Автор: Андреев Владимир Викторович
Должность: преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "АУГСГиП"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование новых образовательных технологий в СПО
Раздел: среднее профессиональное
Использование новых образовательных технологий в СПО
В
настоящее
время
обучение
студентов
требует
постоянной
модернизации стиля и способов обучения. Это связано в первую очередь с
тем, что традиционные методы и формы обучения не соответствуют текущим
социально-экономическим условиям развития общества. Обучающиеся все
больше и больше начинают проявлять интерес и активность на занятиях, что
является фактором для повышения требований к процессу обучения.
Современный преподаватель должен соответствовать требованиям времени
и уметь профессионально организовать свою деятельность, а также вносить в
свои
занятия
способы
обучения,
направленные
на
реализацию
интерактивного принципа в обучении.
Для того чтобы дать импульс к обучению и направить обучающегося к
более творческому изучению предмета, развить познавательные навыки и
умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
умения
ориентироваться в информационном пространстве, в обучении применяются
современные
образовательные
технологии.
Они
позволяют
улучшить
качество образования, грамотно распределив учебное время и правильно
структурировать
план
занятия;
направлены
на
индивидуализацию,
дистанционность
и
вариативность
образовательного
процесса,
академическую
мобильность
обучающихся,
повышение
мотивации
к
обучению, развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной
работы по поиску необходимой информации, расширение объема учебной
информации, повышение качества контроля знаний обучающихся.
В дисциплинах по специальности 09.02.02. «Компьютерные сети» как
нельзя лучше проявляются особенности использования информационных
технологий, которые обеспечивают межпредметные связи, соотношение
целей и содержания, прикладную направленность.
Проблемное обучение, работа студентов в малых группах, проектные
методы
обучения,
методы
интерактивного
обучения,
изучение
теоретического материала с использованием компьютерных технологий при
тестировании,
получении
заданий
на
практических
уроках,
сборе
информации при работе группами над проектами, участие в онлайн
конкурсах, викторинах и олимпиадах составляют основу преподавательской
деятельности в образовательном процессе.
Опыт
преподавания
в
системе
среднего
профессионального
образования показывает, что поступающие имеют достаточно слабую
подготовку по информатике и информационным технологиям, что связано с
рядом объективных причин: информатика как наука имеет гораздо более
высокие темпы роста по сравнению с другими отраслями человеческой
деятельности, абитуриенты изучали школьный курс информатики, используя
различное, а иногда устаревшее материально-техническое и программное
обеспечение.
Кроме того, наблюдаются некоторые специфические особенности
обучения
информатике
студентов
профессиональных
образовательных
1
организаций. Это - принципиально отличающийся начальный уровень
подготовки студентов по информатике, различные профильные направления
подготовки
студентов
в
рамках
одного
учреждения
среднего
профессионального образования. Приходится обращать внимание не только
на уровень усвоения изучаемого материала, но и на особенности его
восприятия,
организации
обучения
(лекции,
лабораторные
работы,
практические занятия), а также возрастные и психо-физиологические
особенности каждого студента. В одной группе могут оказаться студенты с
разницей в возрасте в 2-3 года.
С учетом этого иногда приходится существенно варьировать виды
деятельности и формы предоставления материала для каждого обучаемого. В
этом
помогают
современные
образовательные
технологии,
которые
взаимосвязаны,
взаимообусловлены
и
составляют
определенную
дидактическую систему.
Основные методы и приемы использования информационных
технологий на занятиях
1.
Применение
компьютерных
технологий
на
уроках
по
информационным технологиям
а) использование мультимедийных презентаций. Мультимедийная
презентация дает возможность оперативно сочетать разнообразные средства,
способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого
материала, экономит время занятия, насыщает его информацией. При
подготовке к занятиям незаменимым помощником является Windows-
приложение Power Point, входящее в комплект интегрированного пакета
Microsoft Office. С помощью программы PowerPoint создаётся презентация
для объяснения новой темы, что обеспечивает наглядность, визуальное
представление определений, предъявление подвижных зрительных образов в
качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает
эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Данная форма занятия позволяет представить учебный материал как
систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение
изучаемого материала, сокращает время обучения. Такие занятия помогают
решить следующие задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к обучению в целом и к дисциплинам:
«Технические
средства
информатизации»,
«Инженерная
компьютерная
графика», «Наладка технологического оборудования» в частности;
оказать
учебно-методическую
помощь
студентам
в
самостоятельной работе над учебным материалом;
развивать интерес к предмету.
2
Создавать презентации студенты могут индивидуально или группой.
Презентации студенты создают как в рамках проекта, так и по конкретным
заданиям, или по желанию.
Учащиеся получают опыт: отбора материала для презентации по теме
своего
проекта;
использования
информации,
содержащейся
в
мультимедийных продуктах, для решения своих задач; создания презентации
в программе MS Power Point.
б)
создание
Web-сайтов
с
использованием
языка
разметки
гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным
занятием для студентов. Для создания сайтов можно использовать цифровые
фотоаппараты, видеокамеры. Студенты с огромным интересом вовлекаются
в данный процесс. На занятиях у студентов вырабатываются устойчивые
практические навыки самостоятельной работы.
Обязательно на таких занятиях нужно говорить о защите своих и
чужих
авторских
прав.
На
сегодняшний
день
это
одно
из
самых
увлекательных
занятий
современного
студента.
Студенты
умеют
пользоваться Интернетом, но все-таки необходимо направлять их работу,
давать конкретные задания. В Академии все чаще и чаще используются
ресурсы
Интернета:
это
и
всевозможные
дистанционные
конкурсы,
конференции, олимпиады. Преподаватели, студенты чаще стали искать
всевозможные материалы для занятий и конкурсов, олимпиад.
2. Проектная деятельность
Метод проектов - это особый способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне
реальным
результатом.
Он
предполагает
определенную
совокупность
учебно-познавательных приемов, которые позволяют самостоятельно решить
обучающимся проблему с обязательной презентацией результатов.
Эта технология включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов. Структура метода проектов приближена к
подлинному научному исследованию.
В нашей практике наиболее хорошо зарекомендовали себя проектные
методы обучения, которые требуют огромной подготовки, как со стороны
преподавателя, так и со стороны студентов.
Студентам дается задание,
начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи,
ищется материал. Результат – защита проектов на занятии, идет совместное
обсуждение, выставляются оценки.
В рамках проекта происходит интеграция тем «Программирование» и
«Информационные технологии» с решением реальной, значимой задачи,
которая связана с профессиональными компетенциями. Например –
в
дисциплине
«Проектирование
и
дизайн
информационных
систем».
Обучающийся, таким образом, видит, насколько упрощается процесс
расчетов
и
принятия
решения
при
использовании
информационных
технологий.
3
Кроме того, при работе над проектом, студенты развивают свои
профессиональные компетенции, так как прежде чем приступать к работе над
проектом
приложения,
необходимо
разобраться,
как
используются
алгоритмы и пишутся программы.
Студенты
самостоятельно осуществляют поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной
задачи. Используются как интернет, так и печатные издания. Им приходится
заниматься исследовательской деятельностью, при которой определяющим
является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена
работа.
Они
сопоставляют
данные
первоисточников,
творчески
их
анализируют, делают на их основании выводы.
Таким образом, студенты занимаются
не только аудиторными
задачами, но и самостоятельно совершенствуют свои навыки работы с
графическим,
текстовым
редакторами,
облачными
технологиями,
осуществляют поиск, классификацию информации, учатся ориентироваться
в файловой структуре носителей.
Показателями результативности такой деятельности будут: устойчивый
интерес к чтению специальной литературы; участие в различных проектах;
увеличение
количества
творческих
работ
обучающихся;
продолжение
образования в соответствии с избранным профилем.
3. Работа в группах
Обучаемые с большим интересом работают в малых группах.
Подгруппа, под руководством преподавателя, самостоятельно организует
свою деятельность.
Во время занятий курс делится на подгруппы, каждая подгруппа
получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной
работы, студенты достигают поставленной перед ними цели, у них
развивается общий интерес – победить. Удобно использовать данную форму
работы для изучения таких тем, как «Диаграммы UML», «Тестирование
информационных систем», «Управление стоимостью проекта». Работа в
группах развивает коммуникативные компетенции у студентов, толерантное
отношение друг к другу; студенты во время выполнения работы над
проектом учатся эффективно общаться с коллегами, преподавателем.
Конечно,
групповой
работе
надо
сначала
научить.
Приходится
потратить какое-то время, но без соблюдения этого условия групповая работа
бывает неэффективна. Можно создавать группы по некоторому важному
признаку. Можно объединить обучающихся с близкими интеллектуальными
возможностями, со схожим темпом работы, а можно, напротив, создать
равные
по
силе
команды.
При
этом
нужно
руководствоваться
необходимостью решения определенных педагогических задач.
Руководителю проекта приходится брать на себя ответственность за
работу членов группы, за результат выполнения заданий. В то же время
студенты
сами
принимают
на
себя
долю
ответственности,
выбирая
руководителя.
4
4. Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать
знания студентов на разных этапах понимания и восприятия информации,
ликвидировать пробелы, развивать способности сильных студентов.
Использование различных форм занятия с использованием СОТ
позволяют развивать коммуникативные компетенции: умение работать в
группах;
находить
нужную
информацию,
обрабатывать
ее,
хранить,
передавать; формировать современный стиль мышления – операционный;
сформировать понимание о том, что компьютер является мощным и
быстродействующим
инструментом
в
руках
человека;
формировать
системно-информационную картину мира, алгоритмическое мышление;
умение использовать информационные технологии в жизни, развивать
интерес не только к предмету информатики, но и к получению знаний
вообще.
5. Игровые занятия
Использование
игровых
программ
на
занятиях
«Наладка
технологического оборудования» позволяет развивать интерес у студентов к
предмету, позволяет разобраться в сложных понятиях информационных
технологий. Игровые программы можно поделить на:
а) контролирующие - выполняют функции контрольно-оценочной
деятельности (при выставлении оценок студенты с компьютером больше
соглашаются, чем с преподавателем);
б) дидактические – сформировать познавательные и практические
умения;
в) тренажерные – развивают навыки и умения.
Например, проводятся компьютерные обучающие игры, где студентам
приходится решать поставленные перед ними задачи. Игра развивает
воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать
решения в различных ситуациях.
Применение этих методов в учебной работе ведет к повышению
грамотности
студентов
и
выпускников,
дает
возможность
развивать
индивидуальные
творческие
способности
студента,
более
осознанно
подходить к профессиональному самоопределению.
Только
в
процессе
многоплановой
работы
может
появиться
положительная мотивация обучения. Когда студенту интересно на занятии,
он сам стремится к познанию нового, и преподавателю остается только
правильно направлять и корректировать этот путь. Работа над учебным
проектом, комплексное использование остальных технологий позволяет
выстроить
бесконфликтную
педагогику,
превратить
образовательный
процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.
В. В. Андреев
5