Автор: Еграшкина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский техникум питания и торговли
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка Диагностика самоуправляющих механизмов личности.
Тема: Самосовершенствование, саморазвитие обучающихся через формирование самоуправляющих механизмов личности.
Раздел: среднее профессиональное
Самосовершенствование,
саморазвитие
обучающихся
через
формирование самоуправляющих механизмов личности.
Если
рассматривать
специфику
среднего
профессионального
образования, то: контингент обучающихся в техникуме 15-18 лет, а их
возрастные
потребности
-
самосовершенствование,
самореализация
и
самоактуализация, Таким образом, формирование личности,
способной к
самореализации в профессиональной деятельности, должно происходить на
этапе профессионального обучения в техникуме. Задача педагогического
коллектива создать условия для развития самоуправляющих механизмов
личности.
Процесс обучения должен быть организован так, чтобы обучающийся
усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, способы получения
знаний и профессиональных навыков, но и был включен в активную
самостоятельную деятельностью. Для того чтобы усвоение материала и
развитие самостоятельности у студентов происходило в комплексе, должны
быть задействованы все психологические факторы развития личности:
потребности, направленность, «Я – концепция», которые, интегрируясь,
представляют основу внутреннего саморегулирующего механизма СУМ. А
уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного и
профессионального развития и становления
.
Основная гипотеза технологии саморазвития личности — создание у
обучающихся доминантной установки мотивации на самосовершенствова-
ние. Создание
в
техникуме
культа самосовершенствования личности
поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать
внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достичь
высшего уровня воспитания — самовоспитания.
Каким
же
образом
должна
быть
организована
деятельность
обучающегося,
какова
должна
быть
технология
формирования
самосовершенствующейся
личности?
Чтобы
человек
смог
самореализовываться, необходимо создать ему соответствующие условия:
свободу
волепроявления,
пространство
творческой
деятельности,
социальный комфорт. По Ухтомскому, для того чтобы процессы самосовер-
шенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимо
создать
три
группы
условий:
осознание
личностью
целей,
задач
и
возможностей
своего
развития
и
саморазвития;
участие
личности
в
самостоятельной творческой деятельности, обретение ею определённого
опыта успеха
и достижений;
адекватные
стиль
и
методы
внешних
воздействий, уклад окружающей среды (в нашем случае –созданные
психолого-педагогические условия).
Для диагностики самоуправляющих механизмов личности (СУМ) был
использован личностный опросник «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф.
Бажин
на
основе
шкалы
локуса
контроля
ДЖ.
Роттера).
Методика
представляет собой модифицированный вариант опросника американского
психолога
Дж.
Роттера.
С
его
помощью
мы
оценивали
уровень
субъективного
контроля
студентов
техникума
над
разнообразными
ситуациями, определяли степень ответственности студентов за свои поступки
и свою жизнь. В рамках локализации контроля над событиями возможны два
полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и
интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек
полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом
действия внешних причин (например, случайности или вмешательства
других людей6 родителей, друзей, педагогов и т.д.). Во втором случае
человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных
усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что
для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над
значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или
менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей
приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач. В целом
людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще
конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе,
чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с
интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в
работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с
выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким
образом,
степень
интернальности
каждого
человека
связана
с
его
отношением к своему развитию и личностному росту.
Опросник УСК
состоит
из
44
пунктов.
В
опросе
участвовали
студенты
отделения
укрупнённой группы 38.00.00 «Экономика и управление». Получены
следующие результаты:
Шкала общей интернальности (Ио). Студентов с низким уровнем контроля
не оказалось, то есть нет студентов, которые не видят связи между своими
действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как
результат случая или действия других людей. Средний уровень самоконтроля
имеют 14 студентов, уровень выше среднего 8 студентов из 22.Какая то часть
важных событий в их жизни была результатом собственных действий.
Высокого показателя по этой шкале не отмечено, то есть студенты пока не
берут на себя ответственность за свою жизнь в целом.
Шкала интернальности в области достижений (Ид). При максимальном
значение показателя по этой шкале -12, минимальном - 0.Опрос выявил
Высокий показатель у -2 студентов, показатель выше среднего-у 10 и
средний показатель у-8 студентов, что соответствует высокому, выше
среднего и среднему уровню субъективного контроля над эмоционально
положительными событиями. Студенты считают, что всего самого хорошего
в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к
намеченой цели в будущем. Выявлен также показатель ниже среднего-у 2
студентов, что свидетельствует о том, что эти студенты связывает не все, но
большинство своих успехов, достижений с внешними обстоятельствами -
везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Низкого
субъективного контроля над эмоционально положительными событиями не
выявлено.
0
5
10
15
20
25
30
35
Уровень субъективного контроля
Шкала интернальности в области неудач (Ин). При максимальном значении
Ин - 12, минимальном - 0. Высокого показателя по этой шкале, что говорит о
развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным
событиям и ситуациям, что проявляется в склонности студентов обвинять
самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах не выявлено.
Выявлен показатель выше среднего у 4 студентов и средний у 10 студентов,
и ниже среднего у 7 студентов, то есть. все же частично эти студенты
признают свою вину в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкого
показателя не обнаружено значит нет студентов, которые склонены
приписывать ответственность за подобные события другим людям или
считать их результатами невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). При максимальном
значение Ис - 10, минимальном - 0. Высокого показатель Ис у студентов не
обнаружено. Выше среднего-6 студентов, среднего-2, что означает, что
студенты не считают себя ответственным за события, происходящие в его
семейной жизни. Показатель ниже среднего у 14 студентов указывает на то,
что субъект в большей степени считает своих партнеров причиной значимых
ситуаций, возникающих в его семье. Низкого показателя не обнаружено.
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). При
максимуме Ип - 8, минимуме - 0. Высокого Ип при опросе не выявлено,
показатель выше среднего у 8, и средний у 8 студентов обнаруживает что
студенты считает не только свои действия, но и другие обстоятельства,
важным фактором организации собственной производственной деятельности,
в частности, в своем продвижении по службе. Показатель ниже среднего-у 6
студентов указывает на склонность придавать более важное значение
внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе. Низкий
показателя Ип, придавать более важное значение везению – невезению у
студентов не наблюдается.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий
показатель у 6 студентов, выше среднего у 4 и средний у 8 студентов по Им
свидетельствует о том, что они чувствуют себя способным вызывать
уважение и симпатию других людей. Низкий Им у 4 студентов указывает на
то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения
с окружающими. При максимальном значение Им - 4, минимальном - 0.
Шкала
интернальности
в
отношении
здоровья
и
болезни (Из).
При
максимальном значение Из - 4, минимальном - 0. Высокий показатель Из у 2,
выше среднего у 10 и средний у 6 студентов свидетельствует о том, что они
считают себя во многом ответственными за свое здоровье и полагают, что
выздоровление зависит преимущественно от их действий Есть также 4
студента с низким Из. которые считают здоровье и болезнь результатом
случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий
других людей, прежде всего врачей.
Проведенная
диагностика
по
личностному
опроснику
«Уровень
субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин на основе шкалы локуса контроля ДЖ.
Роттера) показали необходимость дальнейшего развития самоуправляющих
механизмов
личности
(СУМ).
Этому
будет
способствовать
проект
«Развиваем СУМ».