Автор: Андреева Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ СКС и ПТ
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: Использование классических и обновленных методов обучения для развития познавательных учебных действий
Тема: Проектирование уроков истории при реализации положений ФГОС и ИКС
Раздел: среднее профессиональное
УЧИТЕЛЬ
ИСТОРИИ
И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ГАПОУ
СКС
И
ПТ
«
Использование классических и
обновленных методов обучения
для развития познавательных
учебных действий
»
Обобщение
педагогического
опыта
Андреева ЕкатеринаСергеевна
2017-2018 уч.год
Анализ ситуации:
В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что обще-
образовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на
развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
Суть такого обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в
самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, лю-
бил и умел учиться. Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не
только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, на-
верное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добы-
вать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем са-
мым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у
любого ребенка и их нужно выявить и развивать. Они выражаются в быстроте, глубине
и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Познавательные
возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем ис-
торических знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возраст-
ной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степе-
ни способствует развитию мышления, воображения, мотивационно - волевой и эмоци-
ональной сфер личности.
Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и
постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно ис-
пользовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использова-
ние необходимой информации средствами информационных технологий. Сегодня от
него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться всю жизнь. В
современных условиях, таким образом, серьёзное внимание уделяется формированию
навыков работы с информацией, а развитие и использование в системе образования ин-
формационных технологий становится, на наш взгляд, важнейшим механизмом социа-
лизации личности.
Использование универсальных учебных действий на уроках истории является ло-
гичным и весьма разнообразным методом работы в рамках данной концепции.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения
учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и ха-
рактером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят
отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществозна-
ние»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности фор-
мирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом,
могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшне-
го дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом
определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результата-
ми, которые формируют среду обучения.
Исходя из вышеизложенного, задача современной школы - гуманизация образова-
ния, а у предмета «история» большой потенциал для выполнения задачи.
В педагогической работе возникло противоречие: чтобы выпустить со школьной
скамьи человека, готового к успешной, качественной деятельности в реальной жизни,
способного стать качественно нужной, новой частью современного общества школе в
целом и каждому учителю в частности просто необходимо успевать идти в ногу со вре-
менем, осваивать новые технологии и методики преподавания своего предмета при
этом не забывая и не умаляя достоинств классической школы основанной К.Д.У-
шинским, А.С.Макаренко, Я.А. Каменским, В.А.Сухомлинским.
Я считаю столпами, основой всей своей работы 3 важнейшие составляющие:
1.
Знания
2.
Дисциплина
3.
Диалог
На мой взгляд, они в тесной взаимосвязи, взаимозависимости, равнозначности и по-
стоянном совершенствовании дают высокую результативность в обучении подрастаю-
щего поколения и при последовательном своем применении приводят к динамичному
повышению качества обучения. Каждый элемент этой связи сочетает в себе не только
основы классической школы, но и направлен на своевременную модернизацию и осно-
ван, прежде всего, на мобильности и гибкости современного общества.
Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слы-
шат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% -
если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо по-
строить так, чтобы использовались активные формы обучения, дети сами получали
знания.
Я считаю, что данную проблему можно решить различными способами, используя,
например,
составление и пополнение Банка исторических фактов
дидактические игры
использование ИКТ на уроке.
Исходя из вышеизложенного, считаю главной целью своей работы достижение опти-
мального баланса между современными требованиями реальной действительности,
развитием осведомленности подрастающего поколения и методическими разработками
в педагогической деятельности, как старыми так и новыми.
Логичной связкой является также и задача помогать учиться самим учащимся.
Учитель должен рассматривать себя не урокодателем, а организатором и руководи-
телем учебно-воспитательной деятельности учащихся. Такой учитель внимательно и
повседневно
изучает
учащихся,
их
возможности
и
способности,
их
интересы
и
склонности, истинные причины их затруднений и успехов. Такой учитель в случае неу-
дач не ищет их в учениках, а ищет и находит причины этих неудач в своей собственной
деятельности. Он понимает, что неудачи, а их не нужно бояться,— это его просчеты,
его неумение, его ошибки в развитии ученической самоорганизации, в том, что в свое
время он не сумел в должной степени научить учащихся рационально учиться. Отсюда
следует, в частности, что важнейшей задачей учителя является обучение учащихся
умениям и навыкам рационально учиться.
Обобщив изученный мною материал, я пришла к выводу, что путь к решению моей
проблемы в комплексном использовании описанных форм работы. Данная система ра-
боты позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность,
способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к
учению.
Планируемый результат:
1. Положительная динамика следующих составляющих:
повышение качества учебно-познавательной деятельности; (повышение сред-
него балла по предмету с 3,9-4 до 4,5-5)
сформировать внутреннюю мотивацию
удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности; (при анкети-
ровании 70-80% учащихся отметят удовлетворённость результатами своей дея-
тельности)
повышение уровня познавательного интереса (использование при подготовке
домашнего задания электронных дисков, пополнение банка исторических фак-
тов и работа с этими материалами – составление кроссвордов, викторин и т.д.)
2.
Повышение
интенсивности
урока
через
создание
системы
мотивационных
приёмов, мультимедиатеки, Интернет.
Поясню свою концепцию на некоторых примерах в своей работе.
Все мы прекрасно понимаем, что возрастная психология давно разделила учащихся
школы на несколько эмоционально-психологических групп: ученики 1 курсов более
восприимчивы к зрительным образам, яркой эмоциональной окраске учебного матери-
ала, т.к. это переходный этап из младшей школы в старшую; 2курс ориентированы
больше на личностный подход, они проецируют материал на себя, «примеряют» лич-
ностные характеристики персоналий; 3-4 курсы– этап интеллектуального взросления,
этап подготовки к выходу во взрослую жизнь, здесь акцент на успешность, престиж,
социальный статус, осмысление, поиск взаимосвязей, актуальности прошлого и логики
настоящего, перспективности будущего.
Зная психологические аспекты совсем не трудно вычленить наиболее эффективные
методы работы. Вот тут история может похвастаться многообразием методической
базы.
1 курс:
Цветописи, кроссворды, ребусы, игровые ситуации, и, конечно наглядность, нагляд-
ность и еще раз наглядность!
2 курс:
Словари, описание личностного портрета, проблемность через призму личности, по-
исковая, лабораторная деятельность и грамотное сочетание зрительных и слуховых об-
разов
3-4 курс:
Анализ, синтез, систематизация, апробация (проецирование в реальность), проект-
ная деятельность, ролевая постановка и практическое применение знаний при подго-
товке к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.
О результативности моего метода работы говорят данные качества и успевае-
мости за последние 2
года работы:
год
классы (параллель)
% успеваемости
% качества
2016
1,2 курсы
100
85
2017
1,2 курсы
100
88
2016
3-4 курсы
100
88,5
2017
3-4 курсы
100
91
Для более четкой работы с запоминанием учебного материала я использую ме-
тодику профессора центра интеллектуальных технологий Ивана Ивановича По-
лонейчика:
1.
100 за 100
2.
Система накопления
3.
Устный счет
4.
утренняя гимнастика
(если аудитории интересна данная методика, я позже могу ею поделиться)
ЛИТЕРАТУРА
1.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». –
М.: Просвещение, 2008.
2.
Мальчукова
А.Л.
«Становление
социальной
зрелости
старшеклассников.
Констатирующий эксперимент в педагогике». – СПб.: Издательство РГПУ им.
А. И. Герцена, 2000.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования
4.
«Акмеология: Учебник»/ под ред. А.А. Дергача. – М.: РАГС, 2006
5.
Г.К Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» – М.2006
6.
Т.Н. Беркалиев «Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса шко-
лы» – Спб. 2007
7.
Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» – М. 1993
8.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» – М.1998