Автор: Голухова Антонина Николаевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Челябинский энергетический колледж им.С.М.Кирова
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение интеграла при решении прикладных задач
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова»
Методическая разработка
открытого учебного занятия
по дисциплине
«Математика»
Тема: «Применение интеграла при решении прикладных задач»
Разработала:
Голухова Антонина Николаевна,
преподаватель математики ЧЭнК
2021
Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине «Математи-
ка». Тема: «Применение интеграла при решении прикладных задач». ЧЭнК, 2020.-
32с.
Одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ от __ .__.2021
Председатель ____________________И.А.Москаленко
Голухова А.Н., преподаватель математики ГБПОУ ЧЭнК
Данная методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Применение
определенного интеграла при решении прикладных задач» в курсе дисциплины
«Математика» предназначена для проведения учебного занятия в группах первого
курса всех специальностей колледжа. Данное занятие по теме «Интеграл и его при-
ложения» является завершающим. В разработке предоставлено полное методиче-
ское обеспечение учебного занятия по указанной теме.
2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………………………………………………………………….4
2. Технологическая карта учебного занятия ………………………………..6
3. Конспект учебного занятия………………………………………………...8
5. Библиографический список… …………………………………………..13
6. Приложения
Приложение №1………………………………………………………………14
Приложения №2………………………………………………………………16
Приложение №3………………………………………………………………31
3
Введение
В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Математика» для обу-
чающихся первого курса всех специальностей тема «Применение определенного ин-
теграла при решении прикладных задач» изучается согласно КТП во втором семе-
стре. Номер занятия по КТП -81 , количество часов -2.
Вид занятия: урок.
Тип занятия: комбинированный урок, обобщения, систематизации и расширения
знаний.
Цель учебного занятия:
- совершенствование умений обучающихся в иноязычной речевой деятельности (мо-
нологической речи, чтения) в рамках темы «США».
Задачи занятия:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о представлении практи-
ческого применения интеграла в различных областях и умения составлять ма-
тематические модели реальных ситуаций.
Развивающая:
способствовать развитию логическое мышление к решению практических за-
дач;
развивать умение работать в коллективе и индивидуально.
Воспитывающая:
воспитывать потребность в практическом использовании математики;
воспитывать культуру общения и взаимопомощи;
воспитывать навыком самостоятельной учебной деятельности.
Учебное оборудование: доска, проектор, экран, компьютер, раздаточный дидакти-
ческий материал.
Формы и методы обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальная;
Формируемые ОК, З,У:
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09;
4
Уметь: вычислять определенный интеграл, применяя его основные свой-
ства и формулу Ньютона-Лейбница; находить площади криволинейных
трапеций; вычислять в простейших случаях площади и объемы с использо-
ванием определенного интеграла.
Знать: понятия неопределенного и определенного интеграла и его свойства,
формулу Ньютона-Лейбница, геометрический смысл определенного инте-
грала лексику.
Особенности группы: обучающиеся II курса, группа ЭССиС-2-20, уровень
группы – средний.
В результате учебного занятия обучающиеся смогут:
Знать:
- о широком применение определенного интеграла на практике;
- технологию применения определенного интеграла для решения прикладных задач.
Уметь:
- находить необходимую информацию и применять для решения практических за-
дач;
- организовывать работу коллектива для решения поставленной задачи
Ход учебного занятия:
1.
Организационный этап – 2 мин.
2.
Сообщение темы, целей занятия – 4 мин.
3.
Актуализация– 15 мин.
4.
Мотивация – 15-20 мин.
5.
Практическая работа в микрогруппах – 15-20 мин.
6.
Представление «продуктов» деятельности микрогрупп – 25 мин.
7.
Анализ групповой деятельности. Подведение итогов – 5 мин.
8.
Рефлексия – 3 мин.
5
Технологическая карта занятия
Ход занятия
Этап занятия
Цель этапа
Содержание
(деятельность преподавателя)
Формы организации работы
(деятельность обучающихся)
Формируемые
умения,
знания,
компетенции
1.
Организационный
этап: организация
начала занятия.
Приветствие.
Создание атмосферы
урока.
Проверка присутству-
ющих.
Приветствие. Контроль посещаемости.
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы преподава-
теля. Адаптируются к рабочему
месту.
Записывают число на доске и в
тетради.
ОК 05
2.
Сообщение темы,
целей и задачи урока
Самостоятельное фор-
мулирование темы
урока
Активизирует мыслительную деятельность
студентов
Фронтальная работа.
Активное участие в определении
темы, постановке целей и задач
урока
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
3.
Актуализация опор-
ных знаний по теме
урока.
Проверка готовности
студентов, к выполне-
нию практического за-
дания.
Постановка вопросов к студентам, коммен-
тирование ответов студентов.
Фронтальная работа
.
Осмысливают поставленные пре-
подавателем учебные цели.
Индивидуальная работа.
Индивидуальные ответы с мест,
дополнения прозвучавших отве-
тов.
У 1
З 1
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
4.
Мотивация
Выполнение практи-
ческого задания
Мотивационно-активизирующее
Осознанное желание на выполне-
ние практических заданий
У 1
З 1
ОК 04
ОК 05
5.
Практическая работа
в микрогруппах
Применение получен-
ных знаний, умений
при изучении темы
Интеграл, при выпол-
нении практического
задания
Выдача заданий и инструктирование по
его выполнению. Координация действий
студентов в процессе выполнения задания
Проверяет и корректирует в случае необ-
ходимости выполнение заданий.
Групповая работа.
Выполнение задания
У 1
З 1
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
6.
Предоставление
«продуктов» дея-
тельности микро-
групп
Закрепить получен-
ные знания
Организует представление «продуктов»
деятельности. Задает вопросы. При необ-
ходимости корректирует.
Представляют «продукт» дея-
тельности. Записывают информа-
цию в тетради. Задают вопросы.
Уточняют сведения в случае
необходимости.
У 1
З 1
ОК 04
ОК 05
7.
Анализ групповой де-
ятельности
Подведение итогов
совместной деятель-
ности
Выставление оценок
за урок.
Оценивает обсуждение работы микро-
групп.
Выставляет отметки, дает им коммента-
рий.
Индивидуальная работа.
Оценивают собственную дея-
тельность и деятельность микро-
групп.
З 1
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
8. Рефлексия учебно-
познавательной дея-
тельности
Проведение рефлек-
сии
Организует рефлексию.
Определяют степень выполнения
задач и достижения цели урока.
Проводят анализ сильных и сла-
бых сторон деятельности на уро-
ке.
7
Конспект занятия
1.Организационный этап.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Кроме здоровья я желаю вам быть активны-
ми, внимательными, наблюдательными и помните: вы – самые способные. Присажи-
вайтесь, пожалуйста. Мы начинаем наше занятие. Кто сегодня отсутствует?
2.
Сообщение темы, целей и задач урока.
Преподаватель: С каким важным понятием в математике вы работали на предыду-
щих уроках?
Студенты: Интеграл.
Преподаватель: Что вам известно об этом понятии?
Студенты:
Я знаю: что существуют определенные и неопределенные интегралы;
Я знаю формулу Ньютона – Лейбница;
Я знаю, что есть таблица основных интегралов, с помощью которой вычисля-
ются интегралы;
Я знаю, что есть свойства интегралов;
Я знаю, что есть в этой теме такое понятие как первообразная;
Я знаю, что интегралы применяются при нахождении площадей криволиней-
ной трапеции.
(Слайд № 2). Создаем кластер ответов.
Преподаватель. А, что бы вы хотели узнать, еще про интеграл?
Студенты: Я хочу узнать, где применяется интеграл в жизни?
Я хочу узнать, на каких дисциплинах мы сможем применить наши
знания об интеграле?
Преподаватель: Вопросов прозвучало много. Давайте с вами сформулируем
тему нашего урока.
Тема: «Применение определенного интеграла при решении прикладных за-
дач». (Слайд № 3 )
Открываем тетради, записываем, число и тему нашего занятия.
Исходя из темы занятия, сформулируем цель нашего занятия: Формирование
знаний о комплексном представлении практического применения интегра-
ла в различных областях и умения составлять математические модели ре-
альных ситуаций.
Чтобы ответить на поставленные вопросы. Давайте вспомним и повторим неко-
торые элементы изученного материала по теме «Интеграл».
3.
Актуализация опорных знаний.
Повторение пройденного материала. (Слайды № 4-11)
Работа устно, 6 человек работают по индивидуальным заданиям (тест из 5 вопро-
сов) ( Приложение №1)
Молодцы, теоретический багаж ваших знаний по теме «Интеграл» достаточно ве-
лик. Давайте теперь посмотрим, как вы умеете применить его на практике.
Проверить верны ли равенства.(слайд 6 ) - устно
а)
∫
0
1
x
3
dx
=
1
4
; б)
∫
0
5
x
2
dx
=
2
1
3
; в)
∫
2
4
x
2
dx
=
2 x
;
г)
∫
0
3
5 dx
=
5 x
2
2
|
3
0
=
5
2
(
3
2
−
0
2
)=
45
2
;
д)
∫
0
1
x
2
dx
=
x
3
3
|
1
0
=
1
3
(
1
−
0
)=
1
3
;
Найти с помощью интеграла площадь фигуры изображенной на рисунке.
(слайд ) – 1 студент к доске, остальные в тетрадях + чертеж.
Ответ. S= 8 кв.ед.
4.
Мотивация
Преподаватель: Уважаемые студенты, ко мне поступило письмо и обращение
от вашего коллеги студента Токарева. Он пишет:! Я – студент филиала меж-
дународного колледжа электричества с. Амперное. Преподаватель математи-
ки Евклид Интегралович заставляет нас учить определенные интегралы и даже
грозит дать по ним контрольную работу, но половина группы считает, что в
обыденной жизни можно обойтись без интегралов. Вторая половина группы
9
молчит. Помогите разобраться: нужны ли эти интегралы или нет? Если нет,
то поведение преподавателя Е.И. можно рассматривать как превышение долж-
ностных обязанностей и спланированное издевательство над бедными студен-
тами.
С уважением, Петр Токарев»
Студент Токарев тоже хочет узнать, где применяется интеграл в жизни?
На прошлом занятии мы изучили применение интеграла в математике.
- нахождение площадей плоских фигур;
Любознательным было задание. Найти в сети Интернет практические задачи, где бы
при решении применялся интеграл. Вам нужно кратко записать в рабочие тетради,
где применяются определенные интегралы.
Студенты демонстрируют домашнее задание применение определенного интегра-
ла при решении практических задач:
1. Использование определенного интеграла
в физике.
2. Использование определенного интеграла
в геометрии.
3. Использование определенного интеграла
в естествознании (химии, биологии,
экономике).
Преподаватель: подводит итог выступлений студентов с презентациями.
Физминутка.
Представьте, что вы – красивый и стройный знак интеграла. Потянитесь руками к
вашему верхнему пределу интегрирования, вдох. Плавно, через стороны, опускаем
руки вниз и тянемся к нижнему пределу интегрирования, выдох. А теперь показыва-
ем, как широко понятие интеграла, руки в стороны, вдох. Исходное положение, вы-
дох. Движения повторяем.
5.Практическая работа. (работа в микрогруппах)
Преподаватель: Настала пора применить наши практические знания и умения
при решении практических задач. Постараемся показать значимость
интегрально-
го исчисления в применении в различных областях
наук…. Прежде чем, на-
чать нашу совместную деятельность, распределимся на группы. (Распределение в
микрогруппы по 4-5 человек)
Я вам предлагаю организовать вашу работу так. Допустим, вам надо сдать за-
четную или практическую работу, которую вы пропустили по болезни. Чтобы её
успешно сдать, вам нужно знать по какой теме работа, что нужно иметь для её вы-
полнения (информация). Нужно спланировать свои действия (приготовить пасту,
взять калькулятор ...). Принять решение (консультации по вторникам и пятницам, в
пятницу у меня тренировка, пойду во вторник, IV парой...). И выполнить работу.
10
Предлагаю каждой группе проблемное задание - провести расследование по пись-
мам. В письме две задачки. 1 – обязательная, которую вы представляете, 2 - решаете
в тетрадях, если остается время.
( Раздаточный материал - инструкционные карты – Приложение 2.)
Преподаватель: Уважаемые гости! Нам важно и Ваше мнение, поэтому в конце
занятия мы предлагаем Вам проголосовать, за ту группу, которая на Ваш взгляд бо-
лее детально и квалифицированно справилась со своим заданием.(Приложение 3 –
Критерии оценивания работы микрогрупп)
6. Представление «продуктов» деятельности микрогрупп
.
Преподаватель:
Каждая группа представляет свой «продукт деятельности ми-
крогруппы».
(Один студент из микрогруппы оформляет решение своей задачи на доске. В это
время преподаватель с остальными студентами решает кроссворд или с помощью
проектора разбирают решение второй задачи из письма.(Слайд 16)
Задачи всех микрогрупп студентам необходимо записать в свои рабочие тетради.
Правильность решения сравнивается с эталоном, представленным на слайдах.)
7. Подведение итогов совместной деятельности.
Преподаватель: Уважаемые студенты, проверяем совместную деятельность вашей
микрогруппы. Проверяем полноту и правильность выполнения заданий по предло-
женному эталону решенной задачи. (Сравнение предложенного алгоритма с этало-
ном решения; выявление собственных ошибок; анализ предложенного решения.
Самоконтроль, фронтальная беседа; взаимопроверка. Корректировка).
Преподаватель: Спасибо всем! Подошло время подвести итоги. На вопрос из
первого письма мы убедительно ответили, что интеграл имеет достаточно широкое
применение и привели множество примеров. Материал будет вручен недоверчивому
студенту Пете. На остальные письма вы ответили довольно детально и аргументиро-
вано. Чья группа оказалась лучше, нам помогут выбрать гости.(Выставление оценок
за урок: - за тест (индивидуальная работа); - за домашнюю работу ( презентации о
применении интеграла в различных науках); - за работу в микрогруппах).
8 Рефлексия и подведение итогов занятия
.
Преподаватель: Давайте посмотрим, какие цели мы ставили с вами в начале за-
нятия. (Слайд 15,18 )
11
Студенты: Формирование знаний о комплексном представлении практического
применения интеграла в различных областях и умения составлять математические
модели реальных ситуаций.
Преподаватель: Уважаемые студенты! А как Вы думаете, цель занятия достигну-
та? Удалось ли вам сегодня спланировать свою работу? Научились ли вы составлять
алгоритм решения? Смогли ли вы сконцентрироваться на выполнении здания?
Научились применять определённый интеграл при решении прикладных задач? По-
лучили ли вы опыт совместной работы? Какие здесь плюсы и минусы?
Рефлексия «Светофор».
Красный цвет – Не удалось разобраться в теме.
Желтый цвет – Остались вопросы.
Зеленый цвет – Тема раскрыта. Всё понятно.
Спасибо за урок.
12
Библиографический список
1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике [Текст]: Учебное пособие
для СПО. Доп. Министерством образование РФ./ Н.В. Богомолов. – 8-е изд.,стерео-
тип. – М.: Высш.шк., 2018. – 495 с. (Среднее профессиональное образование).
2. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике [Текст]: Учебное пособие для СПО.
Доп. Министерством образования РФ./ Н.В. Богомолов. - М.: Дрофа, 2018. – 430с.
(Среднее профессиональное образование).
3. Богомолов Н.В. Математика [Текст]: Учебник для ССУЗов. – 2-е изд., стереотип.
Доп. Министерством образования РФ./ Н.В.Богомолов. – М: Дрофа, 2004 – 400с.
(Среднее профессиональное образование).
13
Приложение №1.
В каждом вопросе выберите правильный ответ и закрасьте ручкой соответствующие кружочки на
рисунке. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Первый
столбец слева соответствует первому вопросу теста и т.д. Затем соедините кружки линией.
Вариант № 1
1 Вопрос. Выберите правильное продолжение решения:
а)
б)
в)
2 Вопрос. Интегрирование – это действие обратное
а) вычитанию б) дифференцированию в) сложению
3 Вопрос. Чему равен интеграл
а) = 5cosx +c б)= 2cosx +c в) = -10cosx +c
4 Вопрос. Написать правильное продолжение формулы
а)
б)
в)
5 Вопрос. Определенный интеграл
равен: а) 8 б) 100 в) -20
Ф.И. студента______________________
14
В каждом вопросе выберите правильный ответ и закрасьте ручкой соответствующие кружочки на
рисунке. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Первый
столбец слева соответствует первому вопросу теста и т.д. Затем соедините кружки линией.
Вариант №2
1Вопрос. Выберите правильное продолжение решения:
а)
б)
в)
2 Вопрос. Правильность интегрирования можно проверить:
а) сложением б) дифференцированием в) вычитанием
3 Вопрос. Чему равен интеграл
а) = 5sinx +c б)= 2sinx +c в) = 8sinx +c
4 Вопрос. Написать правильное продолжение формулы
=
а)
б)
в) cosx + c
5 Вопрос. Oпределённый интеграл
равен: а) 1 б) 10 в) -30
Ф.И. студента______________________
15
Приложение №2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1
Тема:
Применение определенного интеграла при решении прикладных задач
Проблема (производственные задачи). Провести расследование по письму.
1.
Письмо гражданки Ксении Преображенской.
Уважаема студенты. К вам обращаются жители с.Весеннее с предложением опубли-
ковать в вашей сайте учебного заведения объявление о благотворительной акции
(объявить сбор денежных средств на приобретение материала для изготовления ко-
локола, для храма Ксении Петербуржской). Но мы не знаем, сколько потребуется
металла и во сколько обойдется его приобретение. За ранее вам благодарны.
Решить задачу №1. Вычислить объем тела образованного вращением вокруг
оси Ох, ограниченного указанными линиями у = х
2
-9 и у = 0.
Указание.
Надо границы колокола описать с помощью известных функций,
рассмотреть криволинейную трапецию и найти объём тела вращения, полученного
вращением фигуры вокруг оси ОХ!
Решить задачу №2. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в од-
ном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/
с, второе – со скоростью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они
окажутся через 5 секунд? (эту задачу оформите в своей тетради)
Ход работы:
1. Информирование.
Тема: «Применение интеграла при решении прикладных задач»
Вспомни! Чтобы вычислить определённый интеграл, нужно найти неопределённый
интеграл и подставить пределы интегрирования по формуле Ньютона-Лейбница:
∫
a
b
f
(
x
)
dx
=
F
(
x
) ¿
|
¿
a
b
=
F
(
b
)−
F
(
a
) ¿
, где F(x) – первообразная для функции f(x).
Например,
∫
1
3
(
3 x
2
−
4 x
+
1
)
dx
=
3
∫
1
3
x
2
dx
−
4
∫
1
3
xdx
+
∫
1
3
dx
=
(
3
x
3
3
−
4
x
2
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
x
3
−
2 x
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
3
3
−
2
⋅
3
2
+
3
)
− ¿−
(
1
3
−
2
⋅
1
2
+
1
)
=
(
27
−
18
+
3
)
−
(
1
−
2
+
1
)
=
12
¿ ¿
16
S
=
π
∫
а
b
y
2
dx
y=f(x) - функция, график которой есть кривая(прямая), вращающаяся вокруг оси Ох и
образующая поверхность искомого тела вращения; а и b пределы интегрирования
вычисляется по формуле
17
y=f(x)
x=a
0
x=b
x
y
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2.
Тема:
Применение определенного интеграла при решении прикладных задач
Проблема (производственная задача). Провести расследование по письму.
1.
Письмо гражданина Иванова П.П.
Уважаемые студенты, к вам обращается пенсионер Иванов Петр Петрович. Я
прошу Вас провести независимое расследование. Две недели назад на железном
переезде у меня заглохла машина. Мне навстречу двигался поезд. Прошу Вас прове-
рить результаты экспертизы и ответить на вопрос? Можно было бы избежать
столкновения с поездом. Может все-таки я не виноват в произошедшей аварии. За
ранее Вам благодарен.
П.П. Иванов.
Решить задачу №1. На железнодорожном переезде у машины заглох мотор. Я побе-
жал навстречу поезду, подавая сигналы об опасности. Можно ли избежать аварии,
если поезд находится на расстоянии 900 метров от переезда и при экстренном тор-
можении скорость грузового поезда меняется по закону
v
(
t
)=
v
0
−
0,2 t
, а скорость
пассажирского по закону
v
(
t
)=
v
0
−
0,4 t
, где v – скорость (м/с), t – время (сек)?
Скорость движения поезда до начала торможения – 72 км/ч.
Вам нужно решить только случай с грузовым поездом!!!
(Решите задачу №2. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в
одном
направлении
по
прямой.
Первое
тело
движется
со
скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/с, второе – со скоростью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии
друг от друга они окажутся через 5 секунд?
(эту задачу оформите в своей тетради)
Ход работы:
1. Информирование.
Тема: «Применение интеграла при решении прикладных задач»
Вспомни! Чтобы вычислить определённый интеграл, нужно найти неопределённый
интеграл и подставить пределы интегрирования по формуле Ньютона-Лейбница:
18
∫
a
b
f
(
x
)
dx
=
F
(
x
) ¿
|
¿
a
b
=
F
(
b
)−
F
(
a
) ¿
, где F(x) – первообразная для функции f(x).
Например,
∫
1
3
(
3 x
2
−
4 x
+
1
)
dx
=
3
∫
1
3
x
2
dx
−
4
∫
1
3
xdx
+
∫
1
3
dx
=
(
3
x
3
3
−
4
x
2
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
x
3
−
2 x
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
3
3
−
2
⋅
3
2
+
3
)
− ¿−
(
1
3
−
2
⋅
1
2
+
1
)
=
(
27
−
18
+
3
)
−
(
1
−
2
+
1
)
=
12
¿ ¿
S
=
∫
t
1
t
2
v
(
t
)
dt
Если v(t) – скорость прямолинейно движущейся точки в момент вре-
мени t, то перемещение точки за промежуток времени
от t
1
до t
2
вычисляется по формуле:
Скорость движения точки изменяется по закону
v
(
t
)=
3 t
2
+
2t
+
1
(м/с).
Найдите путь, пройденный точкой за 10 секунд от начала движения.
Решение.
По условию t
1
= 0, до t
2
= 10. По формуле находим:
S
=
∫
t
1
t
2
v
(
t
)
dt
=
∫
0
10
(
3 t
2
+
2t
+
1
)
dt
=
(
t
3
+
t
2
+
t
)
¿
|
¿
0
10
=
(
10
3
+
10
2
+
10
)
=
1110
¿
(м)
Замечание к задаче №1. Не забудьте перевести единицы измерения скорости в со-
ответствии с условием задачи:
v
0
=
72
км
ч
=
м
с
=
м
с
19
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3
Тема:
Применение определенного интеграла при решении прикладных задач
Проблема (производственные задачи). Провести расследование по письму.
1.
Письмо от Администрации Весеннего сельского совета.
Уважаемая студенты, к вам обращается Администрация сельского совета с.
Весеннее. Помогите разобраться в начислениях за оплату электроэнергии. Подроб-
ности в письме.
Решить задачу №1. Потребление электроэнергии в киловатт-часах населением
сел: Красное, Зеленое, Белое с 8 до 18 ч приближенно описывается функцией
у=10 000 - 8t + 15t
2
, где t – количество часов. Вычислить стоимость электроэнергии,
потребляемой сельским поселение, если стоимость 1 квт·ч равна 1.9 руб.
Решить задачу №2. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в од-
ном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/
с, второе – со скоростью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они
окажутся через 5 секунд? (эту задачу оформите в своей тетради)
Ход работы:
1. Информирование.
Тема: «Применение интеграла при решении прикладных задач»
Вспомни! Чтобы вычислить определённый интеграл, нужно найти неопределённый
интеграл и подставить пределы интегрирования по формуле Ньютона-Лейбница:
∫
a
b
f
(
x
)
dx
=
F
(
x
) ¿
|
¿
a
b
=
F
(
b
)−
F
(
a
) ¿
, где F(x) – первообразная для функции f(x).
Например,
∫
1
3
(
3 x
2
−
4 x
+
1
)
dx
=
3
∫
1
3
x
2
dx
−
4
∫
1
3
xdx
+
∫
1
3
dx
=
(
3
x
3
3
−
4
x
2
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
x
3
−
2 x
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
3
3
−
2
⋅
3
2
+
3
)
− ¿−
(
1
3
−
2
⋅
1
2
+
1
)
=
(
27
−
18
+
3
)
−
(
1
−
2
+
1
)
=
12
¿ ¿
Если f (х) – нагрузка на электростанцию, квт.ч где х число
часов, отчитываемое от начала суток, то расход
электроэнергии в течении времени от а до b будет:
20
y
=
∫
a
b
f
(
x
)
dx
21
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №4
Тема:
Применение определенного интеграла при решении прикладных задач
Проблема (производственная задача). Провести расследование по письму.
1.
Письмо гражданки Афанасьевой.
Уважаемая студенты, Вам пишет главный бухгалтер Т.Д.Афанасьева , которой
поручено составить смету на создание ландшафтного дизайна приколледжной тер-
ритории (если проще, то создать небольшую клумбу). Я прошу Вас провести неза-
висимое расследование, а именно помочь рассчитать затраты на озеленение участка
рядом с главным корпусом филиала.
Решить задачу №1. Перед главным корпусом филиала решено разбить клум-
бу. Но по форме клумба не должна быть круглой, квадратной или прямоугольной.
Она должна содержать в себе прямые и кривые линии. Пусть она будет плоской
фигурой, ограниченной линиями Y=4/X+2; X=4; Y=6. Необходима еще подсчитать
сколько денег можно получить за вскапывания этой клумбы, если за каждый м²
выплачивают 50 руб…?
Решить задачу №2. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в од-
ном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/
с, второе – со скоростью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они
окажутся через 5 секунд? (эту задачу оформите в своей тетради)
Ход работы:
1. Информирование.
Тема: «Применение интеграла при решении прикладных задач»
Вспомни! Чтобы вычислить определённый интеграл, нужно найти неопределённый
интеграл и подставить пределы интегрирования по формуле Ньютона-Лейбница:
∫
a
b
f
(
x
)
dx
=
F
(
x
) ¿
|
¿
a
b
=
F
(
b
)−
F
(
a
) ¿
, где F(x) – первообразная для функции f(x).
Например,
∫
1
3
(
3 x
2
−
4 x
+
1
)
dx
=
3
∫
1
3
x
2
dx
−
4
∫
1
3
xdx
+
∫
1
3
dx
=
(
3
x
3
3
−
4
x
2
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
x
3
−
2 x
2
+
x
)
¿
|
¿
1
3
=
(
3
3
−
2
⋅
3
2
+
3
)
− ¿−
(
1
3
−
2
⋅
1
2
+
1
)
=
(
27
−
18
+
3
)
−
(
1
−
2
+
1
)
=
12
¿ ¿
22
D
С
Е
x
b
B
A
a
2
0
y
x
Криволинейной трапецией называется фигура,
ограниченная графиком непрерывной и не меняющей
на отрезке [а; b] знака функции f (х), прямыми
х=а, х= b и отрезком [а; b].
Задание: вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
у
=
√
x
у
=
2
х=9
№
шага
План вычисления площади
криволинейной трапеции
Применение плана
1.
Строим заданные линии и
штриховкой отмечаем фи-
гуру,
площадь
которой
надо найти. Установим, яв-
ляется ли эта фигура кри-
волинейной трапецией
2.
Находим пределы интегри-
рования
{
у
=
√
х ;
√
х
=
2 ; х
=
4 ,
¿
¿ ¿ ¿
а
=
х
а
=
4 ; b
=
х
в
=
9
3.
Записываем формулу для
вычисления искомой фигу-
ры
S
=
S
ABCDE
−
S
ABDE
=
∫
a
b
√
x dx
−
∫
a
b
2 dx
4.
Вычисляем искомую пло-
щадь по формуле
S
=
∫
4
9
√
x dx
−
∫
4
9
2 dx
=
2 x
3
3
2
|¿
4
9
−
2 x
|
4
9
=
¿
2
3
(
27
−
8
)−
2
(
9
−
4
)=
8
3
,
S
=
8
3
(
кв . ед .
)
23
S
=
∫
a
b
f
(
x
)
dx
Эталон решения задачи ( для группы №1)
Задача.
Вычислить объем тела образованного вращением вокруг оси Ох, ограни-
ченного указанными линиями у = х
2
-9 и у = 0
Указание.
Надо границы колокола описать с помощью известных функций,
рассмотреть криволинейную трапецию и найти объём тела вращения, полученного
вращением фигуры вокруг оси ОХ!
Решение. Выполним построение. Пределы интегрирования в силу симметричности
фигуры относительно оси Оу возьмем от 0 до 3, а затем полученный результата
удвоим.
Строим схематический чертеж, заданной области.
По формуле, получаем:
V
1
=
π
∫
0
3
(
x
2
−
9
)
2
dx
=
π
∫
0
3
(
x
4
−
18 x
2
+
81
)
dx
=
¿
π
(
x
5
5
−
6 x
3
+
81 x
)
|
0
3
=
129 ,6 π
V
=
2V
1
=
2
⋅
129 ,6 π
=
259 ,2 π
(
куб . ед .
)
Ответ:
V
=
259,2π
(
куб . ед
)
.
Задача 2.
Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направ-
лении по прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/с, второе –
со скоростью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся
через 5 секунд?
Решение
24
y
x=3
x=-3
0
x
Очевидно, что искомое расстояние есть разность расстояний, пройденных первым и
вторым телом за 5 секунд:
S
1
=
∫
0
5
(
6 t
2
+
2 t
)
dt
=
(
2 t
3
+
t
2
)
¿
|
¿
0
5
=
275
¿
(м)
S
2
=
∫
0
5
(
4 t
+
5
)
dt
=
(
2 t
2
+
5 t
)
¿
|
¿
0
5
=
75
¿
(м)
Отсюда получаем,
S
1
−
S
2
=
275
−
75
=
200
(м) Ответ: 200 м.
Эталон решения задачи ( для группы №2)
На железнодорожном переезде у машины заглох мотор. Хозяин автомобиля побе-
жал навстречу поезду, подавая сигналы об опасности. Можно ли избежать аварии,
если поезд находится на расстоянии 900 метров от переезда и при экстренном тор-
можении скорость грузового поезда меняется по закону
v
(
t
)=
v
0
−
0,2 t
, а скорость
пассажирского по закону
v
(
t
)=
v
0
−
0,4 t
, где v – скорость (м/с), t – время (сек)?
Скорость движения поезда до начала торможения – 72 км/ч.
Решение:
Прежде всего, переведём единицы измерения скорости в соответствие с
условием задачи: v
0
= 72 км/ч = 72000м/3600сек =
72000
3600
м/с = 20 м/с.
Рассмотрим случай по пути движется грузовой поезд.
v
(
t
)=
v
0
−
0,2 t
=
20
−
0,2 t
=
0
По пути движется грузовой поезд.
В момент остановки скорость поезда равна 0. Следовательно,
Решая уравнение, найдём время, через которое поезд остановится после начала тор-
можения:
20
−
0,2 t
=
0
0,2 t
=
20
t
=
20
0,2
=
100
сек
Отсюда находим тормозной путь:
S
=
∫
t
1
t
2
v
(
t
)
dt
=
∫
0
100
(
20
−
0,2 t
)
dt
=
(
20 t
−
0,2
t
2
2
)
¿
|
¿
0
100
=
20
⋅
100
−
0,1
⋅
100
2
−
0
=
2000
−
1000
=
1000
¿
м.
Так как тормозной путь больше расстояния, на котором находится поезд – 1000м >
900м, то избежать столкновения не удастся.
Задача 2.
25
Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по
прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/с, второе – со скоро-
стью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5
секунд?
Решение
Очевидно, что искомое расстояние есть разность расстояний, пройденных первым и
вторым телом за 5 секунд:
S
1
=
∫
0
5
(
6 t
2
+
2 t
)
dt
=
(
2 t
3
+
t
2
)
¿
|
¿
0
5
=
275
¿
(м)
S
2
=
∫
0
5
(
4 t
+
5
)
dt
=
(
2 t
2
+
5 t
)
¿
|
¿
0
5
=
75
¿
(м)
Отсюда получаем,
S
1
−
S
2
=
275
−
75
=
200
(м) Ответ: 200 м.
26
Эталон решения задачи ( для группы №3)
Задача. Потребление электроэнергии в киловатт-часах населением сел: Красное,
Зеленое, Белое с 8 до 18 ч приближенно описывается функцией у=10 000 - 8t +
15t
2
, где t – количество часов. Вычислить стоимость электроэнергии, потребляемой
сельским поселение, если стоимость 1 квт·ч равна 1.9 руб.
Решение:
Если f (х) – нагрузка на электростанцию, квт.ч, где х число часов, отчи-
тываемое от начала суток, то расход электроэнергии в течении времени от
а до b будет:
y
=
∫
a
b
f
(
x
)
dx
Период с 8 часов утра и до 6 часов вечера равен 10 часам, следовательно а=0, b=10
•
Используем данные и получаем:
10 10
E = ∫ (1000 - 8t + 15t
2
)dx= 1000 x-4t²+5t
3
| =
0 0
= 1000*10-4*100+5*1000=11000 (киловатт-час)
стоимость электроэнергии, потребляемой сельским поселение
11000 *1,90=20900 (рублей)
Ответ: стоимость электроэнергии, потребляемой сельским поселение 20900
(рублей)
Задача 2.
Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по
прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/с, второе – со скоро-
стью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5
секунд?
Решение
Очевидно, что искомое расстояние есть разность расстояний, пройденных первым и
вторым телом за 5 секунд:
S
1
=
∫
0
5
(
6 t
2
+
2 t
)
dt
=
(
2 t
3
+
t
2
)
¿
|
¿
0
5
=
275
¿
(м)
S
2
=
∫
0
5
(
4 t
+
5
)
dt
=
(
2 t
2
+
5 t
)
¿
|
¿
0
5
=
75
¿
(м)
Отсюда получаем,
S
1
−
S
2
=
275
−
75
=
200
(м) Ответ: 200 м.
27
Эталон решения задачи ( для группы №4)
Задача. Перед главным корпусом филиала решено разбить клумбу. Но по форме
клумба не должна быть круглой, квадратной или прямоугольной. Она должна содер-
жать в себе прямые и кривые линии. Пусть она будет плоской фигурой, ограничен-
ной линиями Y=4/X+2; X=4; Y=6. Необходима еще подсчитать сколько денег мож-
но получить за вскапывания этой клумбы, если за каждый м² выплачивают 50
руб…?
Решение: Пусть клумба будет плоской фигурой, ограниченной линиями
y
=
4
x
+
2
;
x=4;y=6. Необходимо еще подсчитать сколько денег можно получить за вскапы-
вание этой клумбы, если за каждый 1м² выплачивается 50 руб…?
•
Дано: фигура
y
=
4
x
+
2
; x=4;y=6.
Найдем пределы интегрирования:
{
y
=
4
x
+
2
y
=
6
⟹
{
4
x
+
2
=
6
y
=
6
⟹
{
4
x
=
4
y
=
6
⟹
{
x
=
1
y
=
6
Строим заданные линии и штриховкой отмечаем фигуру, площадь которой надо
найти.
Установим, является ли эта фигура криволинейной трапецией.
y
Y=6
y
=
4
x
+
2
x
1 4
Вычислим площадь полученной фигуры с помощью интеграла:
S=
∫
1
4
(
6
−
4
x
−
2
)
dx
=
(
4 x
−
4 lnx
)
∨
4
1
=
16
−
4 ln 4
−
4
+
ln 1
=
12
−
ln 256
=
12
−
5,5
=
6,4
(м²)
Заработок?
6,5
∗
50
=
320
(
рублей
)
Ответ: площадь клумбы
6,5
(м²) заработок 320 рублей.
Задача 2.
Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по
прямой. Первое тело движется со скоростью
v
1
(
t
)=
6 t
2
+
2t
м/с, второе – со скоро-
стью
v
2
(
t
)=
4 t
+
5
м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5
секунд?
28
Решение: Очевидно, что искомое расстояние есть разность расстояний, пройден-
ных первым и вторым телом за 5 секунд:
S
1
=
∫
0
5
(
6 t
2
+
2 t
)
dt
=
(
2 t
3
+
t
2
)
¿
|
¿
0
5
=
275
¿
(м)
S
2
=
∫
0
5
(
4 t
+
5
)
dt
=
(
2 t
2
+
5 t
)
¿
|
¿
0
5
=
75
¿
(м)
Отсюда получаем,
S
1
−
S
2
=
275
−
75
=
200
(м) Ответ: 200 м.
29
Приложение№3
Критерии оценки за работу в микрогруппах.
Оценка 5 - Задача решена верно, полное соответствие эталону.
Оценка 4 - Задача решена, но возможно допущена вычислительная ошибка. При
этом найдена и исправлена.
Оценка 3 - Задача решена, но возможно допущена вычислительная ошибка. При
этом не найдена и не исправлена.
Оценка 2 - Задача решена неверно.
30
Кроссворд (Слайд №4) – (Если останется свободное время)
2. Что является графиком функции у=ах+b?
3. Самая низкая школьная оценка.
4. Какой урок обычно проходит перед зачётом?
5. Синоним слова дюжина?
6. Есть в каждом слове, у растения и может быть у уравнения.
7. Что можно вычислить при помощи интеграла?
8. Одно из важнейших понятий математики.
9. Форма урока, на котором проводится проверка знаний.
10.Немецкий ученый, в честь которого названа формула,
связывающая площадь криволинейной трапеции и интеграл.
11. Множество точек плоскости с координатами (x, f(x)), где х пробегает об
ласть определения функции f.
12.Соответствие между множествами Х и Y, при котором каждому значению
множества Х поставлено в соответствие
единственное значение из
множества Y, носит название ....
1. Как называется функция F(x)?
Ответы: 1. Первообразная. 2. Прямая. 3. Единица. 4. Контроль. 5. Двенадцать.
6. Корень. 7. Площадь. 8. Интеграл. 9. Зачет. 10. Лейбниц. 11. График. 12. Функция.
31