Напоминание

Сестринский процесс при пиелонефритах, МКБ


Автор: Гасанова Аида Ахмедовна
Должность: преподаватель терапии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка МДК 02.01.01 Сестринский уход в терапии для специальности 34.02.01
Тема: Сестринский процесс при пиелонефритах, МКБ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан

«Дагестанский базовый медицинский колледж им.Р.П.Аскерханова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по теме:

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ

ПИЕЛОНЕФРИТАХ, МКБ»

Дисциплина: ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах»

Специальность: «Сестринское дело»

Автор – составитель: А.А.Гасанова

Махачкала - 2021 г.

2

Согласовано

Методист

_____________________

АННОТАЦИЯ

В МР представлены задания для различных методов оценки знаний

обучающихся

по

теме

занятия:

вопросы

для

фронтального

и

индивидуального

опроса,

тестовые

задания,

вопросы

для

терминологического

и

графического диктантов,

клинико-ситуационные

задачи, алгоритмы практических манипуляций.

МР может быть использована для проведения практических занятий

по предмету «Сестринское дело в терапии».

Автор – составитель: А.А.Гасанова

СОДЕРЖАНИЕ

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии

________________________________

Протокол №___________

_________________________ 20___г.

Председатель ЦМК

_________________________________

3

1.ХРОНОКАРТА

2.ТЕМА ЗАНЯТИЯ

3.ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

5.ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ТЕМУ

6.ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

7.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

4

практического занятия

ТЕМА: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ОСТРЫХ И

ХРОНИЧЕСКИХ ПИЕЛОНЕФРИТАХ, МКБ.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Практическое занятие.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.УЧЕБНАЯ: усвоить понятия «острый пиелонефрит», «хронический

пиелонефрит», «МКБ», изучить принципы сестринского обследования и

ухода при острых и хронических пиелонефритах, МКБ, особенности

осуществления этапов сестринского процесса при острых и хронических

пиелонефритах, МКБ.

После изучения темы обучающийся должен знать:

определение понятия «пиелонефрит», «МКБ».

предрасполагающие факторы и причины

симптомы и синдромы

возможные проблемы пациента

принципы диагностики, лечения и ухода за больным.

После изучения темы обучающийся должен уметь:

осуществлять сестринский процесс у пациентов с острым и

хроническим пиелонефритом, МКБ;

выполнять следующие процедуры и манипуляции: определение

суточного диуреза, водного баланса, общего анализа мочи, мочи по

Нечипоренко, мочи по Зимницкому, подготовка пациента к

5

рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей,

УЗИ почек и мочевыводящих путей;

соблюдать инфекционную безопасность.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: усвоить значение своевременного и правильного

проведения

обследования

и

лечения

больного,

соблюдения

деонтологических принципов по отношению к больному; формирование у

обучающихся

чувства

ответственности,

внимательного

отношения

к

больному.

3.МЕТОДИЧЕСКАЯ: определить степень усвоения материала, данного на

предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,

применять полученные знания на практике.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Практическое занятие – учебный кабинет клинической практики.

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Практическое занятие – 6 часов (270 мин).

6

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.

Стенды

2.

Таблицы

3.

Схемы

4.

Плакаты

5.

Истории болезни

6.

Сестринские истории болезни стационарного больного

7.

Температурный лист

8.

Ситуационные задачи

9.

Учебное пособие «Основы сестринского дела»

10.Учебное пособие «Основы сестринского дела в терапии»

11.Алгоритмы манипуляций

12.Конспект лекции.

13.ТСО (компьютер, мультимедийный видеопроектор и др.).

14.Индивидуальные наборы тестовых заданий.

15.Слайд-презентация

на

тему:

«Сестринский

процесс

при

пиелонефритах, МКБ»;

16.Учебный видеофильм на тему: «МКБ».

7

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

6 ЧАСОВ – 270 МИН.

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть

3 мин

2

Фронтальный опрос

10 мин

3

Индивидуальный опрос

60 мин

4

Тестовый контроль

10 мин

5

Терминологический диктант (глоссарий)

15 мин

6

Графический диктант

10 мин

7

Решение ситуационных задач

15 мин

8

Просмотр учебного видеофильма

15 мин

9

Отработка практических навыков

40 мин

10

Самостоятельная работа в отделении

60 мин

11

Обобщение, заполнение манипуляционных

тетрадей

20 мин

12

Оценка знаний и умений

10 мин

13

Задание на дом

2 мин

8

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

Проверяется

готовность

аудитории

и

обучающихся

к

занятию,

соответствие

внешнего

вида

требованиям,

наличие

дневников

и

манипуляционных тетрадей, затем проводится перекличка обучающихся для

выявления отсутствующих.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.

1.

Дать определение понятия «пиелонефрит».

2.

Этиология пиелонефритов.

3.

Клиника острого пиелонефрита.

4.

Клинические проявления хронического пиелонефрита.

5.

Принципы диагностики пиелонефритов.

6.

Основные принципы лечения и ухода за больными.

7.

Дать определение понятия «МКБ».

8.

Способствующие факторы МКБ.

9.

Дать определение понятия «почечная колика».

10.Неотложная помощь при почечной колике.

9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: выявить уровень подготовленности обучающихся к домашнему

заданию.

1.

Сестринский процесс при пиелонефритах (предрасполагающие факторы,

симптомы и синдромы, возможные проблемы пациентов, принципы

диагностики, лечения и профилактики).

2.

Пиелонефриты. Определение понятия "пиелонефрит".

3.

Этиология, предрасполагающие факторы.

4.

Клинические проявления острого пиелонефрита

5.

Клинические проявления хронического пиелонефрита.

6.

Принципы диагностики и лечения, ухода, роль медсестры.

7.

Сестринское обследование пациента с пиелонефритом: сбор

информации, выявление характерных жалоб, осмотр, измерение

температуры. Анализ собранной информации и выделение проблем.

8.

Определение понятия «МКБ». Способствующие факторы развития

МКБ.

9.

Клинические проявления МКБ.

10.

Выбор модели ухода. Планирование действий медсестры: по уходу при

решении конкретных проблем; обучение пациента самоуходу, семьи -

уходу за тяжелобольным.

10

Тестовые задания

1. Пиелонефрит - это:

а) дистрофическое поражение почек

б) иммунное воспаление почек

в) воспалительное заболевание почек

г) воспаление околопочечной клетчатки

2.

Характерная проблема пациента с пиелонефритом:

а) олигурия

б) никтурия

в) дизурия

г) анурия

3.

Независимое сестринское вмешательство при дизурии:

а) приложить тепло на поясницу

б) взять мочу на анализ

в) обеспечить гигиеническое содержание пациента

г) ввести баралгин

4.

Из диеты больного пиелонефритом необходимо

исключить:

а) углеводы

б) белок

в) жиры

г) острое и соленое

11

5. Установите соответствие:

Вид анализа

Правила взятия мочи

1.

Общий анализ мочи

2.

Моча по Нечипоренко

3.

Проба по Зимницкому

A) через каждые 3 часа в течение

суток в чистые сухие банки

Б) утром после подмывания 150 мл в чистую

сухую посуду

B) после подмывания 10-15 мл мочи в

чистую сухую посуду

Эталон ответов: 1в, 2в, 3а, 4г, 5-1б, 2в, 3а.

12

Терминологический диктант (глоссарий)

Острый пиелонефрит – это

Хронический пиелонефрит – это

Дизурия – это

Полиурия – это

Пиурия – это

Протеинурия – это

Лейкоцитурия – это

Гематурия - это

13

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1.

Пиелонефрит – это воспаление почек.

2.

Полиурия – это мало мочи.

3.

Дизурия – расстройство мочеиспускания.

4.

Симптом Пастернацкого – отрицательный при остром пиелонефрите.

5.

Протеинурия – белок в моче.

6.

Пиурия – это эритроциты в моче.

нет нет нет

да

да да

14

КЛИНИКО - СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Ситуационная задача №1

Пациентка П., 24 лет.

Поступила в отделение с медицинским диагнозом: хр. пиелонефрит,

обострение. Предъявляет жалобы на тупые, постоянные, ноющие боли в

поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное болезненное

мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3часа.

Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний

период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко

одета). Отмечает аллергическую реакцию в виде сыпи на антибиотики

группы пенициллина. Работает секретарем.

Объективно: кожа бледная, веки отечны. t 37,8

0

С, АД 120/80 мм рт. ст.,

ЧСС 88 в мин., ЧДД 18 в мин.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте

план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией

каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациентке правила подготовки к экскреторной урографии.

3. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого

пузыря у женщины.

Эталон ответа

Настоящие проблемы:

-дефицит самообслуживания, связанный с болями в пояснице, головными

болями, ознобом;

-дефицит знаний о своем заболевании.

Потенциальные проблемы:

15

-риск присоединения восходящей генитальной инфекции;.

-риск развития ХПН;

-риск аллергической реакции.

Приоритетная проблема: дефицит самообслуживания.

Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с

помощью медицинской сестры.

План

Мотивация

1. Режим постельный, положение в

постели, преимущественно лежа на

спине или на правом боку, повязать

шаль (шарф) на поясницу.

Создать оптимальные условия для

работы

почек

(улучшение

микроциркуляции,

оттока),

уменьшить болевой синдром.

2.

Диета.

Стол

5.

Соль

не

ограничивать. Количество жидкости

увеличить до 2,5 – 3 литров за счет

клюквенного,

брусничного

морсов,

отваров мочегонных трав, мин. воды –

«Обуховская»,

«Славяновская».

Морковный сок – 100 мл/сут, отвар

шиповника.

Обязательно

включить

кисломолочные

продукты,

содержащие живые культуры.

Полноценное

питание,

обеспечивающее

повышение

защитных

сил

организма.

Увеличение

пассажа

мочи,

санация

мочевых

путей,

подкисление

мочи.

Восстановление

почечного

эпителия.

Борьба с дисбактериозом.

3.

Создание

условий

для

частого

опорожнения мочевого пузыря.

Создание комфортных условий.

Профилактика инфекций.

4. Регулярно проводить гигиенические

мероприятия.

Профилактика

урогенитальной

инфекции.

16

5. Осуществлять уход при ознобе:

тепло укрыть, напоить теплым чаем

(отваром шиповника), грелки к ногам.

Уменьшить спазм сосудов кожи,

увеличить теплоотдачу.

6.

Объяснить

пациентке

необходимость

соблюдения

назначенного

режима,

диеты

и

проводимого лечения.

Адаптировать

к

условиям

стационара, включить в процесс

выздоровления.

7. Контроль самочувствия, Т, АД,

ЧСС, ЧДД, диуреза, стула.

Контроль динамики состояния.

Оценка: пациентка справляется с активностью повседневной жизни с

помощью медсестры. Цель достигнута.

Обучающийся объясняет правила подготовки к экскреторной урографии,

демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у

женщин.

17

Ситуационная задача №2

На амбулаторный прием обратилась пациентка Д., 54 л., с диагнозом

мочекаменная болезнь, оксалатные камни. Жалобы на периодические

приступообразные боли в поясничной области, боли в конце мочеиспускания

после употребления в пищу квашеной капусты, клюквы, лимонов, черной

смородины. Последний раз на приеме была год назад, диету не соблюдает,

лекарств никаких не принимает.

Объективно: рост 165 см, вес 90 кг, ЧСС 80 в мин, АД 150/100 мм рт. ст.

(р.д. 140/90 мм рт. ст.), ЧДД 18 в мин.

Задания

1.Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте

план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией

каждого сестринского вмешательства.

2.Проведите беседу с пациенткой о приемах самопомощи при приступе

почечной колике.

3.Продемонстрируйте

на

муляже

технику

применения

грелки

на

поясничную область.

Эталон ответа

Настоящие проблемы:

-дискомфорт, связанный с дизурией и с болями;

-неадекватное отношение к состоянию своего здоровья;

-дефицит информации о питании.

Потенциальные проблемы:

-риск развития пиелонефрита и др. гнойных осложнений;

-риск развития почечной колики и ОПН;

18

-риск развития гидронефроза почки.

Приоритетная проблема: неадекватное отношение к состоянию своего

здоровья.

Цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости соблюдения

рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее

заболевании к концу беседы с медсестрой.

План

Мотивация

1. Режим – амбулаторный, щадящий.

Избегать подъема тяжестей, вибрации,

работы в наклон.

Предупредить возникновение

почечной колики.

2. Диета № 8.

Исключить продукты, богатые

щавелевой и аскорбиновой кислотой:

яблоки, кислую капусту, кислые ягоды

и т.д. Питьевой режим – количество

жидкости увеличить до 2 – 2,5 литра в

день, но строго следить за АД, при

повышении на 10 –15 мм рт. ст. от

рабочего – жидкость ограничивать по

диурезу.

Ограничить калорийность, снизит

массу тела.

Уменьшить кристаллурию и риск

образования оксалатных камней.

Уменьшить концентрацию мочи,

предупредить дальнейшее

образование оксалатных камней,

но не допустить развития

гипертонического криза.

3. Побеседовать с пациенткой и ее

родственниками о необходимости

соблюдения режима и диеты.

Включить в процесс лечения и

выздоровления, не допустить

развития осложнений.

4. Контроль диуреза, t, АД, ЧСС, ЧДД.

Контроль динамики состояния.

Оценка:

пациентка

демонстрирует

понимание

необходимости

соблюдения рекомендации врача, знания об особенностях режима и диеты

при ее заболевании. Цель достигнута.

19

Обучающийся проводит беседу с пациенткой о приемах самопомощи при

приступе почечной колике, демонстрирует на муляже технику применения

грелки на поясничную область.

ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Преподаватель

выбирает

из

группы

успевающего

обучающегося,

который принимает зачет у остальных по технике выполнения следующих

практических манипуляций: взятие мочи на общий анализ, мочи по

Нечипоренко,

постановка

грелки,

подготовка

пациента

к

рентгенологическому и УЗИ исследованиям почек и мочевыводящих путей.

При

этом

преподаватель

внимательно

контролирует

ответы

обучающихся, следит за соблюдением алгоритмов выполнения манипуляций.

20

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Сбор мочи на общий анализ

Показания: 1) диагностические исследования.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

1

2

1. Создать доверительные,

конфиденциальные

отношения с пациентом

преодоления препятствия в общении

Объяснить

цель

исследования

и

получить

согласие пациента

Обеспечение права пациента

на информацию

а)

в

амбулаторных

условиях:

обучить

пациента

правильно

подготовить

сосуд для сбора мочи

подготовить

сухую,

чистую стеклянную банку с

крышкой емкостью 200 мл

обучить

пациента

технике

гигиенической

процедуры

(подмывания)

утром,

накануне

исследования:

1.

приготовить

в

Обеспечение достоверности результата

исследования и осознанного участия в сборе

мочи для анализа

21

емкости

теплую

кипяченую

воду

и

мыло;

2.

подмыть

наружные

половые

органы

и

промежность, поливая

воду

в

следующей

последовательности:

область

лобка,

наружные

половые

органы, промежность,

область

заднего

прохода

в

направлении

от

уретры

к

заднему

проходу;

вытереть кожу насухо в той

же

последовательности

и

направлении

(если

у

пациентки в этот момент

менструация,

посоветуйте

ей

закрыть

область

влагалища ватно-марлевым

тампоном;

Наличие элементов крови в моче искажает

результат исследования

1

2

— оформить направление на

общий

анализ

мочи

в

клиническую

лабораторию

по форме

Обеспечивается уверенность в получении

быстрого результата

б) в условиях стационара:

— оформить направление на

общий

анализ

мочи

в

клиническую

лабораторию

по форме

— дать пациенту чистую,

сухую банку емкостью 150-

200 мл с направлением

Обеспечивается достоверность

анализа

22

— подмыть пациента утром

накануне процедуры

По алгоритму

Выполнение процедуры

В

амбулаторных

и

стационарных условиях:

1.

Обучить

пациента

технике

сбора

мочи

на

клинический анализ:

Обеспечивается достоверность результата и

осознанное участие пациента в процедуре

— утром после подмывания

выделить

первую

струю

мочи в унитаз насчет «К 2»

задержать

мочеиспускание

— открыть банку

— собрать в банку 150-200

мл

мочи

(при

необходимости

завершить

мочеиспускание в унитаз)

— закрыть банку крышкой

2.

Попросить

пациента

повторить всю полученную

от

вас

информацию

(обеспечьте пациента пись-

менной информацией, если

он

имеет

трудности

в

обучении)

3. Объяснить пациенту, где

он должен оставить емкость

с мочой и направлением и

кому сообщить об этом

Обеспечение своевременной доставки материала

в лабораторию. Хранение мочи до исследования

допускается только в холодильнике не более 1,5

часа

23

Анализ мочи по Нечипоренко

Цель:

получить достоверную информацию о количественном составе

лейкоцитов, эритроцитов и цилиндров в моче.

Оснащение:

чистая, сухая, стеклянная банка, емкостью 100-200 мл с

крышкой, направление по форме.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

1. Обучить пациента правилам подготовки посуды

для

сбора

мочи:

подготовить

сухую,

чистую,

стеклянную

баночку,

емкостью

100

-

200

мл,

вымытую с содой (без мыла).

В

условиях

стационара:

-

оформить

направление

на

исследование

по

форме;

24

- дать чистую, сухую,

стеклянную

банку,

емкостью

100

-

200

мл,

с

направлением.

2. Обучить пациента технике подмывания перед

сбором мочи.

3.

Оформить

направление

на

исследование.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Обучить пациента технике сбора мочи на

исследование:

- после подмывания:

- выделить первую струю мочи в Унитаз (или судно)

на счет «1», «2»;

- задержать мочеиспускание;

- выделить мочу в баночку в количестве не менее 10

мл;

- задержать мочеиспускание, отставить баночку;

- завершить мочеиспускание в унитаз.

Дня

исследования

собрать 2-3 мл мочи.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1. Закрыть баночку крышкой.

2. Объяснить пациенту или его родственникам, куда и

в

какое

время

отнести

баночку

с

мочой

и

направлением.

Объяснить,

где

поставить

банку

с

мочой

и

направлением.

Сбор мочи по Зимницкому

Это исследование проводят для определения концентрационной функции

почек.

Приготовьте:

- чистые сухие стеклянные емкости с маркировкой для сбора мочи (10 штук);

- направление в лабораторию.

Подготовка пациента:

- следует отменить мочегонные препараты перед началом сбора мочи;

- необходимо соблюдать определенный водный режим: употребление

жидкости — не более 1,5 л в сутки.

25

Технология.

1.

Подготовьте

8

банок

емкостью

200

мл

и

2

дополнительные.

2. На каждый флакон надо наклеить этикетку: анализ мочи по Зимницкому,

порция 1, время — 9 ч, Ф. И. О. пациента, его возраст, отделение, номер

палаты,

дата

и

подпись.

3. Проинформируйте пациента, что в день исследования нужно в 6 ч

помочиться в унитаз, затем в течение суток собрать мочу в подготовленные

емкости. С 9 ч до 12 ч — одна емкость, с 12 ч до 15 ч - другая и т. д.

Сбор проводится в течение суток.

4. Утром все порции мочи с направлениями надо до 8 ч отправить в

лабораторию.

5. Дополнительные емкости используют при большом количеств« мочи; на

этикетке указывают, что это дополнительная емкость к порции... Если в

какой-либо промежуток времени диуреза не будет, то в лабораторию

отправляют пустую емкость.

ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Преподаватель

подводит

итоги

занятия,

дает

оценку

работы

обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает

положительные и отрицательные стороны в ответах, выводит общие оценки

исходя из результатов фронтального, индивидуального опросов, тестового

контроля, терминологического диктанта, решения

ситуационных задач,

демонстрации практических навыков.

Затем каждому обучающемуся выставляется средний балл в журнал за

подготовленность

к

домашнему

заданию

и

отдельно

оценка

в

манипуляционную тетрадь за выполнение практических навыков.

26

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Тема: «Сестринский процесс при острых и хронических гломерулонефритах,

ХПН».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Сестринское дело в терапии. Программа для средних специальных

учебных заведений. – М., 2008г.

2.

А.А. Шалимов, В.Ф. Саенко /Анатомия мочевыделительной системы.

Киев: «Здоровье», 1998г.

3.

Внутренние болезни: Учебник/ Ф.И. Комаров, В.Г. Кукес, А.С.

Сметнев и др.; под редакцией Ф.И. Комарова, М.: «Медицина», 1999г.

4.

Общий уход за больными: Учебник/ С.А. Мухина, И.И. Тарновская.

Москва, «Медицина», 1989г.

27



В раздел образования