Напоминание

Самостоятельная творческая работа студентов колледжа как одна из форм повышения мотивации к учебной деятельности


Автор: Воинова Яна Викторовна
Должность: преподаватель дисциплин экономического цикла
Учебное заведение: филиал КГА ПОУ "Энергетический колледж"
Населённый пункт: город Артем, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Самостоятельная творческая работа студентов колледжа как одна из форм повышения мотивации к учебной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОВЕ-

ДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ

Автор: Воинова Я.В., преподаватель экономических дисциплин

филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж»

Самостоятельная творческая деятельность студентов является неотъемлемой частью об-

разовательного процесса в колледже. Она углубляет знания, способствует развитию их способ -

ностей, расширяет кругозор через проведение предметных недель. Предметные недели прово-

дятся с целью формирования и повышения мотивации студентов к изучаемым предметам. Что

же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один студент учится с радостью, а другой - с

безразличием?

Мотивация - это побуждение себя и других к активной деятельности для достижения

личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вооб-

ще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вы -

зывал у обучающегося интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному ум -

ственному труду.

Формированию и повышению мотивации способствуют:

- включенность студентов в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы

(через парные, групповые формы работы);

- построение отношения «педагог-студент» не по типу вторжения, а на основе совета, создания

ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (похвала, выдача дополни-

тельных заданий на оценку, различные виды бонусов за выполненные задания и т.д.);

- образная, ярко звучащая речь, укрепление и положительные эмоции в процессе учения;

- использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их сов -

местное и самостоятельное разрешение;

- построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и сту -

дентов;

- развитие самостоятельности и самоконтроля студентов в учебной деятельности, планирова-

ния, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов реше -

ния учебных задач.

Мотивы могут в значительной мере предопределять действия. Они объясняют цель, кото -

рую ставит перед собой студент, предопределяют его поведение, отвечая преимущественно на

вопрос «почему?»

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию

учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может

активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Существует классификация мотивов по различным основаниям. Один из вариантов клас-

сификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неу -

дачи.

Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели,

активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя студенты, мотивированные на избегание неудачи: они неуверенны в себе,

боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.

Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Таблица 2 – Классификация мотивов по различным основаниям

2

Характеристики дея-

тельности

Студенты с мотивом стремления к

успеху

Студенты с мотивом избегания

неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования,

риска с личной ответственностью за

исход.

Избегают рискованных ситуа-

ций, а попадая в них «плывут

по течению».

Цель

Выбирают цели несколько выше сред-

ней степени трудности, успех в кото-

рых позволяет подтвердить самооцен-

ку.

Ставят либо очень легкие,

либо очень трудные цели, так,

чтобы успех или неуспех не

влиял на самооценку.

Действия

Настойчивы и упорны в достижении

цели, действуют самостоятельно.

Склонны к поиску помощи и

поддержки, к отвлечению от

деятельности (фантазирова-

нию).

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохра-

няют или снижают уровень сложно-

сти, в случае удачи – повышают.

Эффективны в случае легких

целей. При неудаче отказыва-

ются от реалистичной страте-

гии.

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной свя-

зи и реагируют на нее.

Не стремятся получать инфор-

мацию или игнорируют ее.

Самооценка и атрибу-

ция причин

Самооценка реалистичная и устойчи-

вая. Успех рассматривают как ре-

зультат усилий, неудачу как следствие

стечения обстоятельств.

Чаще завышенная, занижен-

ная, неустойчивая самооценка,

успех рассматривается как

случайность, а неудача – как

проявление плохих способно-

стей.

Очень важным при проведении предметных недель является вопрос об эталонах мотива-

ции (типах), с которыми следует соотносить уровень развития мотивации у конкретного студен -

та.

Выделяется три типа ступеней включенности студента в учебную деятельность:

Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов,

познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить

учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения

выполнять задания по развернутой

инструкции. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность

не сформирована.

Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличи-

ем неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних

учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга.

Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и

инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.

Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению.

Для студентов с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение моти-

вов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить

перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать

препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, ти -

пичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие студенты пред -

видят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразо-

вательную.

Чтобы безразличное и отрицательное отношение к обучению у студентов переросло в по -

ложительное, чтобы они стали более мотивированы учебой, с этой целью в образовательном

3

процессе используются приемы мотивации, которые дают положительные результаты при усво -

ении учебного материала.

Таблица 2 - Приёмы мотивации, которые дают положительные результаты при изучении пред-

метов

Прием мотивации

Последствия применения приема

Создание проблемной ситуа-

ции, групповая работа

Повышение

интереса

к

учебе,

развитие

коммуникативной

функции развития речи, умение работать в команде, коллективе

Уроки-соревнования, работа

малыми группами

Повышение интереса к учебе, развитие социальных мотивов,

развитие коммуникативной функции развития речи, повыше-

ние

эффективности

мотивации

через

проведение

урока-

соревнования

Уроки – деловые игры

Повышение интереса к учебе, развитие социальных мотивов,

развитие коммуникативной функции развития речи, вовлече-

ние учащихся в активную деятельность на уроках.

Презентация

-

мощное

сред-

ство наглядности

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать

уроки более интересными, включает в процесс восприятия не

только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает сту-

дентам

глубже

погрузиться

в

изучаемый

материал,

сделать

процесс обучения менее утомительным.

Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладе-

ние сложным материалом. Фрагменты уроков, на которых ис-

пользуется презентация, отражают один из главных принци-

пов создания современного урока - принцип фасциации (при-

влекательности).

Защита мини-проектов (интер-

активный урок)

Повышение

интереса

к

учебе,

развитие

коммуникативной

функции развития речи.

Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом образовательной деятельно -

сти.

2. Через мотивацию формируется определённое отношение студентов к изучению предметов и

осознаётся ценностная значимость для личностного развития.

3. Через повышение мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познава -

тельных процессов.

4. Через самостоятельную творческую деятельность в рамках предметных недель повышается

мотивация учебной деятельности у студентов колледжа, формируются приемы самостоятельно -

го приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной

позиции.

4

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Богачкина Н.А., Педагогика и психология. – М: Омега – Л, 2012г.

2.

Овсянникова. В. М., Мотивация инновационной деятельности.— Витебск, 2013.

3.

Павлова Р.Ю., Материалы семинара по проблемам мотивации обучения 2015г.

4.

Фалькович Т.А., Межличностное общение- М:, 2012г.



В раздел образования