Напоминание

Развитие ценностного потенциала детей на материале олонхо


Автор: Аммосова Марина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО ,, Высшая школа музыки РС(Я) (институт)им В.А.Босикова "
Населённый пункт: город Якутск , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие ценностного потенциала детей на материале олонхо
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие ценностного потенциала детей на материале олонхо

Аммосова Марина Константиновна,

воспитатель Высшей школы музыки РС (Я)

В век глобализации, информатизации, компьютеризации в центре

внимания системы образования должно быть формирование личности.

«Необходимо, чтобы воспитание на народных традициях способствовало

вхождению молодого поколения в общечеловеческую культуру на основе

сохранения национальной культуры, толерантности, уважения и понимания

духовного мира другого». Эти же цели преследует национальный проект

«Образование», который реализуется в Республике Саха(Якутия).

Мудрецы народа саха сохранили олонхо до нашего дня, оценив его как

неисчерпаемое

богатство.

Устное

народное

творчество

-

олонхо,

оставленное нашими предками, по решению ЮНЕСКО признано ценностью,

вершиной человеческого культурного наследия. Таким образом, заложена

основа для сохранения нашего родного языка.

Олонхо – вершина духовного развития народа саха, энциклопедия его

жизни, значит олонхо показывает все жизненные пространства. В якутском

эпосе

олонхо

отражен

богатейший

жизненный

опыт

народа,

его

находчивость,

наблюдательность,

меткость

и

образность

восприятия

действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении

веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли

исключительной глубины. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало,

что дети наблюдают и в реальной жизни.

В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с

малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.

Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми,

смелыми,

соблюдать

нормы

поведения

в

семье

и

обществе.

В

образовательных

учреждениях

республики

накоплен

богатый

опыт

знакомства с героями эпоса олонхо. Хотелось бы поделиться с опытом

работы.

Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для

ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей.

На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту

нашей работы, дети с удовольствием, всерьез увлекаются им.

Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо.

Текст олонхо составлен как кодовая информация для вновь появившихся

поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. Это детский

текст. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей

жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.

Во-вторых,

в

нем

содержатся

ключевые

звуки,

слова,

фразы,

раскрывающие культурные архетипы нации. И дети воспринимают их как

живую картину мира.

В-третьих,

олонхо

сложено

народом

по

принципу

целостного

мышления,

по принципу

дополнительности

логического и образного

мышления.

Это

есть

целостное,

художественно

мифологически

теологическое произведение.

Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка. Природный

интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и

материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли.

Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Наши дети не

только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его

мотивам, но и прекрасно рисуют, иллюстрируют сюжеты олонхо.

В основу нашей работы приобщения детей к олонхо, была положена

программа

формирования

этнокультурной

компетентности

детей

в

поликультурной среде [О.Н. Степанова, П.И. Филиппова].

Целевые ориентации: формировать у ребёнка представления о культуре

своего народа, культуре народов ближайшего и отдалённого национального

окружения, их обычаях, фольклоре; на основе познания способствовать

формированию начал патриотических чувств, осознанию ребёнком своей

принадлежности к культуре разных народов, толерантного отношения к

представителям разных культур.

Достижение этих целей представлялось в решении следующих задач:

донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов и

стран ценностей; воспитание любви ко всем людям; расширение кругозора;

заложение нравственных начал и основ.

В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:

- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение

тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие

качества

личности,

как

умение

одухотворять

окружающую

природу,

способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,

другим человеком;

-

воспитывать

в

детях

стремление

к

активному

познанию

жизни,

художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;

- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение

видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический

вкус;

- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через слушание

аудиозаписи олонхо, изобразительную деятельность;

- проводить воспитательно – образовательную работу в игровой форме,

используя различные виды развивающих игр, традиционные и активные

методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.

Приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий.

Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту

работу можно проводить в свободное от занятий время.

Нами планируется большая дальнейшая работа по созданию красочных

презентаций об олонхо, объединённых в единое мероприятие «Виртуальная

прогулка по миру олонхо», что будет направлено и на приобщение ребят к

миру информационных технологий. Родителям и учащимся предложены

следующие темы: «Олонхо – показатель мудрости народа», «Олонхо – школа

внутренней культуры», «Олонхо в культуре других народов», «Образы

олонхо в якутском изобразительном искусстве», «Олонхо и музыка».

Проект открывает большие возможности для реализации

дифференцированного подхода к воспитанию школьников. Все мероприятия

идут через педагогику сотрудничества, воспитатель является для учеников

другом, советчиком.

Литература

1.

Баликоева

А.М.,

Сотвори

себя

сам

(материалы

для

этических

бесед)//Воспитание школьников № 2 – 2011.

2. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на

основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. - 106 с.

3. Кларина, Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и

дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3.

4. Лаврентьева Л.И., Куликова Н.И., Ерина Э.Г., Система часов общения и

нравственно – этических бесед для учащихся 6 – х, 7 – х классов//Спутник

классного руководителя № 3,4 – 2011.

5. Петрова В., Хомякова И., Стульник Т. Программа «Азбука нравственного

образования»//Воспитание школьников с № 2 – 2006 г. – по № 5 2010.

6. Праздникова Г.З., Годы детства – пора воспитания сердца (добро, доброта

одна

из

ключевых

нравственных

ценностных

ориентаций

личности)//Воспитание школьников № 7 – 2011.

7. Семенов Г.С., О проблемах формирования у современных школьников

миропонимания

и

нравственной

жизненной

позиции//Воспитание

школьников № 2 – 2010.

8. Степанов П.В., Примерная программа внеурочной познавательной

деятельности учащихся//Спутник классного руководителя № 4 – 201.1

9. Степанов П.В., Программа духовно – нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования: рекомендации по

разработке//Спутник классного руководителя № 5 – 2011.

10.

Чомчуук

саас:

ФГНУ

“Научно-исследовательский

институт

национальных школ Республики Саха (Якутия )”№3 (23)2011. Ред.колл:

Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова

А.В.



В раздел образования