Автор: Горлова Галина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Суздальский индустриально-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в формировании личности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
Роль педагога в формировании личности обучающихся
Роль педагога в формировании личности обучающихся очень велика. От того,
как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая своих учеников, зависит
какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных
способностей.
Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования
творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно
адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в
сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим
идеалам и национальным идеалам.
Через мастерство педагога лежит путь к ученику. То очевидное, но мало
принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя
требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые
подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического
воздействия,
желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать
психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы
помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного
развития.
В
наше
время
усиливается
поток
различного
рода
информации,
обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии
правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в
суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал
авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на
авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях,
вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к
обсуждению
проблем.
Современного
ученика
надо,
прежде
всего,
удивить,
заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны
быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна
из форм обучения и педагогического общения на уроке.
Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная.
Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача
необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и
обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями,
переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к
знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика,
ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и
симпатию. Любой обучающийся воспринимает учителя в первую очередь как
личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности
воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то
персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и
значимость.
Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое
постоянно «смотрится» студент. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение,
его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников.
Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его
поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не
находится ни один человек в мире.
В своей работе педагог должен сочетать классические и нестандартные уроки.
Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению
предмета.
Развитию
познавательного
интереса,
как
известно,
способствует
разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы
технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест
учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.
Даже если обучающийся учится плохо, он не должен терять веру в свои
способности. И тут главная гуманная миссия преподавателя – это добиться, чтобы
самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо
и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя
путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на
этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт
педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в
хороших учеников.
Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета,
его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию обучающимся
интереса на уроках и внеклассных занятиях.
Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и
тщательной подготовки учителя. Каждый педагог, организуя систематическую
классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно –
полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в
творческую
деятельность
большого
числа
учащихся.
Желательно
строить
взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы
учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.
Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и
роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и
направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.
Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях,
умениях и навыках. Ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не
понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку,
но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не
повторилась. Умения же вырабатываются практикой.
Профессия педагога должна быть замечательной, благородной и благодарной.
Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя
к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.
Грустно сознавать, что в последние годы роль личности преподавателя в
образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием
технических
средств
многие
учебные
заведения
активно
внедряют
формы
дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию
получает
при
помощи
компьютера,
а
преподавателю
отводится
лишь
роль
координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо
сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня,
ни в будущем, не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь
упростить и разнообразить учебный процесс.