Напоминание

Воспитательный потенциал кабинета истории


Авторы: Чучвара Тамара Иосифовна, Кокорева Людмила Леонидовна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»
Населённый пункт: г. новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал кабинета истории
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Воспитательный потенциал кабинета истории

Чучвара Т.И., преподаватель истории

Кокорева Л.Л., преподаватель истории

ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»

Вся работа кабинета истории направлена на выполнение таких задач,

как: развитие у студентов интереса к изучению истории и современной

общественно-политической

жизни;

воспитания

у

студентов

чувства

уважения к прошлому и «сознание того, что жизнь наша, начавшись не со

вчерашнего

днч,

связана

тысячами

нитей

с

давно

прошедшими

эпохами»(Гёте); воспитание патриотических установок у студентов на

примерах из истории России и донского казачества.

Большое значение имеет сотрудничество с Музеем истории донского

казачества. Внимание к региональному компоненту отвечает требованиям

Государственного стандарта современного исторического образования.

История Донского казачества рассматривается как часть истории

России.

Область

Войска

Донского

с

Московским

государством,

Российской империей, Россией была всегда связана узами политических,

экономических, религиозных и культурно-исторических связей.

Уроки в Музеи предусматриваютт достижение познавательных,

развивающих и воспитательных целей. Это, прежде всего, приобретение

знаний по истории земли, на которой мы живем. Это – возможность

привлечь

студентов

к

исследовательской

работе

-

выполнение

индивидуального проекта. Так, студеном Соловьевым С. был подготовлен

индивидуальный проект по теме: «События в Новочеркасске 1962 года»,

побывав на экскурсии, он провел своё мини-исследование по теме,

включил в проект воспоминания свидетелей событий.

На площадке музея проводятся уроки-экскурсии. Так стали уже

традиционными

уроки

по

темам

«Образование

Войска

Донского»,

«Гражданская война на Дону», «Дон в годы Великой Отечественной

войны», «События 1962 года в Новочеркасске». Такие уроки, внеклассные

занятия имеют ряд важных воспитательных ресурсов, повышающих

успеваемость

и

качество

усвоения

материала.

Во

время

урока,

проводимого

в

музее,

включаются

различные

каналы

восприятия

информации: визуальные, аудиальные, развивается образное восприятие

предмета или явления и художественный вкус, формируются условия для

развития творческого мышления, актуализируются учебные навыки.

Уроки истории, проводимые в музее привлекательны длс с тудентов

с эмоциональной точки зрения. Это возможность выйти из стен колледжа и

в новой необычной атмосфере заниматься вполне привычным делом –

учёбой.

Традиционно проводятся экскурсии по теме «Новочеркасск и НПИ в

годы Великой Отечественной войны»

Всё

дальше

в

глубь

истории

уходят

события

Великой

Отечественной войны. Война и Победа – не только история, это факт

нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную

тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой

священный долг. Об этом рассказал во время экскурсии студентам групп

Тр 1-1 и Бн 1-1 директор Музея истории ЮРГТУ(НПИ)

председатель

Совета ветеранов Пономарев Николай Семёнович. Студенты узнали о

подвиге Галины Петровой. 128 политехников отдали свои жизни за

свободу Родины.

Тематическая

экскурсия

не

оставила

никого

из

студентов

равнодушными.

Посещение

музея

формирует

чувство

патриотизма,

воспитывает

уважение

к

историческим

и

культурным

традициям,

трудовым достижениям предшествующих поколений.

Клуб

«Родина»

при

кабинете

истории

проводит

открытые

внеклассные мероприятия, посвященые Дням воинской славы. Главными

целями работы клуба являются: формирование у студентов исторического

сознания; развитие навыков самостоятельной работы с литературой и

интернет-источниками, изучение истории донского казачества.

Событием для студентов первых курсов стал конкурс «Лучший

историк». Конкурсу предшествовала большая подготовительная работа как

преподавателя, так и студентов групп. Победителю и лауреатам были

вручены: лента «Лучший историк» и «Ордена».

Состязательный характер конкурса или олимпиады оказывает

серьезное

эмоциональное

воздействие

на

студентов,

содействует

возрастанию их интереса, как к самому предмету, так и к конкретным

личностям, оставившим свой след в нашей истории.

Одним из важных результатов является сплочение студенческой

группы, сближение студентов и преподавателя.

Методическая разработка содержит материалы, которые можно

использовать

самостоятельно

для

контроля

знаний

студентов,

активизации их деятельности на уроках по темам этого периода истории

России.

Главное - была достигнута цель - повышение интереса студентов к

предмету.

При

изучении

раздела

истории

«Вторая

мировая

и

Великая

Отечественная война» преподаватель встречается с проблемой – это

перегрузка программы по дисциплине, жесткие рамки урока и учебного

времени, отведенного на тему «Великая Отечественная война».

Одно из решений этой проблемы – разнообразная внеурочная работа.

Ее задачи тесно переплетаются с задачами учебного процесса: расширение

и углубление знаний по дисциплине, повышение интереса и воспитание

чувства любви к истории, идейная закалка и формирование мировоззрения.

Проведена, ставшая уже традиционной олимпиада по истории

Великой Отечественной войны «Знать и помнить». Олимпиада включала

различные

конкурсы

для

капитанов,

команд

и

болельщиков.

Внеаудиторная работа кабинета истории важна, прежде всего, потому, что

дает новый импульс в работе преподавателя и пробуждает интерес к

предмету у студентов.

Любовь к Родине начинается с любви к родному учебному

заведению.

Воспитанию этого качества личности было посвящено мероприятие

«НГК» - моя судьба. Тема вызвала живой интерес у всех участников и,

прежде

всего

потому,

что

это

была

запоминающаяся

встреча

с

интересными людьми.

Это мероприятие имеет большое прикладное значение.

Подготовка

студентов к будущей профессии, воспитание любви к ней – одно из

важных направлений этой деятельности.

Форма

проведения

-

«круглый

стол»

была

выбрана

не

случайно, студенты, их преподаватели и приглашенные преподаватели-

ветераны

сидели

в

круговом

расположении,

что

позволяло

всем

участникам

чувствовать

себя

равноправными.

«Круглый

стол»

способствует

возрастанию

активности,

увеличению

количества

высказываний. Расположение ведущих в круге создает менее формальную

обстановку, возможность для личного включения каждого в общение,

повышает

мотивацию

студентов,

включает

невербальные

средства

общения.

Участниками

стали

студенты

первого

курса.

Гостями

были:

преподаватели – ветераны и преподаватели - выпускники Новочеркасского

геологоразведочного колледжа.

Данная форма проведения внеклассного мероприятия помогает

достичь цели – профориентации студентов, помочь им утвердиться в

правильности выбора специальности, раскрыть личностные качества

студентов, способствует созданию атмосферы взаимопонимания между

поколениями.

Выбор темы внеклассного мероприятия очень актуален, так как не

все студенты первого курса уверены в своем профессиональном выборе.

Студенты лучше узнали историю колледжа. Своих преподавателей,

чей путь в профессию когда-то начался в стенах НГК. Колледж не только

готовит

высококвалифицированные

кадры

для

геологоразведочной

отрасли, но и воспитывает будущее России – студентов. Происходит это

благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу

преподавателей всех поколений - людей талантливых, квалифицированных

и искренне желающих принести пользу студентам.

Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит

настоящее

и

серьезно

настораживает

своей

неопределенностью

будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это в

том числе и любовь к родному учебному заведению, местам, и гордость

за его достижения, и ощущение неразрывности с окружающими, и желание

сохранить, приумножить традиции колледжа. Была подготовлена и с

интересом просмотрена презентация «НГК – моя судьба».

В течение всего мероприятия использовались разные формы работы:

словесный (беседа, брифинг, интервью); наглядный (презентация). Они

способствовали развитию Общих компетенций.

Основной

упор

был

сделан

неразрывную

связь

поколений

на

мероприятии

присутствовали

преподаватели-ветераны,

чьи

яркие

воспоминания о том, как жил колледж, какими были студенты произвели

огромное впечатление на студентов-первокурсников.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная,

доброжелательная.

В

ходе

мероприятия

соблюдался

методический

принцип – коммуникативность.

Подготовка и отбор материала к мероприятию осуществлены с

учётом возрастной группы, возможностей студентов.

Можно сделать вывод, что поставленные цели, отбор содержания,

выбор форм, методов, приёмов деятельности работали на реальный

результат.

Работа преподавателей Буйновской О.П., Кокоревой Л.Л. и

Чучвара Т.И.

по организации и проведению «круглого стола» дала

хороший результат.

Список использованных источников

Дементтьева Т.П. Методические рекомендации по проведению

экскурсий со школьниками / Т.П. Дементьева. - М.: 1980. - 48 с.

Родина А.Ф. Экскурсионная работа по истории: Пособие для

учителей / А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовский. – М., 1974. – 188 с



В раздел образования