Автор: Алекперова Лейла Багадировна
Должность: преподаватель по акушерству и гинекологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж имени Г.А.Илизарова"
Населённый пункт: г. Дербент, Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ведение третьего периода родов
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А. ИЛИЗАРОВА»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УР
____________З.Т. Айдынбекова
« ____» ____________ 2022_г.
Методическая разработка
практического занятия
По теме: «Кровотечения во второй половине беременности»
по дисциплине ПМ 04. МДК 04.01 «Патологическое
акушерство»
для специальности 31.02.02. акушерское дело
курс - 3
Рассмотрена и одобрена на
заседании цикловой комиссии
акушерско – гинекологического
и педиатрического цикла
Протокол № ___ от ________ 2022 г
Председатель ЦМК:
___________ Р.М.Асланбеков
Разработчики методической разработки
____________ Л.Б. АЛекперова
преподаватели высшей категории:
г. Дербент
Содержание
1.
Пояснительная записка.
2.
Содержание методической разработки.
3.
Список использованной литературы.
4.
Приложения.
1.
Пояснительная записка
выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы. Какой проблеме посвящается
методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть
полезна; отражается обоснование актуальности темы, ее новизна.
- Предполагаемый конечный результат работы.
- Методические рекомендации.
(Пример)
Методическая разработка предназначена для помощи преподавателям по
разделу МДК «Технология оказания медицинских услуг» при подготовке к
проведению практических занятий. Так же она может быть использована для
самоподготовки студентами факультетов «Сестринское дело», «Лечебное дело»,
«Акушерское дело» при изучении данной темы.
Теоретическое обоснование темы сопровождается схемами и слайдами,
которые могут быть использованы для мультимедийного сопровождения при
использовании современных технологий обучения. Кроме общепринятых
стандартов представлены стандарты современных технологий. Предлагается
многоуровневый контроль знаний студентов, направленный на развитие
логического и клинического мышления. В соответствии с современными
требованиями предложена «Карта экспертной оценки отработки манипуляций».
Стандарты
практических
манипуляций
отвечают
всем
требованиям,
предъявляемым к алгоритмам сестринской деятельности и соответствуют
утвержденным профессиональным стандартам сестринских манипуляций.
Таким
образом,
методическая
разработка
отвечает
всем
требованиям
«Государственного образовательного стандарта» и способствует формированию
и развитию трудовых функций и компетенций.
На изучение данного раздела, согласно учебному плану, отводится 6
учебных часов. В современной медицинской практике мероприятия по
подготовке пациентов к лабораторным методам исследования имеют большое
практическое значение и обеспечивают качество оказания медицинской
помощи. В рамках сестринского процесса лабораторные методы исследования
обеспечивают информацию для сестринского обследования и планирования
сестринского ухода. Данная тема тесно связана с сестринской педагогикой и
мероприятиями по обеспечению инфекционной безопасности.
В
программе
изучения
также
присутствуют
высокотехнологичные
манипуляции
–
забор
крови.
При
формировании
профессиональных
компетенций требуется изучение не только традиционных методов забора, но и
использование современных технологий.
Формирование трудовых функций и профессиональных компетенций
является
первоочередной
задачей
в
области
выполнения
сестринских
манипуляций.
Практические занятия является самым важным звеном в системе среднего
профессионального образования медицинских работников. Они являются
самыми значимыми в процессе формирования профессиональных и общих
компетенций у студентов медицинского колледжа.
Предусматривается
проведение
занятий
на
базах
учреждений
практического
здравоохранения,
что
позволяет
максимально
приблизить
учебный процесс к реальным условиям.
Специфика проведения практических занятий подразумевает проведение
контроля
исходного
и
итогового
уровня
знаний,
использование
информационно-компьютерных
технологий,
закрепление
лекционного
материала и большой блок самостоятельной работы студентов (аудиторной и
внеаудиторной).
Дидактический материал представлен рабочими тетрадями и различными
приемами контроля знаний на различных этапах занятия. Наглядность
закрепляемого материала обеспечивают презентации по темам.
Карта самостоятельной работы обеспечит четкую организацию учебного
процесса на этом этапе, возможность самоконтроля и взаимоконтроля при
отработке манипуляций.
Темы данного раздела подразумевают изучение и освоение целого ряда
практических манипуляций, поэтому в комплект занятий входят и стандарты
соответствующих сестринских манипуляций.
Педагогам, приступающим к проведению занятий, представляется
широкая возможность для использования самых различных приемов и методов
личностно-ориентированного и активного обучения.
2.
Содержание методической разработки
(Рекомендуемое содержание методической разработки следующее:
- тема занятия;
- цель занятия;
- задачи;
- тип занятия;
- вид занятия;
- форма организации образовательного процесса;
- форма проведения занятия;
- место проведения занятия (при необходимости);
- материальное обеспечение занятия;
- ход занятия (структура занятия в соответствии с типом занятия);
- указания по обеспечению безопасности;
«Тема занятия
___________________________»
Цель занятия:
обучающая – введение знаний, умений и навыков
развивающая - формирование и развитие интересов, мышления, речи, воли
и т.д.
воспитательная - формирование взглядов, убеждений, качеств личности
Стандарт по теме:
(по рабочей программе)
Студент должен:
знать
уметь
иметь навыки
Формируемые компетенции
( по рабочей программе)
ОК
ПК
Тип занятия: (в зависимости от цели выбрать) практическое, теоретическое,
комбинированное
Вид занятия: лекция, беседа, самостоятельная работа, практическая работа
(выбрать)
Форма
организации
образовательного
процесса
-
фронтальная,
индивидуальная, парная, коллективная (выбрать, возможны все)
Форма проведения занятия - традиционное или нетрадиционное занятие
(указать).
Место проведения занятия (определяется, исходя из цели и формы
проведения занятия и необходимости обеспечения требований безопасности)
- доклинический кабинет, учебная комната, симуляционный центр.
Материальное обеспечение занятия.
необходимые пособия, инвентарь для проведения занятия, дидактический
материал:
1.
тестовые задания для итогового контроля знаний с эталоном ответов.
2.
контрольные вопросы
3. ситуационные задачи с эталонами ответов
4. презентация
5. алгоритмы действия медицинской сестры при выполнении
манипуляций
(перечислить только то, что есть на уроке)
Схема интеграционных связей УД и ПМ:
1. Междисциплинарные связи:
Дисциплина ПМ
ТЕМА
2. Внутридисциплинарные связи:
Хронокарта теоретического занятия:
№
п/п
Структурные элементы урока
Врем
я
(мин.
)
Деятельность
преподавател
я
Деятельност
ь
студента
1.
Организационная часть занятия
2
2.
Сообщение
темы
лекции
и
развернутого плана
2
3.
Сообщение домашнего задания
3
4.
Начальная
мотивация
учебной
деятельности (вызвать у студента
интерес к восприятию новой темы)
5-7
5.
Сообщение и усвоение новой темы
(восприятие,
осмысление,
закрепление)
70
6.
Рефлексия
(самооценка
и
самоконтроль обучающихся)
5
7.
Заключительная часть
1
(выкладывается весь материал, который используется на занятии, как лекционный,
так и дидактический)
Хронокарта практического занятия:
№
п/п
Структурные
элементы
урока
Время
(мин.)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента
1.
Организационны
й
момент.
2 мин Приветствует
студентов,
обращает
внимание
на
санитарное
состояние
учебной
комнаты,
внешний
вид
студентов.
Отмечает
отсутствующих.
Приветствуют
преподавателя,
занимают
рабочие
места.
Дежурный
группы сдаёт рапорт,
т.е.
называет
отсутствующих,
говорит,
что
было
задано на дом
2.
Ознакомление с
темой, планом
и целью занятия.
3мин
Знакомит студентов с
темой, планом занятия;
объявляет
поставленные
перед
ними цели.
Объясняет,
каков
должен быть результат
занятия.
Записывают в дневник
дату, тему, план, цели
занятия. Осмысливают
план занятия и ставят
перед собой цели.
3.
Фронтальный
опрос
15ми
н
Проводит фронтальный
опрос,
проверяет
ответы,
исправляет
ошибки
Отвечают на вопросы
преподавателя;
внимательно слушают,
исправляют
и
дополняют ответы.
4.
Решение тестов,
граф. диктанта.
15ми
н
Раздает
тесты,
объясняет выполнение
граф.
диктанта,
дополняет,
исправляет
ошибки.
Думают, анализируют,
решают письменно и
устно,
отвечают,
обосновывая ответ.
5.
Решение
ситуационных
задач
30
мин
Раздает
ситуационные
задачи,
внимательно
слушает
ответы,
дополняет,
исправляет
ошибки.
Думают, анализируют,
решают устно задачи,
отвечают,
обосновывая ответ.
6.
Отработка
навыков:
индивидуальный
опрос с
применением
практических
45
мин
По
ходу
работы
указывает
на
допущенные
ошибки,
исправляет их. Главная
задача
–
точность
выполнения
Отрабатывает
практические навыки,
индивидуально
используя предметы.
навыков
катетеризация
и промывание
мочевого пузыря;
манипуляций.
7.
Решение
кроссворда,
перфокарт
15
мин
Раздает
перфокарты,
выполняют кроссворд,
внимательно
слушает
ответы,
дополняет,
исправляет ошибки.
Думают, анализируют,
решают,
устно
отвечают,
обосновывая ответ.
8.
Объяснение
новой темы,
изложение нового
материала.
30
мин
Объясняет
название
новой темы, объясняет
материал доходчиво с
использованием плана -
конспекта,
видео
-
презентации.
Демонстрирует
практические
навыки
по данной теме.
Внимательно слушают
преподавателя,
участвуют
в
обсуждении,
задают
вопросы. Записывают
название
темы,
основные термины и
манипуляции.
9.
Оформление
дневников
практического
занятия.
15
мин
Предлагает
сделать
записи о проделанной
работе.
Делают
записи
о
проделанной работе.
10
.
Подведение
итогов занятия.
5 мин Комментирует
результаты
работы
каждого
студента.
Указывает
на
положительные
и
отрицательные
моменты.
Участвуют
в
оценке
работы
друг
друга,
делают выводы.
11
.
Задание на дом.
5 мин Сообщает
задание,
перечень необходимой
литературы.
Записывают домашнее
задание,
приводят
в
порядок
рабочие
места.
(выкладывается весь материал, который используется на занятии, как лекционный,
так и дидактический)
1.
Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при
изучении нового материала
2.
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний
3.
Контролирующие материалы в форме тестовых заданий с эталонами
ответов
4.
Рекомендации
для
студентов
по
выполнению
внеаудиторной
самостоятельной работы
Указания по обеспечению техники безопасности.
Содержание этого раздела определяется целью и методом проведения
занятия. Указания этого раздела должны предусматривать обеспечения
безопасности при подъезде к месту занятия, во время занятия и при отъезде.
3.
Список использованной литературы.
Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы
(указывается в алфавитном порядке, желательно использовать свежие
издания, если имеется электронная версия указать)
4.
Приложения
Общие правила оформления методической разработки
Оформляют разработку с применением технических средств на одной
стороне листа формата А 4.
Межстрочный интервал — одинарный.
Поля обычные
При наборе текста используется гарнитура шрифта Times New Roman, размер
– указан в скобках (14),(16) и т.д.
Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по
всему тексту. Разрешается использовать компьютерные возможности
акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях.
Для этого можно применять: разное начертание шрифта (курсивное,
полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др.
Абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,25 см.
Разрывы необоснованные между абзацами недопустимы.