Автор: Комкова Надежда Владиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Такая разная математика
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАЛУЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА»
(ГБПОУ КО «ККНХиПО»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА»
Калуга, 2021 г.
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
«Математических, экономических и
естественнонаучных дисциплин»
Протокол №___от «___ » _______ 2021г.
Председатель ЦК __________ Юдина С.Н.
Методическая разработка «Такая разная математика»
посвящается раскрытию
опыта подготовки и хода проведения внеклассного мероприятия, которое носит
воспитательный характер.
Данная методическая разработка направлена на оказание помощи преподавателям
при организации внеурочной деятельности.
Разработчик: Комкова Н.В – преподаватель ГБПОУ КО «ККНХиПО»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Аннотация……………………………………………………………………………….
4
2.
План проведения математический вечера……………………………………………
5
3.
Сценарий математического вечера……………………………………………………
6
4.
Список литературы……………………………………………………………………..
16
5.
Приложение (презентация вечера)…………………………………………………….
17
3
Аннотация
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике —
слабый интерес многих обучающихся к предмету. Немало студентов считали и считают
математику скучной, сухой наукой. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от
качества постановки учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной
системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес обучающихся к
математике.
К тому же наряду с обучающимися, безразличными к математике, имеются и другие,
увлекающимися этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получаю на уроке
математики. Они хотели бы узнать больше о предмете, узнать, как он применяется в
жизни, порешать интересные и более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочных
занятий представляют себе большие возможности в этом направлении.
Внеурочные занятия приносят пользу и самому преподавателю. Чтобы проводить
успешную внеклассную работу, преподавателю приходится постоянно расширять свои
познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно
влияет и на качество его уроков.
Одной из форм внеклассного мероприятия является математический вечер.
Учитывая то, что цель вечера — повысить интерес к математике, желательно привлечь к
его организации как можно больше студентов. Программа вечера должна быть
разнообразной как по форме, так и по содержанию вечера. Интересный, забавный,
занимательный
материал
следует
чередовать
с
познавательной,
поучительной
информацией. Особое внимание следует уделить оформлению места, где будет
проводиться математический вечер. Кабинет должен содержать стойку с математической
литературой,
стены украшены портретами выдающихся математиков,
плакаты с
решенными математическими задачами, софизмами и т. д.
4
План проведения внеклассного мероприятия «Такая разная математика»
Цели занятия
Образовательная: познакомить студентов с биографией С.В.Ковалевской, историей
записи чисел, измерительных величин, используемых на Руси, приемов быстрого счета,
понятием математический софизм и приемами его построения, показать применение
свойств алгебраических тождеств для составления математических «фокусов», решение
сюжетных задач.
Развивающая: развитие
у
студентов
логического
мышления,
умения
сравнивать, анализировать, делать выводы, исследовательских навыков, смекалки,
развитие
правильной
математической
речи,
интереса
к
чтению
математической
литературы.
Воспитательная: воспитание уважения к товарищу
по группе,
дисциплинированности, любознательности, творческого
подхода
к
поставленной задаче, интересу к предмету.
Форма внеклассного мероприятия: математический вечер
Оснащение:
Математические
газеты,
выпущенные
группами,
плакаты
с
высказываниями математиков, выставка работ студентов и математической литературы.
Время проведения: 45 минут.
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.
Организационный момент (проверка готовности аудитории - 2 мин.
к занятию, готовность студентов).
2.
Основная часть - 40 мин.
выступление студентов
- сообщение «Ковалевская Софьи Васильевна»
- чтение по ролям рассказа А.П.Чехова «Репетитор»
- представление способов быстрого счёта
- представление математического софизма
- чтение математических фактов
- математическая викторина
3. Подведение итогов - 3 мин.
5
Сценарий математического вечера
Ведущий №1
- Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть
сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо
тренировать то, что дает нам людям превосходство над всеми другими обитателями
планеты - совершеннейшее создание природы - наш мозг.
Ведущий №2
Кем бы мы ни стали после окончания колледжа, всегда будут нужны знания,
хорошая память, сообразительность, настойчивость, наблюдательность, острый глазомер,
фантазия, внимательность, пространственное воображение, терпение, умение логически
мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты.
Ведущий №1
- Но заниматься математикой ведь очень тяжело! Логарифмы, тригонометрия. А
девчонкам мне кажется это не под силу
Ведущий №2
- Нелегко. Но в истории есть даже женщины математики. Например, знаменитый
учёный - математик Софья Васильевна Ковалевская.
Выступающий №1 (сообщение о С.В. Ковалевской)
Ковалевская Софьи Васильевна
15 (3) января 1850 года - 10 февраля (29 января) 1891 года
Софья Ковалевская (в девичестве Корвин-Круковская) росла в семье состоятельного
помещика, генерала в отставке. Ее дед и прадед по материнской линии были видными
учеными: дед - член Петербургской Академии наук, прадед - астроном и математик, автор
труда «О скорости ветра на Марсе».
Детство ее, до 18 лет, прошло в имении Палибино. расположенном на берегу озера,
недалеко от Великих Лук. Она получила домашнее образование под руководством
талантливых и внимательных учителей. Софья была второй дочерью (старшей была
Анна), а в семье ждали сына, поэтому отношение родителей к ней было прохладное, о чем
она с болью рассказывает в своих «Воспоминаниях». В 12 лет ей в равной мере нравилась
поэзия и математика, а в 15 начались серьезные занятия высшей математикой.
Сестры Корвин-Круковские мечтали продолжить учебу, но высшее образование для
женщин, возможно, было только за границей. В 18 лет Софья решает вступить в
фиктивный брак с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским, который был старше ее на
6
восемь лет. Родители не были в восторге от зятя, хотя он был и образован, и с
Прогрессивными взглядами, и даже владел книжным издательством. Он был из
мелкопоместных дворян, предпринимательской хватки не имел, у него были большие
долги и не распроданные книги его издательства.
Вскоре после свадьбы Ковалевские стали посещать в Петербурге лекции по
естествознанию профессора Ивана Михайловича Сеченова. Но наука физиология Софью
не заинтересовала, зато ее муж очень увлекся палеонтологией и в дальнейшем добился в
этой области значительных успехов, стал автором известных научных трудов.
Весной 1869 года Ковалевские уехали за границу, с ними отпустили и сестру Анну.
С течением времени общие интересы сдружили Владимира и Софью, и их брак перестал
быть формальным.
Они пробыли за границей пять лет (до 1874 года), в Вене, затем в Германии - в
Берлине и Гейдельберге. В Берлинский университет Ковалевским поступить не удалось,
зато в Гейдельберге Софья слушала лекции по физике и математике и стала ученицей
выдающегося математика Карла Вейерштрасса. Под его руководством были созданы
значительные работы С. Ковалевской.
Летом того же года курс обучения Софьи Ковалевской был завершен. Геттингенский
университет присудил ей степень доктора философии в области математических наук и
магистра изящных наук. Осенью Ковалевские вернулись в Россию и радовались этому.
Но праздники сменились буднями, надежды на интересную работу, ни для Софьи, ни
для Владимира не оправдались. Работы для них в Петербурге не нашлось: слишком они
образованны, прогрессивны и: не такие как все. Даже преподавание на Бестужевских
женских курсах оказалось для Софьи закрытым. Единственное, на что могла надеяться
Ковалевская в России, это должность учительницы арифметики. Ковалевская нашла для
себя другой род занятий - она стала публицистом, сотрудничала в газете «Новое время».
Журналистские обзоры давали выход ее литературному таланту и приносили некоторый
доход. Когда умер отец Софьи и Анны, сестрам было оставлено в наследство по 50 тысяч
рублей, правда, из доли Софьи вычли старый крупный долг ее мужа за издательский дом,
разорившийся из-за неумелого управления. С. Ковалевская получила 30 тысяч, и это тоже
было немало. На какое-то время в ее жизни наступил период относительного
материального благополучия вскоре, в 1878 году, родилась дочь, названная в честь матери
Софьей, дома ее звали Фуфа.
Муж Софьи потерпел неудачу как домовладелец и поступил на службу в
акционерное общество. Вскоре ему предложили командировку за границу. Софья решила
снова покинуть Россию.
7
Между тем жили Ковалевские бедно. Владимир Онуфриевич окончательно
разорился, наследство жены частью ушло за долги, частью было растрачено, и кончилось
все тем, что он застрелился.
Софья Васильевна Ковалевская, оказавшись без средств после смерти мужа, больная
и измученная, намеревалась вернуться в Россию, но в это самое время ей последовало
предложение занять должность приват-доцента и читать лекции по математике в
Стокгольме
В Стокгольме устроилась жизнь Софьи Ковалевской и в бытовом плане, у нее было
вполне приличное жилье - четырехкомнатная квартира на третьем этаже особняка (с
маленькой пятой комнаткой для прислуги
В 1887 году произошла встреча Софьи с Максимом Максимовичем Ковалевским. Со
времени
зашиты
магистерской
диссертации
Максим
Ковалевский
преподавал
в
Московском университете и был в центре духовной жизни московской интеллигенции.
Артистичный, страстный, энциклопедически образован - на его лекциях зал всегда был
переполнен.
Ей на роду было написано войти в историю как знаменитый математик Ковалевская.
В юности она сама спутала карты своей судьбы, вступив в фиктивный брак с
Владимиром Ковалевским, а по жизни ей предназначался совсем другой Ковалевский. Но
встретилась она с ним слишком поздно. Любовь с первого взгляда, говорят в таких
случаях.
В конце 1890 года она выехала на юг Франции. Максим Максимович жил на своей
вилле в Ницце. Эти дни были «ковалевским раем». Они наслаждались жизнью, душевным
теплом, разумно избегая нерешенных вопросов. Свадьба была назначена на лето будущего
года. Новый год встречали вместе в Генуе...
Но счастье их было недолгим. Преждевременная смерть оборвала жизнь Софьи
Ковалевской. Она простудилась по дороге из Италии в Швецию. Тяжелое воспаление
легких, болезнь усиливалась.
Агония началась внезапно. Ее последние слова: «Слишком много счастья». Она
скончалась 10 февраля 1891 года. С тех пор прошло более ста лет, но мы помним эту
гениально одаренную русскую женщину и словно бы слышим посвященные ей строки:
Душа из пламени и дум,
Пристал ли твой корабль воздушный
К стране, куда парил твой ум.
Призыву истинно послушный?
В тот звездный мир так часто ты
8
На крыльях мысли улетала.
Когда, уйдя в свои мечты,
О мирозданье размышляла.
Ведущий №1
- Софья Васильевна вошла в историю, не только как математик, но и как поэт. Для
многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией.
Ведущий №2
- Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают.
Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении
различных
явлений жизни. Многие литературные деятели обращались в своих
произведениях к задачам по математики. Например. Антон Павлович Чехов в своём
рассказе «Репетитор».
Выступающий №2,3,4 (чтение по ролям рассказа А.П. Чехова «Репититор»)
Антон Чехов
Репетитор
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя,
двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким
лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие
начинается.
Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься
с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во
II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
- Ну-с... — начинает Зиберов, закуривая папиросу. — Вам задано четвертое
склонение. Склоняйте fructus!
Петя начинает склонять.
- Опять вы не выучили! — говорит Зиберов, вставая. — В шестой раз задаю вам
четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть! Когда же, наконец, вы начнете учить
уроки?
- Опять не выучил? — слышится за дверями кашляющий голос, и в комнату входит
Петин папаша, отставной губернский секретарь Удодов. — Опять? Почему же ты не
выучил? Ах ты, свинья, свинья! Верите ли, Егор Алексеич? Ведь и вчерась порол!
И, тяжело вздохнув, Удодов садится около сына и засматривает в истрепанного
Кюнера. Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце. Пусть глупый отец узнает, как
глуп его сын! Гимназист входит в экзаменаторский азарт, ненавидит, презирает
9
маленького краснощекого тупицу, готов побить его. Ему даже досадно делается, когда
мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему этот Петя!
- Вы даже второго склонения не знаете! Не знаете вы и первого! Вот вы как
учитесь! Ну, скажите мне, как будет звательный падеж от meus filius
1
?
- От meus filius? Meus filius будет... это будет...
Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но не дает ответа.
-А как будет дательный множественного от dea
2
?
- Deabus... filiabus! — отчеканивает Петя.
Старик Удодов одобрительно кивает головой. Гимназист, не ожидавший удачного
ответа, чувствует досаду.
- А еще какое существительное имеет в дательном abus? — спрашивает он.
Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере.
- Звучный язык латинский! — замечает Удодов. — Алон... трон... бонус...
антропос... Премудрость! И всё ведь это нужно! — говорит он со вздохом.
«Мешает, скотина, заниматься... — думает Зиберов. — Сидит над душой тут и
надзирает. Терпеть не могу контроля!» — Ну-с, — обращается он к Пете. — К
следующему разу по латыни возьмете то же самое. Теперь по арифметике... Берите доску.
Какая следующая задача?
Петя плюет на доску и стирает рукавом. Учитель берет задачник и диктует:
- «Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько
аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»
Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
- Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток
получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается? Гм!..
Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»...
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то».
- Решайте же! — говорит он Пете.
- Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий
ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет,
бледнеет.
10
- Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и
игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете?
Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к
завтраму... Подумайте...
Петя
ехидно
улыбается.
Удодов
тоже
улыбается.
Оба
они
понимают
замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает
ходить из угла в угол.
- И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и
вздыхая. — Вот, извольте видеть...
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
- Вот-с... по-нашему, по-неученому.
Учителю становится нестерпимо жутко. С замиранием сердца поглядывает он на
часы и видит, что до конца урока остается еще час с четвертью — целая вечность!
- Теперь диктант.
После диктанта — география, за географией — закон божий, потом русский язык,
— много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов
берется за шапку, милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым.
- Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? — просит он робко. — Завтра
мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.
- Я? Ах, да, да... — бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. — С удовольствием!
Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через две...
Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок.
Ведущий №1
-Весёлый рассказ. Оказывается математику не так уж и скучно изучать.
Ведущий №2
-А овладев навыками быстрого счёта станет ещё интереснее.
Выступающий № 5 ( навыки быстрого счёта)
Ведущий №1
- С помощью математических действий можно разыгрывать математические
комедии и фарсы.
Ведущий №2
- Как же это возможно? Что может быть смешного в сложении и вычитании.
Ведущий №1
- Юмор подобных математических представлений кроется в том, что ошибка –
довольна элементарная - несколько замаскирована и не сразу бросается в глаза.
11
Ведущий №2
- А я знаю. Это называется софизмом, т.е. ложное умозаключение, которое, тем не
менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на
преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Например, можно доказать,
что 2×2 =5
Выступающий №6 (представление софизма 2×2 =5)
Доказательство:
1) 20 = 20,
Отсюда следует верное равенство 36 - 16 = 45 - 25.
Отсюда следует также верное равенство 16 - 36 = 25 - 45.
2) Если прибавить к обеим частям равенства дробь 81/4 или (9/2)2,
то получится новое равенство
16 - 36 + (9/2)2 = 25 - 45 + (9/2)2.
3) Рассмотрим левую часть равенства
Здесь 16 = 42 и 36 = 2 * 9/2 * 4.
Значит, 16 - 36 + (9/2)2 = 42 - (2*9/2*4) + (9/2)2.
А это по формуле (а - в)2 равно (4 - 9/2)2.
4) Рассмотрим правую часть равенства
Здесь 25 = 52 и 45 = 2 * 9/2 * 5.
Значит, 25 - 45 + (9/2)2 = 52 - (2*9/2*5) + (9/2)2.
А это по формуле (а - в)2 = (5 - 9/2)2.
5) Перепишем равенство с новыми данными из пунктов 3 и 4. Имеем:
(4 - 9/2)2 = (5 - 9/2)2.
6) Избавимся от квадратов, подставив обе части равенства под знак корня. Имеем:
4 - 9/2 = 5 - 9/2.
7) Избавимся от дроби (- 9/2), прибавив к обеим частям равенства дробь 9/2. Имеем:
4 = 5
или же 2 * 2 = 5.
Что и требовалось доказать.
Ведущий №1
- Зная, такие фокусы можно даже выступать на сцене.
Ведущий №2
- Да. А вообще математика действительно встречается в разных областях науки. Вот
несколько интересных фактов.
Выступающий №7,8,9 (зачитывание интересных фактов, связанных с математикой)
12
Леонардо да Винчи вывел правило, согласно которому квадрат диаметра ствола
дерева равен сумме квадратов диаметров ветвей, взятых на общей фиксированной высоте.
Более поздние исследования подтвердили его с одним лишь отличием — степень в
формуле необязательно равняется 2, а лежит в пределах от 1,8 до 2,3. Традиционно
считалось, что эта закономерность объясняется тем, что у дерева с такой структурой
оптимальный механизм снабжения веток питательными веществами. Однако в 2010 году
американский физик Кристоф Эллой нашёл более простое механическое объяснение
феномену: если рассматривать дерево как фрактал, то закон Леонардо минимизирует
вероятность слома веток под воздействием ветра.
Листья на ветке растения всегда располагаются в строгом порядке, находясь друг от
друга на определённый угол или против часовой стрелки.
Величина угла разная у
различных растений, но её всегда можно описать дробью, в числителе и знаменателе
которой — числа из ряда Фибоначчи. Например, у бука этот угол равен 1/3, или 120°, у
дуба и абрикоса — 2/5, у груши и тополя — 3/8, у ивы и миндаля — 5/13 и т.д. Такое
расположение позволяет листьям наиболее эффективно получать влагу и солнечный свет.
Муравьи способны объяснять друг другу путь к пище, умеют считать и выполнять
простейшие арифметические действия. Например, когда муравей - разведчик находит еду
в специально сконструированном лабиринте, он возвращается и объясняет, как пройти к
ней, другим муравьям. Если в это время заменить лабиринт на аналогичный, то есть
убрать феромоновый след, сородичи разведчика все равно найдут пищу. В другом
эксперименте разведчик ищет в лабиринте из многих одинаковых ответвлений, и после
его объяснений другие насекомые сразу бегут к обозначенному ответвлению. А если
сначала приучить разведчика к тому, что пища с большей вероятностью будет находиться
в 10, 20 и так далее ответвлениях, муравьи принимают их за базовые и начинают
ориентироваться, прибавляя или отнимая от них нужное число, то есть используют
систему, аналогичную римским цифрам.
Лабораторные исследования показали, что пчёлы умеют выбирать оптимальный
маршрут. После локализации расставленных в разных местах цветков пчела совершает
облёт и возвращается обратно таким образом, что итоговый путь оказывается
наикратчайшим. Таким образом, эти насекомые эффективно справляются с классической
«задачей
коммивояжёра»
из
информатики,
на
решение
которой
мощные
суперкомпьютеры могут тратить не один день.
Бытует мнение, что Альфред Нобель не включил математику в список дисциплин
своей премии из-за того, что его жена изменила ему с математиком. На самом деле Нобель
никогда не был женат. Настоящая причина игнорирования математики Нобелем
13
неизвестна,
но есть несколько предположений.
Например, на тот момент уже
существовала премия по математике от шведского короля. Другое — математики не
делают важных изобретений для человечества, так как эта наука имеет чисто
теоретический характер.
Гугол (от лат. Googol) - это число десять в сотой степени то есть единица со ста
нулями. О «гуголе» впервые написал в 1938 году в статье «New Names in Mathematics» в
январском номере журнала Scripta Mathematica американский математик Эдвард Каснер.
По его словам назвать «гуголом» большое число предложил его девятилетний племянник
Милтон Сиротта. Общеизвестным же это число стало благодаря названной в честь него
поисковой машине Google. Обратите внимание, что «Google» - это торговая марка, a
googol - число.
Ведущий №1
- А как ты думаешь, наши слушатели хорошо знают математику?
Ведущий №2
-Сейчас проверим. Проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, кто
знает, поднимает руку и отвечает на вопрос.
Ведущий №1,2 (викторина)
1.Летело 25 гусей. Одного гуся подстрелили охотники. Сколько гусей осталось? (1
остался, а остальные улетели)
2. Яйцо всмятку варится 2 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?
(столько же 2 мин.)
3. Два отца и два сына купили 3 апельсина и разделили их поровну. Как это могло
случиться? (Дедушка, отец и сын)
4. Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько кг будет весить петух, если встанет на
две ноги? (4 кг).
5. В каком слове 100 отрицаний? (стонет)
6. В названии какого вида спорта можно услышать число 10? (теннис по английски
тен -10)
7. В названии какой цифры слышится название меньшей цифры? (восемь)
8. Картина Перова «Охотники на привале». Сколько охотников изобразил
художник? (3 чел)
9. Сколько медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом бору»? (4)
10. Сколько персиков на картине Серова «Девочка с персиками»? (4)
Ведущий №1
- Познавательный получился у нас разговор.
14
Ведущий №2
- Математика - интересная и полезная наука. Я слышала, что известный писатель
Льюис Кэролл, автор «Алисы в стране чудес» был учеником выдающегося математика
Дэвида Гильберта, но не смог сам стать математиком, потому что у него было
недостаточно фантазии и он стал .... Писателем.
Ведущий №1
А я знаю другого выдающегося человека Михаила Васильевича Ломоносова:
«Математику уж затем изучать надо. Что она ум в порядок приводит». Пожелаем
всем работать над собой, совершенствоваться и … изучать математику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гик, Евгений Яковлевич. Занимательные математические игры / Е. Я. Гик. - 2-е
изд., испр. и доп. – Москва : Знание, 1987 - 159 с. : ил.
15
2.
Дубровский, Владимир Натанович.Математические головоломки. Вып. 1До и
после кубика Рубика / В. Н.Дубровский, А. Т. Калинин. - Москва :Знание, 1990 -
144 с.
3.
Перельман, Яков Исидорович.Живая математика. Математические рассказы и
головоломки / Я. И. Перельман. - Москва : Триада : Литера, 1994 - 174 с.
4.
Чехов А. П. Репетитор // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т.
Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.:
Наука, 1974—1982.
16
18
19
20
21
22
23
24
Рецензия
на методическую разработку внеклассного мероприятия «Такая разная математика»
преподавателя общеобразовательных дисциплин ГБПОУ КО «Калужский колледж народного
хозяйства и природообустройства» Н.В.Комковой
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Такая разная математика»,
автором которой является преподаватель общеобразовательных дисциплин
Н.В. Комкова
актуальна, так как она направлена на оказание помощи преподавателям при организации
внеурочной деятельности.
Содержание методической разработки соответствует поставленным целям. В введении
отражается актуальность, цель, задачи методической разработки; в основной части даётся
содержание мероприятия; выводы сделаны по результатам апробирования метода.
В разработке «Такая разная математика» рассматриваются различные аспекты
дисциплины, приводятся примеры математических софизмов и фокусов, биография женщины-
математика С. Ковалевской, рассматриваются интересные математические факты, примеры
изучения математики в литературных произведениях, предусматривается викторина для
слушателей.
Всё это призвано вызвать живой интерес у студентов к изучению математики. Показ
презентации с яркими иллюстрациями к каждой задаче, позволяет сделать мероприятие
увлекательным, интересным и запоминающимся.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поговорим о математике» может
быть
рекомендована
для
использования
преподавателями
колледжа
при
организации
внеклассной работы.
Рецензент:
Преподаватель математики
ГБПОУ КО «Калужский
колледж народного
хозяйства и природообустройства» В.С. Пронина