.
Такой вид помог нам избавиться от лишнего. Мы смогли посчитать стоимость
оборудования и содержание одного рабочего места в год и месяц. После принятия
списка оборудования, сделали таблички на каждый предмет для инвентаризации.
Наименование
№ каб.
Раб.Место
Инвентаризационный
номер
Стол
26
1
234765
Наши столы стали чистыми, на них теперь находились только компьютер, кла-
виатура, мышь, набор канцелярских товаров, телефон. Теперь приступаем к шагу 2.
5
Шаг 2 — «Рациональное распределение»
Для работы нам необходим план расположения ресепшена, с маркировкой
всей мебели и оргтехники. Мы решили, что будем отмечать на этом плане передви-
жение работника. Одновременно мы будем вести перечень действий сотрудника.
Нашей главной задачей было: устранить не нужные действия и уменьшить время
выполнения определенных действий. Для ускорения определенных действий нужно:
установить специальные программы для работы с клиентами; создать сайт гостини-
цы, что бы бронирование происходило онлайн; работать с электронной почтой, что
бы администратор всегда был в сети. Анализируя это, решили закупить более мощ-
ные компьютеры, а устаревшие списать.
Мы исключили бумажные записки и списки сотрудников в бумажном виде, а
сделали все в электронном виде.
Для оборудования рабочего места администратора будет достаточно: компью-
тер, принтер, сканер, телефон, факс, канцелярские принадлежности.
Этот перечень мы согласовали с руководителями отдела закупок и бухгалте-
рии, после чего были сформированы заявки на покупку.
Для хранения документов и бумаг, появилась иконка библиотека и т.п., икон-
ки были простыми, понятными, цветными, это система визуализации.
Шаг 3 «Сияние»
После выполненного шага 2 нам стало понятно, где располагается необходи-
мая оргтехника, канцтовары и бумага, поэтому мы легко смогли найти необходимые
места и промаркировать их. В качестве маркировки мы использовали следующие та-
блички:
Каб.
№
Шкаф
Полка
Ячейка
Фото
Наименование
10
5
1
1
Бумага форма-
та А4
6
Исходя из предыдущего опыта, мы выявили необходимое количество бумаги и
канцелярских товаров и назначили ответственных за заказ необходимых товаров.
Составили график уборки с основными элементами контроля, как например,
протереть все рабочие поверхности и оргтехнику влажной тряпкой; полить цветы;
проверить наличие канцтоваров на рабочей зоне; проверить информацию, которая
размещена для гостей отеля.
Шаг 4 «Стандартизация»
После проведенных работ мы смоглиформализовать рабочие места персонала
и такие же проекты были запущены в других подразделениях отеля. В течение неко-
торого времени мы получили описания всех рабочих мест, которые смогут поддер-
живать достигнутые результаты и усовершенствовать их. Благодаря разработанным
документам картирования, плана рабочего места, графика уборки, принципов сорти-
ровки нам стало легко и быстро наводить и поддерживать порядок на рабочих ме-
стах, что это отметили наши клиенты.
Шаг 5 «Поддержание достигнутого и совершенствование»
Для того, чтобы методика 5S правильно работала, в нашей гостинице не доста-
точно будет просто сделать проект по рационализации рабочих мест, необходимо
также провести обучение всех сотрудников данной методике. При формировании
плана обучения мы учли уровень сотрудников и выполняемые ими функции, дабы
сделать обучение максимально понятным и максимально обеспечить возможность
применения полученных знаний на практике. В нашей гостинице мы провели курс
обучения по методике 5S: для администраторов, горничных, старших горничных,
старших администраторов. Программы обучения данных сотрудников отличались
по объему информации, уровню практической вовлеченности и времени на обуче-
ние.
Вывод - весь персонал отметил, что работа стала выполняться быстрее и рабо-
чие места стали выглядеть более профессионально и эстетично.