Напоминание

«Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»


Автор: Богатова Ольга Анатольевна
Должность: Преподаватель специальных дисциплин 1 квалификационной категории
Учебное заведение: ГАПОУ "Колледж сервиса" г. Оренбурга Оренбургской области
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»

«Только участие в коллективном труде»

А.С. Макаренко

Все, что необходимо для жизни людей, создается трудом, поэтому

каждый трудоспособный человек доложен участвовать в создании

материальных благ, а все подрастающее поколение должно быть

подготовлено

к

трудовой

деятельности

в

сфере

материального

производства. Труд – не только источник всякого богатства, но и –

важнейшее

условие

развития

самих

людей,

хорошее

средство

воспитания: соединение обучения с производительным трудом.

Надо

твердо

проводить

ориентации

на

профессиональную

деятельность, а также привычку и любовь учащегося к полезному

труду. Рассматривая трудовое воспитание учащихся как важную

социальную

функцию

учебных

заведений,

обеспечивающую

всестороннее

и

гармоничное

развитие

личности.

Правильно

поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная

ориентация, непосредственное участие учащихся в общественно-

полезном, производительном труде является важными факторами

воспитания у них сознательного отношения к учебе, гражданского

становления, интеллектуального и физического развития. Как бы не

сложилась

дальнейшая

судьба

выпускников

учебных

заведений,

трудовая закалка потребуется им в любой сфере профессиональной

деятельности.

Целью трудового воспитания и обучения в СПО должно быть

привитие учащимся любви к труду и людям труда: ознакомление

учащихся с основами профессиональной деятельности, и формирования

у них в процессе учебы и общественно-полезной деятельности

трудовых умений и навыков; побуждение к сознательному выбору

профессии

и

получению

профессиональной

первоначальной

подготовки.

Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование

личности в современном учебном заведении может осуществляться только на

основе

разумного

организованного

соединения

учебно-воспитательной

работы

с

практической

трудовой

профессиональной

деятельностью.

Передовые представители философской и педагогической мысли видели в

труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное

развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства

общества, главный критерий социального престижа человека, его священный

долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое

воспитание, непосредственное участие учащихся в общественно полезном,

производительном труде, является действительным фактором гражданского

взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её

физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников

учебного заведения, трудовые умение и закалка в профессиональной

деятельности потребуются им в дальнейшем. Вот почему трудовой элемент в

воспитании

с

давних

времён

выступает

как

весьма

существенная

педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание

учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых

семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и

отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания

должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое

воспитание

в

условиях

научно-технического

прогресса

и

рыночной

экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий

технический

кругозор

и

способность

к

быстрому

овладению

более

совершенными трудовыми умениями и навыками в профессиональной сфере.

Вот

почему

приобщения

учащихся

в

той

или

иной

форме

к

профессиональному труду, организация трудового воспитания всё более и

более пробивают себе дорогу в колледжах и других учебных заведениях

страны и других стран мира.

Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в

развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается

внимание на следующие вопросы.

Труд,

практическая

производственная

деятельность

оказывают

благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое

исследования показывают, что физический труд, связанный с движение и

мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет

силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и

умственную работоспособность. Л.Н Толстой в своё время писал:

«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда

сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть

одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать ни даже

внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и

ночь проводится без сна».

Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.

Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния

труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго

поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и

люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от

светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти

бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно

высокими страданиями людей, которым нечего делать».

Труд

развивает

умственные

способности

человека,

его

сообразительность,

творческую

смекалку.

Работа

на

современном

производстве

требует

широкой

образовательной

и

производственной

подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в

области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании

личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием

гражданского сознания учащихся, патриотических чувств и понимания

своего общественного и профессионального долга. Каждый воспитанный

учащихся готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение и

ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения

трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой

подготовки

и

личного

вклада

человека

в

общее

дело

зависит

его

материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский

подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно

воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся

товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

«Только участие в коллективном труде», - отмечал А.С. Макаренко, -

позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к

другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому

трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку,

уклоняющемуся от труда».

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у

воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских

чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают

приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют

работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому

труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному.

Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они

воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

А также, труд как фактор воспитания способствует жизненному

самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно

воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с

умственной

деятельностью

и,

естественно,

формирует

интерес

преимущественно к интеллектуальной работе. В тоже время большинство

учащихся

после

окончания

учебных

заведений

вливается

в

сферу

профессиональной деятельности. Чтобы осуществлять их профессиональную

ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию

различных видов общественно полезного труда, дать им возможность

испытать

свои

силы

и

способности

в

разнообразных

сферах

профессиональной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль

играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и

всестороннем

развитии

учащихся.

В

этом

смысле

особое

значение

приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только

должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но

должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не

может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что

стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а

только одного – праздной жизни.

Трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональная

ориентация это в основном являются родственными, но каждый из них имеет

свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и

стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и

формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе,

проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более

высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду

нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и

навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально

организованный

педагогический процесс,

направленный

на

овладение

практическими предметами того или иного труда, на формирование и

совершенствования трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория

обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и

видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и

специальности

в

соответствии

с

имеющимися

склонностями

и

способностями.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает

в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые

социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его

нравственно благотворительности (сознание);

в)

наличие

трудовых

умений

и

навыков

и

их

постоянное

совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание

этой

структуры

имеет

определяющее

значение

для

осмысления методических основ трудового воспитания.

Существенной задачей трудового воспитания является формирование

у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным

ценностям

общества

и

личным

вещам.

Только

потребность

создаёт

внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося

бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует

формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера

воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в

том, чтобы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной

трудовой

деятельности.

Вначале

это

бывает

простейшая

работа

по

самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и

обовью. Затем сфера трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя

поливку светов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание

частоты в ванной и т.д. в лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С.

Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье. Участие в

посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не

только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и

навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к

бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать педагогам.

Однако в учебном заведении необходимо значительно расширять

сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды

деятельности, результаты которой связаны с созданием материальных

ценностей и организацией профессиональной деятельностью учащегося.

Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии

учащимся

«расхождения»

между

характером

домашнего

труда

и

расширением сферы их трудовой деятельности в учебном заведении. Когда

учащиеся выполняют различные задания и когда усложняется сфера его

деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству учебного

заведения, и труд приобретает элементы новизны, становиться интересным,

что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует

также возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и

навыков и необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также

совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в

процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и

навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки

могут усовершенствовать.

Важной

стороной

трудолюбия

является

глубокое

понимание

личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого

человека, не взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в

развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Развитие

сознательности,

взглядов

и

убеждений

по

вопросам

трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий.

Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам

содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное

влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование. Развитие

общества основывается в конечном итоге на создании материальных

ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных

и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального

развития является человек труд, его творческо-преобразующая деятельность.

Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и

овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии

общества.

Возвышающая

человека

роль

труда,

его

одухотворяющая

нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественно

литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов,

А.Н Некрасов, М.А Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели.

Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют

кругозор учащихся по вопросам роли труда в жизни общества, но и

позволяют им осознавать его большое значение в личности развитии

человека, закладывают основы взглядов и убеждений.

Однако,

как

отмечалось

выше,

в

структуре

трудолюбия

как

личностного качества, пожалуй, едва ли не главным является трудовые

умения и навыки, Умелость личности в различных видах профессиональной

деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы могут

возникнуть?

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность,

взгляды

и

убеждения

и

способствовала

формированию практической

стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически

правильно

организовывать.

Наиболее

существенными

этой

методики

являются следующие.

а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения

учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным

руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и

тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил

регулярный характер.

б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые

должны

решать

учащиеся,

а

также

разъяснять

их

общественное

и

нравственное значение.

в) В методике трудового воспитания существенно важными являются

определение

порядка

выполнения

намеченного

труда,

распределение

обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные

участки работы и определение формы поведения результатов её выполнения.

г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности

учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам

работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь

идёт об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и

навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и

оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её

выполнения.

е) Органической частью организации труда является раскрытие и

осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении

расширении знаний и профессиональных навыков учащихся.

ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое

значение

имеет

стимулирование

трудовой

активности

учащихся,

формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы

профессиональном и трудовом направлении.

Вместе

с

потребностями

и

мотивами

значительную

роль

в

стимулировании

трудовой

активности

учащихся

играет

сама

форма

организации труда. И нужно стремиться к тому, чтобы в организацию

профессионального

труда

учащихся

непрерывно

вносились

новые

творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали

свежие, а мной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование

методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к

поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.

В ходе подготовки учащихся, а также их трудового воспитания и

профессиональной ориентации нужно учитывать , что труд – не только

источник всякого богатства, но и – важнейшее условие развития самих

людей,

хорошее

средство

воспитания:

соединение

обучения

с

производительным трудом.

А также надо твердо проводить ориентации на профессиональную

деятельность, а также привычку и любовь учащегося к полезному

труду. Рассматривая трудовое воспитание учащихся как важную

социальную

функцию

учебных

заведений,

обеспечивающую

всестороннее

и

гармоничное

развитие

личности.

Правильно

поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная

ориентация, непосредственное участие учащихся в общественно-

полезном, производительном труде является важными факторами

воспитания у них сознательного отношения к учебе, гражданского

становления, интеллектуального и физического развития. Как бы не

сложилась

дальнейшая

судьба

выпускников

учебных

заведений,

трудовая закалка потребуется им в любой сфере профессиональной

деятельности.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в СПО

должно

быть

направлено

на

профессиональную

подготовку

по

направлению подготовки, на котором обучается обучающийся.



В раздел образования