Автор: Тулинова Юлия Валерьевна
Должность: преподаватель гигиены и экологии человека
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Армавир, краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка к аудиторной практике по ОП.05 Гигиена и экология человека
Тема: Значение почвы: экологическое, гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.
Раздел: среднее профессиональное
Раздел 2. Окружающая среда и ее влияние на организм человека.
Практическое занятие 6. Значение почвы: экологическое,
гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана
почвы.
Цель занятия: продолжить формирование общих компетенций,
закрепленных за специальность; частично сформировать профессиональные
компетенции, закрепленные за учебной дисциплиной:
Практическая работа способствует формированию следующих общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности.
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
Знать современное состояние окружающей среды и глобальные
экологические проблемы;
- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека:
гигиеническое значение состава и свойств почвы; эпидемиологическое
значение почвы; эпидемические заболевания; санитарная
- гигиенические принципы организации здорового образа жизни: - очистка
населенных мест.
Уметь вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
Ход занятия.
Вводная часть
Иметь дневник по практике.
На каждое новое занятие следует начинать с чистой страницы, с полным
указанием даты и темы занятия; формируемых общих и профессиональных
1
компетенций; знаний и умений.
Описание, рисунки, подписи должны быть понятными и разборчивыми.
Задание 1. Ознакомьтесь с представленным дополнительным
материалом по изучаемой теме. Составьте опорный конспект.
Основные факторы почвы, оказывающие огромное влияние на здоровье
человека и имеющие большое гигиеническое значение:
А) почва через формирование климата местности – влияет на тепловой
режим местности, состав воздуха и растительности и тем формирует
адаптивный экологический тип человека.
Б) составляет важное звено в пищевой цепочке - «внешняя среда – человек»:
- как производитель пищи (Б,Ж,У, витаминов, минеральных веществ,
микроэлементов) - оказывает влияние на человека через питание;
- и как поставщик в организм через пищу всех химических, физических и
биологических антропогенных загрязнений, попавших в почву и оставшихся
необезвреженными.
В) Почва – естественная среда обезвреживания отходов путем
самоочищения. Почва – это огромная лаборатория, в которой постоянно идут
процессы синтеза и разрушения органических веществ, фотохимические
процессы, образование новых органических веществ, гибель многих
бактерий, вирусов, яиц гельминтов, насекомых. Почва используется для
очистки и обезвреживания стоков, нечистот, мусора.
Г) Почва – это фактор, определяющий тип «геоэндемических заболеваний»,
как природно -присущих данной местности (флюороз, зоб, кариес), так и в
результате ее антропогенного загрязнения (например, тяжелыми металлами);
загрязненная почва - источник химического, физического и биологического
загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, растений).
Д) Почва – это фактор распространения ряда инфекционных болезней
(раневых, ботулизма), эпидемических заболеваний (группы кишечных,
сибирской язвы) и гельминтозов (аскаридоз).
Для гигиенистов важен поверхностный слой почвы – 25 см (пахотный).
Именно в нем растут растения, он чаще загрязняется и из него загрязнения
поступают в воздух, водоемы и растения. Именно к этому слою
предъявляются гигиенические требования.
2
Почва является естественным приемником твердых и жидких отходов
жизнедеятельности человека и животных, в которых могут находиться
возбудители различных инфекционных заболеваний. Большинство
патогенных организмов, которые попадают в чистую, не загрязненную почву,
достаточно быстро погибают. В почве же, загрязненной органическими
веществами, они способны сохранять жизнедеятельность достаточно долго.
Длительность сохранения патогенных микроорганизмов в почве
Вид бактерии
Средний срок, в нед.
Максимальный срок, в
месяцах
Сальмонеллы бр. тифа
2-3
12
Шигеллы
1,5-5
9
Холерный вибрион
1-2
4
Бруцеллы
0,5-3
2
Возбудитель чумы
0,5
1
Возбудитель туляремии
1,5
2,5
Возбудитель полиомиелита
(вирус)
До 32
Патогенные микробы поступают в почву преимущественно с фекалиями,
мочой, мусором, навозом, сточными водами, трупами и др. Эти микробы не
находят в почве благоприятных условий для своего развития и рано или
поздно погибают или изменяются и теряют способность вызывать
заболевание.
Отмирание микробов в почве происходит в результате высушивания,
неблагоприятных температурных условий, бактерицидного действия
ультрафиолетовых лучей, отсутствия питательного материала,
антагонистического действия почвенной микрофлоры и бактериофагов.
Основная масса сапрофитных микроорганизмов находится на глубине до 10
см. Количество их в 1 г почвы достигает сотен тысяч и миллионов. С
увеличением глубины количество микробов резко уменьшается.
Долговременными обитателями почвы считаются возбудители анаэробных
инфекций и сибирской язвы, которые образуют споры и могут сохранять
жизнеспособность десятками лет.
Таким образом, загрязненная почва - источник заболеваний. Она является
средой обитания многочисленных животных, микроорганизмов, плесневых
грибков, вирусов.
Патогенные микроорганизмы, которые не образуют спор, содержащиеся в
почве:
3
- возбудители кишечных инфекций,
- туляремии, - чумы, - бруцеллеза и лептоспирозов,
- полиомиелита и туберкулеза
Они не могут развиваться и размножаться в почве и обычно погибают
через несколько дней или недель, а иногда и месяцев.
Но еще до своей гибели эти микроорганизмы могут попадать с почвы в
поверхностные или подземные воды, на поверхность овощей и ягод и на руки
людей, заражая их.
К группе патогенных микроорганизмов, длительно выживающих в почве
и образующих споры, относят возбудителей:
-столбняка,
- газовой гангрены,
- сибирской язвы
- ботулизма.
Заболевания столбняком и газовой гангреной возникают при огнестрельных
ранениях, травматических повреждениях, при загрязнении ран почвой,
содержащей возбудителей этих заболеваний.
Поэтому необходимо всем лицам с повреждениями кожных покровов,
загрязненными землей, полученных по травме - вводить
противостолбнячную сыворотку (ПСС).
А военных, пожарных и землекопов иммунизировать согласна графика
профилактических прививок против столбняка – вводить столбнячный
анатоксин (АС).
Сибиреязвенные палочки могут попадать в почву с экскрементами
животных, больных сибирской язвой, с их трупами, а также со сточными
водами кожевенных заводов и шерстомоек.
Споры сибиреязвенных бактерий выживают в почве десятки лет. Заражение
скота происходит при поедании им травы, загрязненной спорами.
Механизм заражения ботулизмом связан с возможностью инфицирования
спорами пищевых продуктов. Развивается в результате попадания в организм
пищевых продуктов, воды или аэрозолей, содержащих ботулотоксин,
продуцируемый спорообразующей палочкой Clostridium botulinum.
Условия для выработки ботулотоксина имеются в широком ряде
пищевых продуктов (консервов и пресервов): низкокислотные
консервированные овощи (зеленая фасоль, шпинат, грибы и свекла), рыба
(консервированный тунец, ферментированная, соленая и копченая рыба),
мясные продукты (сыро-вяленные мясные изделия, ветчина и сосиски.
4
С фекалиями человека в почву могут попадать яйца гельминтов. Особенно
большую роль играет почва в распространении аскаридоза и трихоцефалеза.
Одна самка аскариды откладывает в кишечнике человека в сутки до 24000
яиц, которые выделяются с фекалиями.
Почва является той средой, в которой яйца в течение 10-50 суток созревают
до инвазионной стадии. При благоприятных условиях в почве (на глубине 2-
10 см защищенные от солнечных лучей и высыхания) яйца аскариды
сохраняются свыше года, перенося даже замораживание. Созревшие яйца
попадают в организм человека с загрязненными овощами при удобрении
почвы необезвреженными фекалиями, с водой, с пищевыми продуктами,
загрязненными мухами и почвенной пылью.
Яйца аскариды находили в почве дворов, детских площадок, школ, пляжей, в
ящиках с песком для игр и т. д.
Загрязнение почвы и растительности фекалиями человека, содержащими
членики ленточных глистов, может явиться причиной инвазирования
крупного рогатого скота и свиней с последующим распространением
заболевания тениаринхоза и тениоза среди населения.
Также почва служит средой для развития таких вредных для человека
насекомых, как блохи, мухи, москиты и слепни.
5
Таким образом, эпидемическое значение почвы заключается в следующем
в возможности передачи инфекций:
1. загрязненная почва может служить фактором передачи инфекционных
заболеваний (вплоть до особо опасных, таких как сибирская язва, чума,
холера) как прямым контактным путем – через загрязненную раневую
поверхность, загрязненные руки (раневые инфекции – столбняк и газовая
гангрена), так и косвенным - через загрязненную почвой воду, пищевые
продукты, животных, насекомых-переносчиков, главным образом – мух.
2. В загрязненной почве размножаются и заражаются мухи;
3. Употребление загрязненных овощей (лук, редиска) и ягод (клубника)
приводит к заражению людей яйцами глистов.
Поэтому для профилактики инфекционных заболеваний и гельминтозов,
передающихся через почву, большое значение имеют санитарная охрана
почвы и санитарная очистка территорий от отходов.
Понятие о геохимических эндемических заболеваниях
В последние годы в результате хозяйственной деятельности человека в почву
прямо или косвенно поступает огромное количество химических веществ и
соединений, что ведет к образованию искусственных биохимических
провинций.
Наиболее изученными геохимическими эндемическими заболеваниями
являются:
- кариес зубов, обусловленный недостатком фтора;
- флюороз – обусловленный избытком фтора;
6
- эндемический зоб – недостаток йода;
- эндемическая подагра – избыток молибдена;
- хондро- и остеодистрофия – избыток стронция;
- борные энтериты – избыток бора и некоторые другие.
Задание 2. Выполните тестовое задание по теме.
Тема: Значение почвы: экологическое, гигиеническое,
эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.
Выберите один правильный ответ и отметьте его.
В 1
1.
Какие микроорганизмы не образует в почве споры:
а) возбудитель сибирской язвы; б) возбудитель столбняка;
в) возбудитель дизентерии; в) возбудитель ботулизма.
2.
Перечислите факторы, способствующие гибели патогенных
микроорганизмов в почве:
а) высушивание, неблагоприятные температурные условия,
бактерицидное действие солнечных лучей;
б) отсутствие питательного материала и низкая температура почвы зимой:
в) наличие в почве мух и слепней;
г) частые дожди и длительный зимний период
3. Заболевание эндемическим зобом связано:
а) с пониженным содержанием йода в почве и воде;
б) с повышенным содержанием йода в почве и воде;
в) с повышенным содержанием стронция;
г) с избыточным содержанием фтора
4. Геохимические эндемические заболевания связаны:
а) с недостаточным содержанием различных химических веществ в почве
и воде;
б) с избыточным содержанием химических веществ в почве и воде;
в) либо избытком, либо недостатком.
5. Возможно ли образованию искусственных биохимических провинций:
а) да; б) нет
6. Перечислите заболевания, передающиеся человеку через почву
спорообразующими бактериями:
а) ботулизм, столбняк, газовая гангрена;
б) чума, холера, лептоспироз;
в) туляремия, лептоспироз, столбняк;
г) стафилококковая интоксикация, дизентерия
7. К основным свойствам почвы, которые определяют ее гигиеническое
значение относят:
7
а) воздухо и водопроницаемость, капиллярность;
б) эндемичность; в) способность к самоочищению;
г) способность к нагреванию и остыванию.
8. Наибольшее влияние на процессы формирования почвы оказывают:
а) атмосферное давление и температура окружающей среды
б) осадки и влажность;
в) естественный радиационный фон Земли;
г) скорость движения воздуха и осадки.
9. Назовите сложное органическое вещество, образующееся из отходов
а) гумус; б) материнская порода; в) рухляк;
г) зольный остаток
10. В формировании природных биогеохимических провинций ведущая
роль принадлежит:
а) воздушной среде; б) питьевой воде;
в) почве; г) пищевым продуктам
11. Попадание в рану человека загрязненной почвы может явиться
причиной заболевания:
а) холера б) сальмонеллез; в) столбняком; г) туляремией
12. Естественные геохимические провинции играют ведущую роль в
возникновении заболеваний:
а) эпидемических; б) эндемических;
в) пандемических; г) природно-очаговых
13. Инфекционное заболевание, фактором передачи которого является
почва:
а) сыпной тиф; б) грипп; в) чесотка; г) сибирская язва.
14. Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы
происходит:
а) через пищевые продукты; б) через поврежденную кожу;
в) через укус клеща; г) воздушно-капельным путем.
15. При травме для профилактики столбняка необходимо вводить:
а) противостолбнячную сыворотку (ПСС);
б) противогриппозную вакцину;
в) вакцину против полиомиелита;
г) столбнячный анатоксин (АС).
16. Перечислите факторы, способствующие гибели патогенных
микроорганизмов в почве:
а) высушивание, неблагоприятные температурные условия;
б) бактерицидное действие солнечных лучей;
в) низкая температура почвы зимой, отсутствие питательных веществ для
развития микрофлоры, избыточная влажность почвы;
г) высокое содержание в почве минеральных солей.
17. Дайте определение понятия «почва»:
8
а) рыхлый, поверхностный плодородный слой Земли;
б) рыхлая материнская порода земной коры, преобладающая в данной
местности;
в) слой земной коры, на который распространяется деятельность
человека.
Тема: Значение почвы: экологическое, гигиеническое,
эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.
Выберите один правильный ответ и отметьте его.
Вариант 2
1. В формировании природных биогеохимических провинций ведущая
роль принадлежит:
а) почве; б) питьевой воде;
в) воздушной среде; г) пищевым продуктам
2. Наибольшее влияние на процессы формирования почвы оказывают:
а) атмосферное давление и температура окружающей среды
б) осадки и влажность;
в) естественный радиационный фон Земли;
г) скорость движения воздуха и осадки.
3. Геохимические эндемические заболевания связаны:
а) с избыточным содержанием различных химических веществ в почве и
воде;
б) с недостаточным содержанием химических веществ в почве и воде;
в) либо избытком, либо недостатком химических веществ в почве и воде.
4. Естественные геохимические провинции играют ведущую роль в
возникновении заболеваний:
а) пандемических; б) эндемических;
в) эпидемических; г) природно-очаговых
5. Перечислите факторы, способствующие гибели патогенных
микроорганизмов в почве:
а) высушивание, неблагоприятные температурные условия, бактерицидное
действие солнечных лучей;
б) отсутствие питательного материала и низкая температура почвы зимой:
в) наличие в почве мух и слепней;
г) частые дожди и длительный зимний период
6. При травме для профилактики столбняка необходимо вводить:
а) противостолбнячную сыворотку (ПСС);
б) противогриппозную вакцину;
в) вакцину против полиомиелита;
г) столбнячный анатоксин (АС).
7. Заболевание эндемическим зобом связано:
а) с пониженным содержанием йода в почве и воде;
9
б) с повышенным содержанием йода в почве и воде;
в) с повышенным содержанием стронция;
г) с избыточным содержанием фтора
8. Перечислите заболевания, передающиеся человеку через почву
спорообразующими бактериями:
а) чума, холера, лептоспироз;
б) ботулизм, столбняк, газовая гангрена;
в) туляремия, лептоспироз, столбняк;
г) стафилококковая интоксикация, дизентерия
9. Какие микроорганизмы не образует в почве споры:
а) возбудитель газовой гангрены; б) возбудитель столбняка;
в) возбудитель туляремии; в) возбудитель ботулизма.
10. Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы
происходит:
а) через пищевые продукты; б) через поврежденную кожу;
в) через укус клеща; г) воздушно-капельным путем.
11. Возможно ли образованию искусственных биохимических
провинций:
а) нет; б) да
12. Инфекционное заболевание, фактором передачи которого является
почва:
а) сыпной тиф; б) газовая гангрена; в) чесотка; г) грипп.
13. К основным свойствам почвы, которые определяют ее гигиеническое
значение относят:
а) пористость, влагоемкость, капиллярность;
б) эндемичность;
в) способность к самоочищению;
г) способность к нагреванию и остыванию.
14. Назовите сложное органическое вещество, образующееся из отходов
а) материнская порода; б) рухляк
в) зольный остаток; г) гумус
15. Назовите продукты, которые могут стать причиной возникновения
ботулизма:
а) консервы овощные, мясные, рыбные; б) хлеб и хлебобулочные изделия
в) молоко и молочная продукция; г) крупяные изделия.
16. Перечислите основные физические свойства почвы:
а) пористость и капиллярность; в) растворимость и цветность;
б) прозрачность и мутность; г) влагоемкость и температура.
17. В чем состоит основная эпидемиологическая опасность накопления
отбросов:
а) занимают часть территории дворов, уменьшая площадь для отдыха;
б) источник зловония, пыли, место выплода мух и других насекомых;
10
в) в них долго сохраняются яйца гельминтов, возбудителей кишечных
инфекций;
г) в отбросах долго сохраняются возбудители туберкулеза, столбняка и
других заболеваний.
11