Напоминание

Методы и принципы обучения по профессиональной подготовке


Автор: Хлыбова Тамара Михайловна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ИО УКПТ
Населённый пункт: г. Усть-Кут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и принципы обучения по профессиональной подготовке
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Усть- Кутский промышленный техникум

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор:

Хлыбова Т.М.

Преподаватель

профессиональных

дисциплин

ГБПОУ ИО УКПТ

высшей категории

Усть-Кут

2022г.

Введение

Профессиональная подготовка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации,

обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в

различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, потребовали

пересмотра

отношения

к

процессам

социализации

и

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ).

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей и

подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отказ от представлений о

«необучаемых

детях»

определили

возникновение

процессов,

направленных

на

создание

безбарьерной образовательной среды для данной категории подростков.

Лица

с

интеллектуальной

недостаточностью

в

настоящее

время

наиболее

многочисленная группа среди лиц с психическими заболеваниями. Для лиц с интеллектуальной

недостаточностью трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним

из

методов

коррекции,

способствует

накоплению

социального

опыта.

Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с интеллектуальной недостаточностью

всегда было сложной задачей для государства, поэтому разработка организационно-методических

основ профессиональной подготовки этой группы лиц становится все более актуальной.

Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд

безработных, пополняющих криминогенную среду.

Часть общества, состоящая из лиц с

интеллектуальной недостаточностью многочисленна и постоянно увеличивается.

В процессе профессиональной подготовки развивается личность подростка с нарушением

интеллектуального развития. Важно уже на ранних этапах трудовой подготовки нацелить

подростков на активную роль в своем профессиональном обучении. Она может проявляться в

выборе собственного профессионального маршрута, умении решать различные профессионально-

трудовые задания. Особенно важными для дальнейшей жизни подростков с нарушениями

интеллектуального

развития

является

развитие

положительного

отношения

к

труду,

формирование навыков поведения в трудовом и учебном коллективе, представлений об их

обязанностях перед обществом.

Глава 1. Особенности обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями

здоровья

1.1. Нормативно-правовые аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями

здоровья

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и

инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере

образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями

здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

правительственные (постановления, распоряжения);

ведомственные (Министерства образования);

региональные (правительственные и ведомственные).

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными

возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю

развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу

соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая

декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-

правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как

социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.

Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым

значимым

международным

документом

в

области

защиты

прав

лиц

с

ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией

61/106

Генеральной

Ассамблеи

от

13

декабря

2006

года).

В

статье

24

Конвенции

говорится: «Государства-участники

признают

право

инвалидов

на

образование.

В

целях

реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-

участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей

жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть

направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного

общества;

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при

котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе

образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О

ратификации Конвенции о правах инвалидов"Россия ратифицировала Конвенцию о правах

инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в

правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение

«инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм

российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между

нормами нет.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип

равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и

начального профессионального образования.

В

свою

очередь,

родителям

предоставляется

право

выбирать

формы

обучения,

образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в

управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ

и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в

области образования, является

Федеральный Закон «Об образовании в Российской

Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013

года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит

ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями

здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с

имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность

образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки

обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении

основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79

установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в

части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее

недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных

условий.

Индивидуальный

учебный

план -

учебный

план,

обеспечивающий

освоение

образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и

образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех

обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных

возможностей;

Адаптированная

образовательная

программа -

образовательная

программа,

адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом

особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,

включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и

воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных

технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление

услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

обеспечение

доступа

в

здания

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность,

и

другие

условия,

без

которых

невозможно

или

затруднено

освоение

образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный

закон

«О

социальной

защите

инвалидов

в

Российской

Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание

лица

инвалидом

осуществляется

федеральным

учреждением

медико-

социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются

Правительством Российской Федерации.

Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной

защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное

воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования,

среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с

индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

(постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) (извлечения)

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:

общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными

возможностями здоровья - всех нуждающихся.

1.2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: понятие и классификация,

психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью (задержкой психического развития и умственной отсталостью)

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения

здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние

окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье

родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-

социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с

ограниченными возможностями». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти

понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем

независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.

Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от

нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или

приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и

воспитания .

Понятие

«дети

с

ограниченными

возможностями»

охватывает

категорию

лиц,

жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием

способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для

человека данного возраста.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых

препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания.

В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными

основаниями для систематики существуют разные классификации.

Так, в классификации предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым , основой которой

является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными

возможностями:

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха);

2)

дети

с

интеллектуальными

нарушениями

(умственная

отсталость

и

задержка

психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;

6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

Умственная

отсталость -

состояние,

обусловленное

врождённым

или

рано

приобретённым

недоразвитием

психики

с

выраженной

недостаточностью

интеллекта,

затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование

личности.

Умственная отсталость характеризуется выраженным снижением интеллектуальных

способностей по сравнению со средними в сочетании с ограничением более 2 функций из

следующих:

коммуникация,

самостоятельность,

социальные

навыки,

самообслуживание,

использование общественных ресурсов, поддержание личной безопасности.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим

видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем

странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для

максимальной коррекции нарушений развития детей.

Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные

изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных

органических повреждений центральной нервной системы. Это такая стадия развития, при

которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой

диффузный

характер

патологического

развития

умственно

отсталых

детей

вытекает

из

особенностей их высшей нервной деятельности.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое

выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в

познании.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его

замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется

значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают

отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда

важный для общего понимания материал.

Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени,

что мешает им ориентироваться в окружающем.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние

стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение

и выполнение задания будет затруднено.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны

с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и

воспроизведение

-

у

умственно

отсталых

имеют

специфические

особенности,

так

как

формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда

случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются

внутренние логические связи.

Так же у умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены

недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная

переключаемость.

Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении

трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу.

Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них

большого напряжения.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой

является неустойчивость эмоций.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость

собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых

процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий

путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы

подражание и импульсивные поступки.

Из-за

непосильности

предъявляемых

требований

у

некоторых

детей

развивается

негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на

характер протекания их деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего,

отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного

планирования собственной деятельности.

Умственно

отсталые

приступают

к

работе

без

необходимой

предшествующей

ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто

уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые

ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным

заданием.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-

волевых процессов умственно отсталых.

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа

психического развития, когда отдельные психические

функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём

развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Задержка психического развития может иметь конституциональное, соматогенное,

психогенное и церебральное происхождение.

При

задержке

психического

развития конституционального

происхождения

-

психическая неустойчивость - эмоционально-волевая сфера ребенка как бы находится лишь на

более ранней возрастной ступени развития.

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен

влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте

(операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко

имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный

рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с

ощущением своей физической неполноценности».

ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными

условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает

в трёх основных случаях:

Недостаточная опека, безнадзорность. У детей не воспитываются формы поведения,

связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной

деятельности, интеллектуальных интересов

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных

родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и

заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения

ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Ребёнок не

самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию,

чрезмерно зависим от взрослых.

Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными

родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность,

агрессия к ребёнку, другими членами семьи.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся

вариант. Среди обучающихся с задержкой психического развития церебрально-органического

происхождения выделяют группы с проявлениями психической неустойчивости и психической

тормозимости.

При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется

несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность.

1.3. Социализация и адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

В

условиях

социально-экономических

преобразований

в

современном

обществе

предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека. У лиц с

ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, процесс

социализации затруднен и специфичен. Следовательно, в условиях образовательной среды

воспитание и обучение детей с нарушениями

интеллекта должно быть направлено на их

дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным нарушением в

течение всего периода их обучения и воспитания. Это не только усвоение учебной программы, но

и всестороннее развитие личности обучающегося, в первую очередь развитие социально значимых

умений и навыков.

Поэтому

одной

из

задач,

которую

решает

коллектив

нашего

Усть-Кутского

промышленного

техникума,

является

создание

условий,

способствующих

становлению

социального опыта, коррекции личности на протяжении всего периода обучения и воспитания.

Проблемы подростков всегда актуальны. В настоящее время в условиях нестабильной социальной

и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи,

девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни,

продолжающейся поляризации слоев населения они особенно остры. Неблагоприятные бытовые,

микро социальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и

длительности воздействия психотравмирующих факторов. Уметь приспосабливаться к условиям

социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка

часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Подростковый возраст - это

рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей

малообразованных,

не

имеющих

навыков

трудиться,

создавать

семью,

быть

хорошими

родителями.

Целью моей работы, как преподавателя профессиональных предметов и классного

руководителя, является поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через

помощь в становлении личности, включение обучающихся

с нарушениями интеллекта в

социальную среду, приобщение к

общественной жизни на уровне их психофизических возможностей, приобщение к общественно-

полезному труду.

Процесс труда в столярном, столярно-механическом, общестроительном цехах, учебных

кабинетах, общежитии техникума перерастает рамки обычного бытового труда в семье и в

некоторых отношениях приобретает качества общественно-полезного труда. Например, убирая

территорию или кабинет, дежуря по столовой и общежитию, занимаясь облагораживанием

территории техникума наши обучающиеся, с одной стороны занимаются самообслуживанием, а с

другой – помогают навести порядок, а это уже общественно-полезный труд.

Он является своеобразной моделью реальной основной составляющей социальной

адаптации, следовательно, при правильной организации трудового обучения в быту социальная

адаптация будет более успешной Проводятся беседы нравственного, правового и экономического

характера.

Вступая в самостоятельную жизнь, обучающийся должен знать не только свои права,

которые предоставляет ему государство, но и обязанности, одна из которых - быть

законопослушным гражданином своей страны. В связи с этим я провожу с обучающимися беседы

на темы правового воспитания.

Готовя подростков к самостоятельной жизни, я работаю и над формированием у них

привычки к здоровому образу жизни, так как современное состояние общества, высочайшие

темпы его изменений предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

Моя задача - воспитывать черты доброжелательности, толерантности, уважения к людям,

желание помочь. Учу общаться друг с другом, а также с противоположным полом, с взрослым

человеком, с незнакомым человеком,

соблюдать правила проживания в общежитии.

Выполнять правила поведения в различных

общественных местах, воспитывать культуру речи.

А также постоянно мною ведется работа по предупреждению конфликтных ситуаций.

Глава 2. Профессиональная подготовка и организация коррекционно-развивающего

обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью

Ведя педагогическую деятельность в государственном бюджетном профессиональном

образовательном учреждении Иркутской области Усть-Кутском промышленном техникуме в

течение 17 лет с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, я выбрала тему своей

выпускной

работы «Профессиональная

подготовка

обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью ».

На протяжении многих лет я являюсь преподавателем профессиональных предметов для

лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям «Столяр строительный»,

«Штукатур», классным руководителем, председателем методической комиссии, в состав которой

входят педагоги, работающие с лицами с ОВЗ. Данный многолетний опыт работы с лицами с

интеллектуальной недостаточностью дал мне возможность раскрыть наиболее полно тему

выпускной работы.

2.1. Цели и задачи обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и

основные мероприятия по организации профессиональной подготовки

Цель обучения:

Создание условий для организации образовательной деятельности обучающихся с

интеллектуальной недостаточностью по программам профессиональной подготовки с целью их

дальнейшей интеграции в обществе и их трудоустройства.

Задачи:

-

организация

образовательной

деятельности

по

программам

профессиональной

подготовки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся,

состоянием их психического здоровья;

-

организация

коррекционно-развивающего

обучения,

оказание

социально-

психологической помощи обучающимся с интеллектуальной недостаточностью;

- адаптация обучающихся с

интеллектуальной недостаточностью в общую среду

обучающихся;

- оказание помощи обучающимся с интеллектуальной недостаточностью в преодолении

трудностей получения профессии и трудоустройстве

Основная задача педагога:

Обучение и саморазвитие лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Для

организации

профессиональной

подготовки

лиц с

интеллектуальной

недостаточностью в техникуме, проводятся следующие мероприятия:

1.

Разработка

образовательных

программ

адаптированных

к

образовательным

потребностям и возможностям обучающихся с

интеллектуальной недостаточностью

и

обеспечивающих их трудоустройство.

В настоящее время разработаны

и

апробированы программы профессиональной

подготовки по следующим специальностям: столяр строительный, штукатур, швея, повар. Они

разработаны на основе требований профессиональных характеристик по этим специальностям для

второго разряда с учетом стандарта начальной профессиональной подготовки по профессиям.

Программы рассчитаны на двухгодичный курс обучения.

Содержание программ не предполагает освоения сложных и квалифицированных видов

работ и включает кроме специальных знаний и умений элементы общетехнической подготовки:

основы охраны и безопасности труда, основы этики и психологии общения, основы трудового

права в рамках знаний, необходимых для трудоустройства.

Учебные программы предусматривают усвоение знаний на первом-втором уровнях

усвоения. Формирование навыков осуществляется на уровне повторения сначала с подсказкой и

помощью, а затем самостоятельно. (Приложение 1)

2.

Построение

обучения,

ориентированного

на

формирование

профессиональных

компетенций обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и на раскрытие их потенциала.

Построение профессионального обучения осуществляется с учетом возможностей лиц с

интеллектуальной недостаточностью. Снижен объем и глубина изучаемого материала, упрощена

структура изучаемого материала, увеличено время на обучение, широко используется наглядность

и практическая деятельность. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания,

умения и навыки должны быть вполне достаточными для того, чтобы подготовить их к труду по

получаемой профессии. В обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью используются

методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия

изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности –

метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение

проводится

пооперационно.

При

изучении

сложных

понятий

осуществляется

опора

на

практическую

деятельность,

широко

используется

наглядность.

Широко

используются

технологические карты для закрепления у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

последовательности выполнения трудовых действий.

Усвоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение –

производственной

практикой

и

квалификационным

экзаменом.

Обучающимся,

успешно

завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о

присвоении соответствующего разряда по специальности.

3. Применение принципов обучения для профессиональной подготовки.

Принципы обучения - это определенная система исходных, основных дидактических

положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую

его эффективность.

Принципы обучения применяемые для профессиональной подготовки: воспитывающей и

развивающей направленности обучения, научности, доступности, наглядности, систематичности и

последовательности, сознательности и активности обучающихся, дифференцированного подхода,

индивидуального подхода,

прочности знаний и умений, самостоятельности,

соответствия

требованиям современного производства.

4. Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся с интеллектуальной

недостаточностью в их личностном профессиональном становлении, посредством проведения

индивидуальных бесед, тематических классных часов, факультативных занятий «Резьба по

дереву», «Виды штукатурных отделок». (Приложение 2)

Тематические классные часы проводятся по следующим направлениям:

1.

Воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения

к

правам,

свободам

и

обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение

Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон

и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям;

2.

Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни

человека;

3.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое

воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

4.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и

стремление

к

здоровому

образу

жизни,

здоровье

нравственное

и

социально-

психологическое

5.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение

к

труду;

творчество

и

созидание;

целеустремленность

и

настойчивость, бережливость.

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об

эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

7.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни.

5.

Активное

вовлечение

обучающихся

с

интеллектуальной

недостаточностью

во

внутритехникумовские, районные и городские конкурсы и мероприятия. (Приложение 3)

6. Обеспечение сохранения здоровья и безопасности обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся - первостепенная задача техникума.

Состояние здоровья обучающихся, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с

другом. Поэтому поставлена задача по сохранению здоровья обучающихся, формированию у них

навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры

здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс

эффективных здоровье сберегающих технологий.

Питание в столовой, осуществляется утром (завтрак) и в обед.

В техникуме работают кружки, секции «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика».

Решению задачи здоровьесбережения способствует обширная просветительская деятельность,

включающая в себя спортивно-оздоровительные мероприятия:

- Спортивно-оздоровительные праздники (например, День здоровья, праздник «Золотая осень»)

- Спортивные соревнования по разным видам спорта.

- Спартакиады (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис)

- Конкурсы ( «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»)

- Однодневные походы

Тесным образом со здоровьесбережением связаны усилия техникума по созданию безопасного

жизненного пространства. Чрезвычайных ситуаций с нарушением систем жизнеобеспечения не

было. Здание техникума соответствует правилам СанПин, соблюдаются все требования к

оборудованию

кабинетов.

Состояние образовательного

учреждения

позволяет

обеспечить

соблюдение требований пожарной безопасности.

2.2. Принципы обучения, применяемые для профессиональной подготовки

В

ГБПОУ ИО «Усть-Кутский промышленный техникум»

обучаются

выпускники

коррекционных классов по профессиям: «Штукатур», «Столяр строительный» со сроком

обучения два года и присвоением I, II, III рабочих разрядов. Они учатся в обособленных

группах, но в одну смену с учащимися, обучающимися на базе общеобразовательной

школы. Опыт работы с такими детьми показывает, что за два года можно подготовить

специалистов из числа подростков с ограниченными образовательными возможностями на

уровне вышеуказанных разрядов. Причем ограничивающим фактором для большинства из

них является сложность теоретического материала. В овладении практическими навыками

обучающиеся

затрудняются

меньше,

особенно

ко

второму

курсу,

что

показывают

результаты контрольного среза знаний, умений и навыков.

Принципы обучения:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения - процесс обучения прежде

всего направлен на формирование у обучающихся разнообразных знаний, умений и

навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие обучающихся.

Воспитывающая направленность обучения

состоит в формировании у обучающихся

нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе.

Воспитывающая направленность предполагает необходимость:

-

организации

занятий,

воспитывающих

организованность,

дисциплинированность,

добросовестность, требовательность к себе, аккуратность, волю в преодолении трудностей

учебы, привычку к самостоятельной работе;

- содержания занятий, вносящего вклад в воспитание патриотизма, профессионализма,

формирование правовых взглядов, убеждений и установок на соблюдение законности, привычек

и потребностей в уважении прав и достоинства других людей, профессиональных привычек,

мотивов к соблюдению норм и правил морали;

- методики занятий, способствующей воспитанию таких качеств, как коллективизм, смелость,

самообладание, активность, самостоятельность, инициативность;

- личного примера и отношения к занятиям, воспитывающих любовь к профессии, желание

овладеть всеми ее тонкостями и достигнуть высот профессионализма, упорство и настой-

чивость в работе над собой.

Профессионализм, личные качества, хороший методический уровень занятий приводят в

действие механизмы внушения, подражания и способствуют возникновению у обучающихся

интереса,

увлеченности,

целеустремленности,

трудолюбия,

добросовестности,

усердия,

требовательности к себе, оказания помощи товарищам.

В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки обучающихся с

интеллектуальной недостаточностью к жизни, направленность обучения на их общее развитие

приобретает особое значение.

Развивающее обучение осуществляется повышением качества уроков путем включения

обучающихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и

самостоятельности.

Развивающая направленность предполагает необходимость:

-развитие интеллекта, профессиональных способностей и деловых качеств у обучающихся в

процессе профессиональной подготовки.

Воспитывающая

и

развивающая

направленность

обучения

пронизывает

всю

профессиональную подготовку.

- научность и доступность обучения - принцип научности тесно связан с принципом

доступности, ведь в конечном счете обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью

могут усваивать только тот материал, который им доступен.

Принцип научности предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее

развития в каждом учебном предмете.

Содержание

обучения

лиц

с

интеллектуальной

недостаточностью

отличается

элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний,

который необходимо усвоить обучающимся, всё должно быть научным, не противоречить

объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям).

Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ, а также в

деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и воспитателей.

У

обучающихся легко могут возникать неправильные, а подчас ложные представления об

окружающей действительности, так как они не в состоянии понимать сущность явлений в

отвлечении от внешних, случайных признаков и связей. Поэтому с самого начала поступления

обучающихся необходимо помогать им познавать окружающий мир с научных позиций, в

соответствии с реальной действительностью.

Принцип

доступности

предполагает

построение

обучения

лиц

с

интеллектуальной

недостаточностью на уровне их реальных учебных возможностей.

Многолетняя

практика

показывают,

что

учебные

возможности

обучающихся

с

интеллектуальной

недостаточностью

весьма

различны.

В

основе

этих

различий

лежат

объективные причины, заключающиеся в неоднородности, степени и характере проявлений

основного и сопутствующих дефектов развития обучающихся. В связи с этим осуществление

принципа доступности отличается определенным своеобразием: с одной стороны, предполагается

неодинаковая степень усвоения программного материала обучающимися, имеющими разные

учебные возможности, с другой — определяется необходимость дифференциации их в обучении с

целью повышения уровня усвоения программного материала.

Принцип доступности реализуется также в постоянной деятельности педагогов путем

применения соответствующих методов и методических приемов. Так как

использование

эффективной

методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для

обучающихся с интеллектуальной недостаточностью учебный материал.

-

систематичность

и

последовательность

обучения

-

сущность

принципа

систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые обучающиеся

приобретают в техникуме, должны быть приведены в определенную логическую систему для

того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е. более успешно применять на практике;

Этот принцип имеет большое значение потому, что для обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью характерна неточность, неполнота или фрагментарность усвоенных знаний,

определенные трудности они испытывают при их воспроизведении и использовании в

практической деятельности.

Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных

программ , комплексно-методического обеспечения так и в каждодневной работе педагога. Это

предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, в тематических

планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь,

когда

последующий

материал

опирается

на

предыдущий,

когда

пройденный

материал

подготавливает обучающихся к усвоению нового.

В моей работе принцип систематичности реализуется в планировании последовательности

прохождения нового учебного материала и в повторении ранее изученного, в проверке

полученных обучающимися знаний и умений, в разработке системы индивидуальной работы с

ними.

- связь обучения с жизнью

- этот принцип отражает обусловленность обучения

общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и

воспитания обучающихся;

Реализация этого принципа состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе

тесной и многогранной связи с окружающей •действительностью, с жизнью, в первую очередь,

местных предприятий, организаций и учреждений. Обучающихся знакомим

с социально-

экономическими и правовыми отношениями на производстве, включаем их в посильные

общественные дела базовых и шефствующих предприятий.

Принимаем участие в общественных мероприятиях (праздники, культурные и спортивные

мероприятия)

В моей повседневной деятельности педагога этот принцип реализуется путем использования

на уроках и во внеклассной работе положительных примеров из жизни, но не следует обходить и

недостатки с обязательным анализом их причин. Для укрепления связи обучения с жизнью также

использую

средства

массовой

информации,

просмотры

телепередач

и

прослушивание радиопередач.

- принцип наглядности - принцип наглядности в обучении означает привлечение

различных наглядных средств в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них

различных умений и навыков.

Принцип наглядности в дидактике впервые был обоснован Я.Л. Коменским. Он писал: «…

ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…поэтому и учение

следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, а с предметного над ними

наблюдения. Мы вообще должны стараться обучать всему при помощи личного наблюдения и

чувственной наглядности». (Я.А.Коменский Великая дидактика М.. 1906 стр. 180).

Сущность

принципа

наглядности

состоит

в

обогащении

обучающихся

чувственным

познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового

материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних

заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную.

Первая способствует усвоению знаний, развитию познавательных способностей, а вторая

развитию внимания, мышления, воображения, чувств, эстетических вкусов, навыков наблюдения.

В своей работе, я использую следующие средства наглядности: реальные модели, натуральные

образцы столярных изделий и соединений, макеты, образцы отделочных материалов, чертежи,

рисунки, эскизы, схемы, фотографии, картины, раздаточный материал, стенды, плакаты,

мультимедийные презентации и т.д.

Необходимо помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения

- сознательность и активность обучающихся - сознательность в обучении означает

понимание обучающимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий,

смысла трудовых действий, приемов и операций.

Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в

практической деятельности.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность обучающихся в

обучении. Познавательная активность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в

большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать. Под

активизацией

учения

понимается

соответствующая

организация

действий

обучающихся,

направленная на осознавание ими учебного материала.

В массовой школе ведущим средством активизации учения школьников считается проблемный

подход в обучении. Сущность его заключается в том, что учитель ставит перед учениками

учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятельно определяют пути поиска

решения этой проблемы, самостоятельно или с помощью учителя находят решение, делают

выводы, обобщения, сравнения.

Проблемный подход как средство активизации учебной деятельности также можно

применять и в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью. Если постепенно подводить

обучающихся к новому учебному материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя их

собственные высказывания с анализом наблюдений или своего опыта, то такое обучение будет

способствовать активизации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. В случаях

неверных высказываний, следует доброжелательно и внимательно относится к ним и терпеливо

объяснять, в чем их ошибка. В противном случае трудно ожидать дальнейшего развития

активности. Доброжелательное отношение ко всем обучающимся в сочетании с разумной

требовательностью,

поощрения за малейшие успехи — важнейшие условия для развития

мыслительной активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

- дифференцированный подход- форма организации учебной деятельности для различных групп

обучающихся.

Обучающиеся

с интеллектуальной недостаточностью по-разному овладевают знаниями,

умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый обучающийся в силу

специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает

индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей

закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого обучающего или группы

неодинаковых условий обучения.

Это возможно при индивидуализации и дифференциации

обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по

степени

помощи

обучающемуся.

Дифференциацию

можно

проводить

по

степени

самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта

результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся – и физических (здоровья), и

психологических,

и

личностных.

В

том

числе

особенностей

мыслительной

деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также

опираюсь на результаты обследований, проводимые нашим психологом.

2.

Выделение отдельных групп обучающихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.

Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные

приёмы, которые помогают обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или

связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4.

Постоянный контроль за результатами работы

обучающихся, в соответствии с

которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Я отношу обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к трем условным группам . Эти

группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - обучающиеся, требующие постоянной помощи

2 группа – обучающиеся, требующие частичной помощи

3группа – обучающиеся, способные справиться самостоятельно

Оучающиеся 1 группы отличаются очень низкой и неустойчивой работоспособностью,

трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти,

внимания, мышления. Этим обучающимся обычно уделяется максимум внимания в ущерб

остальным.

Обучающиеся 2 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной

утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития

памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое

отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на

развитие.

Обучающиеся 3 группы - у них более развиты память, внимание и мышление, их отличают

исполнительность, добросовестность, учебная мотивация. Им необходимо постоянное

ненавязчивое внимание преподавателя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

- индивидуальный подход

1) учет индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения;

2)

создание

психолого-педагогических

условий

не

только

для

развития

всех

обучающихся, но и каждого обучающегося;

3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с

группой преподаватель

взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной

модели, учитывая их личностные особенности

Индивидуализацией обучения следует понимать работу с каждым обучающимся

отдельно, опираясь на знание его личных качеств, мотивации, интересов и способностей

- прочность знаний, умений и навыков

В этом принципе отражаются результаты обучения. Сущность его состоит в том, что техникум

должен вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками, т. е. такими, чтобы они стали

достоянием личности, собственным приобретением обучающегося. Эти знания, умения и навыки

обучающиеся будут воспроизводить и использовать в своей дальнейшем трудовой деятельности.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой,

направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством

является повторение. Повторению для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени

отводится на этот процесс. Повторение — это основа всей учебно-воспитательной работы.

Прочность

усвоения

обучающимися

знаний,

умений

и

навыков

достигается

путем

систематического выполнений упражнений, во время которых закрепляются и совершенствуются

умения и навыки. Существует несколько видов специальных упражнений (установочные,

тренировочные, упражнения в умственных и сенсорных действиях), которые подбираются в

зависимости от этапов формирования умений и навыков.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в

процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления связи между пройденным и

новым.

- самостоятельность-

профессиональная самостоятельность проявляется в привычке и

способностях обучающихся самостоятельно разбираться в требованиях, предъявляемых к работе,

в

умении

самостоятельно

спланировать

трудовой

процесс,

самостоятельно

пользоваться

технической документацией, в стремлении и умении самостоятельно преодолевать встречающиеся

в процессе работы затруднения, предупреждать и устранять неполадки, в умении контролировать

ход и результаты своего труда, в способности взять на себя ответственность.

Соответствие требованиям современного производства - в этом случае подразумевается,

прежде всего, необходимость повышения научно-технического уровня профессиональной

подготовки обучающихся не только с ориентировкой на современный уровень соответствующей

техники в технологии, но и на перспективы их развития. Производственное обучение должно

осуществляться с использованием современного оборудования, доступных для обучающихся

новых технологий. Только при этом условии обучающиеся, окончившие профессиональную

подготовку, смогут быть полноценно востребованными, включиться в современное производство,

успешно пользоваться техническими устройствами.

2.3. Организация коррекционно-развивающего обучения лиц с интеллектуальной

недостаточностью: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа,

консультативно-образовательная работа

Диагностическая работа - Данный вид работ среди обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью необходимо провести в первые же месяцы обучения. Диагностическую работу

я, как классный руководитель, провожу для выявления характера и трудностей при дальнейшем

обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью.

На предварительном этапе я знакомлюсь с личными делами, характеристиками и

медицинскими картами обучающихся.

В процессе обучения я изучаю состояние физического и психического здоровья

обучающихся, формирую характеристики , для применения их в образовательном процессе.

Совместно с педагогом-психологом, путем тестирования, бесед и наблюдения провожу

анализ причин возникновения трудностей в обучении.

Как классный руководитель, проводя совместную работу с родителями и обучающимися

(анкетирования, наблюдение во время занятий, беседа с

родителями)

я

определяю

уровень

организованности

обучающегося,

особенности

его

эмоционально-волевой и личностной сферы и выявляю нарушения в поведении (гиперактивность,

замкнутость, обидчивость и т.д.).

Коррекционно-развивающая работа

Целью коррекционно-развивающей работы является обеспечение своевременной помощи в

освоении программ по профессиональной подготовке и коррекции недостатков в познавательной и

эмоционально-личностной сфере обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Мной, для обеспечения педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью техникума, были разработаны:

- Адаптационные программы по профессиональным предметам;

- Воспитательная программа работы с учебной группой лиц с

интеллектуальной

недостаточностью;

- План работы с родителями по формированию толерантных отношений между

участниками образовательного процесса.

В

техникуме

проводится

регулярный

педагогический

мониторинг

достижений

обучающихся (портфолио).

В учебном заведении я, совместно с педагогом-психологом, веду

карты психолого-

педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

с

интеллектуальной недостаточностью в техникуме:

1) Проводятся плановые посещения медицинских учреждений для диагностики и

профилактики заболеваний.

2) Организованы мероприятия, направленные на сохранение и профилактику здоровья,

формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, условий труда, в том числе:

- Лекции наркологов о вредных привычках и их негативных последствиях;

- Беседы о здоровом образе жизни;

- Концертно-лекционное общение с волонтёрами из антинаркотических организаций

(Приложение 7). (Фото);

- Подготовка и участие в спортивных соревнованиях.

Консультативно-образовательная работа

Целью консультативно-образовательной работы является:

-

обеспечение

непрерывности

специального

индивидуального

сопровождения

обучающихся с интеллектуальной

недостаточностью по вопросам реализации программ

профессиональной подготовки по профессиям «Столяр строительный», «Штукатур»;

-

оказание

консультативной

и

коррекционно-развивающей

помощи

нуждающимся

обучающимся техникума

в преодолении имеющихся проблем и трудностей, определении

возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

Для проведения этой работы я:

- организую консультирование родителей,

подростков по

проблемам

в развитии,

обучении, поведении, общении.

- провожу консультации по профессиональным предметам для обучающихся, для которых

требуются дополнительные занятия.

- обучаю

навыкам, умениям – поведенческим, социальным,

а не просто снабжаю

информацией.

Список литературы

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации:

1.2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право.

Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460 – 464.

1.3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.: по

состоянию на 11.05.1994 г. // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 3. - С.3-44

1) Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб.пособие. - М.: Изд-во

МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. 480с.



В раздел образования