Автор: Андреева Розалия Азимовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ КК НКСЭ
Населённый пункт: г.Новороссиск
Наименование материала: методическая разработка урока по истории
Тема: Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка урока по учебному
предмету История
курс 1
Тема урока: « Развитие капиталистических отношений и социальной
структуры индустриального общества в XIX в.»
Методическая разработка урока по учебному предмету История
с применением инновационных технологий обучения.
Тема учебного занятия: «Развитие капиталистических отношений и
социальной структуры индустриального общества»
Образовательные цели: обобщить знания о сословиях, освоить
систематизированные знания о территории и населении империи в первой
половине XIX в, ее социальной структуре .
Развивающие цели: формировать способность рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять
различные версии и оценки, определять собственное отношение к
социальной структуре России в первой половине XIX в.
Воспитательные цели: развитие мировоззренческих убеждений
обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
традиций, нравственных, законодательных и социальных установок в
отношении сословий и классов российского общества в первой половине XIX
в, развивать умение участников работать в команде и эффективно общаться с
однокурсниками
Вид занятия урок -диалог
Методы обучения: словесный – беседа, устный инструктаж; наглядный –
показ приемов работы; частично -поисковый практический – решение
учебной задачи, метод упражнения.
Материально-техническое оснащение урока:
- для преподавателя: персональный компьютер, план-конспект урока, - для
обучающихся:
В.В.
Артемов,
Ю.Н.
Лубченков.
История
(для
всех
специальностей СПО) – М., 2018
-учебные тексты.
-задания- «эссе».
-упражнение-«шесть шляп».
Межпредметные связи: обществознание, литература, право.
Ожидаемые результаты:
В результате обучающиеся должны знать: информацию о территории,
населении и социальной структуре империи в первой половине XIX в.
В результате обучающиеся должны уметь: искать и систематизировать
информацию по тексту учебника; анализировать особенности социальной
структуры общества в первой половине XIX в., характеризовать их и
определять собственное отношение.
Литература:
1.В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История (для всех специальностей
СПО) – М., 2018
2. Шевченко, Н.И. История для профессий и специальностей
технического,
естественно-научного, социально-экономического
профилей. Методические рекомендации : Метод. пособие. - М. : Академия,
2017. - 272 с. - (Начальное и среднее профессиональное образование)
Ход занятия. Структура занятия.
«Развитие капиталистических отношений и социальной структуры
индустриального общества.»
.
1Оргмомент.-1 мин. Вызов – 9 мин
1 Организационная стадия.
1. Организационный момент – 1 мин
1.1. Приветствие. Добрый день.
1.2. Отметить отсутствующих на уроке ..
Обучающиеся здороваются.
Староста сообщает о присутствующих и отсутствующих
Стадия вызова
2. Вызов Целеполагание и мотивация – 3 мин
2.1. Сообщить тему урока. Сегодня мы начинаем раздел «Становление
индустриальной цивилизациив».Тема урока" Развитие капиталистических
отношений и социальной структуры индустриального общества"
2.2. Разъяснить цели, задачи и практическую значимост урока Но прежде чем
приступить к нашей теме скажите, как вы думаете, каковы цели нашего
сегодняшнего занятия?
Преподаватель слушает варианты ответа обучающихся, обобщает их.
Итак, целью нашего урока является знакомство с социальной структурой
российского общества в первой половине XIX в. В конце нашей работы у вас
сложится определенная точка зрения на ее количественную и качественную
характеристику. Предполагаемые результаты урока у нас выписаны на доске
и в конце урока мы к ним еще вернемся
Обучающиеся внимательно слушают, осмысливают, дают свои варианты
формулировки целей, задач, практической значимости темы:
Предполаемое целеполагание обучающихся:Например:
Начать изучать историю России в XIX в.
Изучить общество и сословия на примере России
Узнать, как жили люди в эпоху становления индустриального общества
2 Вызов Актуализация знаний и их обобщение – 6 мин
Давайте вспомним теоретический материал, изученный вами ранее.
Преподаватель зачитывает по очереди вопросы, слушает варианты ответа
студентов
Вопросы для «Мозгового штурма»:
Что такое сословия?
Какие сословия существовали в России к началу XIX в.?
Какие права того или иного сословия вам известны?
Какие обязанности того или иного сословия вам известны?
Установите соответствие между датами и событиями
А. 1722 г. 1. Манифест о вольности дворянства
Б. 1785 г. 2. издание Табели о рангах
В. 1762 г. 3. издание жалованных грамот дворянству и городам
Какое значение имели эти документы для истории России? Какие изменения
произошли в положении сословий? Преподаватель слушает ответы
учащихся, подводит учащихся к систематизации и обобщению материала.
Обучающиеся внимательно слушают, осмысливают, дают варианты ответов:
Сословия – группы людей, имеющих разные права и обязанности.
Были дворяне, крестьяне, священнослужители.
Дворяне несли воинскую службу. Крестьяне работали физически.
Священнослужители молились богу. Это были их обязанности и права
одновременно.
1722 – 2, 1785 – 3, 1762 – 1.
Данные документы имели важное значение для положения дворян и горожан,
т.к. внесли большие изменения в их права и обязанности.
2 Стадия осмысления – 15 мин
2Стадия
осмысления.
1. Получение и осмысление новой информации – 15 мин
Сегодня будем изучать новую информацию, используя разные приемы
работы. Преподаватель проводит инструктаж по организации работы для
получения и осмысления новой информации.
Прием «Пометки на полях или инсерт.»
Задание: открыть § 55 и проработать подтему «Страна и народы». Ход
работы: I этап: прочитать текст, помечая соответствующим значком на полях
отдельные абзацы и предложения: V «галочкой» помечается то, что уже
известно; - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является интересным и неожиданным; ?
«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание
узнать больше. II этап: систематизировать информацию, расположив ее в
своей тетради в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V
+ - ? III этап: обсудить графы таблицы.
Обучающиеся в своих тетрадях выполняют I и II этапы по по
подтеме «Страна и народы». На III этапе коллективно разбираются итоги
работы: в графе со знаком «галочка» обучающиеся выписали национальный
состав народов России и их религии, графа со знаком «минус» у большинства
осталась пустой, графы со знаком «плюс» и «вопросительный знак»
оказались интересными для обучающихся, были проведены сравнительные
характеристики с состоянием численности и плотности населения России в
настоящее время.
Получается 75% населения были крепостными. Они были бесправны. Это
много или мало?
1.Суммирование и систематизацию новой информации, выработка
собственного отношения к изучаемому материалу – 15 мин
Преподаватель проводит инструктаж с обучающимися по организации
работы по суммированию и систематизации новой информации, выработке
собственного отношения к изучаемому материалу
Прием «Шесть шляп»
А теперь давайте мы на себя примерим вот такие цветные шляпы. Для этого
делимся на команды. Каждой команде даю свою шляпу. Задание на экране.
Время – 5 минут для размышлений.
Белая шляпа-только факты и цифры.Задание-назовите по одному факту по
каждому пунктусхемы.Желтая шляпа-достоинства и
преимущества.Задание:Назовите положительные моменты в социальной
структуре.Черная шляпа-критика и оценка,она указывает на
недостатки.Задание: Назовите отрицательные моменты.в положении
сословий.Красная шляпа-Эмоции,чувства.Какие эмоции вы испытывали при
изученииположения сословий.Зеленая шляпа-режим
творчествава,альтернативных точек зрениянестандартных решений,креатив.
Задание:Замените текстовые надписи -рисунками.Синяя шляпа-управление
процессом,смысл.Задание:изжил ли себя сословный строй в индустриальную
эпоху?
Обучающиеся делятся на группы. Получают шляпы. Отвечают на вопросы.
Белая шляпа: дворяне платили всего 10% налоговых сборов, духовенство и
купечество имели льготы в налогообложении, крестьян было 30 млн человек,
казаки должны были служить.
Желтая шляпа: государственные крестьяне жили свободнее, чем помещичьи,
крепостничество сдерживало расслоение крестьян.
Черная шляпа: отсутствие вертикальной мобильности
Красная шляпа: удивление, недовольство, бессилие
Зеленая шляпа: см. приложение 2
Синяя шляпа: сословия себя изживали, т.к. стали появляться классы
Преподаватель проводит инструктаж с по организации работы по
суммированию и систематизации новой информации, выработке
собственного отношения к изучаемому материалу.
3.2. Сообщение задания – 2 мин
Преподаватель выдает информацию о задании, проводит инструктаж по его
выполнению.
Прием «Эссе»
В своих тетрадях студенты должны написать эссе на тему «Мой взгляд на
сословия и классы России в первой половине XIX в, на социальную
структуру индустриального общества.» объемом 1-2 страницы
Обучающиеся записывают задание в тетрадь, уточняют, задают вопросы
3.3. Заключительная часть урока (подведение итогов) – 2 мин
Итак, подведем итоги. Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на
уроке? Что понравилось или не понравилось? Были ли достигнуты
поставленные цель и задачи?
Преподаватель помогает отвечать на вопросы, активизирует их.
3.4Рефлексия -1 мин.
Ваша оценка урока? Обучающиеся дают оценку урока, используя символы.
Спасибо Вам за внимание. До свидания.
Обучающиеся слушают, делятся впечатлениями: узнали о населении России
начала XIX в, его положении, понравилось работать с кластером и таблицей,
но тяжело работать по составлению стихотворений, интересно было
поработать со шляпами. Результаты урока, написанные на доске, по нашему
мнению были достигнуты.
Обучающиеся ставят оценку урока.
3.5 Сообщение домашнего задания – 2 мин
Преподаватель выдает информацию о домашнем задании, проводит
инструктаж по его выполнению.