Напоминание

"Формирование коммуникативных компетенций"


Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель высшей категории Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Учебное заведение: Омское подразделение УЦПК
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных компетенций"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование коммуникативной компетенции обучающихся

Коммуникативная

компетенция

-

это

владение

сложными

коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных

умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и

ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения,

соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.

Это обобщающее свойство культурной личности, включающее в себя

коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и

социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового

общения.

В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к

человеку.

Всё

быстро

меняется.

Человек

должен

уметь

быстро

ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то

есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из

факторов

успеха

в

любой

сфере

жизнедеятельности.

Отсутствие

элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не

только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть

успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально

компетентным, более адаптированным к социальной действительности,

способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она

формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого

общения.

Основными

источниками

приобретения

коммуникативной

компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения,

используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт

восприятия искусства.

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или

составляющих:

- коммуникативная способность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека к

общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с

другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение,

каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и

знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и

о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в

нашем исполнении.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет

эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах

деятельности. Активизация коммуникативной деятельности обучающихся

предполагает

процесс

побуждения

человека

к

энергичному,

целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого

занятия, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к

повышению качества учебно - воспитательного процесса.

Коммуникативное

развитие

идет

по

разным

линиям.

Это

количественное

накопление

(увеличение

словарного

запаса,

объема

высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной

речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием

интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности

является умение понимать, ставить и решать различные по характеру

коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать

свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми,

средствами информации и с самим собой.

Работа по подготовке обучающихся к общению включает в себя

несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи

учащихся, формирование у них определённых социальных установок и

коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в

процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К

средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой

объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с

помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего

субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к

действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается,

сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько

свободно человек владеет речью. Это является своеобразным шагом на пути

к общению.

Для

создания

эмоционально

-

благоприятной

коммуникативной

ситуации на занятии необходимо использовать:

- игровые приёмы (ролевые игры);

- задания, направленные на развитие коммуникативных способностей

и умение вести диалог;

-умение задавать вопросы и отвечать на них;

В своей работе я использую в основном методы, ориентированные на

устную коммуникацию (общение):

все формы учебного диалога;

доклады, сообщения;

ролевые и деловые игры;

учебные исследования, интервью;

обсуждение;

дискуссии;

диспуты.

Таким образом, одно из главных условий организации занятий в форме

диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и

взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие обучающихся в

играх и упражнениях обеспечивает возникновение между людьми

партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство

защищённости, и даже самые робкие и тревожные люди преодолевают страх



В раздел образования