Напоминание

Использование новых образовательных технологий в СПО


Автор: Андреев Владимир Викторович
Должность: преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "АУГСГиП"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование новых образовательных технологий в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование новых образовательных технологий в СПО

В

настоящее

время

обучение

студентов

требует

постоянной

модернизации стиля и способов обучения. Это связано в первую очередь с

тем, что традиционные методы и формы обучения не соответствуют текущим

социально-экономическим условиям развития общества. Обучающиеся все

больше и больше начинают проявлять интерес и активность на занятиях, что

является фактором для повышения требований к процессу обучения.

Современный преподаватель должен соответствовать требованиям времени

и уметь профессионально организовать свою деятельность, а также вносить в

свои

занятия

способы

обучения,

направленные

на

реализацию

интерактивного принципа в обучении.

Для того чтобы дать импульс к обучению и направить обучающегося к

более творческому изучению предмета, развить познавательные навыки и

умения

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умения

ориентироваться в информационном пространстве, в обучении применяются

современные

образовательные

технологии.

Они

позволяют

улучшить

качество образования, грамотно распределив учебное время и правильно

структурировать

план

занятия;

направлены

на

индивидуализацию,

дистанционность

и

вариативность

образовательного

процесса,

академическую

мобильность

обучающихся,

повышение

мотивации

к

обучению, развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной

работы по поиску необходимой информации, расширение объема учебной

информации, повышение качества контроля знаний обучающихся.

В дисциплинах по специальности 09.02.02. «Компьютерные сети» как

нельзя лучше проявляются особенности использования информационных

технологий, которые обеспечивают межпредметные связи, соотношение

целей и содержания, прикладную направленность.

Проблемное обучение, работа студентов в малых группах, проектные

методы

обучения,

методы

интерактивного

обучения,

изучение

теоретического материала с использованием компьютерных технологий при

тестировании,

получении

заданий

на

практических

уроках,

сборе

информации при работе группами над проектами, участие в онлайн

конкурсах, викторинах и олимпиадах составляют основу преподавательской

деятельности в образовательном процессе.

Опыт

преподавания

в

системе

среднего

профессионального

образования показывает, что поступающие имеют достаточно слабую

подготовку по информатике и информационным технологиям, что связано с

рядом объективных причин: информатика как наука имеет гораздо более

высокие темпы роста по сравнению с другими отраслями человеческой

деятельности, абитуриенты изучали школьный курс информатики, используя

различное, а иногда устаревшее материально-техническое и программное

обеспечение.

Кроме того, наблюдаются некоторые специфические особенности

обучения

информатике

студентов

профессиональных

образовательных

1

организаций. Это - принципиально отличающийся начальный уровень

подготовки студентов по информатике, различные профильные направления

подготовки

студентов

в

рамках

одного

учреждения

среднего

профессионального образования. Приходится обращать внимание не только

на уровень усвоения изучаемого материала, но и на особенности его

восприятия,

организации

обучения

(лекции,

лабораторные

работы,

практические занятия), а также возрастные и психо-физиологические

особенности каждого студента. В одной группе могут оказаться студенты с

разницей в возрасте в 2-3 года.

С учетом этого иногда приходится существенно варьировать виды

деятельности и формы предоставления материала для каждого обучаемого. В

этом

помогают

современные

образовательные

технологии,

которые

взаимосвязаны,

взаимообусловлены

и

составляют

определенную

дидактическую систему.

Основные методы и приемы использования информационных

технологий на занятиях

1.

Применение

компьютерных

технологий

на

уроках

по

информационным технологиям

а) использование мультимедийных презентаций. Мультимедийная

презентация дает возможность оперативно сочетать разнообразные средства,

способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого

материала, экономит время занятия, насыщает его информацией. При

подготовке к занятиям незаменимым помощником является Windows-

приложение Power Point, входящее в комплект интегрированного пакета

Microsoft Office. С помощью программы PowerPoint создаётся презентация

для объяснения новой темы, что обеспечивает наглядность, визуальное

представление определений, предъявление подвижных зрительных образов в

качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает

эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Данная форма занятия позволяет представить учебный материал как

систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение

изучаемого материала, сокращает время обучения. Такие занятия помогают

решить следующие задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к обучению в целом и к дисциплинам:

«Технические

средства

информатизации»,

«Инженерная

компьютерная

графика», «Наладка технологического оборудования» в частности;

оказать

учебно-методическую

помощь

студентам

в

самостоятельной работе над учебным материалом;

развивать интерес к предмету.

2

Создавать презентации студенты могут индивидуально или группой.

Презентации студенты создают как в рамках проекта, так и по конкретным

заданиям, или по желанию.

Учащиеся получают опыт: отбора материала для презентации по теме

своего

проекта;

использования

информации,

содержащейся

в

мультимедийных продуктах, для решения своих задач; создания презентации

в программе MS Power Point.

б)

создание

Web-сайтов

с

использованием

языка

разметки

гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным

занятием для студентов. Для создания сайтов можно использовать цифровые

фотоаппараты, видеокамеры. Студенты с огромным интересом вовлекаются

в данный процесс. На занятиях у студентов вырабатываются устойчивые

практические навыки самостоятельной работы.

Обязательно на таких занятиях нужно говорить о защите своих и

чужих

авторских

прав.

На

сегодняшний

день

это

одно

из

самых

увлекательных

занятий

современного

студента.

Студенты

умеют

пользоваться Интернетом, но все-таки необходимо направлять их работу,

давать конкретные задания. В Академии все чаще и чаще используются

ресурсы

Интернета:

это

и

всевозможные

дистанционные

конкурсы,

конференции, олимпиады. Преподаватели, студенты чаще стали искать

всевозможные материалы для занятий и конкурсов, олимпиад.

2. Проектная деятельность

Метод проектов - это особый способ достижения дидактической цели

через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне

реальным

результатом.

Он

предполагает

определенную

совокупность

учебно-познавательных приемов, которые позволяют самостоятельно решить

обучающимся проблему с обязательной презентацией результатов.

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских,

поисковых, проблемных методов. Структура метода проектов приближена к

подлинному научному исследованию.

В нашей практике наиболее хорошо зарекомендовали себя проектные

методы обучения, которые требуют огромной подготовки, как со стороны

преподавателя, так и со стороны студентов.

Студентам дается задание,

начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи,

ищется материал. Результат – защита проектов на занятии, идет совместное

обсуждение, выставляются оценки.

В рамках проекта происходит интеграция тем «Программирование» и

«Информационные технологии» с решением реальной, значимой задачи,

которая связана с профессиональными компетенциями. Например –

в

дисциплине

«Проектирование

и

дизайн

информационных

систем».

Обучающийся, таким образом, видит, насколько упрощается процесс

расчетов

и

принятия

решения

при

использовании

информационных

технологий.

3

Кроме того, при работе над проектом, студенты развивают свои

профессиональные компетенции, так как прежде чем приступать к работе над

проектом

приложения,

необходимо

разобраться,

как

используются

алгоритмы и пишутся программы.

Студенты

самостоятельно осуществляют поиск и использование

информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной

задачи. Используются как интернет, так и печатные издания. Им приходится

заниматься исследовательской деятельностью, при которой определяющим

является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена

работа.

Они

сопоставляют

данные

первоисточников,

творчески

их

анализируют, делают на их основании выводы.

Таким образом, студенты занимаются

не только аудиторными

задачами, но и самостоятельно совершенствуют свои навыки работы с

графическим,

текстовым

редакторами,

облачными

технологиями,

осуществляют поиск, классификацию информации, учатся ориентироваться

в файловой структуре носителей.

Показателями результативности такой деятельности будут: устойчивый

интерес к чтению специальной литературы; участие в различных проектах;

увеличение

количества

творческих

работ

обучающихся;

продолжение

образования в соответствии с избранным профилем.

3. Работа в группах

Обучаемые с большим интересом работают в малых группах.

Подгруппа, под руководством преподавателя, самостоятельно организует

свою деятельность.

Во время занятий курс делится на подгруппы, каждая подгруппа

получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной

работы, студенты достигают поставленной перед ними цели, у них

развивается общий интерес – победить. Удобно использовать данную форму

работы для изучения таких тем, как «Диаграммы UML», «Тестирование

информационных систем», «Управление стоимостью проекта». Работа в

группах развивает коммуникативные компетенции у студентов, толерантное

отношение друг к другу; студенты во время выполнения работы над

проектом учатся эффективно общаться с коллегами, преподавателем.

Конечно,

групповой

работе

надо

сначала

научить.

Приходится

потратить какое-то время, но без соблюдения этого условия групповая работа

бывает неэффективна. Можно создавать группы по некоторому важному

признаку. Можно объединить обучающихся с близкими интеллектуальными

возможностями, со схожим темпом работы, а можно, напротив, создать

равные

по

силе

команды.

При

этом

нужно

руководствоваться

необходимостью решения определенных педагогических задач.

Руководителю проекта приходится брать на себя ответственность за

работу членов группы, за результат выполнения заданий. В то же время

студенты

сами

принимают

на

себя

долю

ответственности,

выбирая

руководителя.

4

4. Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать

знания студентов на разных этапах понимания и восприятия информации,

ликвидировать пробелы, развивать способности сильных студентов.

Использование различных форм занятия с использованием СОТ

позволяют развивать коммуникативные компетенции: умение работать в

группах;

находить

нужную

информацию,

обрабатывать

ее,

хранить,

передавать; формировать современный стиль мышления – операционный;

сформировать понимание о том, что компьютер является мощным и

быстродействующим

инструментом

в

руках

человека;

формировать

системно-информационную картину мира, алгоритмическое мышление;

умение использовать информационные технологии в жизни, развивать

интерес не только к предмету информатики, но и к получению знаний

вообще.

5. Игровые занятия

Использование

игровых

программ

на

занятиях

«Наладка

технологического оборудования» позволяет развивать интерес у студентов к

предмету, позволяет разобраться в сложных понятиях информационных

технологий. Игровые программы можно поделить на:

а) контролирующие - выполняют функции контрольно-оценочной

деятельности (при выставлении оценок студенты с компьютером больше

соглашаются, чем с преподавателем);

б) дидактические – сформировать познавательные и практические

умения;

в) тренажерные – развивают навыки и умения.

Например, проводятся компьютерные обучающие игры, где студентам

приходится решать поставленные перед ними задачи. Игра развивает

воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать

решения в различных ситуациях.

Применение этих методов в учебной работе ведет к повышению

грамотности

студентов

и

выпускников,

дает

возможность

развивать

индивидуальные

творческие

способности

студента,

более

осознанно

подходить к профессиональному самоопределению.

Только

в

процессе

многоплановой

работы

может

появиться

положительная мотивация обучения. Когда студенту интересно на занятии,

он сам стремится к познанию нового, и преподавателю остается только

правильно направлять и корректировать этот путь. Работа над учебным

проектом, комплексное использование остальных технологий позволяет

выстроить

бесконфликтную

педагогику,

превратить

образовательный

процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.

В. В. Андреев

5



В раздел образования