Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель высшей категории Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Учебное заведение: Омское подразделение УЦПК
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных компетенций"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся
Коммуникативная
компетенция
-
это
владение
сложными
коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных
умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и
ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения,
соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.
Это обобщающее свойство культурной личности, включающее в себя
коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и
социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового
общения.
В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к
человеку.
Всё
быстро
меняется.
Человек
должен
уметь
быстро
ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то
есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из
факторов
успеха
в
любой
сфере
жизнедеятельности.
Отсутствие
элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не
только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть
успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально
компетентным, более адаптированным к социальной действительности,
способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она
формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого
общения.
Основными
источниками
приобретения
коммуникативной
компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения,
используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт
восприятия искусства.
Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или
составляющих:
- коммуникативная способность;
- коммуникативное знание;
- коммуникативные умения.
Коммуникативная способность - природная одарённость человека к
общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с
другой.
Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение,
каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и
знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и
о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в
нашем исполнении.
Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет
эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах
деятельности. Активизация коммуникативной деятельности обучающихся
предполагает
процесс
побуждения
человека
к
энергичному,
целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого
занятия, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к
повышению качества учебно - воспитательного процесса.
Коммуникативное
развитие
идет
по
разным
линиям.
Это
количественное
накопление
(увеличение
словарного
запаса,
объема
высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной
речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием
интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности
является умение понимать, ставить и решать различные по характеру
коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать
свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми,
средствами информации и с самим собой.
Работа по подготовке обучающихся к общению включает в себя
несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи
учащихся, формирование у них определённых социальных установок и
коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в
процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К
средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой
объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с
помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего
субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к
действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается,
сообщается положение вещей).
Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько
свободно человек владеет речью. Это является своеобразным шагом на пути
к общению.
Для
создания
эмоционально
-
благоприятной
коммуникативной
ситуации на занятии необходимо использовать:
- игровые приёмы (ролевые игры);
- задания, направленные на развитие коммуникативных способностей
и умение вести диалог;
-умение задавать вопросы и отвечать на них;
В своей работе я использую в основном методы, ориентированные на
устную коммуникацию (общение):
все формы учебного диалога;
доклады, сообщения;
ролевые и деловые игры;
учебные исследования, интервью;
обсуждение;
дискуссии;
диспуты.
Таким образом, одно из главных условий организации занятий в форме
диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и
взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие обучающихся в
играх и упражнениях обеспечивает возникновение между людьми
партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство
защищённости, и даже самые робкие и тревожные люди преодолевают страх