Напоминание

Опыт семейного устройства в ГБУ ЦССВ «Берег надежды»


Автор: Харлак Светлана Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ " Берег надежды "
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Опыт семейного устройства в ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Опыт семейного устройства в ГБУ ЦССВ «Берег надежды»

На сегодняшний день жизненные перспективы детей, оставшихся без попечения

родителей, существенно расширены благодаря такому новому для России социально-

психологическому явлению, как замещающая семья.

Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать

ему жизненный стержень, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по

бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и

самоутверждения.

Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без

семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная

опора в жизни, ось социализации.

Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление

позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

Актуальность проблемы устройства ребенка в семью не вызывает сомнений.

Феномен такой семьи позволяет решить проблему семейного устройства ребенка и,

возможно, стать первым шагом к окончательному усыновлению.

Термин «замещающая семья», обозначает любые формы семейного устройства ребенка:

опека (попечительство), патронат, приемная семья и традиционное усыновление.

В 2015 году на базе нашего учреждения организована служба содействия передаче

воспитанника на семейные формы устройства, целью которой является реализация

комплекса

мероприятий,

направленных

на

подготовку

ребёнка

к

устройству

в

замещающую семью. А так же, психолого-педагогическая подготовка детей к жизни в

замещающих

семьях;

создание

условий

для

поддержания

благоприятного

психологического климата в семье, оптимального для полноценного и всестороннего

развития детей, для их дальнейшей успешной социализации.

Основными задачами службы являются:

1.

Выявление индивидуальных потребностей детей в заботе и уходе, разработка на их

основе рекомендаций по подбору семьи.

2.

Преодоление негативных последствий травматических ситуаций, пережитых

детьми.

3.

Формирование у детей позитивного образа семьи, представлений о семейной

системе и внутрисемейных взаимоотношениях.

4.

Формирование у детей мотивации на проживание в замещающей семье

5.

Оказание своевременной профессиональной помощи принимающим семьям с

целью предупреждения и разрешения возникающих проблем, и как следствие

предотвращение отказа от ребенка.

Направлением работы службы содействия передачи воспитанника на семейные формы

устройства является работа с кандидатами в приёмные родители, которая заключается в

привлечении, отборе и подготовке замещающих родителей, разработке и реализации

программы сближения.

Направление

деятельности

Ответственные

лица

Методы, техники, формы

работы

Комплексная диагностика

Педагоги-

Диагностический

и реабилитация ребенка

психологи, врач-

педиатр,

социальный

педагог, учитель-

дефектолог,

воспитатели

инструментарий, Анкетирование,

тестирование

Работа по формированию

психологической

готовности ребенка к

устройству в семью

Педагоги -

психологи, врач-

психотерапевт,

социальные

педагоги

Техники работы с психотравмой

Техники переживания ребенком

горя и утраты семьи, близких

людей (арт-терапия, песочная

терапия, сказко-терапия и т.д.)

Техники принятия собственной

истории, прошлого и осознание

своего настоящего и будущего

(книга жизни)

Работа по мотивации

ребенка к жизни в

замещающей семье

Педагоги-психологи

Составление книги жизни,

семейного альбома,

генеалогического древа и т.д.

Работа по формированию

адекватного восприятия

образа будущей семьи и

места ребенка в ней

Педагоги-психологи,

врач-психотерапевт,

социальные

педагоги,

воспитатели

Беседы, просмотр телепередач,

чтение литературы, встречи

Работа по формированию и

развитию навыков

самообслуживания и

самостоятельности ребенка

Воспитатели,

педагоги

дополнительного

образования и др.

Практические занятия (кружки),

занятия в детских объединениях

Социально-правовая

защищенность

передаваемого ребенка

Социальные

педагоги,

юрисконсульт

Беседы по профориентации,

правовому воспитанию, здорового

образа жизни, круглые столы.

Организация совместной

работы ребенка и

замещающей семьи

Педагоги-психологи,

социальные педагоги

Гостевая семья, организованные

встречи

Подготовка ребенка к

расставанию с центром

сопровождения

Педагоги-психологи,

методист,

воспитатели

Ритуал расставания Прощальный

праздник

Альбом на память

Подарки, фотографии, пожелания

Переезд ребенка в

замещающую семью

Директор,

социальный педагог

Напутствие

Передача пакета документов

Специалисты по семейному устройству используют следующие формы работы:

В профилактической и просветительской работе со всеми используются разнообразные

формы: лекции, беседы, конкурсы, выездные мероприятия (театры, музеи) игры,

тренинги, спортивные соревнования. На мой взгляд, важна не сама форма, а её

содержание. Просветительская работа

с замещающими семьями, готовыми принять на

воспитание детей, лишённых родительского попечения проводится с целью профилактики

вторичного сиротства, снижению рисков повторного возврата ребёнка в учреждение.

Консультирование

граждан,

изъявивших

желание

стать

приёмными

родителями,

проводится по запросу в дни открытых дверей, дни Аиста, на Субботних посиделках.

Сотрудничество

семьи

и

специалистов

в

процессе

подбора

семьи,

знакомства,

установления контакта, установления отношений, снижает риски адаптации детей при

вхождении в семью и является средством профилактики вторичных отказов от детей.

Как показывает практика, только через создание образа реально ожидаемого

будущего ребенка, возможно кардинально повлиять на его настоящее.

Формирование у ребенка точного образа семьи – представлений о внутрисемейных

взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях – способствует актуализации

семейного будущего ребенка.

Подготовка к жизни в замещающей семье начинается на занятиях по семейному

устройству. Во время проведения занятий с воспитанниками

необходимо создавать

модель семьи,

ориентируя их одновременно в функциональной структуре семьи,

семейных нормах и правилах и социально-бытовом контексте повседневной жизни семьи.

Рассказывая ребенку о семье, нужно обсудить с ним, что положительного может дать

семья (семейный опыт, возможности развития, защиту, заботу человека, который будет

рядом, настоящих друзей в лице потенциальных братьев и сестер.

Индивидуаль-но/

групповое

консультирование

Субботние

посиделки

Семинары, Дни

Аиста, Дни

открытых дверей

Совместные

занятия

кандидатов с

воспитанниками

Индивидуальные

и групповые

занятия

Психолого-

медико-

педагогический

консилиум

Формы

работы

Основной смысл подготовки на данном этапе – управление ожиданиями ребенка. У

многих

детей,

побывавших

в

семьях

на

каникулах,

складывается

впечатление

идеализированного, праздничного образа семейной жизни. Важно, работая со страхами

ребенка, связанными с ситуацией семейного устройства, одновременно избежать

формирования у него идеализированного образа семьи.

Все эти методы помогут ребенку менее болезненно пережить опыт прошлого, адекватно

воспринять информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

В работе по подготовке детей используются следующие программы:

"

"

Занятия

с

детьми

проводятся

педагогом

психологом

и

социальным

педагогом.

Воспитанники с удовольствием

посещают занятия, активно включаются в работу,

получают новые знания о семейных традициях.

В результате чего в детском сознании формируется мотивация на проживание в

замещающей семье.

Опыт общения с детьми на занятиях, является определяющим

фактором в подборе семьи для конкретного ребёнка. У детей формируется стойкая

мотивация на проживание в замещающей семье

Эффективность данной программы подтверждается высокими статистическими

показателями по передаче воспитанников в замещающие семьи и выполнением

государственного задания.

Необходимо

отметить

результативность, эффективность работы службы, которая

выражается в высоких показателях, полученных по результатам проведенной работы

В 2012 году -7 чел

В 2013 году -9 человек

В 2014 году-гос. задание 13 (передано14 человек)

В 2015 году-26 человек.

В 2016 году-гос. задание 26чел (передано 26 чел)

"Маленькие

истины

детской души"

"Мир семьи"

"Устройство

детей в

замещающую

семью"

В 2017 году, по гос.заданию 25 чел (передано 26 чел)

В 2018 году-13 чел,

В 2019году- 25 чел.в соответствии с гос. заданием.

В 2020 – 2021 году 5 и 6 чел. соответственно.

В 2022 передано в приёмные семьи на постоянное проживание 34 воспитанника.

Великий Федор Михайлович Достоевский сказал: «Без зачатков положительного и

прекрасного нельзя входить в жизнь из детства, без зачатков положительного и

прекрасного нельзя пускать поколение в путь».



В раздел образования