Автор: Воинова Яна Викторовна
Должность: преподаватель дисциплин экономического цикла
Учебное заведение: филиал КГА ПОУ "Энергетический колледж"
Населённый пункт: город Артем, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Самостоятельная творческая работа студентов колледжа как одна из форм повышения мотивации к учебной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
1
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОВЕ-
ДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ
Автор: Воинова Я.В., преподаватель экономических дисциплин
филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж»
Самостоятельная творческая деятельность студентов является неотъемлемой частью об-
разовательного процесса в колледже. Она углубляет знания, способствует развитию их способ -
ностей, расширяет кругозор через проведение предметных недель. Предметные недели прово-
дятся с целью формирования и повышения мотивации студентов к изучаемым предметам. Что
же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один студент учится с радостью, а другой - с
безразличием?
Мотивация - это побуждение себя и других к активной деятельности для достижения
личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вооб-
ще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вы -
зывал у обучающегося интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному ум -
ственному труду.
Формированию и повышению мотивации способствуют:
- включенность студентов в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы
(через парные, групповые формы работы);
- построение отношения «педагог-студент» не по типу вторжения, а на основе совета, создания
ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (похвала, выдача дополни-
тельных заданий на оценку, различные виды бонусов за выполненные задания и т.д.);
- образная, ярко звучащая речь, укрепление и положительные эмоции в процессе учения;
- использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их сов -
местное и самостоятельное разрешение;
- построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и сту -
дентов;
- развитие самостоятельности и самоконтроля студентов в учебной деятельности, планирова-
ния, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов реше -
ния учебных задач.
Мотивы могут в значительной мере предопределять действия. Они объясняют цель, кото -
рую ставит перед собой студент, предопределяют его поведение, отвечая преимущественно на
вопрос «почему?»
Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию
учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может
активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.
Существует классификация мотивов по различным основаниям. Один из вариантов клас-
сификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неу -
дачи.
Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели,
активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.
Иначе ведут себя студенты, мотивированные на избегание неудачи: они неуверенны в себе,
боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.
Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.
Таблица 2 – Классификация мотивов по различным основаниям
2
Характеристики дея-
тельности
Студенты с мотивом стремления к
успеху
Студенты с мотивом избегания
неудач
Ситуация достижения
Активно ищут ситуации соревнования,
риска с личной ответственностью за
исход.
Избегают рискованных ситуа-
ций, а попадая в них «плывут
по течению».
Цель
Выбирают цели несколько выше сред-
ней степени трудности, успех в кото-
рых позволяет подтвердить самооцен-
ку.
Ставят либо очень легкие,
либо очень трудные цели, так,
чтобы успех или неуспех не
влиял на самооценку.
Действия
Настойчивы и упорны в достижении
цели, действуют самостоятельно.
Склонны к поиску помощи и
поддержки, к отвлечению от
деятельности (фантазирова-
нию).
Результат
Эффективны, в случае неудачи сохра-
няют или снижают уровень сложно-
сти, в случае удачи – повышают.
Эффективны в случае легких
целей. При неудаче отказыва-
ются от реалистичной страте-
гии.
Оценка окружающих
Стремятся к получению обратной свя-
зи и реагируют на нее.
Не стремятся получать инфор-
мацию или игнорируют ее.
Самооценка и атрибу-
ция причин
Самооценка реалистичная и устойчи-
вая. Успех рассматривают как ре-
зультат усилий, неудачу как следствие
стечения обстоятельств.
Чаще завышенная, занижен-
ная, неустойчивая самооценка,
успех рассматривается как
случайность, а неудача – как
проявление плохих способно-
стей.
Очень важным при проведении предметных недель является вопрос об эталонах мотива-
ции (типах), с которыми следует соотносить уровень развития мотивации у конкретного студен -
та.
Выделяется три типа ступеней включенности студента в учебную деятельность:
Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов,
познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить
учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения
выполнять задания по развернутой
инструкции. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность
не сформирована.
Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличи-
ем неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних
учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга.
Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и
инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.
Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению.
Для студентов с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение моти-
вов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить
перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать
препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, ти -
пичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие студенты пред -
видят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразо-
вательную.
Чтобы безразличное и отрицательное отношение к обучению у студентов переросло в по -
ложительное, чтобы они стали более мотивированы учебой, с этой целью в образовательном
3
процессе используются приемы мотивации, которые дают положительные результаты при усво -
ении учебного материала.
Таблица 2 - Приёмы мотивации, которые дают положительные результаты при изучении пред-
метов
Прием мотивации
Последствия применения приема
Создание проблемной ситуа-
ции, групповая работа
Повышение
интереса
к
учебе,
развитие
коммуникативной
функции развития речи, умение работать в команде, коллективе
Уроки-соревнования, работа
малыми группами
Повышение интереса к учебе, развитие социальных мотивов,
развитие коммуникативной функции развития речи, повыше-
ние
эффективности
мотивации
через
проведение
урока-
соревнования
Уроки – деловые игры
Повышение интереса к учебе, развитие социальных мотивов,
развитие коммуникативной функции развития речи, вовлече-
ние учащихся в активную деятельность на уроках.
Презентация
-
мощное
сред-
ство наглядности
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать
уроки более интересными, включает в процесс восприятия не
только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает сту-
дентам
глубже
погрузиться
в
изучаемый
материал,
сделать
процесс обучения менее утомительным.
Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладе-
ние сложным материалом. Фрагменты уроков, на которых ис-
пользуется презентация, отражают один из главных принци-
пов создания современного урока - принцип фасциации (при-
влекательности).
Защита мини-проектов (интер-
активный урок)
Повышение
интереса
к
учебе,
развитие
коммуникативной
функции развития речи.
Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом образовательной деятельно -
сти.
2. Через мотивацию формируется определённое отношение студентов к изучению предметов и
осознаётся ценностная значимость для личностного развития.
3. Через повышение мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познава -
тельных процессов.
4. Через самостоятельную творческую деятельность в рамках предметных недель повышается
мотивация учебной деятельности у студентов колледжа, формируются приемы самостоятельно -
го приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной
позиции.
4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Богачкина Н.А., Педагогика и психология. – М: Омега – Л, 2012г.
2.
Овсянникова. В. М., Мотивация инновационной деятельности.— Витебск, 2013.
3.
Павлова Р.Ю., Материалы семинара по проблемам мотивации обучения 2015г.
4.
Фалькович Т.А., Межличностное общение- М:, 2012г.