Напоминание

Роль педагога в формировании личности обучающихся


Автор: Горлова Галина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Суздальский индустриально-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в формировании личности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль педагога в формировании личности обучающихся

Роль педагога в формировании личности обучающихся очень велика. От того,

как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая своих учеников, зависит

какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие

каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных

способностей.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования

творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно

адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в

сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим

идеалам и национальным идеалам.

Через мастерство педагога лежит путь к ученику. То очевидное, но мало

принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя

требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые

подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического

воздействия,

желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать

психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы

помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного

развития.

В

наше

время

усиливается

поток

различного

рода

информации,

обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии

правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в

суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал

авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на

авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях,

вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к

обсуждению

проблем.

Современного

ученика

надо,

прежде

всего,

удивить,

заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны

быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна

из форм обучения и педагогического общения на уроке.

Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная.

Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача

необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и

обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями,

переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к

знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика,

ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и

симпатию. Любой обучающийся воспринимает учителя в первую очередь как

личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности

воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то

персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и

значимость.

Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое

постоянно «смотрится» студент. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение,

его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников.

Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его

поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не

находится ни один человек в мире.

В своей работе педагог должен сочетать классические и нестандартные уроки.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению

предмета.

Развитию

познавательного

интереса,

как

известно,

способствует

разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы

технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест

учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если обучающийся учится плохо, он не должен терять веру в свои

способности. И тут главная гуманная миссия преподавателя – это добиться, чтобы

самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо

и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя

путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на

этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт

педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в

хороших учеников.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета,

его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию обучающимся

интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и

тщательной подготовки учителя. Каждый педагог, организуя систематическую

классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно –

полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в

творческую

деятельность

большого

числа

учащихся.

Желательно

строить

взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы

учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и

роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и

направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях,

умениях и навыках. Ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не

понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку,

но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не

повторилась. Умения же вырабатываются практикой.

Профессия педагога должна быть замечательной, благородной и благодарной.

Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя

к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Грустно сознавать, что в последние годы роль личности преподавателя в

образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием

технических

средств

многие

учебные

заведения

активно

внедряют

формы

дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию

получает

при

помощи

компьютера,

а

преподавателю

отводится

лишь

роль

координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо

сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня,

ни в будущем, не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь

упростить и разнообразить учебный процесс.



В раздел образования