Автор: Аммосова Марина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО ,, Высшая школа музыки РС(Я) (институт)им В.А.Босикова "
Населённый пункт: город Якутск , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие ценностного потенциала детей на материале олонхо
Раздел: среднее профессиональное
Развитие ценностного потенциала детей на материале олонхо
Аммосова Марина Константиновна,
воспитатель Высшей школы музыки РС (Я)
В век глобализации, информатизации, компьютеризации в центре
внимания системы образования должно быть формирование личности.
«Необходимо, чтобы воспитание на народных традициях способствовало
вхождению молодого поколения в общечеловеческую культуру на основе
сохранения национальной культуры, толерантности, уважения и понимания
духовного мира другого». Эти же цели преследует национальный проект
«Образование», который реализуется в Республике Саха(Якутия).
Мудрецы народа саха сохранили олонхо до нашего дня, оценив его как
неисчерпаемое
богатство.
Устное
народное
творчество
-
олонхо,
оставленное нашими предками, по решению ЮНЕСКО признано ценностью,
вершиной человеческого культурного наследия. Таким образом, заложена
основа для сохранения нашего родного языка.
Олонхо – вершина духовного развития народа саха, энциклопедия его
жизни, значит олонхо показывает все жизненные пространства. В якутском
эпосе
олонхо
отражен
богатейший
жизненный
опыт
народа,
его
находчивость,
наблюдательность,
меткость
и
образность
восприятия
действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении
веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли
исключительной глубины. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало,
что дети наблюдают и в реальной жизни.
В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с
малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.
Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми,
смелыми,
соблюдать
нормы
поведения
в
семье
и
обществе.
В
образовательных
учреждениях
республики
накоплен
богатый
опыт
знакомства с героями эпоса олонхо. Хотелось бы поделиться с опытом
работы.
Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для
ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей.
На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту
нашей работы, дети с удовольствием, всерьез увлекаются им.
Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо.
Текст олонхо составлен как кодовая информация для вновь появившихся
поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. Это детский
текст. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей
жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.
Во-вторых,
в
нем
содержатся
ключевые
звуки,
слова,
фразы,
раскрывающие культурные архетипы нации. И дети воспринимают их как
живую картину мира.
В-третьих,
олонхо
сложено
народом
по
принципу
целостного
мышления,
по принципу
дополнительности
логического и образного
мышления.
Это
есть
целостное,
художественно
–
мифологически
–
теологическое произведение.
Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка. Природный
интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и
материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли.
Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Наши дети не
только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его
мотивам, но и прекрасно рисуют, иллюстрируют сюжеты олонхо.
В основу нашей работы приобщения детей к олонхо, была положена
программа
формирования
этнокультурной
компетентности
детей
в
поликультурной среде [О.Н. Степанова, П.И. Филиппова].
Целевые ориентации: формировать у ребёнка представления о культуре
своего народа, культуре народов ближайшего и отдалённого национального
окружения, их обычаях, фольклоре; на основе познания способствовать
формированию начал патриотических чувств, осознанию ребёнком своей
принадлежности к культуре разных народов, толерантного отношения к
представителям разных культур.
Достижение этих целей представлялось в решении следующих задач:
донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов и
стран ценностей; воспитание любви ко всем людям; расширение кругозора;
заложение нравственных начал и основ.
В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:
- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение
тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие
качества
личности,
как
умение
одухотворять
окружающую
природу,
способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
другим человеком;
-
воспитывать
в
детях
стремление
к
активному
познанию
жизни,
художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение
видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический
вкус;
- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через слушание
аудиозаписи олонхо, изобразительную деятельность;
- проводить воспитательно – образовательную работу в игровой форме,
используя различные виды развивающих игр, традиционные и активные
методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.
Приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий.
Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту
работу можно проводить в свободное от занятий время.
Нами планируется большая дальнейшая работа по созданию красочных
презентаций об олонхо, объединённых в единое мероприятие «Виртуальная
прогулка по миру олонхо», что будет направлено и на приобщение ребят к
миру информационных технологий. Родителям и учащимся предложены
следующие темы: «Олонхо – показатель мудрости народа», «Олонхо – школа
внутренней культуры», «Олонхо в культуре других народов», «Образы
олонхо в якутском изобразительном искусстве», «Олонхо и музыка».
Проект открывает большие возможности для реализации
дифференцированного подхода к воспитанию школьников. Все мероприятия
идут через педагогику сотрудничества, воспитатель является для учеников
другом, советчиком.
Литература
1.
Баликоева
А.М.,
Сотвори
себя
сам
(материалы
для
этических
бесед)//Воспитание школьников № 2 – 2011.
2. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на
основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. - 106 с.
3. Кларина, Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и
дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3.
4. Лаврентьева Л.И., Куликова Н.И., Ерина Э.Г., Система часов общения и
нравственно – этических бесед для учащихся 6 – х, 7 – х классов//Спутник
классного руководителя № 3,4 – 2011.
5. Петрова В., Хомякова И., Стульник Т. Программа «Азбука нравственного
образования»//Воспитание школьников с № 2 – 2006 г. – по № 5 2010.
6. Праздникова Г.З., Годы детства – пора воспитания сердца (добро, доброта
–
одна
из
ключевых
нравственных
ценностных
ориентаций
личности)//Воспитание школьников № 7 – 2011.
7. Семенов Г.С., О проблемах формирования у современных школьников
миропонимания
и
нравственной
жизненной
позиции//Воспитание
школьников № 2 – 2010.
8. Степанов П.В., Примерная программа внеурочной познавательной
деятельности учащихся//Спутник классного руководителя № 4 – 201.1
9. Степанов П.В., Программа духовно – нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования: рекомендации по
разработке//Спутник классного руководителя № 5 – 2011.
10.
Чомчуук
саас:
ФГНУ
“Научно-исследовательский
институт
национальных школ Республики Саха (Якутия )”№3 (23)2011. Ред.колл:
Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова
А.В.