Автор: Харлак Светлана Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ " Берег надежды "
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Опыт семейного устройства в ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
Раздел: среднее профессиональное
Опыт семейного устройства в ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
На сегодняшний день жизненные перспективы детей, оставшихся без попечения
родителей, существенно расширены благодаря такому новому для России социально-
психологическому явлению, как замещающая семья.
Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать
ему жизненный стержень, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по
бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и
самоутверждения.
Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без
семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная
опора в жизни, ось социализации.
Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление
позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.
Актуальность проблемы устройства ребенка в семью не вызывает сомнений.
Феномен такой семьи позволяет решить проблему семейного устройства ребенка и,
возможно, стать первым шагом к окончательному усыновлению.
Термин «замещающая семья», обозначает любые формы семейного устройства ребенка:
опека (попечительство), патронат, приемная семья и традиционное усыновление.
В 2015 году на базе нашего учреждения организована служба содействия передаче
воспитанника на семейные формы устройства, целью которой является реализация
комплекса
мероприятий,
направленных
на
подготовку
ребёнка
к
устройству
в
замещающую семью. А так же, психолого-педагогическая подготовка детей к жизни в
замещающих
семьях;
создание
условий
для
поддержания
благоприятного
психологического климата в семье, оптимального для полноценного и всестороннего
развития детей, для их дальнейшей успешной социализации.
Основными задачами службы являются:
1.
Выявление индивидуальных потребностей детей в заботе и уходе, разработка на их
основе рекомендаций по подбору семьи.
2.
Преодоление негативных последствий травматических ситуаций, пережитых
детьми.
3.
Формирование у детей позитивного образа семьи, представлений о семейной
системе и внутрисемейных взаимоотношениях.
4.
Формирование у детей мотивации на проживание в замещающей семье
5.
Оказание своевременной профессиональной помощи принимающим семьям с
целью предупреждения и разрешения возникающих проблем, и как следствие
предотвращение отказа от ребенка.
Направлением работы службы содействия передачи воспитанника на семейные формы
устройства является работа с кандидатами в приёмные родители, которая заключается в
привлечении, отборе и подготовке замещающих родителей, разработке и реализации
программы сближения.
Направление
деятельности
Ответственные
лица
Методы, техники, формы
работы
Комплексная диагностика
Педагоги-
Диагностический
и реабилитация ребенка
психологи, врач-
педиатр,
социальный
педагог, учитель-
дефектолог,
воспитатели
инструментарий, Анкетирование,
тестирование
Работа по формированию
психологической
готовности ребенка к
устройству в семью
Педагоги -
психологи, врач-
психотерапевт,
социальные
педагоги
Техники работы с психотравмой
Техники переживания ребенком
горя и утраты семьи, близких
людей (арт-терапия, песочная
терапия, сказко-терапия и т.д.)
Техники принятия собственной
истории, прошлого и осознание
своего настоящего и будущего
(книга жизни)
Работа по мотивации
ребенка к жизни в
замещающей семье
Педагоги-психологи
Составление книги жизни,
семейного альбома,
генеалогического древа и т.д.
Работа по формированию
адекватного восприятия
образа будущей семьи и
места ребенка в ней
Педагоги-психологи,
врач-психотерапевт,
социальные
педагоги,
воспитатели
Беседы, просмотр телепередач,
чтение литературы, встречи
Работа по формированию и
развитию навыков
самообслуживания и
самостоятельности ребенка
Воспитатели,
педагоги
дополнительного
образования и др.
Практические занятия (кружки),
занятия в детских объединениях
Социально-правовая
защищенность
передаваемого ребенка
Социальные
педагоги,
юрисконсульт
Беседы по профориентации,
правовому воспитанию, здорового
образа жизни, круглые столы.
Организация совместной
работы ребенка и
замещающей семьи
Педагоги-психологи,
социальные педагоги
Гостевая семья, организованные
встречи
Подготовка ребенка к
расставанию с центром
сопровождения
Педагоги-психологи,
методист,
воспитатели
Ритуал расставания Прощальный
праздник
Альбом на память
Подарки, фотографии, пожелания
Переезд ребенка в
замещающую семью
Директор,
социальный педагог
Напутствие
Передача пакета документов
Специалисты по семейному устройству используют следующие формы работы:
В профилактической и просветительской работе со всеми используются разнообразные
формы: лекции, беседы, конкурсы, выездные мероприятия (театры, музеи) игры,
тренинги, спортивные соревнования. На мой взгляд, важна не сама форма, а её
содержание. Просветительская работа
с замещающими семьями, готовыми принять на
воспитание детей, лишённых родительского попечения проводится с целью профилактики
вторичного сиротства, снижению рисков повторного возврата ребёнка в учреждение.
Консультирование
граждан,
изъявивших
желание
стать
приёмными
родителями,
проводится по запросу в дни открытых дверей, дни Аиста, на Субботних посиделках.
Сотрудничество
семьи
и
специалистов
в
процессе
подбора
семьи,
знакомства,
установления контакта, установления отношений, снижает риски адаптации детей при
вхождении в семью и является средством профилактики вторичных отказов от детей.
Как показывает практика, только через создание образа реально ожидаемого
будущего ребенка, возможно кардинально повлиять на его настоящее.
Формирование у ребенка точного образа семьи – представлений о внутрисемейных
взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях – способствует актуализации
семейного будущего ребенка.
Подготовка к жизни в замещающей семье начинается на занятиях по семейному
устройству. Во время проведения занятий с воспитанниками
необходимо создавать
модель семьи,
ориентируя их одновременно в функциональной структуре семьи,
семейных нормах и правилах и социально-бытовом контексте повседневной жизни семьи.
Рассказывая ребенку о семье, нужно обсудить с ним, что положительного может дать
семья (семейный опыт, возможности развития, защиту, заботу человека, который будет
рядом, настоящих друзей в лице потенциальных братьев и сестер.
Индивидуаль-но/
групповое
консультирование
Субботние
посиделки
Семинары, Дни
Аиста, Дни
открытых дверей
Совместные
занятия
кандидатов с
воспитанниками
Индивидуальные
и групповые
занятия
Психолого-
медико-
педагогический
консилиум
Формы
работы
Основной смысл подготовки на данном этапе – управление ожиданиями ребенка. У
многих
детей,
побывавших
в
семьях
на
каникулах,
складывается
впечатление
идеализированного, праздничного образа семейной жизни. Важно, работая со страхами
ребенка, связанными с ситуацией семейного устройства, одновременно избежать
формирования у него идеализированного образа семьи.
Все эти методы помогут ребенку менее болезненно пережить опыт прошлого, адекватно
воспринять информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.
В работе по подготовке детей используются следующие программы:
"
"
Занятия
с
детьми
проводятся
педагогом
психологом
и
социальным
педагогом.
Воспитанники с удовольствием
посещают занятия, активно включаются в работу,
получают новые знания о семейных традициях.
В результате чего в детском сознании формируется мотивация на проживание в
замещающей семье.
Опыт общения с детьми на занятиях, является определяющим
фактором в подборе семьи для конкретного ребёнка. У детей формируется стойкая
мотивация на проживание в замещающей семье
Эффективность данной программы подтверждается высокими статистическими
показателями по передаче воспитанников в замещающие семьи и выполнением
государственного задания.
Необходимо
отметить
результативность, эффективность работы службы, которая
выражается в высоких показателях, полученных по результатам проведенной работы
В 2012 году -7 чел
В 2013 году -9 человек
В 2014 году-гос. задание 13 (передано14 человек)
В 2015 году-26 человек.
В 2016 году-гос. задание 26чел (передано 26 чел)
"Маленькие
истины
детской души"
"Мир семьи"
"Устройство
детей в
замещающую
семью"
В 2017 году, по гос.заданию 25 чел (передано 26 чел)
В 2018 году-13 чел,
В 2019году- 25 чел.в соответствии с гос. заданием.
В 2020 – 2021 году 5 и 6 чел. соответственно.
В 2022 передано в приёмные семьи на постоянное проживание 34 воспитанника.
Великий Федор Михайлович Достоевский сказал: «Без зачатков положительного и
прекрасного нельзя входить в жизнь из детства, без зачатков положительного и
прекрасного нельзя пускать поколение в путь».