Напоминание

"Подготовка студентов к выполнению заданий демонстрационного экзамена в Компетенции «Преподавание в младших классах» по стандартам «WorldSkills» (организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях)"


Автор: Кокунова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский педагогический колледж"
Населённый пункт: Владимирская область, г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка студентов к выполнению заданий демонстрационного экзамена в Компетенции «Преподавание в младших классах» по стандартам «WorldSkills» (организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях)"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




С. В. Кокунова

Подготовка студентов к выполнению заданий демонстрационного

экзамена в Компетенции «Преподавание в младших классах» по

стандартам «WorldSkills» организация проектной деятельности

обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях

Развитие

инновационных

процессов

профессионального

педагогического

образования

имеет

своей

целью

совершенствование

качества

подготовки

специалистов

в

соответствии

с

современными

стандартами и передовыми технологиями.

В

настоящее

время

в

качестве

приоритетного

направления

деятельности

профессиональных

образовательных

организациях

является

необходимость

подготовки

студентов

к

выполнению

заданий

демонстрационного экзамена по стандартам «WorldSkills».

В

процессе

демонстрационного

экзамена

в

Компетенции

«Преподавание в младших классах» по стандартам «WorldSkills» студентам

необходимо выполнить задания по модулям. Один из модулей называется

«Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях

с использованием интерактивного оборудования».

Цель: продемонстрировать

умение организовать внеурочную проектную деятельность обучающихся.

Проектная деятельность в начальной школе направлена на развитие

познавательных,

творческих

способностей,

коммуникативных

умений

учащихся, их инициативности и самостоятельности. Его использование

способствует

применению

полученных

знаний,

накоплению

опыта,

получению новых знаний в процессе практической деятельности.

В современной школьной системе детям нужно не только получить

готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с

самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует

долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата,

которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного

содержания.

В

рамках

традиционной

классно-урочной

формы

обучения

сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод

проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам

достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной

основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его

личным интересам.

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их

определённой последовательности для достижения поставленной задачи —

решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в

виде некоего конечного продукта.

Преподавателю

в

рамках

проекта

отводится

роль

разработчика,

координатора,

эксперта,

консультанта.

Метод

проектов

становится

"интегрированным"

компонентом

вполне

разработанной

и

структурированной системы образования. Популярность

метода проектов

обеспечивается

возможностью

сочетания

теоретических

знаний

и

их

практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того,

метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации

педагогического

управления,

является

одним

из

эффективных

средств

построения личностно - ориентированной педагогической системы.

Проекты

различают

по

доминирующей деятельности

учащихся;

по

характеру контактов; по продолжительности; по ведущей деятельности; по

сфере применения результатов; по используемым технологиям; по способам

объединения результатов на этапе презентации; по организационным формам

проведения

работы

над

проектом;

по

видам

презентации;

по

составу

участников. (Приложение 2)

Если

ученик сумеет

справиться

с

работой над

учебным проектом,

можно

надеяться,

что

в

настоящей

взрослой

жизни

он

окажется

более

приспособленным:

сумеет

планировать

собственную

деятельность,

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях,

совместно

работать

с

различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Умение

пользоваться

методом

проектов

показатель

высокой

квалификации

преподавателя,

его

прогрессивной

методики

обучения

и

развития.

Недаром

эти

технологии

относят

к

технологиям

XXI

века,

предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно

изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для

нового проекта;

навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

заинтересованностью ученика в работе.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является

стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и

самостоятельных проектов.

Общие

рекомендации

организация

проектной

деятельности

обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях.

Специфической

особенностью

таких

занятий

является

их

направленность

на

обучение

детей

элементарным

приемам

совместной

деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные

особенности детей каждого класса. В связи с этим занятия, содержащие

проектную

деятельность

должны

составляться

с

учетом

постепенного

возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой

активности.

Большинство

видов

работы,

особенно

на

первых

порах,

представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В

дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно

проектной деятельности.

Рассмотрим

основные

особенности

занятий

с

использованием

проектной

деятельности

уроков.

Все

занятия

характеризуются

примерно

одинаковой структурой.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе

дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый

урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные

уроки).

В

ходе

этого

же

этапа

происходит

распределение

детей

на

инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть

такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На

уроках в других классах такое деление на группы является сквозным. Для

создания

оптимальных

условий

осуществления

совместной

деятельности

необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами.

Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного

подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и

«испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.

Он строится по-разному в зависимости от содержания.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом занятии

цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На

дальнейших занятиях этот план лишь корректируется при необходимости.

Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта.

Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как

разработка определенной темы, результатом которой является определенный

продукт. На первом этапе таким продуктом совместной деятельности могут

быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки

сообщений

по

теме;

иллюстрированные

альбомы;

дидактические

игры.

Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового

штурма». Это один из специфических приемов совместной деятельности,

применяемый и среди групп младшего и старшего возраста. Сам прием

несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить

работу

детей

так,

чтобы

результатом

«мозгового

штурма»

стал

выбор,

близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль

«аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных

детей.

Четвертый

этап

представляет

собой

этап

собственно

проектной

деятельности.

В

ходе

этого

этапа

осуществляется

разработка

основных

разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть

организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой

группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет

складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма

организации

удобна

на

первых

занятиях

цикла,

когда

идет

обучение

учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно

каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень

самостоятельности детей. На четвертом этапе занятия очень важно ролевое

участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой

вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла

является

единая

технология

работы

групп.

Начинают

работу

«экспериментаторы».

Они

выполняют

наблюдения,

позволяющие

«аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде, правил, схем,

рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта

осуществляют

«иллюстраторы».

За

практическое

применение,

апробирование

отдельных

частей

и

всего

проекта

в

целом

отвечают

«испытатели».

Пятый

этап

-

это

этап

практического

применения

разработанного

проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не

умаляет

значения

остальных

групп,

так

как

каждая

из

них

следит

за

«работой»

своей

части

проекта

и

при

необходимости

может

внести

коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности.

Это

в

основном

обучающий

этап,

в

ходе

которого

дети

приучаются

анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Очень важно, чтобы руководство учителя было скрытым, ненавязчивым,

вариативным

и

очень

деликатным,

обеспечивая

наибольшую

самостоятельность ученика. В ходе работы над проектом учитель является

координатором

и

консультантом,

иногда

экспертом

или

источником

информации, но его роль второго плана, а на первом плане – ученик.

Литература:

1.Бродовская

З.В.

Проектная

деятельность

учителя

начальных

классов:

проблемы и перспективы / З.В. Бродовская, М.Г. Волчек, З.И. Дмитриенко,

С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В.Погребняк, Т.В. Смолеусова //Сибирский

учитель. 2011. № 1

2.Деменева,

Н.Н.,

Колесова,

О.В.

Учебные

проекты

по

математике

и

русскому языку в начальной школе // Начальная школа. 2018. № 2.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного

образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,

2005

4.Модернизация современного образования:

теория

и

практика.

Сборник

научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук,

сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004.

5.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –

М., 2005.

7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,

2008.

8.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом

требований ФГОС : методическое пособие / под ред. Н.Н. Деменевой. М. :

АРКТИ, 2013. 152 с.



В раздел образования