Напоминание

Народные промыслы Касимова как объект предпринимательства


Автор: Потапов Владимир Петрович
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: Касимовский филиал ОГБПОУ " Рязанский медицинский колледж"
Населённый пункт: касимов
Наименование материала: статья
Тема: Народные промыслы Касимова как объект предпринимательства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Народные промыслы как объект предпринимательства

в касимовском крае

Народные промыслы и ремесла всегда вызывали неподдельный интерес у многих

субъектов экономики. Они до сих пор остаются наиболее многогранным сегментом

малого бизнеса, важным ресурсом современного экономического пространства.

Касимовсий

край

занимает

особое

место

в

развитии

народных

промыслов

и

ремесел, уходящих в седую глубь веков.

Природные богатства позволяли мастерам использовать природный материал в

своей производственной деятельности.

Значительное место занимал деревообделочный промысел. Промыслы, связанные с

обработкой дерева находились в прямой зависимости от наличия в касимовских местах

лесных массивов. По видам производства эти промыслы подразделялись на: экипажный

(производство

колес,

саней, телег,

дуг и оглобель);

бондарный (производство бочек,

кадок, ушатов, ведер, черпаков, обручей и прочего бондарного товара;)

Уезд занимал ведущие позиции по производству мебели, оконных рам и дверей,

сундуков и ларей, веретен и самопрялок, вёдер, сельскохозяйственного и транспортного

инвентаря, берестяной соломенной тары.

Развит был также корзиночный промысел. Касимовские корзиночники из прутьев,

корней и лучины изготавливали корзины, короба и кузова для тарантасов.

На дому, выполняя заказы потребителей, работали столяры, портные и сапожники.

На заказ работали и мельники, которые даже плату за помол брали не деньгами, а мукой.

По домам коптилось мясо, приготовлялся сыр, выжималось растительное масло из семян

льна и конопли.

Общим явлением для всех промыслов была большая продолжительность рабочего

дня от 12 до 14 часов и выше, у ложкарей она составляла 18 часов. К труду привлекались

женщины, дети и подростки.

Был развит смолокурный и дегтярный промысел. Деготь гнался из березовой коры,

а смола из пеньков сосны. Жидкость хранилась в бочках. Готовой продукцией смолили

суда, бочки, лодки, веревки, канаты. Дегтем смазывали телеги, упряжь, обувь. Он также

применялся при лечении людей и животных.

В народном быту издавна резали и точили деревянную посуду. Из липовой древе-

сины изготавливались чашки, блюда, ложки, а также корыта, ёмкости для разведения пив

а и кваса, резные игрушки, и многое другое.

Выполненные с исключительной выразительностью, деревянные изделия поражали удив

ительной продуманностью формы, сочетавшей высокое искусство с практическим назна

чением. Чашки, ложки, тарелки, ковши и многое другое прочно вошли в быт народа.

Нередко изделия украшали росписью. В росписях среди цветов и трав мирно уживались

сказочные животные и птицы.

Пластичность формы, красочный наряд росписи делали посуду предметом, украшавшим

дом. Это большое искусство, наполненное любовью к природе и жизни, столетиями радо

вало людей.

Широкое распространение получила художественная резьба по дереву –

на чашах и других предметах домашней утвари. Резьбой покрывались разнообразные пр

едметы обихода.

В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас. И если ушли теперь из практического уп

отребления традиционные русские ковши, то в современном быту вполне уместны резны

е хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, ориг

инальные вешалки и многое, многое другое. Резьбой украшают и небольшие предметы с

увенирного характера, и солидные вещи, например, наборы мебели для кухни, для детск

ой комнаты, дачный гарнитур и т.д.

Местное население уезда занималось и сбором наростов на стволах березы. Их

называли

капниками.Нарост аккуратно отпиливали, распиливали, сутки вымачивали в воде, затем в

течение суток парили в печи, отчего нарост краснел и приобретал яркий цвет. После просу

шки из этого сырья умельцы делали шкатулки, портсигары, спичечницы, мундштуки, игол

ьницы, броши, запонки и другие изделия. Готовая продукция покрывалась лаком, приобре

тала привлекательный вид. Продукция капников пользовалась большим спросом и ценила

сь очень дорого.

Издавна в Касимовском уезде был развит гончарный промысел. Этим промыслом

славились деревни Вырково и Ярыгино, где располагались залежи пластической глины и

красно-бурого

суглинка.

Изделия, производимые вырковскими гончарами,

всегда пользовались спросом и имели сбыт. Вырковцы лепили горшки и квасники, кадиль

ники и свистульки и многое другое.

Глиняная посуда в былые времена имела наибольшее распространение в крестьянс

ких хозяйствах, т.к. купить металлическую не хватало средств. Предприятий, выпускающ

их глиняную посуду, в то время не существовало. Создавать их не было смысла, т.к. это б

ыло бы убыточное производство. Доставлять на рынок, особенно на дальние расстояния э

тот хрупкий товар было сложно. При перевозке посуда трескалась, разбивалась, теряла то

варный вид. Вместо прибыли производство приносило хозяину убытки. Поэтому производ

ством гончарных изделий крестьяне занимались на местах. Работа с глиной требовала осо

бого мастерства и была доступна только мужчинам. Мальчики начинали учиться гончарно

му ремеслу с 11 лет.

С незапамятных времен в уезде существовала традиция изготовления игрушек, а

их создатели были носителями национальной культуры. Игрушки таили в себе большой с

мысл и великую духовную красоту народа. Глиняные свистульки в виде петушков, медвед

ей, коней были под силу не только женщинам, но и детям. Открывались семейные мастерс

кие, в которых изготовлением игрушек занималась вся семья –

и родители и дети. Мастера выполняли заказы местной знати для своих детей: лошадки, п

отешные возки. На рынке глиняные игрушки всегда пользовались особым спросом. Они п

ривлекали внимание не только детворы, но и гостей края. Цена их была невысокой. Особо

й выдумкой и фантазией отличались игрушки взрослых, они были более сложными по тех

нологии изготовления. Например, лошадь была впряжена в глиняный возок на колёсах со

шкворнёй и чекой. Свистки были выполнены особенно искусно: свинья натурально хрюка

ла, петух кукарекал. Подобные поделки с секретом веселили народ, и местные игрушечни

ки с большим увлечением занимались их изготовлением. Изделия промысла получили наз

вание « вырковская игрушка». Выдумка и умение мастеров не оставляли равнодушными

ни детей, ни взрослых.

Для обжига посуды применялись специальные печи, которые располагались почти перед к

аждым домом. В печь входило до ста различных изделий, а в некоторые до трёхсот. Для б

ольшей прочности посуду обваривали в растворе муки, а иногда в кислых щах. Вырковска

я посуда отличалась не только прочностью, но и аккуратностью исполнения. Мастера леп

или двухведёрные кувшины для сусла, чашки для супа, глиняные сковороды, кубышки дл

я сбора ягод, пряслицы для прядильного станка и даже грузила для сетей.

К середине XX века гончарный промысел начал постепенно затухать.Глиняную пос

уду сменила металлическая, прочно вошедшая в быт населения.

Широкое распространение в уезде получила обработка металла. По количеству кузниц и к

узнецов Касимовскому уезду не было равных. Если во всей губернии в последней трети X

IX века было чуть больше 1300 кузнецов, то в Касимовском уезде их проживало и работал

о 305 человек, т.е. четвёртая часть. Они выделывали замки, топоры, гвозди, зубья для боро

н, скобы и др. В центре города, там, где в настоящее время располагается Пушкинский скв

ер, находился кузнечный ряд несколько кузниц и лавок.

Крестьяне Спиринской и Неверовской волостей во второй половине

XIXв специализировались на изготовлении плотничьих топоров. Только в 19 кузницах дере

вни Неверовой производилось в год до 65 тысяч топоров, на сумму 20,5 тысяч рублей. Куз

нецы деревни Баташово выделывали строевые гвозди, которые вывозились на украинские я

рмарки. О размерах металлообрабатывающего производства в уезде можно судить по тому,

что 117 кузниц в 1875году дали до 2 млн. пудов железных товаров на общую сумму 2,5 мл

н. рублей.

Большинство касимовских крестьян разрабатывали песчаник и известняк. Наиболее распро

странён этот промысел был в селе Перво. Камень использовался как для строительства жил

ых помещений, так и для надворных построек. Вывороченный ломами из ямы камень выво

зился и складывался на берегу реки, а весной его грузили на баржи и водным путём достав

ляли к месту назначения. Доход от такого промысла был небольшим. Скупщики часто обма

нывали крестьян, вынужденных продавать «свой товар» по 15 рублей за кубическую сажен

ь при условии погрузки.

Во второй половине XIX века в уезде развивалось вязание варежек и носков. Тон в этом де

ле задавали крестьяне с. Уланова гора.

В ряде селений промыслы имели уникальный характер. Например, изготовление гармошек

в Алексеевской волости и в деревне Поповской. Они отличались хорошим тоном, чистотой

отделки.

Широкое распространение в уезде получил кожевенно – скорняжный промысел.

Кожевники,

скорняки,

сапожники

имелись

в

каждом

уезде

Рязанской

губернии,

но

первенство среди них занимали касимовские мастера. Они выделывали кожи высокого

качества, особенно ценились бухарские мерлушки и калмыцкие овчины. К промыслам,

связанным

с

обработкой

кожи

относились

сапожный,

башмачный

и

шорный.

К

последнему относилось изготовление шлеи, уздечек, хомутов, седелок и других изделий

для упряжи.

В 1857 году на 4-х касимовских предприятиях, объединявших более 200 крестьян,

вырабатывалось бухарской мерлушки на 100 тысяч рублей. Кроме того, ещё 200 человек

выделывали

простую

овчину.

Свой

товар

касимовцы

вывозили

в

Москву

и

другие

крупные города России, а также за границу. Часть крестьян занималась пошивом сапог и

башмаков из кожи.

Ещё в средние века в нашем крае, как и на территории всего русского государства,

возникла почтовая связь. С конца XVII начала XVIII века стали создаваться почтовые трак

ты, среди которых главенствовали три, идущие от Москвы на север, юг и восток. Касимов

и Рязань в то время не находились ни на одном из них, через эти города не проходили и др

угие государственные тракты. Однако эти города находились на крупнейшей судоходной

реке Волжского водного бассейна -

Оке и тяготели к Сибирскому тракту, который с 1824 года капитально перестраивался, рас

ширялось его полотно.

Ширина дорог позволила отказаться и от старинного способа запряжки лошадей «цугом»,

на смену которому пришёл способ впрягать лошадей в ряд: в середине –

коренная, а по бокам –

две пристяжных. Так появилась конная тройка.С появлением тройки возникла необходим

ость применения особого сигнала. Первоначально сигнальные функции выполнял обыкно

венный рожок. Однако он не привился и имел лишь символическое значение. Рожок смен

ил новый сигнал – поддужный колокольчик.

Звон колокольчиков обязывал всех уступать дорогу почтовой тройке. Колокольчик быстр

о полюбилсяямщикам. Он не только выполнял сигнальную функцию, но и оповещал свои

м звоном о заблудившейся повозке или долгожданном путнике. В дальней дороге он радо

вал своим звоном сердце, отгонял скучные думы.

В России было немного городов и сёл, в которых находились заводы и мастерские, занима

вшиеся изготовлением колокольчиков. Общепризнанным зачинателем этого промысла явл

яется Валдай(ныне Новгородская область). На Мещере этим промыслом прославился Каси

мов. Возник этот промысел в среде кузнецов.

Не исключено, что расположение города на Оке, связывавшей его с Сибирским трактом, я

вилось обстоятельством, вызвавшем расцвет этого промысла в Касимове. Такое располож

ение давало мастерам города возможность сбывать свою продукцию речным путём.

Мастера колокольного дела проживали не только в Касимове. Этим ремеслом занимались

и жители деревни Поповка, Уланова Гора и др.

Касимовские колокольчики заметно отличались от изготовленных в других местах

своей ступенчатой утолщённой верхней частью, красивыми буквами надписей. Литьё кол

окольчиков очень чистое, звон великолепный. Петля, за которую подвешивали язык колок

ольчика, выкована из толстого стержня, что позволялослужить им очень долго. Искусно о

тлитые и подобранные по тону, колокольчики издавали при езде «согласный» звук.

С середины XIX века наблюдалось активное строительство железных дорог.Утрачивали с

воё значение почтовые тракты. Хотя литьё колокольчиков продолжалось и во II половине

XIX в., но объемы производства были незначительны.

Сибирский тракт распадался постепенно, поэтому литьё колокольчиков в Касимове и друг

их городах, тяготевших к нему, продолжалось и в начале XX века. Позднее, с развитием а

втомобильного и железнодорожного транспорта необходимость в поддужных колокольчи

ках отпала. Они сдавались на металлолом. Но были люди, которые стали коллекциониров

ать их, и благодаря этим хранителям мы сохраняем связующую нить времён и узнаём о ма

стерах «железного» дела касимовского края.

Словом, народное искусство, уходящее корнями вглубь веков, продолжает развиват

ься и сегодня. Оно живёт в резных наличниках мещерских изб, в узорчатых вышивках мес

тных вышивальщиц и в изделиях касимовских умельцев, создающих из местного сырья –

глины, дерева, металла уникальные изделия. На базе народного промысла – роспись по

дереву, в Касимове было создано предприятие по производству сувениров. Изделия с

касимовской росписью пользовались большим спросом.

Несмотря на то, что в условиях рыночной экономики были утрачена мотивация мастеров

к народным промыслам, однако интерес к ним не пропал. Поэтому их возрождение,

сохранение и развитие становится важной государственной задачей.



В раздел образования