Напоминание

Проектирование уроков истории при реализации положений ФГОС и ИКС


Автор: Андреева Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ СКС и ПТ
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: Использование классических и обновленных методов обучения для развития познавательных учебных действий
Тема: Проектирование уроков истории при реализации положений ФГОС и ИКС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УЧИТЕЛЬ

ИСТОРИИ

И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ГАПОУ

СКС

И

ПТ

«

Использование классических и

обновленных методов обучения

для развития познавательных

учебных действий

»

Обобщение

педагогического

опыта

Андреева ЕкатеринаСергеевна

2017-2018 уч.год

Анализ ситуации:

В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что обще-

образовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на

развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

Суть такого обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в

самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, лю-

бил и умел учиться. Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не

только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, на-

верное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добы-

вать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем са-

мым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у

любого ребенка и их нужно выявить и развивать. Они выражаются в быстроте, глубине

и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Познавательные

возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем ис-

торических знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возраст-

ной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степе-

ни способствует развитию мышления, воображения, мотивационно - волевой и эмоци-

ональной сфер личности.

Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и

постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно ис-

пользовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использова-

ние необходимой информации средствами информационных технологий. Сегодня от

него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться всю жизнь. В

современных условиях, таким образом, серьёзное внимание уделяется формированию

навыков работы с информацией, а развитие и использование в системе образования ин-

формационных технологий становится, на наш взгляд, важнейшим механизмом социа-

лизации личности.

Использование универсальных учебных действий на уроках истории является ло-

гичным и весьма разнообразным методом работы в рамках данной концепции.

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения

учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и ха-

рактером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят

отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществозна-

ние»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности фор-

мирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом,

могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшне-

го дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом

определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результата-

ми, которые формируют среду обучения.

Исходя из вышеизложенного, задача современной школы - гуманизация образова-

ния, а у предмета «история» большой потенциал для выполнения задачи.

В педагогической работе возникло противоречие: чтобы выпустить со школьной

скамьи человека, готового к успешной, качественной деятельности в реальной жизни,

способного стать качественно нужной, новой частью современного общества школе в

целом и каждому учителю в частности просто необходимо успевать идти в ногу со вре-

менем, осваивать новые технологии и методики преподавания своего предмета при

этом не забывая и не умаляя достоинств классической школы основанной К.Д.У-

шинским, А.С.Макаренко, Я.А. Каменским, В.А.Сухомлинским.

Я считаю столпами, основой всей своей работы 3 важнейшие составляющие:

1.

Знания

2.

Дисциплина

3.

Диалог

На мой взгляд, они в тесной взаимосвязи, взаимозависимости, равнозначности и по-

стоянном совершенствовании дают высокую результативность в обучении подрастаю-

щего поколения и при последовательном своем применении приводят к динамичному

повышению качества обучения. Каждый элемент этой связи сочетает в себе не только

основы классической школы, но и направлен на своевременную модернизацию и осно-

ван, прежде всего, на мобильности и гибкости современного общества.

Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слы-

шат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% -

если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо по-

строить так, чтобы использовались активные формы обучения, дети сами получали

знания.

Я считаю, что данную проблему можно решить различными способами, используя,

например,

составление и пополнение Банка исторических фактов

дидактические игры

использование ИКТ на уроке.

Исходя из вышеизложенного, считаю главной целью своей работы достижение опти-

мального баланса между современными требованиями реальной действительности,

развитием осведомленности подрастающего поколения и методическими разработками

в педагогической деятельности, как старыми так и новыми.

Логичной связкой является также и задача помогать учиться самим учащимся.

Учитель должен рассматривать себя не урокодателем, а организатором и руководи-

телем учебно-воспитательной деятельности учащихся. Такой учитель внимательно и

повседневно

изучает

учащихся,

их

возможности

и

способности,

их

интересы

и

склонности, истинные причины их затруднений и успехов. Такой учитель в случае неу-

дач не ищет их в учениках, а ищет и находит причины этих неудач в своей собственной

деятельности. Он понимает, что неудачи, а их не нужно бояться,— это его просчеты,

его неумение, его ошибки в развитии ученической самоорганизации, в том, что в свое

время он не сумел в должной степени научить учащихся рационально учиться. Отсюда

следует, в частности, что важнейшей задачей учителя является обучение учащихся

умениям и навыкам рационально учиться.

Обобщив изученный мною материал, я пришла к выводу, что путь к решению моей

проблемы в комплексном использовании описанных форм работы. Данная система ра-

боты позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность,

способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к

учению.

Планируемый результат:

1. Положительная динамика следующих составляющих:

повышение качества учебно-познавательной деятельности; (повышение сред-

него балла по предмету с 3,9-4 до 4,5-5)

сформировать внутреннюю мотивацию

удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности; (при анкети-

ровании 70-80% учащихся отметят удовлетворённость результатами своей дея-

тельности)

повышение уровня познавательного интереса (использование при подготовке

домашнего задания электронных дисков, пополнение банка исторических фак-

тов и работа с этими материалами – составление кроссвордов, викторин и т.д.)

2.

Повышение

интенсивности

урока

через

создание

системы

мотивационных

приёмов, мультимедиатеки, Интернет.

Поясню свою концепцию на некоторых примерах в своей работе.

Все мы прекрасно понимаем, что возрастная психология давно разделила учащихся

школы на несколько эмоционально-психологических групп: ученики 1 курсов более

восприимчивы к зрительным образам, яркой эмоциональной окраске учебного матери-

ала, т.к. это переходный этап из младшей школы в старшую; 2курс ориентированы

больше на личностный подход, они проецируют материал на себя, «примеряют» лич-

ностные характеристики персоналий; 3-4 курсы– этап интеллектуального взросления,

этап подготовки к выходу во взрослую жизнь, здесь акцент на успешность, престиж,

социальный статус, осмысление, поиск взаимосвязей, актуальности прошлого и логики

настоящего, перспективности будущего.

Зная психологические аспекты совсем не трудно вычленить наиболее эффективные

методы работы. Вот тут история может похвастаться многообразием методической

базы.

1 курс:

Цветописи, кроссворды, ребусы, игровые ситуации, и, конечно наглядность, нагляд-

ность и еще раз наглядность!

2 курс:

Словари, описание личностного портрета, проблемность через призму личности, по-

исковая, лабораторная деятельность и грамотное сочетание зрительных и слуховых об-

разов

3-4 курс:

Анализ, синтез, систематизация, апробация (проецирование в реальность), проект-

ная деятельность, ролевая постановка и практическое применение знаний при подго-

товке к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

О результативности моего метода работы говорят данные качества и успевае-

мости за последние 2

года работы:

год

классы (параллель)

% успеваемости

% качества

2016

1,2 курсы

100

85

2017

1,2 курсы

100

88

2016

3-4 курсы

100

88,5

2017

3-4 курсы

100

91

Для более четкой работы с запоминанием учебного материала я использую ме-

тодику профессора центра интеллектуальных технологий Ивана Ивановича По-

лонейчика:

1.

100 за 100

2.

Система накопления

3.

Устный счет

4.

утренняя гимнастика

(если аудитории интересна данная методика, я позже могу ею поделиться)

ЛИТЕРАТУРА

1.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». –

М.: Просвещение, 2008.

2.

Мальчукова

А.Л.

«Становление

социальной

зрелости

старшеклассников.

Констатирующий эксперимент в педагогике». – СПб.: Издательство РГПУ им.

А. И. Герцена, 2000.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования

4.

«Акмеология: Учебник»/ под ред. А.А. Дергача. – М.: РАГС, 2006

5.

Г.К Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» – М.2006

6.

Т.Н. Беркалиев «Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса шко-

лы» – Спб. 2007

7.

Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» – М. 1993

8.

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» – М.1998



В раздел образования