Авторы: Чучвара Тамара Иосифовна, Кокорева Людмила Леонидовна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»
Населённый пункт: г. новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал кабинета истории
Раздел: среднее профессиональное
Воспитательный потенциал кабинета истории
Чучвара Т.И., преподаватель истории
Кокорева Л.Л., преподаватель истории
ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»
Вся работа кабинета истории направлена на выполнение таких задач,
как: развитие у студентов интереса к изучению истории и современной
общественно-политической
жизни;
воспитания
у
студентов
чувства
уважения к прошлому и «сознание того, что жизнь наша, начавшись не со
вчерашнего
днч,
связана
тысячами
нитей
с
давно
прошедшими
эпохами»(Гёте); воспитание патриотических установок у студентов на
примерах из истории России и донского казачества.
Большое значение имеет сотрудничество с Музеем истории донского
казачества. Внимание к региональному компоненту отвечает требованиям
Государственного стандарта современного исторического образования.
История Донского казачества рассматривается как часть истории
России.
Область
Войска
Донского
с
Московским
государством,
Российской империей, Россией была всегда связана узами политических,
экономических, религиозных и культурно-исторических связей.
Уроки в Музеи предусматриваютт достижение познавательных,
развивающих и воспитательных целей. Это, прежде всего, приобретение
знаний по истории земли, на которой мы живем. Это – возможность
привлечь
студентов
к
исследовательской
работе
-
выполнение
индивидуального проекта. Так, студеном Соловьевым С. был подготовлен
индивидуальный проект по теме: «События в Новочеркасске 1962 года»,
побывав на экскурсии, он провел своё мини-исследование по теме,
включил в проект воспоминания свидетелей событий.
На площадке музея проводятся уроки-экскурсии. Так стали уже
традиционными
уроки
по
темам
«Образование
Войска
Донского»,
«Гражданская война на Дону», «Дон в годы Великой Отечественной
войны», «События 1962 года в Новочеркасске». Такие уроки, внеклассные
занятия имеют ряд важных воспитательных ресурсов, повышающих
успеваемость
и
качество
усвоения
материала.
Во
время
урока,
проводимого
в
музее,
включаются
различные
каналы
восприятия
информации: визуальные, аудиальные, развивается образное восприятие
предмета или явления и художественный вкус, формируются условия для
развития творческого мышления, актуализируются учебные навыки.
Уроки истории, проводимые в музее привлекательны длс с тудентов
с эмоциональной точки зрения. Это возможность выйти из стен колледжа и
в новой необычной атмосфере заниматься вполне привычным делом –
учёбой.
Традиционно проводятся экскурсии по теме «Новочеркасск и НПИ в
годы Великой Отечественной войны»
Всё
дальше
в
глубь
истории
уходят
события
Великой
Отечественной войны. Война и Победа – не только история, это факт
нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную
тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой
священный долг. Об этом рассказал во время экскурсии студентам групп
Тр 1-1 и Бн 1-1 директор Музея истории ЮРГТУ(НПИ)
председатель
Совета ветеранов Пономарев Николай Семёнович. Студенты узнали о
подвиге Галины Петровой. 128 политехников отдали свои жизни за
свободу Родины.
Тематическая
экскурсия
не
оставила
никого
из
студентов
равнодушными.
Посещение
музея
формирует
чувство
патриотизма,
воспитывает
уважение
к
историческим
и
культурным
традициям,
трудовым достижениям предшествующих поколений.
Клуб
«Родина»
при
кабинете
истории
проводит
открытые
внеклассные мероприятия, посвященые Дням воинской славы. Главными
целями работы клуба являются: формирование у студентов исторического
сознания; развитие навыков самостоятельной работы с литературой и
интернет-источниками, изучение истории донского казачества.
Событием для студентов первых курсов стал конкурс «Лучший
историк». Конкурсу предшествовала большая подготовительная работа как
преподавателя, так и студентов групп. Победителю и лауреатам были
вручены: лента «Лучший историк» и «Ордена».
Состязательный характер конкурса или олимпиады оказывает
серьезное
эмоциональное
воздействие
на
студентов,
содействует
возрастанию их интереса, как к самому предмету, так и к конкретным
личностям, оставившим свой след в нашей истории.
Одним из важных результатов является сплочение студенческой
группы, сближение студентов и преподавателя.
Методическая разработка содержит материалы, которые можно
использовать
самостоятельно
для
контроля
знаний
студентов,
активизации их деятельности на уроках по темам этого периода истории
России.
Главное - была достигнута цель - повышение интереса студентов к
предмету.
При
изучении
раздела
истории
«Вторая
мировая
и
Великая
Отечественная война» преподаватель встречается с проблемой – это
перегрузка программы по дисциплине, жесткие рамки урока и учебного
времени, отведенного на тему «Великая Отечественная война».
Одно из решений этой проблемы – разнообразная внеурочная работа.
Ее задачи тесно переплетаются с задачами учебного процесса: расширение
и углубление знаний по дисциплине, повышение интереса и воспитание
чувства любви к истории, идейная закалка и формирование мировоззрения.
Проведена, ставшая уже традиционной олимпиада по истории
Великой Отечественной войны «Знать и помнить». Олимпиада включала
различные
конкурсы
для
капитанов,
команд
и
болельщиков.
Внеаудиторная работа кабинета истории важна, прежде всего, потому, что
дает новый импульс в работе преподавателя и пробуждает интерес к
предмету у студентов.
Любовь к Родине начинается с любви к родному учебному
заведению.
Воспитанию этого качества личности было посвящено мероприятие
«НГК» - моя судьба. Тема вызвала живой интерес у всех участников и,
прежде
всего
потому,
что
это
была
запоминающаяся
встреча
с
интересными людьми.
Это мероприятие имеет большое прикладное значение.
Подготовка
студентов к будущей профессии, воспитание любви к ней – одно из
важных направлений этой деятельности.
Форма
проведения
-
«круглый
стол»
была
выбрана
не
случайно, студенты, их преподаватели и приглашенные преподаватели-
ветераны
сидели
в
круговом
расположении,
что
позволяло
всем
участникам
чувствовать
себя
равноправными.
«Круглый
стол»
способствует
возрастанию
активности,
увеличению
количества
высказываний. Расположение ведущих в круге создает менее формальную
обстановку, возможность для личного включения каждого в общение,
повышает
мотивацию
студентов,
включает
невербальные
средства
общения.
Участниками
стали
студенты
первого
курса.
Гостями
были:
преподаватели – ветераны и преподаватели - выпускники Новочеркасского
геологоразведочного колледжа.
Данная форма проведения внеклассного мероприятия помогает
достичь цели – профориентации студентов, помочь им утвердиться в
правильности выбора специальности, раскрыть личностные качества
студентов, способствует созданию атмосферы взаимопонимания между
поколениями.
Выбор темы внеклассного мероприятия очень актуален, так как не
все студенты первого курса уверены в своем профессиональном выборе.
Студенты лучше узнали историю колледжа. Своих преподавателей,
чей путь в профессию когда-то начался в стенах НГК. Колледж не только
готовит
высококвалифицированные
кадры
для
геологоразведочной
отрасли, но и воспитывает будущее России – студентов. Происходит это
благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу
преподавателей всех поколений - людей талантливых, квалифицированных
и искренне желающих принести пользу студентам.
Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит
настоящее
и
серьезно
настораживает
своей
неопределенностью
будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это в
том числе и любовь к родному учебному заведению, местам, и гордость
за его достижения, и ощущение неразрывности с окружающими, и желание
сохранить, приумножить традиции колледжа. Была подготовлена и с
интересом просмотрена презентация «НГК – моя судьба».
В течение всего мероприятия использовались разные формы работы:
словесный (беседа, брифинг, интервью); наглядный (презентация). Они
способствовали развитию Общих компетенций.
Основной
упор
был
сделан
неразрывную
связь
поколений
–
на
мероприятии
присутствовали
преподаватели-ветераны,
чьи
яркие
воспоминания о том, как жил колледж, какими были студенты произвели
огромное впечатление на студентов-первокурсников.
Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная,
доброжелательная.
В
ходе
мероприятия
соблюдался
методический
принцип – коммуникативность.
Подготовка и отбор материала к мероприятию осуществлены с
учётом возрастной группы, возможностей студентов.
Можно сделать вывод, что поставленные цели, отбор содержания,
выбор форм, методов, приёмов деятельности работали на реальный
результат.
Работа преподавателей Буйновской О.П., Кокоревой Л.Л. и
Чучвара Т.И.
по организации и проведению «круглого стола» дала
хороший результат.
Список использованных источников
Дементтьева Т.П. Методические рекомендации по проведению
экскурсий со школьниками / Т.П. Дементьева. - М.: 1980. - 48 с.
Родина А.Ф. Экскурсионная работа по истории: Пособие для
учителей / А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовский. – М., 1974. – 188 с