Автор: Демченко Евгения Викторовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ РО "РКРСТ "Сократ"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма и гражданственности на учебных занятиях по истории в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
«Воспитание патриотизма и гражданственности на учебных
занятиях по истории в среднем профессиональном образовании».
Одной из важных задач государства является патриотическое
воспитание молодежи. В решении этой задачи огромная роль принадлежит
современному образовательному учреждению.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию
гражданственности,
патриотизма,
помочь
обучающимся
пережить
и
осмыслить все положительное, что было в прошлом. На занятиях по истории
важно показать исторический опыт прошлых поколений, оказать духовное
воздействие на студентов и обогатить их внутренний мир. Для преподавателя
истории важным является воспитание любви к своей Родине, культуре,
семье. Правильное воспитание и привитие с ранних лет чувства уважения и
любви к своей семье родному городу, поможет правильно понимать, а значит
и любить свою историю.
Одной из важных составляющих на занятиях по истории, это
воспитание патриотизма. Исторический опыт показывает, что благодаря
патриотизму и героизму русского народа, России удавалось не раз решать
важные политические задачи и выходить из сложных международных
ситуаций. Все периоды истории России, по-своему, являются драматичными
и напряженными. Задача преподавателя на уроках отечественной истории -
раскрыть смысл и помочь осознать студенту преемственную связь времен и
поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Для повышения
эффективности
исторического
образования
необходимо
применение
разнообразных форм уроков патриотической тематики. Это могут быть
интегрированные, проблемные, уроки, уроки-дискуссии, семинары, лекции и
др.
Занятия
патриотической
направленности
способствуют
систематическому осмыслению обучающихся патриотических, нравственных
идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных,
так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Вот
здесь и играет большую роль индивидуально-личностное отношение к
изучаемым темам, эмоциональное восприятие исторического материала.
Для повышения заинтересованности обучающихся, занятие может
содержать ситуацию неожиданности, на ней преподаватель акцентирует
внимание, например,
- А вы знаете, что в 1941-1944 годах нацисты тысячами вывозили из
СССР маленьких детей «нордической внешности» в возрасте от двух месяцев
до шести лет? Они попадали в детский концентрационный лагерь, где
определяли
их
«расовую
ценность».
Дети,
которые
прошли
отбор,
подвергались «начальной германизации». После войны на родину вернулись
только 2-3% похищенных детей, остальные же выросли и состарились,
считая
себя
немцами.
Какие
действия
предполагала
«начальная
германизация»?
- Гитлер считал своим главным врагом в СССР диктора Юрия
Левитана. За его голову он объявил награду в 250 тысяч марок. Советские
власти
тщательно
охраняли
Левитана,
а
через
прессу
запускалась
дезинформация о его внешности. Германские спецслужбы разработали, но
так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора
Советского Союза. Как вы считаете, кто для Гитлера был врагом № 2?
- Водители, перевозившие продукты и людей по Дороге жизни спасли
около полмиллиона человек. Под обстрелами и бомбёжками только в первую
зиму под лед ушло около тысячи грузовиков. Легендарные «полуторки»
поднимали со дна еще несколько десятилетий после окончания войны. А
бронзовая копия ГАЗ стоит на берегу Ладожского озера как памятник
подвигу на военно-автомобильной дороге №101. Какой не хитрый манёвр с
машинной дверью помог спасти больше людей во время перевозок?
Анализ исторических документов, также стимулирует интерес к
изучению истории. Студенты учатся аргументировать и доказывать, опираясь
на факты или высказывать своё мнение. При выполнении задания:
-Западная историография акцентирует внимание на военных неудачах
нашей армии в начале войны. Пропагандируются версии о слабости
Вооружённых Сил СССР. «Русские вооружённые силы представляют собой
глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев и они плохо
вооружены». Западногерманский журнал «Штерн» писал: «… У советских
войск в первые четыре месяца был низкий боевой дух, и они не хотели
воевать». Выскажите своё мнение поводу этих высказываний.
Для
стимулирования
интереса
к
теме
занятия
может
быть
использована ситуация предположения, например,
-В Сталинграде немцы страшно боялись наступления ночи, так как
именно под покровом темноты русские, экономя боеприпасы, как кошки
подкрадывались к немецким позициям и бросались в штыковую атаку.
Предположите, как русские солдаты добивались бесшумности своих шагов?
Все эти и подобные задания вызывают у студентов ответную
эмоциональную реакцию, вызывающую потребность в их изучении.
Заинтересованность предопределяет интерес к заданиям, с помощью
которых достигается глубокое понимание и осмысление исторического
материала.
Я считаю одним из важных условий повышения эффективности
нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на
примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в
важнейших событиях страны. Нравственные убеждения студентов во многом
складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть
похожими. Поэтому очень важно на соответствующих занятиях давать по
возможности
развернутые
характеристики
исторических
личностей,
показывать мотивы и результаты их деятельности. Вся наша русская история
дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Этого
можно добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского,
Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы
Минина, Ивана Сусанина, героев Отечественной воны 1812 года, героев
Великой Отечественной войны и наших современников…
Тема: Смута в Российском государстве. Воспитательной целью занятия
является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на
примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея занятия –
борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение
развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за
страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и
национальное
самосознание
русского
народа.
Для
более
прочного
запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные
схемы. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К.
Минина, Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования
составляются схемы. При изучении данной темы обязательно акцентируется
внимание студентов на государственном празднике - Дне народного
единства, который отмечается, именно 4 ноября в честь тех героических
событий, что еще раз подчеркивает связь поколений. Мы живем, чтобы
помнить.
Стержнем государственного патриотизма становится военно-
патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения.
Оно
получило
заметное развитие в трудах и деяниях, выдающихся А.В. Суворова, П.А.
Румянцева, П.С. Нахимова, М.И. Кутузова и других. При изучении
исторических личностей можно давать обучающимся опережающие задания:
подготовить сообщения по историческим личностям.
Благодатным материалом для воспитания патриотизма является
Отечественная война 1812 года. Героизм не только русской армии, умение и
талант ее полководцев, а и мужество всего русского народа. Важным для
воспитания студентов является подъем на защиту Отечества народных масс.
«Война не по правилам», так Наполеон назвал партизанскую войну. Изучая
документы, дополнительную литературу, составляя презентации, обсуждая
спорные вопросы, важно прийти к выводу: ни свою жизнь, ни свою свободу,
ни жизнь господ защищали крепостные крестьяне,
а независимость
Отечества, свою землю и этим гордились. Одним из самых популярных
заданий являются кроссворды. Студентам интересно и решать кроссворды и
составлять их. Подобные задания лучше всего используются на обобщающих
уроках.
Воспитание гражданской позиции и гордость русскими людьми,
верными
своему
Отечеству
достигается
на
уроках,
посвященных
реформаторам.
Особенно,
обращаю
внимание
на
государственную
деятельность П.А. Столыпина. Патриот своей страны, хотел видеть ее
великой. Его слова: «Вам нужны великие потрясения, мне нужна великая
Россия», характеризует этого человека как гражданина своей страны.
Использую кинофрагменты, после просмотра, которых студенты отвечают на
поставленные вопросы.
Образовательный процесс необходимо организовать таким образом,
чтобы студент получил не только знания фактического материала, но и был
вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его
дальнейшей жизни.
Решение триединой задачи в образовательном процессе предполагает -
дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в
разнообразных жизненных ситуациях.
Практика
показала,
что
наиболее
эффективными
методами
по
утверждению в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей,
взглядов, убеждений являются:
- словесный
метод
(беседа,
рассказ,
описание,
изложение,
характеристика, сообщение, анализ исторического источника);
- создание проблемных ситуаций;
- использование современных инновационных технологий (показ
видеофрагментов и видеофильмов, использование исторических портретов,
интерактивных карт, видеозаписей, разработка и защита студенческих
проектов и презентаций);
- ролевой метод и метод эмоционального воздействия.
Анализируя полученные результаты по формированию патриотической
компетенции можно отметить:
- возрастание интереса к изучению истории России и истории своего
края;
- повышение успеваемости и качества знаний студентов по истории;
- удовлетворённость обучаемых результатами своей деятельности;
- повышение уровня познавательного интереса (использование при
подготовке домашнего задания электронных дисков, пополнение банка
исторических фактов и работа с этими материалами);
- приобретение обучаемыми навыков поисково-исследовательской
работы;
-
повышение
уровня
самостоятельности
и
изобретательности
студентов;
- развитие коммуникативных навыков, обучающихся;
- повышение внимания на занятиях, улучшение психологической
обстановки;
- создание банка учебно-методического комплекса по формированию
патриотической компетенции.
Каждое учебное занятие по истории — это возможность воспитать
достойного гражданина и патриота, в этом помогут обсуждение и анализ
победных и трагических страниц истории нашей Родины, анализ документов,
обсуждение героических событий выдающихся исторических личностей.
Таким образом, патриотическое воспитание в процессе преподавания
истории является его неотъемлемой частью, оно должно развить в
обучающихся уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и
справедливое отношение к ним. Важно помнить, что каждое занятие дает
преподавателю возможность внести посильный вклад в воспитание
молодого
поколения,
ведь
за
плечами
всех
самых
известных
государственных лидеров, самых бесстрашных героев стоял учитель,
преподаватель, прививший эти качества.
Список использованной литературы
1. Козлов Э. И. Азбука нравственности // Воспитание школьников.
2004. № 8. С. 43—51.
2. Парменов А. А. Некоторые аспекты нравственного воспитания
школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и
современность. Пенза : ИПКиПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М. :
Владос, 2004.