Напоминание

Значение почвы: экологическое, гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.


Автор: Тулинова Юлия Валерьевна
Должность: преподаватель гигиены и экологии человека
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Армавир, краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка к аудиторной практике по ОП.05 Гигиена и экология человека
Тема: Значение почвы: экологическое, гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Раздел 2. Окружающая среда и ее влияние на организм человека.

Практическое занятие 6. Значение почвы: экологическое,

гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана

почвы.

Цель занятия: продолжить формирование общих компетенций,

закрепленных за специальность; частично сформировать профессиональные

компетенции, закрепленные за учебной дисциплиной:

Практическая работа способствует формированию следующих общих и

профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и

качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности.

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

неинфекционных заболеваний.

Знать современное состояние окружающей среды и глобальные

экологические проблемы;

- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека:

гигиеническое значение состава и свойств почвы; эпидемиологическое

значение почвы; эпидемические заболевания; санитарная

- гигиенические принципы организации здорового образа жизни: - очистка

населенных мест.

Уметь вести и пропагандировать здоровый образ жизни.

Ход занятия.

Вводная часть

Иметь дневник по практике.

На каждое новое занятие следует начинать с чистой страницы, с полным

указанием даты и темы занятия; формируемых общих и профессиональных

1

компетенций; знаний и умений.

Описание, рисунки, подписи должны быть понятными и разборчивыми.

Задание 1. Ознакомьтесь с представленным дополнительным

материалом по изучаемой теме. Составьте опорный конспект.

Основные факторы почвы, оказывающие огромное влияние на здоровье

человека и имеющие большое гигиеническое значение:

А) почва через формирование климата местности – влияет на тепловой

режим местности, состав воздуха и растительности и тем формирует

адаптивный экологический тип человека.

Б) составляет важное звено в пищевой цепочке - «внешняя среда – человек»:

- как производитель пищи (Б,Ж,У, витаминов, минеральных веществ,

микроэлементов) - оказывает влияние на человека через питание;

- и как поставщик в организм через пищу всех химических, физических и

биологических антропогенных загрязнений, попавших в почву и оставшихся

необезвреженными.

В) Почва – естественная среда обезвреживания отходов путем

самоочищения. Почва – это огромная лаборатория, в которой постоянно идут

процессы синтеза и разрушения органических веществ, фотохимические

процессы, образование новых органических веществ, гибель многих

бактерий, вирусов, яиц гельминтов, насекомых. Почва используется для

очистки и обезвреживания стоков, нечистот, мусора.

Г) Почва – это фактор, определяющий тип «геоэндемических заболеваний»,

как природно -присущих данной местности (флюороз, зоб, кариес), так и в

результате ее антропогенного загрязнения (например, тяжелыми металлами);

загрязненная почва - источник химического, физического и биологического

загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, растений).

Д) Почва – это фактор распространения ряда инфекционных болезней

(раневых, ботулизма), эпидемических заболеваний (группы кишечных,

сибирской язвы) и гельминтозов (аскаридоз).

Для гигиенистов важен поверхностный слой почвы – 25 см (пахотный).

Именно в нем растут растения, он чаще загрязняется и из него загрязнения

поступают в воздух, водоемы и растения. Именно к этому слою

предъявляются гигиенические требования.

2

Почва является естественным приемником твердых и жидких отходов

жизнедеятельности человека и животных, в которых могут находиться

возбудители различных инфекционных заболеваний. Большинство

патогенных организмов, которые попадают в чистую, не загрязненную почву,

достаточно быстро погибают. В почве же, загрязненной органическими

веществами, они способны сохранять жизнедеятельность достаточно долго.

Длительность сохранения патогенных микроорганизмов в почве

Вид бактерии

Средний срок, в нед.

Максимальный срок, в

месяцах

Сальмонеллы бр. тифа

2-3

12

Шигеллы

1,5-5

9

Холерный вибрион

1-2

4

Бруцеллы

0,5-3

2

Возбудитель чумы

0,5

1

Возбудитель туляремии

1,5

2,5

Возбудитель полиомиелита

(вирус)

До 32

Патогенные микробы поступают в почву преимущественно с фекалиями,

мочой, мусором, навозом, сточными водами, трупами и др. Эти микробы не

находят в почве благоприятных условий для своего развития и рано или

поздно погибают или изменяются и теряют способность вызывать

заболевание.

Отмирание микробов в почве происходит в результате высушивания,

неблагоприятных температурных условий, бактерицидного действия

ультрафиолетовых лучей, отсутствия питательного материала,

антагонистического действия почвенной микрофлоры и бактериофагов.

Основная масса сапрофитных микроорганизмов находится на глубине до 10

см. Количество их в 1 г почвы достигает сотен тысяч и миллионов. С

увеличением глубины количество микробов резко уменьшается.

Долговременными обитателями почвы считаются возбудители анаэробных

инфекций и сибирской язвы, которые образуют споры и могут сохранять

жизнеспособность десятками лет.

Таким образом, загрязненная почва - источник заболеваний. Она является

средой обитания многочисленных животных, микроорганизмов, плесневых

грибков, вирусов.

Патогенные микроорганизмы, которые не образуют спор, содержащиеся в

почве:

3

- возбудители кишечных инфекций,

- туляремии, - чумы, - бруцеллеза и лептоспирозов,

- полиомиелита и туберкулеза

Они не могут развиваться и размножаться в почве и обычно погибают

через несколько дней или недель, а иногда и месяцев.

Но еще до своей гибели эти микроорганизмы могут попадать с почвы в

поверхностные или подземные воды, на поверхность овощей и ягод и на руки

людей, заражая их.

К группе патогенных микроорганизмов, длительно выживающих в почве

и образующих споры, относят возбудителей:

-столбняка,

- газовой гангрены,

- сибирской язвы

- ботулизма.

Заболевания столбняком и газовой гангреной возникают при огнестрельных

ранениях, травматических повреждениях, при загрязнении ран почвой,

содержащей возбудителей этих заболеваний.

Поэтому необходимо всем лицам с повреждениями кожных покровов,

загрязненными землей, полученных по травме - вводить

противостолбнячную сыворотку (ПСС).

А военных, пожарных и землекопов иммунизировать согласна графика

профилактических прививок против столбняка – вводить столбнячный

анатоксин (АС).

Сибиреязвенные палочки могут попадать в почву с экскрементами

животных, больных сибирской язвой, с их трупами, а также со сточными

водами кожевенных заводов и шерстомоек.

Споры сибиреязвенных бактерий выживают в почве десятки лет. Заражение

скота происходит при поедании им травы, загрязненной спорами.

Механизм заражения ботулизмом связан с возможностью инфицирования

спорами пищевых продуктов. Развивается в результате попадания в организм

пищевых продуктов, воды или аэрозолей, содержащих ботулотоксин,

продуцируемый спорообразующей палочкой Clostridium botulinum.

Условия для выработки ботулотоксина имеются в широком ряде

пищевых продуктов (консервов и пресервов): низкокислотные

консервированные овощи (зеленая фасоль, шпинат, грибы и свекла), рыба

(консервированный тунец, ферментированная, соленая и копченая рыба),

мясные продукты (сыро-вяленные мясные изделия, ветчина и сосиски.

4

С фекалиями человека в почву могут попадать яйца гельминтов. Особенно

большую роль играет почва в распространении аскаридоза и трихоцефалеза.

Одна самка аскариды откладывает в кишечнике человека в сутки до 24000

яиц, которые выделяются с фекалиями.

Почва является той средой, в которой яйца в течение 10-50 суток созревают

до инвазионной стадии. При благоприятных условиях в почве (на глубине 2-

10 см защищенные от солнечных лучей и высыхания) яйца аскариды

сохраняются свыше года, перенося даже замораживание. Созревшие яйца

попадают в организм человека с загрязненными овощами при удобрении

почвы необезвреженными фекалиями, с водой, с пищевыми продуктами,

загрязненными мухами и почвенной пылью.

Яйца аскариды находили в почве дворов, детских площадок, школ, пляжей, в

ящиках с песком для игр и т. д.

Загрязнение почвы и растительности фекалиями человека, содержащими

членики ленточных глистов, может явиться причиной инвазирования

крупного рогатого скота и свиней с последующим распространением

заболевания тениаринхоза и тениоза среди населения.

Также почва служит средой для развития таких вредных для человека

насекомых, как блохи, мухи, москиты и слепни.

5

Таким образом, эпидемическое значение почвы заключается в следующем

в возможности передачи инфекций:

1. загрязненная почва может служить фактором передачи инфекционных

заболеваний (вплоть до особо опасных, таких как сибирская язва, чума,

холера) как прямым контактным путем – через загрязненную раневую

поверхность, загрязненные руки (раневые инфекции – столбняк и газовая

гангрена), так и косвенным - через загрязненную почвой воду, пищевые

продукты, животных, насекомых-переносчиков, главным образом – мух.

2. В загрязненной почве размножаются и заражаются мухи;

3. Употребление загрязненных овощей (лук, редиска) и ягод (клубника)

приводит к заражению людей яйцами глистов.

Поэтому для профилактики инфекционных заболеваний и гельминтозов,

передающихся через почву, большое значение имеют санитарная охрана

почвы и санитарная очистка территорий от отходов.

Понятие о геохимических эндемических заболеваниях

В последние годы в результате хозяйственной деятельности человека в почву

прямо или косвенно поступает огромное количество химических веществ и

соединений, что ведет к образованию искусственных биохимических

провинций.

Наиболее изученными геохимическими эндемическими заболеваниями

являются:

- кариес зубов, обусловленный недостатком фтора;

- флюороз – обусловленный избытком фтора;

6

- эндемический зоб – недостаток йода;

- эндемическая подагра – избыток молибдена;

- хондро- и остеодистрофия – избыток стронция;

- борные энтериты – избыток бора и некоторые другие.

Задание 2. Выполните тестовое задание по теме.

Тема: Значение почвы: экологическое, гигиеническое,

эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.

Выберите один правильный ответ и отметьте его.

В 1

1.

Какие микроорганизмы не образует в почве споры:

а) возбудитель сибирской язвы; б) возбудитель столбняка;

в) возбудитель дизентерии; в) возбудитель ботулизма.

2.

Перечислите факторы, способствующие гибели патогенных

микроорганизмов в почве:

а) высушивание, неблагоприятные температурные условия,

бактерицидное действие солнечных лучей;

б) отсутствие питательного материала и низкая температура почвы зимой:

в) наличие в почве мух и слепней;

г) частые дожди и длительный зимний период

3. Заболевание эндемическим зобом связано:

а) с пониженным содержанием йода в почве и воде;

б) с повышенным содержанием йода в почве и воде;

в) с повышенным содержанием стронция;

г) с избыточным содержанием фтора

4. Геохимические эндемические заболевания связаны:

а) с недостаточным содержанием различных химических веществ в почве

и воде;

б) с избыточным содержанием химических веществ в почве и воде;

в) либо избытком, либо недостатком.

5. Возможно ли образованию искусственных биохимических провинций:

а) да; б) нет

6. Перечислите заболевания, передающиеся человеку через почву

спорообразующими бактериями:

а) ботулизм, столбняк, газовая гангрена;

б) чума, холера, лептоспироз;

в) туляремия, лептоспироз, столбняк;

г) стафилококковая интоксикация, дизентерия

7. К основным свойствам почвы, которые определяют ее гигиеническое

значение относят:

7

а) воздухо и водопроницаемость, капиллярность;

б) эндемичность; в) способность к самоочищению;

г) способность к нагреванию и остыванию.

8. Наибольшее влияние на процессы формирования почвы оказывают:

а) атмосферное давление и температура окружающей среды

б) осадки и влажность;

в) естественный радиационный фон Земли;

г) скорость движения воздуха и осадки.

9. Назовите сложное органическое вещество, образующееся из отходов

а) гумус; б) материнская порода; в) рухляк;

г) зольный остаток

10. В формировании природных биогеохимических провинций ведущая

роль принадлежит:

а) воздушной среде; б) питьевой воде;

в) почве; г) пищевым продуктам

11. Попадание в рану человека загрязненной почвы может явиться

причиной заболевания:

а) холера б) сальмонеллез; в) столбняком; г) туляремией

12. Естественные геохимические провинции играют ведущую роль в

возникновении заболеваний:

а) эпидемических; б) эндемических;

в) пандемических; г) природно-очаговых

13. Инфекционное заболевание, фактором передачи которого является

почва:

а) сыпной тиф; б) грипп; в) чесотка; г) сибирская язва.

14. Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы

происходит:

а) через пищевые продукты; б) через поврежденную кожу;

в) через укус клеща; г) воздушно-капельным путем.

15. При травме для профилактики столбняка необходимо вводить:

а) противостолбнячную сыворотку (ПСС);

б) противогриппозную вакцину;

в) вакцину против полиомиелита;

г) столбнячный анатоксин (АС).

16. Перечислите факторы, способствующие гибели патогенных

микроорганизмов в почве:

а) высушивание, неблагоприятные температурные условия;

б) бактерицидное действие солнечных лучей;

в) низкая температура почвы зимой, отсутствие питательных веществ для

развития микрофлоры, избыточная влажность почвы;

г) высокое содержание в почве минеральных солей.

17. Дайте определение понятия «почва»:

8

а) рыхлый, поверхностный плодородный слой Земли;

б) рыхлая материнская порода земной коры, преобладающая в данной

местности;

в) слой земной коры, на который распространяется деятельность

человека.

Тема: Значение почвы: экологическое, гигиеническое,

эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.

Выберите один правильный ответ и отметьте его.

Вариант 2

1. В формировании природных биогеохимических провинций ведущая

роль принадлежит:

а) почве; б) питьевой воде;

в) воздушной среде; г) пищевым продуктам

2. Наибольшее влияние на процессы формирования почвы оказывают:

а) атмосферное давление и температура окружающей среды

б) осадки и влажность;

в) естественный радиационный фон Земли;

г) скорость движения воздуха и осадки.

3. Геохимические эндемические заболевания связаны:

а) с избыточным содержанием различных химических веществ в почве и

воде;

б) с недостаточным содержанием химических веществ в почве и воде;

в) либо избытком, либо недостатком химических веществ в почве и воде.

4. Естественные геохимические провинции играют ведущую роль в

возникновении заболеваний:

а) пандемических; б) эндемических;

в) эпидемических; г) природно-очаговых

5. Перечислите факторы, способствующие гибели патогенных

микроорганизмов в почве:

а) высушивание, неблагоприятные температурные условия, бактерицидное

действие солнечных лучей;

б) отсутствие питательного материала и низкая температура почвы зимой:

в) наличие в почве мух и слепней;

г) частые дожди и длительный зимний период

6. При травме для профилактики столбняка необходимо вводить:

а) противостолбнячную сыворотку (ПСС);

б) противогриппозную вакцину;

в) вакцину против полиомиелита;

г) столбнячный анатоксин (АС).

7. Заболевание эндемическим зобом связано:

а) с пониженным содержанием йода в почве и воде;

9

б) с повышенным содержанием йода в почве и воде;

в) с повышенным содержанием стронция;

г) с избыточным содержанием фтора

8. Перечислите заболевания, передающиеся человеку через почву

спорообразующими бактериями:

а) чума, холера, лептоспироз;

б) ботулизм, столбняк, газовая гангрена;

в) туляремия, лептоспироз, столбняк;

г) стафилококковая интоксикация, дизентерия

9. Какие микроорганизмы не образует в почве споры:

а) возбудитель газовой гангрены; б) возбудитель столбняка;

в) возбудитель туляремии; в) возбудитель ботулизма.

10. Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы

происходит:

а) через пищевые продукты; б) через поврежденную кожу;

в) через укус клеща; г) воздушно-капельным путем.

11. Возможно ли образованию искусственных биохимических

провинций:

а) нет; б) да

12. Инфекционное заболевание, фактором передачи которого является

почва:

а) сыпной тиф; б) газовая гангрена; в) чесотка; г) грипп.

13. К основным свойствам почвы, которые определяют ее гигиеническое

значение относят:

а) пористость, влагоемкость, капиллярность;

б) эндемичность;

в) способность к самоочищению;

г) способность к нагреванию и остыванию.

14. Назовите сложное органическое вещество, образующееся из отходов

а) материнская порода; б) рухляк

в) зольный остаток; г) гумус

15. Назовите продукты, которые могут стать причиной возникновения

ботулизма:

а) консервы овощные, мясные, рыбные; б) хлеб и хлебобулочные изделия

в) молоко и молочная продукция; г) крупяные изделия.

16. Перечислите основные физические свойства почвы:

а) пористость и капиллярность; в) растворимость и цветность;

б) прозрачность и мутность; г) влагоемкость и температура.

17. В чем состоит основная эпидемиологическая опасность накопления

отбросов:

а) занимают часть территории дворов, уменьшая площадь для отдыха;

б) источник зловония, пыли, место выплода мух и других насекомых;

10

в) в них долго сохраняются яйца гельминтов, возбудителей кишечных

инфекций;

г) в отбросах долго сохраняются возбудители туберкулеза, столбняка и

других заболеваний.

11



В раздел образования