Автор: Богатова Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель специальных дисциплин 1 квалификационной категории
Учебное заведение: ГАПОУ "Колледж сервиса" г. Оренбурга Оренбургской области
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»
Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»
«Только участие в коллективном труде»
А.С. Макаренко
Все, что необходимо для жизни людей, создается трудом, поэтому
каждый трудоспособный человек доложен участвовать в создании
материальных благ, а все подрастающее поколение должно быть
подготовлено
к
трудовой
деятельности
в
сфере
материального
производства. Труд – не только источник всякого богатства, но и –
важнейшее
условие
развития
самих
людей,
хорошее
средство
воспитания: соединение обучения с производительным трудом.
Надо
твердо
проводить
ориентации
на
профессиональную
деятельность, а также привычку и любовь учащегося к полезному
труду. Рассматривая трудовое воспитание учащихся как важную
социальную
функцию
учебных
заведений,
обеспечивающую
всестороннее
и
гармоничное
развитие
личности.
Правильно
поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная
ориентация, непосредственное участие учащихся в общественно-
полезном, производительном труде является важными факторами
воспитания у них сознательного отношения к учебе, гражданского
становления, интеллектуального и физического развития. Как бы не
сложилась
дальнейшая
судьба
выпускников
учебных
заведений,
трудовая закалка потребуется им в любой сфере профессиональной
деятельности.
Целью трудового воспитания и обучения в СПО должно быть
привитие учащимся любви к труду и людям труда: ознакомление
учащихся с основами профессиональной деятельности, и формирования
у них в процессе учебы и общественно-полезной деятельности
трудовых умений и навыков; побуждение к сознательному выбору
профессии
и
получению
профессиональной
первоначальной
подготовки.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование
личности в современном учебном заведении может осуществляться только на
основе
разумного
организованного
соединения
учебно-воспитательной
работы
с
практической
трудовой
профессиональной
деятельностью.
Передовые представители философской и педагогической мысли видели в
труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное
развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства
общества, главный критерий социального престижа человека, его священный
долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое
воспитание, непосредственное участие учащихся в общественно полезном,
производительном труде, является действительным фактором гражданского
взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её
физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников
учебного заведения, трудовые умение и закалка в профессиональной
деятельности потребуются им в дальнейшем. Вот почему трудовой элемент в
воспитании
с
давних
времён
выступает
как
весьма
существенная
педагогическая система.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание
учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых
семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и
отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания
должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое
воспитание
в
условиях
научно-технического
прогресса
и
рыночной
экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий
технический
кругозор
и
способность
к
быстрому
овладению
более
совершенными трудовыми умениями и навыками в профессиональной сфере.
Вот
почему
приобщения
учащихся
в
той
или
иной
форме
к
профессиональному труду, организация трудового воспитания всё более и
более пробивают себе дорогу в колледжах и других учебных заведениях
страны и других стран мира.
Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в
развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается
внимание на следующие вопросы.
Труд,
практическая
производственная
деятельность
оказывают
благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое
исследования показывают, что физический труд, связанный с движение и
мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет
силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и
умственную работоспособность. Л.Н Толстой в своё время писал:
«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда
сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть
одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать ни даже
внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и
ночь проводится без сна».
Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.
Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния
труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго
поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и
люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от
светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти
бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно
высокими страданиями людей, которым нечего делать».
Труд
развивает
умственные
способности
человека,
его
сообразительность,
творческую
смекалку.
Работа
на
современном
производстве
требует
широкой
образовательной
и
производственной
подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в
области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании
личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием
гражданского сознания учащихся, патриотических чувств и понимания
своего общественного и профессионального долга. Каждый воспитанный
учащихся готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение и
ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения
трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой
подготовки
и
личного
вклада
человека
в
общее
дело
зависит
его
материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский
подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно
воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся
товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.
«Только участие в коллективном труде», - отмечал А.С. Макаренко, -
позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к
другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому
трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку,
уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у
воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских
чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают
приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют
работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому
труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному.
Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.
А также, труд как фактор воспитания способствует жизненному
самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно
воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с
умственной
деятельностью
и,
естественно,
формирует
интерес
преимущественно к интеллектуальной работе. В тоже время большинство
учащихся
после
окончания
учебных
заведений
вливается
в
сферу
профессиональной деятельности. Чтобы осуществлять их профессиональную
ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию
различных видов общественно полезного труда, дать им возможность
испытать
свои
силы
и
способности
в
разнообразных
сферах
профессиональной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль
играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и
всестороннем
развитии
учащихся.
В
этом
смысле
особое
значение
приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только
должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но
должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не
может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что
стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а
только одного – праздной жизни.
Трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональная
ориентация это в основном являются родственными, но каждый из них имеет
свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и
стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и
формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе,
проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более
высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду
нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и
навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально
организованный
педагогический процесс,
направленный
на
овладение
практическими предметами того или иного труда, на формирование и
совершенствования трудовых умений и навыков.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория
обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и
видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и
специальности
в
соответствии
с
имеющимися
склонностями
и
способностями.
Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает
в себя следующие структурные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые
социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его
нравственно благотворительности (сознание);
в)
наличие
трудовых
умений
и
навыков
и
их
постоянное
совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Знание
этой
структуры
имеет
определяющее
значение
для
осмысления методических основ трудового воспитания.
Существенной задачей трудового воспитания является формирование
у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным
ценностям
общества
и
личным
вещам.
Только
потребность
создаёт
внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося
бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует
формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера
воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в
том, чтобы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной
трудовой
деятельности.
Вначале
это
бывает
простейшая
работа
по
самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и
обовью. Затем сфера трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя
поливку светов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание
частоты в ванной и т.д. в лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С.
Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье. Участие в
посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не
только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и
навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к
бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать педагогам.
Однако в учебном заведении необходимо значительно расширять
сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды
деятельности, результаты которой связаны с созданием материальных
ценностей и организацией профессиональной деятельностью учащегося.
Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии
учащимся
«расхождения»
между
характером
домашнего
труда
и
расширением сферы их трудовой деятельности в учебном заведении. Когда
учащиеся выполняют различные задания и когда усложняется сфера его
деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству учебного
заведения, и труд приобретает элементы новизны, становиться интересным,
что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.
Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует
также возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и
навыков и необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также
совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в
процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и
навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки
могут усовершенствовать.
Важной
стороной
трудолюбия
является
глубокое
понимание
личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого
человека, не взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в
развитие экономики, в создание личного материального благополучия.
Развитие
сознательности,
взглядов
и
убеждений
по
вопросам
трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий.
Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам
содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное
влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование. Развитие
общества основывается в конечном итоге на создании материальных
ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных
и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального
развития является человек труд, его творческо-преобразующая деятельность.
Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и
овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии
общества.
Возвышающая
человека
роль
труда,
его
одухотворяющая
нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественно
литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов,
А.Н Некрасов, М.А Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели.
Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют
кругозор учащихся по вопросам роли труда в жизни общества, но и
позволяют им осознавать его большое значение в личности развитии
человека, закладывают основы взглядов и убеждений.
Однако,
как
отмечалось
выше,
в
структуре
трудолюбия
как
личностного качества, пожалуй, едва ли не главным является трудовые
умения и навыки, Умелость личности в различных видах профессиональной
деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы могут
возникнуть?
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность,
взгляды
и
убеждения
и
способствовала
формированию практической
стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически
правильно
организовывать.
Наиболее
существенными
этой
методики
являются следующие.
а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения
учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным
руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и
тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил
регулярный характер.
б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые
должны
решать
учащиеся,
а
также
разъяснять
их
общественное
и
нравственное значение.
в) В методике трудового воспитания существенно важными являются
определение
порядка
выполнения
намеченного
труда,
распределение
обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные
участки работы и определение формы поведения результатов её выполнения.
г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности
учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам
работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь
идёт об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и
навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.
д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и
оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её
выполнения.
е) Органической частью организации труда является раскрытие и
осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении
расширении знаний и профессиональных навыков учащихся.
ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое
значение
имеет
стимулирование
трудовой
активности
учащихся,
формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы
профессиональном и трудовом направлении.
Вместе
с
потребностями
и
мотивами
значительную
роль
в
стимулировании
трудовой
активности
учащихся
играет
сама
форма
организации труда. И нужно стремиться к тому, чтобы в организацию
профессионального
труда
учащихся
непрерывно
вносились
новые
творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали
свежие, а мной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование
методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к
поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.
В ходе подготовки учащихся, а также их трудового воспитания и
профессиональной ориентации нужно учитывать , что труд – не только
источник всякого богатства, но и – важнейшее условие развития самих
людей,
хорошее
средство
воспитания:
соединение
обучения
с
производительным трудом.
А также надо твердо проводить ориентации на профессиональную
деятельность, а также привычку и любовь учащегося к полезному
труду. Рассматривая трудовое воспитание учащихся как важную
социальную
функцию
учебных
заведений,
обеспечивающую
всестороннее
и
гармоничное
развитие
личности.
Правильно
поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная
ориентация, непосредственное участие учащихся в общественно-
полезном, производительном труде является важными факторами
воспитания у них сознательного отношения к учебе, гражданского
становления, интеллектуального и физического развития. Как бы не
сложилась
дальнейшая
судьба
выпускников
учебных
заведений,
трудовая закалка потребуется им в любой сфере профессиональной
деятельности.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в СПО
должно
быть
направлено
на
профессиональную
подготовку
по
направлению подготовки, на котором обучается обучающийся.