Напоминание

Размышление педагога о развитие научно-технического творчества студентов ОГБПОУ «КТЭК»


Автор: Фастунов Дмитрий Михайлович
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж»
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Размышление педагога о развитие у студента мотивации принимать участие в выставках и конкурсах
Тема: Размышление педагога о развитие научно-технического творчества студентов ОГБПОУ «КТЭК»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

О РАЗВИТИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

СТУДЕНТОВ ОГБПОУ «КОСТРОМСКОЙ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Фастунов Д.М. – преподаватель, ОГБПОУ «Костромской торгово-

экономический колледж», г.Кострома.

Ускоренные

темпы

современного

развития

научно-технического

прогресса

оказывают

значительное

влияние

на

содержание

профессиональной

деятельности,

требуют

усиления

технологической

подготовки

специалиста.

На

рынке

труда

возникла

потребность

в

специалистах, имеющих не просто достаточный запас профессиональных

знаний и умений, но и

обладающих творческой индивидуальностью и

готовых

успешно

реализовать

свой

творческий

потенциал

в

профессиональной деятельности.

В силу указанных причин возникает необходимость поиска новых

средств

активизации

творческого

мышления

студентов

-

будущих

специалистов в сфере принятия технических решений.

В традиционном понимании творчество - особый вид деятельности, в

ходе

которого

человек

отступает

от

общепринятых

шаблонов,

экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки,

искусства, производства, техники и т. д.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой

становится создание различных технических объектов (моделей, приборов,

всевозможных механизмов).

Существует несколько видов профессионального научно-технического

творчества. Перечислим их:

1.

Изобретательство,

при котором открывается оригинальный

способ решения проблемы.

2.

Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый

механизм.

3.

Конструирование, или создание устройства в соответствии с

выданным техническим заданием.

4.

Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными

функциональными, а также эстетическими характеристиками.

Для студентов колледжа укрупненной группы специальностей 15.00.00

Машиностроение

наиболее реалистичными являются, на мой взгляд,

являются

второе

и

третье

направления

творческой

деятельности

обучающихся.

Как преподаватель дисциплин профессионального цикла, замечаю, что

мотивация обучающихся заниматься научно-техническим направлением

образовательной деятельности, является явно недостаточной на всех курсах

обучения.

Определенным инструментом решения проблемы может стать работа

преподавателя

по

организации

внеаудиторной

научно-технической

деятельности студентов колледжа.

Мой личностный опыт преподавателя показывает, что одним из

направлений повышения творческой активности студентов

технических

специальностей является их участие в региональной выставке-конкурсе

научно-технических

работ

обучающихся

«Инновационный

потенциал

молодёжи Костромской области».

За время участия в данном конкурсе была проведена работа по

разработке

актуальных

экспонатов

выставки.

Проанализировав

свои

достижения и взвесив свои возможности, пришел к выводу, что наиболее

перспективным

может

стать

конкурсное

участие

по

направлению

«Информационные технологии общества», в том числе, «Использование

компьютерных

и

прикладных

программ

для

создания

электронных

продуктов».

Ранее

предпринимались

попытки

создания

макетов-стендов,

действующих моделей холодильного

и климатического оборудования,

которые выполнялись силами студентов.

Однако, для такой работы всегда были необходимы достаточно

существенные материальные ресурсы (материалы, инструменты и т.д.) и

требовались большие трудовые затраты для выполнения подобных работ.

Нами была замечена новая тенденция: лучший результат получали

экспонаты

с

большим

интеллектуальным

потенциалом,

как

правило,

связанным с программированием технологических процессов.

Поэтому в последние годы акцент был сделан на поиск студентов,

имеющих некий опыт в работе с процессами программирования и работой с

компьютером.

Сегодня производители все больше выпускают оборудования с

элементами

системы

мониторинга

и

коммуникации.

Управление

технологическим процессом в оборудовании передается программному

комплексу.

На

рынке

труда

становятся

крайне

востребованными

специалисты в области IT технологий. Данная тенденция не обошла своим

вниманием и климатическое и холодильное оборудование. Отсюда, все

более значимыми становятся знания по автоматизации холодильного

оборудования.

Важным фактором в работе со студентом имеет личная мотивация и

желание осваивать им новые знания и умения, удовлетворение потребностей

личностного роста и здоровых амбиций будущего специалиста.

Верное

профессиональное самоопределение выпускника школы и

развитие

его

потенциала

в

колледже

определенный,

почти

гарантированный

результат

и

творческой

самореализации

студента

профессиональной образовательной организации СПО. Для педагога важно

заметить, сопровождать, мотивировать и поддерживать.

На таких студентов и была сделана ставка. Мои коллеги по

образовательной программе предложили обратить внимание на студентов,

имеющие знания именно в этом направлении. Одним из них был Левченко

Андрей. Еще в школе им был разработан робот, который умел опознавать

предметы и распознавать препятствия, объезжая их. Отец Андрея, инженер

по образованию, всемерно помогал сыну. Интересно, но профильному

профессиональному модулю данный студент не проявлял «особенных»

результатов.

Поэтому мною было принято решение предложить ему проект,

который

бы

был

ему

интересен

и

помог

освоить

изучаемый

профессиональный модуль. Предложение было принято и студент выполнил

Программный комплекс по наглядному обучению обслуживанию и ремонту

холодильного оборудования «Crio Machine».

На

ХХIV

Московском

Салоне

изобретений

и

инновационный

технологий «Архимед-2021» решением международного жюри конкурсант

был награжден золотой медалью. Победа стала стимулом для дальнейшей

работы и на региональной выставке-конкурсе «Инновационный потенциал

молодежи

Костромской

области».

В

частности,

появился

новый

доработанный программный комплекс «Crio Machine-21», который успешно

был представлен жюри выставки-конкурса.

Итак, таланты необходимо искать и развивать, начиная с начала

обучения в колледже, лучше – со школьной скамьи.

Полагаю, что удачным решением проблемы развития технической

подготовки кадров, могло бы стать производственное наставничество

будущих выпускников в период производственной практики на реальном

предприятии. Причем, наставниками должны становиться лучшие кадровые

специалисты, желательно с рационализаторским и изобретательским опытом.

Сегодня открытия делаются, как правило, не в узкой области науки и

практики, а в сфере междисциплинарного взаимодействия. Отсюда, самые

перспективные

проекты

должны

рождаться

усилиями

специалистов

смежных областей. Студентов также необходимо нацеливать на

поиск

решений в межпредметной сфере. Должно приветствоваться объединение

возможностей студентов технических специальностей с другими, например,

промышленной экологии и безопасности, сервиса и туризма и т.д. Как

результат

могут

появиться

командные

инновационные

практикориентированние проекты, востребованные реальными

сферами

производствам и услуг.

Реализация

наших

предложений

с

учетом

межпредметной

координации,

может

способствовать

созданию

общего

комплекса

обеспечения

внеаудиторной

деятельности

студентов

всех

курсов,

использование

которого

облегчит

процесс

понимания

студентами

определенных, достаточно сложных, предметных компонентов содержания

(объектов изучения), а также повысит уровень их профессиональных и

личностных компетенций.



В раздел образования